Презентация на тему ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУЩНОСТИ ПРАВА. ЕСТЕСТВЕННОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО

Презентация на тему ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУЩНОСТИ ПРАВА. ЕСТЕСТВЕННОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО, из раздела: Разное.  Презентацию в формате PowerPoint (pptx) можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них. Все права принадлежат авторам презентаций: Политика защиты авторских прав

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУЩНОСТИ ПРАВА.  ЕСТЕСТВЕННОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУЩНОСТИ ПРАВА. ЕСТЕСТВЕННОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО



Слайд 2

План1.	Сущность права, ее стороны и проявления.2.	Способы философского обоснования права.3.	Позитивное право и естественное

План

1. Сущность права, ее стороны и проявления.
2. Способы философского обоснования права.
3. Позитивное право и естественное право в их соотношении.
4. Основные типы и школы правопонимания.


Слайд 3

Вопрос 1. Сущность права, ее стороны и проявления Сущность – фундаментальное свойство

Вопрос 1. Сущность права, ее стороны и проявления


Сущность – фундаментальное свойство бытия, знание которой делает человека свободным.
Благодаря сущности обеспечивается идентичность вещей и процессов, сама вещь является именно той вещью, а не другой.
Сущность раскрывает функциональное назначение предмета.


Слайд 4

Значение категории «сущность» в философии праваДля философии сущность права заключается в его

Значение категории «сущность» в философии права

Для философии сущность права заключается в его значении для существования и развития человека.
Поскольку сам человек – это, в первую очередь, свобода, то право рассматривается именно в перспективе человеческой свободы.


Слайд 5

Задача философии права при изучении сущности права:осуществить легитимацию права в перспективе бытия

Задача философии права при изучении сущности права:

осуществить легитимацию права в перспективе бытия человека и переформулировать имеющееся понятие права в философское понятие права.


Слайд 6

Философские подходы к определению сущности праваПраво рассматривается через принуждение;Право обосновывается через категории

Философские подходы к определению сущности права

Право рассматривается через принуждение;
Право обосновывается через категории справедливости, равенства, свободы;
Право - средство коммуникации;
Право - всеобщая равная мера регуляции, свободы и справедливости;
Право – способ социального нормирования;
Право – особое волевое отношение.


Слайд 7

Философские традиции в определении сущности праваМетафизическая (сущность права не зависит от человека

Философские традиции в определении сущности права

Метафизическая (сущность права не зависит от человека и человечества, имеет объективный, трансцендентный (сверхопытный, трудно объяснимый) статус и отыскивается, обнаруживается людьми);
Позитивистская (право есть продукт истории и культуры и не открывается, а создается людьми с учетом конкретных особенностей места и времени).


Слайд 8

Вывод:  Сущность обнаруживает себя различными сторонами в зависимости от того, какая

Вывод: Сущность обнаруживает себя различными сторонами в зависимости от того, какая из них оказывается востребованной. Сущность права – это процесс порождения смыслов права.


Слайд 9

Смысл права – значение, которое придается праву в тот или иной момент времени, его ценность.

Смысл права – значение, которое придается праву в тот или иной момент времени, его ценность.


Слайд 10

Основные смыслы права1. Объективный (право – система исходящих от государства и обеспечиваемых

Основные смыслы права

1. Объективный (право – система исходящих от государства и обеспечиваемых им норм).
2. Субъективный (право – вид и мера юридически дозволенного поведения субъекта права).


Слайд 11

Вопрос 2. Способы философского обоснования права Обоснование – мыслительная процедура, в ходе

Вопрос 2. Способы философского обоснования права

Обоснование – мыслительная процедура, в ходе которой определенные знания, нормы и установки используются для принятия каких-либо утверждений или практических действий.


Слайд 12

Способы философского обоснования права классический рационально-метафизический (основано на постижении предельных оснований бытия

Способы философского обоснования права

классический рационально-метафизический (основано на постижении предельных оснований бытия и мышления: сущность права открывается через различные субъект-объектные отношения);
эмпирико-позитивистский (мышление признается практически и исторически локализованным; отрицается существование критериев истинности права, выходящих за пределы этой локальности: сущность права создается по принципу интерсубъективности).


Слайд 13

Правовой объективизм (право обосновывается из объективной реальности)Юридический биологизм;Юридический экономизм;Политический объективизм;Культурно-исторический объективизм;Социологический объективизм.

Правовой объективизм (право обосновывается из объективной реальности)

Юридический биологизм;
Юридический экономизм;
Политический объективизм;
Культурно-исторический объективизм;
Социологический объективизм.


Слайд 14

Правовой субъективизм (право сосредоточено на субъекте как носителе должного)Рационализм (источник правопорядка должен

Правовой субъективизм (право сосредоточено на субъекте как носителе должного)

Рационализм (источник правопорядка должен быть найден в идее права);
Философия ценностей (источником правопорядка признается чувство, что в данных условиях справедливо или несправедливо).


Слайд 15

Вопрос 3. Позитивное и естественное право в их соотношенииСуть идеи естественного права:наряду

Вопрос 3. Позитивное и естественное право в их соотношении

Суть идеи естественного права:
наряду с правом, созданным людьми, выраженным в законах (позитивным правом), существует естественное право – сумма требований, рожденных непосредственно, без какого-либо человеческого участия, самой жизнь общества, объективными условиями жизнедеятельности человека, то есть естественным ходом вещей.


Слайд 16

Естественное право:совокупность априорных нравственных требований, предъявляемых к положительному праву, критическая инстанция, дающая

Естественное право:

совокупность априорных нравственных требований, предъявляемых к положительному праву, критическая инстанция, дающая нравственную оценку позитивного права с точки зрения его справедливости или несправедливости (Платон, Кант)


Слайд 17

Естественное право:необходимая и неизменная основа действующего законодательства, не существующая вне его, т.е.

Естественное право:

необходимая и неизменная основа действующего законодательства, не существующая вне его, т.е. естественные принципы права ищут внутри действующего права, которое рассматривается как реализующаяся в истории надприродная цель права (Аристотель, Гегель).


Слайд 18

Естественное право - совокупность объективных социальных ценностей и потребностей человеческого бытия (свобода,

Естественное право - совокупность объективных социальных ценностей и потребностей человеческого бытия (свобода, равенство, справедливость и др.), а также универсальные нормы и принципы, находящиеся в основе всех правовых систем мировой цивилизации.


Слайд 19

Значение естественного права:Нормы естественного права призваны защищать права человека, которые обусловлены особенностями

Значение естественного права:

Нормы естественного права призваны защищать права человека, которые обусловлены особенностями его природы;
Требования естественного права категоричны, неподвластны конкретным ситуациям (в том числе произволу отдельных лиц), неотвратимы отрицательными последствиями при их игнорировании.


Слайд 20

Позитивное право – правовые нормы, оформленные как система законодательства, поддерживаемого силой данного

Позитивное право – правовые нормы, оформленные как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период. Позитивное право существует в виде норм, институтов, выраженных в законах и других источниках права.


Слайд 21

Различия между позитивным и естественным правом

Различия между позитивным и естественным правом


Слайд 22

Естественное право считается производным от естественного порядка вещей (мироздания, в том числе

Естественное право считается производным от естественного порядка вещей (мироздания, в том числе природы человека); позитивное право - искусственное создание, сотворенное людьми; нормы позитивного права могут как соответствовать принципам естественного миропорядка, так и противоречить им.


Слайд 23

С помощью естественного права, его норм и принципов индивидуальное правосознание связывает свое

С помощью естественного права, его норм и принципов индивидуальное правосознание связывает свое существование с универсальными, всеобщими началами бытия. С помощью позитивного права оно связывает свое бытие с конкретным государством и его институтами.


Слайд 24

Естественное право возникло вместе с первыми ростками человеческой цивилизации и культуры; позитивное

Естественное право возникло вместе с первыми ростками человеческой цивилизации и культуры; позитивное же право возникает значительно позже, одновременно с формированием государственности.


Слайд 25

Естественные нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписанных обычаев и традиций,

Естественные нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписанных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований. Позитивные нормы всегда формализованы.


Слайд 26

В естественно-правовой доктрине права человека на жизнь, достоинство …, принадлежат ему изначально

В естественно-правовой доктрине права человека на жизнь, достоинство …, принадлежат ему изначально и безусловно, в позитивном - даруются государством.


Слайд 27

Естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно имеет нравственно-этические или религиозно-метафизические основания.

Естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно имеет нравственно-этические или религиозно-метафизические основания. Позитивное право отождествляет себя с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.


Слайд 28

Нормы и принципы естественного права имеют религиозные и этические обоснования. Позитивное право

Нормы и принципы естественного права имеют религиозные и этические обоснования. Позитивное право демонстративно от них отказывается, опираясь исключительно на волю государства.


Слайд 29

Нормативно-ценностным идеалом права естественного права является высшая справедливость, позитивного – интересы государства.

Нормативно-ценностным идеалом права естественного права является высшая справедливость, позитивного – интересы государства.


Слайд 30

Вопрос 4. Основные типы и школы правопонимания Типы правопонимания:философское;позитивистское (нормативистское);социологическое.

Вопрос 4. Основные типы и школы правопонимания

Типы правопонимания:

философское;
позитивистское (нормативистское);
социологическое.


Слайд 31

Школы права

Школы права


Слайд 32

Историческая школа права. (К. Савиньи, Г. Гуго, Г. Пухта, Г. Мэйн) Основные

Историческая школа права. (К. Савиньи, Г. Гуго, Г. Пухта, Г. Мэйн) Основные положения: - Каждый народ или нация обладает специфической, присущей только ему ментальностью. - Каждый народ имеет свою историю. - Дух народа также подвержен истории. - Право – одно из проявлений духа народа. - Законодатель – это выразитель духа народа, а законы и обычаи – формы для распознавания права, таящегося в глубине народного духа.


Слайд 33

Социологические концепции права.  Основные положения: - Право – это порядок, внешне

Социологические концепции права. Основные положения: - Право – это порядок, внешне гарантированный возможностью принуждения, осуществляемого специальной группой лиц, задачей которых является охрана правопорядка и предотвращение его нарушений посредством применения силы (М. Вебер). - Право – совокупность условий социальной жизни (Р. Иеринг). - Право – совокупность правовых установлений, вытекающих из социальных взаимосвязей (живое право) (Е. Эрлих). - Право – это нормы социального взаимодействия, основанные на «идее солидарности» (Л. Дюги).


Слайд 34

Психологическая школа права. (Л. Петражицкий, Г. Тард, А. Росс,  И. Рейснер)

Психологическая школа права. (Л. Петражицкий, Г. Тард, А. Росс, И. Рейснер) Основные положения: - Право состоит из правовых эмоций и правовых переживаний (интуитивное право). - Правовые эмоции являются двусторонними, имеют императивно-атрибутивный характер. - Правовое пространство включает в себя: игры, спорт, религиозное право, отношения между друзьями и др.


Слайд 35

Школа естественного права. (Г. Гроций, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Ш. Монтескье, Ж.-Ж.

Школа естественного права. (Г. Гроций, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо) Основные положения: - Признаёт дуализм (двойственность) права, его деление на позитивное (создано государством) и естественное (свойственно человеку от природы). - Естественное право является критерием оценки позитивного. - Естественное право – справедливость, всеобщее благо, право на жизнь, личную свободу, стремление к счастью, собственность, равенство, право на революцию, выступления против правительства.


Слайд 36

Нормативистская теория права (Г. Кельзен, Р. Штамлер, П.И. Новгородцев) Основные положения: -

Нормативистская теория права (Г. Кельзен, Р. Штамлер, П.И. Новгородцев) Основные положения: - Весь мир делится на мир должного и мир сущего. Право – часть мира должного. - Право – система норм абстрактного долженствования, расположенных в виде пирамиды. - На вершине пирамиды права – суверенная норма (высшая норма). - В основании пирамиды лежат индивидуальные нормы. - Право существует само по себе. - Юристы не должны изучать экономику, политику, психологию и т.п. как правообразующие факторы.