Античная философия презентация

Содержание

Слайд 2

План

1. Общая характеристика античной философии.
2. Основные этапы развития:
2.1. Архаический (досократики) – с VII

по V вв. до н.э.
2.2. Классический – V - IV вв. до н.э.
2.3. Эллинистический – с III по II вв. до н.э.
3. Значение античной философии.

Слайд 3

Общая характеристика античной философии

Античная философия — это философия древних греков и древних

римлян, охватывающая период с VII в. до н.э. Античная филосо­фия возникла в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, собственно Греции — в Афинах, в эллинистичес­ких государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация, здесь истоки западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений.

Особенности

Античная философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями - математическими, естественно-научными, с зачатками политических понятий, а также с мифологией и искусством. Духовное развитие в VII—IV вв. до н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии.

Возникают два основных типа философского мировоззрения — материализм («линия Демокрита») и идеализм («линия Платона»).

Возникают два противоположных основных метода мышления — диалектика и метафизика. Античная философия была первой исторически известной формой диалектической философии.

В широком смысле слова термин «античность» (лат. antiquus – древний) означает «древность». В узком смысле с понятием «античность» связывают историю и культуру Древней Греции (Эллады) и Древнего Рима.

Слайд 4

Милетская школа
Фалес Милетский
640/624 — 548/545 до н. э
У многообразия мира существует общая

основа - АРХЭ
Основа сущего – вода

Слайд 5

Анаксимандр Анаксимен
Источник происхождения всего сущего
некое бесконечное, божественное Первоначало – воздух
начало

– апейрон

Слайд 6

Пифагор


570-490 гг. до н.э.
Первоначалом всего является число – нематериальная сущность
Многообразие мира

сводится к четырем стихиям, они – к пространству, пространство – к плоскости, плоскость — к прямой, а прямая к точке, которая является единицей.

Слайд 7

Элейская школа

Парменид Зенон Элейский
Помимо Бытия нет ничего Движение не существует
апории (парадоксы)

Слайд 8

Апории Зенона

Ахиллес и черепаха
Быстроногий Ахиллес никогда не догонит неторопливую черепаху, если в

начале движения черепаха находится впереди Ахиллеса.
Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

Слайд 9

Апории Зенона

Дихотомия
Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть

половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнется.

Слайд 10

Апории Зенона

Летящая стрела
Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она

покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.

Слайд 11

Гераклит

544 - 483 гг. до н. э.
Всё течет и ничто не становится, изменение и

движение – это единственно возможный способ существования мироздания.
Источником вечного движения и изменения является борьба противоположностей.

Слайд 12

Демокрит

460 - 370 гг. до н. э.
Учение о постоянной основе всего сущего – атоме

(частице мироздания вечной, неделимой и неизменной)
Соединение атомов приводит к рождению вещей, разъединение – к их гибели. Все предметы, таким образом, возникают и уничтожаются, а мир представляет вечное движение и изменение.

Слайд 13

Софисты Представители: старшие софисты (V в. до н.э.) — Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт,

Критий; младшие софисты - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.

Софизм – умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям.

«Человек есть мера всех вещей, существующих, как они существуют, и не существующих, как они не существуют»
Протагор Абдерский
Субъективизм
Релятивизм
Агностицизм
Скептицизм

Слайд 14

Сократ
Антропоцентризм
Этический рационализм

Слайд 15

Сократические школы

Киренская школа Киническая школа
Аристипп Диоген Синопский
Гедонизм Аскетизм, анархизм

Слайд 16

Платон
учение об идеях
теория познания
социальная философия

Слайд 17

Скептики

скептицизм – это сомнение, а его представители – скептики – сомневающиеся во всем

философы.
Пиррон:
природа вещей непознаваема
все суждения о вещах, как утвердительные, так и отрицательные являются и истинными, и ложными одновременно
ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе все одинаково
от суждений следует отказаться
счастье – в атараксии

Слайд 18

Аристотель
учение о бытии: дуализм формы и материи
теория познания
социально-политические взгляды

Слайд 19

Эллинистическая философия На первый план выходит антропологическая проблематика Главный вопрос– как быть счастливым, как обрести

внутри себя уверенность и благо, когда во внешнем мире их найти уже невозможно. Счастье – эвдемония, поэтому философия эллинизма - эвдемонистическая (ищущая счастье)

Три основные школы
Эпикурейцы
Стоики
Скептики

Слайд 20

Эпикурейцы Главная цель философии – научить человека счастливой жизни, ибо всё остальное несущественно.

Чтобы

достичь счастья, нужно избавиться от страхов:
страха перед богами
Существо блаженное и бессмертное ни само забот не имеет, ни другим не доставляет, а поэтому не подвержено ни гневу, ни благоволению.
страха смерти
Смерть для нас ничто: что разложилось, то нечувствительно, а что нечувствительно, то для нас ничто.
страха перед судьбой
Счастье – не в вещах, а в нашем отношении к ним. Источник счастья нужно искать в себе.

Слайд 21

Эпикурейцы Тит Лукреций Кар

Философская поэма «О природе вещей»
свобода воли человека
отсутствие влияния богов на

жизнь людей (не отвергая существование богов)
цель жизни человека – атараксия (душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность )
отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования.
Имя файла: Античная-философия.pptx
Количество просмотров: 89
Количество скачиваний: 0