Философия эпохи возрождения. Основные направления философии эпохи Возрождения (XIV - XVI вв.) презентация

Содержание

Слайд 2

Основные направления философии эпохи Возрождения (XIV - XVI вв.)
Гуманистическое
Неоплатоническое
Натурфилософское
Реформационное
Политическое
Социалистически-утопическое

Слайд 3

Характерные черты
Антропоцентризм - понимание мира в связи с включенностью в него человека

как сознательного, деятельного существа.
Гуманизм - признание ценности человека как личности, где блага человека – высший и окончательный критерий.
Пантеизм - тождество природы и Бога, который растворен в мире, в любых вещах.
Преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство
Человек,
которого Бог уже не опекает
Бог создает человека, который все может

Слайд 4

ИНДИВИДУАЛИЗМ ,
СВОБОДА ЛИЧНОСТИ,
ЛЮБОВЬ,
СЛАВА
НОВЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
«человек-созидатель»
«человек-творец»
«человек-производитель»
XIY-XYI вв.– переходная эпоха
Наука, философия - приобретают международный

характер

Слайд 5

Гуманизм

Гуманист – это образованный человек,
обладающий необходимыми качествами для достижения успеха
Светская интеллигенция
кружки гуманистов


изучение древней классики
возрождение культуры, философии
Рассматривают не Бога, а человека и его мир

Слайд 6

Проблема достоинства человека

Гармония души и тела
Истина человеческая
результат всех возможностей ,
совершенствование возможностей
собственными усилиями
Бог

не уходит, но отходит на второй план
Секуляризация
уменьшение религиозного влияния и усиления светского
Специфическая черта: человек выступает как создатель, при этом живет в божественном мире
Бог растворен в природе
Мир погружен в Бога

Слайд 7

Антропоцентризм- теперь не Бог, а человек в центре исследований, его место в мире,

его свобода и судьба.
Пантеизм - отождествление Бога и мирового целого.
Природа как воплощение Бога
Призыв к опытному знанию – время становления опытных наук - дающих истинное знание о природе.
Сенсуализм – ощущение главный источник наших знаний.
Магия и алхимия
Задачи: раскрытие тайн, гармоничного единства в человеке божественного и природного начал.

Слайд 8

Гуманистическое - XIV – XV в.
(Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и

др.)
в центре внимания – человек
воспевало его достоинство, величие и могущество
иронизировало над догматами Церкви;

Слайд 9

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
• антицерковная и антисхоластическая направленность;
• стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать

самоценность человека;
• антропоцентризм - особое внимание к человеку, и его деятельности;
• жизнеутверждающий характер и оптимизм

Слайд 10

неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.)

Николай Кузанский, Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494),

Парацельс,
Марсилио Фичино (1433- 1499), Парацельс и др.
Парацельс (1493 -1541) — знаменитый алхимик, врач и оккультист.
считают предтечей современной фармакологии.
«Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным»

Слайд 11

Неоплатонизм

Философская система,
основанную на идеях Платона
Новая картина мира,
в которой уменьшалась роль Бога и

усиливалось значение первоначальных идей;
Человек - микрокосм

Слайд 12

Николай Кузанский (1401-1464)

Философ, теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель.
«Об ученом незнании» (1440)
Центральная проблема –

соотношение Бога и мира.

Слайд 13

Концепция «ученого незнания»
Ученый должен руководствоваться незнанием
Бог не исчерпаем
Бог одновременно есть бесконечное и

единое начало и скрытая сущность всего
Бог соотносится с миром, как бесконечное и конечное
Соотношение Бога и Мира – это соотношение бесконечного и конечного, единого и множественного

Слайд 14

Бог абсолютный максимум (Абсолют), не соизмерим ни с какой вещью
В Нем совпадают

противоположности
Бог одновременно абсолютный максимум и абсолютный минимум
Он бесконечное, Он превосходит все вещи и заключает все вещи
И Он одновременно «Неиное»
Он Бытие – Возможность
Мироздание погружено в Бога

Слайд 15

ВСЕ ЧТО ЕСТЬ МИР – ПРОНИЗАНО БОГОМ
Творческая потенция Бога не исчерпываема
Бог есть все

(как линия развертывания из точки).
Развитие или эволюция возможностей

Слайд 16

Предугадывает гелиоцентрическое понимание мира
Земля – это одно из массы небесных тел.
Земля -

не центр мироздания, потому что земля внутри Бога, такого центра у звезд вообще нет.

КОСМОЛОГИЯ

Слайд 17

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЗНАНИЯ ЗАЛОЖЕНА В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ.
Развертывание человеческого познания.

Слайд 18

Схема познания:

чувственное познание
рассудок
разум
интуиция
Познание –бесконечно,
из-за бесконечности объекта
Разум ближе

к истине –
как треугольник к кругу – никогда не будет тождественен ему, либо растворится в круге.

Слайд 19

натурфилософское

XVI – нач. XVII вв.
Николай Коперник (1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилей

(1564-1642), Леонардо да Винчи (1454-1519), Андреас Везалий (1514 -1564)
- пытались развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия

Слайд 20

Представители натурфилософии:
• обосновывали материалистический взгляд на мир;
• стремились отделить философию от теологии;
• формировали

научное мировоззрение, свободное от теологии;
• выдвигали новую картину мира (Бог и мир – едины; Земля – не центр Вселенной)
• считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму

Слайд 21

НАТУРФИЛОСОФИЯ

Изучение анатомии –(Л.Д.Винчи)
Андреас Везалий -совершил революцию в философии и медицине.
Гелиоцентрические

концепции:
Дж.Бруно, Н.Коперник, Г.Галилей – Земля не является центром мироздания – она одна из многочисленных планет мироздания

Слайд 22

Изменилась вся картина мироздания

Солнце – центр по отношению к Земле
Земля вращается вокруг

Солнца.
Все космические тела движутся по своей собственной траектории.
Космос бесконечен.
Процессы в Космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены всякого смысла.
Методы научного исследования

Слайд 23

Скептицизм. Мишель де Монтень (1533-1592)

 Французский писатель, юрист, политик, философ
Проблема человека.
скептицизм
Разоблачал суетность людей и

бесполезность человеческого разума.
Благоразумие в жизни – самая необходимая добродетель
«Опыты».
Сам является предметом своей книги – «кто то живет, думает, умирает – так и не познав себя».

Слайд 24

Нет вообще ничего достоверного

Основа познания – СОМНЕНИЕ
(оно может спасти от предрассудков)
Человек

– разумен (сомнение )– этим он отличается от животных.
Очень жизнелюбивый скептик, не дающий успокоится – призываю к познанию мира.
Человек должен стремится к этому счастью – счастью в земной жизни.
Теология пытается познать разумом то, что разуму не доступно.
Бог – принимает поклонение в любом обличье.
Всерьез принимать – наказания и воздаяния в загробной жизни – это смешно!!!

Слайд 25

Реформационное

(XVI – XVII вв.)
Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф,

Эразм Роттердамский и др.
стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью
Мартин Лютер (1459—1530)
спасение только верой, благодатью и Библией
Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание

Слайд 26

 Мартин Лютер (1483 - 1546)
Основные идеи :
• общение между Богом и верующими должно

происходить напрямую;
• церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;
• должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;
• дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;
• необходимо запретить индульгенции.

Слайд 27

Жан Кальвин (1509 — 1564)

• ключевая идея протестантизма - идея предопределения;
• все люди

должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;
• выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;
это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;
• успех в работе — признак богоизбранности;
• вне работы необходимо быть скромным и аскетичным

Слайд 28

Политическое

изучало проблемы
управления государством
поведение правителей
Николло Макиавелли(1469-1527)- итальянский мыслитель, писатель, политический деятель
Выступал сторонником

сильной государственной власти,
для укрепления которой допускал применение любых средств

Слайд 29

НИКОЛЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527)
Основные труды: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь»
ставит

перед собой цель- создание единого стабильного государства.
концепция буржуазной диктатуры
объект изучения: политическая история

Слайд 30

Политическая история

1. причина возвышения, гибель государства
2. мотивы человеческих поступков ( в рамках социума)
3.

влияние личности на ход истории, тех или иных событий

Слайд 31

История государств и их законов
БОЖЕСТВЕННОГО ПРОВИДЕНИЯ НЕТ!
Государства создаются людьми и распадаются в

силу естественного хода событий.
ДЛЯ ПОЛИТИКИ ВАЖНЫ ТОЛЬКО РЕЗУЛЬТАТЫ
ЦЕЛЬ ПОЛИТИКИ – приход к власти.
Все остальное – СРЕДСТВА
Главное: Удержать власть
«Борджиа обладает одним из самых важных атрибутов великого человека: он умелый авантюрист и знает, как использовать выпавший ему шанс с наибольшей для себя выгодой.»

Слайд 32

«МЕХАНИЗМ ПРАВЛЕНИЯ»

выдвигает тезисы:
все люди от природы эгоисты, каждый по своему стремится к

богатству, власти
в обществе интересы сталкиваются - те у кого есть собственность (и нет), власть (и нет)
В основе государства должна быть сила
Нужен сильный правитель, аппарат принуждения и сильная армия.
«Цель политики – это не хорошая жизнь, а удержание власти и поддержание стабильности»

Слайд 33

Человек вынужден жить в тех условиях, в которых он родился
Успех зависти от того,

как он приспособился к среде.
Судьба – остальное зависит от самих людей.
Выдвигает принцип оправдания управления государством: «Цель оправдывает средства» .
Когда речь идет о спасении государства, не следует принимать никакой морали, необходимо все забыть.

Слайд 34

РАЗВОДИТ МОРАЛЬ И ПОЛИТИКУ
Государь выше морали.
Не существует каких-либо моральных стандартов с помощью

которых мы могли бы оценить действия
У политики свои собственные цели
У морали – свои.
Для политики другие координаты: порядок –хаос; действенно-недейственно.
Приватная мораль подчиняется публичной морали, той которая действует во имя ценности государства

Слайд 35

Государь должен использовать нормы морали для руководства
Различные цели, которых стоит добиваться и средства:

эффективно и неэффективно.
В политике – цель оправдывает средства
(они вне моральны).
Конечная цель – поддержание мира, государства.

Слайд 36

Социалиально-утопическое

Идея социального равенства.
Выстраиваются проекты , идеально-фантастические формы построения общества и государства,


с учетом интересов личности и требований морали
основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении,
тотальном регулировании со стороны государственной власти.

Слайд 37

Томас Мор (1478-1538)

английский мыслитель, юрист, филосооф, писатель.
Святой Католической церкви
«Утопия»

Слайд 38

Утопия
Идеальное государство
Основные положения: государство основанное на идеях справедливости.
Справедливость– человек высшая ценность,

должен быть счастлив в земной жизни
Каждый должен работать по способностям и получать по потребностям.
частной собственности нет, все трудятся потому что это их потребность
Республиканская демократия

Слайд 39

Человек

живет сообразно природе и в этом его добродетель,
поэтому мы должны жить в

разумном наслаждении.
КАЖДЫЙ ГРАЖДАНИН ЗАНИМАЕТСЯ ТЕМ ИЛИ ИНЫМ РЕМЕСЛОМ
От физического труда освобождаются два вида граждан:
те кто занимается общественным трудом и те кто занимается наукой.
Основная производственная ячейка – семья – возглавляет старейший
.

Слайд 40

Томмазо Кампанелла (1568-1639)

итальянский философ, теолог и писатель
утопический трактат
«Город Солнца»

Слайд 41

Причина всех бедствий – социальное неравенство
частной собственности нет
Труд -не только обязанность, но и

необходимость
Цель – земное счастье
Нет разрыва между физическим и умственным трудом
В Солярии все живут совместно
Образование доступно всем.
Религия - поклонение Солнцу.
Власть – в руках духовной аристократии.
Правитель (Метафизик)– соединяет в себе функции философа и первосвященника.
Совет - триумвират Могущества, Мудрости и Любви
Золото – презренный металл.
Имя файла: Философия-эпохи-возрождения.-Основные-направления-философии-эпохи-Возрождения-(XIV---XVI-вв.).pptx
Количество просмотров: 113
Количество скачиваний: 0