Слайд 2
![ПЛАН 1. Онтология как учение о бытии. 2. Гносеология как учение о познании](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-1.jpg)
ПЛАН
1. Онтология как учение о бытии.
2. Гносеология как учение о
познании
Слайд 3
![Традиционные разделы философии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-2.jpg)
Традиционные разделы философии
Слайд 4
![Слово «онтология» впервые употребил немецкий профессор Марбургского универ-ситета Рудольф Гоклениус](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-3.jpg)
Слово «онтология»
впервые употребил немецкий профессор Марбургского универ-ситета Рудольф Гоклениус в своей
работе «Философский лексикон» (1613 г.)
закрепил в философской системе немецкий мыслитель Христиан Вольф (1679-1754).
Слайд 5
![Онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) - учение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-4.jpg)
Онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) -
учение о сущем
(бытии), раздел философии, рассматривающий фундаментальные принципы бытия/мира, его структуру, наиболее общие сущности и категории сущего.
Под «сущим» в философии понимают «совокупность многообразных проявлений бытия»
Слайд 6
![Основные онтологические вопросы: 1. Что есть мир/ бытие? Есть ли](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-5.jpg)
Основные онтологические вопросы:
1. Что есть мир/ бытие? Есть ли в
основании мира единая перво-основа (вопрос о целостности мира)
2. Есть ли в мире нечто сущест-вующее всегда (вопрос о пространственно - временной конечности мира)
Слайд 7
![Бытие - – это существование; все то, что существует; что](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-6.jpg)
Бытие -
– это существование; все то, что существует; что живет, что
есть, что бытует;
– это всеохватывающая реаль-ность, существующая объективно, вне и независимо от сознания человека, а также человек с его сознанием и духовностью.
.
Слайд 8
![Категория «бытие» фиксирует Убеждение Человека в СУЩЕСТВОВАНИИ мира, самого человека](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-7.jpg)
Категория «бытие» фиксирует
Убеждение Человека в СУЩЕСТВОВАНИИ мира, самого человека с его
сознанием, вещей, состояний, процессов.
Признается, что отдельные явления, процессы, вещи могут возникать, исчезать, но мир в целом СУЩЕСТВУЕТ и СОХРАНЯЕТСЯ.
Слайд 9
![Современная философия Бытие рассматривается как целостность, как Единое, в котором](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-8.jpg)
Современная философия
Бытие рассматривается как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют
материальные и идеальные явления, они СОВЕЧНЫ (Концепция холизма)
Слайд 10
![Концепция холизма Ян Смэтс 1926 г. (философия целостности) - идеалистическое](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-9.jpg)
Концепция холизма
Ян Смэтс 1926 г.
(философия целостности) -
идеалистическое учение, рассматривающее мир
как результат творческой эволюции, направляемой нематериальным «фактором целостности».
Слайд 11
![Концепция холизма 1926 г. Ян Смэтс (философия целостности) Весь мир](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-10.jpg)
Концепция холизма 1926 г. Ян Смэтс
(философия целостности)
Весь мир — Вселенная -
это единое целое, которая представляет
собой единую систему, все элементы которой взаимосвязаны и воздействуют друг на друга.
Выделяемые нами
отдельные явления и объекты имеют смысл только, как часть общности.
«Целое больше, чем сумма его частей».
Слайд 12
![Концепция холизма (философия целостности) Вселенная – это единое целое, эволюционирующее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-11.jpg)
Концепция холизма (философия целостности)
Вселенная – это единое целое, эволюционирующее над
вечностью космического времени и создающее условия для возникновения сначала жизни, затем разума и сознания.
Материя, жизнь и разум – последовательные элементы в громадной, связанной и гармоничной комплексности, не застывшие, а постоянно изменяющиеся.
Пространство и время объединены как динамический фон исследуемой Вселенной.
Движение: материя может изменяться или отступать перед энергией.
Слайд 13
![Илья Пригожин Порядок из хаоса Первооткрыватель диссипативных структур Некоторые части](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-12.jpg)
Илья Пригожин
Порядок из хаоса
Первооткрыватель диссипативных структур
Некоторые части Вселенной могут действовать
как механизмы. Таковы замкнутые системы, но они в лучшем случае составляют лишь малую долю физической Вселенной. Большинство же систем, представляющих для нас интерес, открыты — они обмениваются энергией или веществом (можно было бы добавить: и информацией) с окружающей средой. К числу открытых систем, без сомнения, принадлежат биологические и социальные системы, а это означает, что любая попытка понять их в рамках механистической модели заведомо обречена на провал.
Слайд 14
![Глобальная эволюция - последовательное усложнение частей или взаимодействующих элементов, с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-13.jpg)
Глобальная эволюция - последовательное усложнение частей или взаимодействующих элементов, с одновременным
усилением связывающего их единства. Это восходящий ряд целых, от простейшей материальной структуры до наиболее развитых...
Целостность характеризует процесс эволюции в возрастающей степени.
Процесс этот непрерывен в том смысле, что старые виды целостности не отбрасываются, а становятся начальными точками и элементами новых, более совершенных. Так, материальные химические структуры встраиваются в биологические, те и другие - в психические структуры целостности...
Слайд 15
![Современная философия выделяет два состояния бытия: 1. Бытие мира -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-14.jpg)
Современная философия выделяет два состояния бытия:
1. Бытие мира - это целостность
всего сущего /самоорганизованного (бесконечно). Бытие мира как философская категория.
2. Бытие в мире - это реальность, существующая в конкретном движении и пребывающая в конкретном пространстве и времени (конечно).
Бытие мира является предпосылкой Бытия в мире.
Слайд 16
![Главные характеристики бытия являются 1. ХАОС И ПОРЯДОК Хаос –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-15.jpg)
Главные характеристики бытия являются
1. ХАОС И ПОРЯДОК
Хаос – отсутствие структурной организован-ности,
аморфное первоначало; порядок – динамично-равновесное состояние системы
2. ГАРМОНИЯ И ДИСГАРМОНИЯ Гармония – оптимальное взаимодействие системы; дисгармония - порядок уступает место хаосу
3. ЗАКОН И БЕСПРЕДЕЛ. Закон – существен-ный и устойчивый, необходимый, воспроиз-водящий тип связи явлений бытия в мире, отражающий состояние порядка мироздания; беспредел (аномия) – хаос бытия в мире.
Слайд 17
![Ритм Вселенной (Универсума, макрокосмоса) превращает ХАОС в ПОРЯДОК Ритм Вселенной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-16.jpg)
Ритм Вселенной (Универсума, макрокосмоса)
превращает ХАОС в ПОРЯДОК
Ритм Вселенной – это
ДАО, БРАХМАН,
БОГ, МИРОВОЙ РАЗУМ,
ЕДИНОЕ, БЫТИЕ
Слайд 18
![Этапы бытия (на примере социума) 1. Кризис – накопление деструктивных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-17.jpg)
Этапы бытия (на примере социума)
1. Кризис – накопление деструктивных сил, пересмотр
ценностных ориентиров (ЦО), пренебрежение к ЖИЗНИ
2. Взрыв – деструкция, лавинообразный распад ЦО; противоправные действия – это результат пробуждения в подсознании агрессии;
3. Хаос – агония социального организма
4. Возрождение – переходный период, утверждение нового порядка.
Современный мир – управляемый ХАОС
Слайд 19
![Две стороны бытия: РЕАЛЬНОСТЬ, реальное бытие (от лат. realis —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-18.jpg)
Две стороны бытия:
РЕАЛЬНОСТЬ, реальное бытие (от лат. realis — вещественный),– существующее
в наличии, данность объектов; совокупность чувственной данности мира как мира вещей в созерцании и восприятии.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, действительное бытие - все сущее в действительности и в возможности, весь мир в его изменении и движении; реальность не только вещей, но и овеществленных идей, целей, идеалов, общественных институтов, общепринятого знания.
Слайд 20
![Уровни бытия в мире: Актуальная реальность – наличное/ настоящее бытие,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-19.jpg)
Уровни бытия в мире:
Актуальная реальность – наличное/ настоящее бытие, т.е. существующее
в данный момент.
Потенциальная реальность - возмож-ное будущее, прогнозируемое бытие.
Бытие в снятом виде – это прошлое, прошедшее, то, что изменить невозможно (оно выступает как предпосылка наличного бытия, фрагментами сохраняется в наличном бытии).
Слайд 21
![Структура (формы) бытия в мире и их особенности ПРИРОДА –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-20.jpg)
Структура (формы) бытия в мире и их особенности
ПРИРОДА – материально -
предметное бытие – это мир материи, объективной реальности (бытие состояний, процессов, тел)
Неживая и живая ПРИРОДА – это мир стихий, где торжествует ЗАКОН.
В природе нет истории, она не обладает собственным смыслом.
Слайд 22
![Структура (формы) бытия в мире 2. ЧЕЛОВЕК - бытие собственно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-21.jpg)
Структура (формы) бытия в мире
2. ЧЕЛОВЕК - бытие собственно Человеческое (индивидное)
и индивидуально –личностное (духовное) бытие. Свобода как ценность!
Человеческое (индивидное) – это бытие конкретного субъекта как природного, телесного существа , подчиняющегося законам природы и наделенного сознанием.
Бытие духовное – это бытие индивидуализирован-ное, духовная жизнь человека в его социальности: мир мыслей, научных теорий, познания, мир духовных ценностей, мир философии, морали, мир искусства, мир эмоций, переживаний и пр.
Слайд 23
![Структура бытия в мире 3. ОБЩЕСТВО – способ и форма](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-22.jpg)
Структура бытия в мире
3. ОБЩЕСТВО – способ и форма взаимодействия людей._
Бытие социальное (общественно-историческое), в котором выделяют реальность отдельного человека как субъекта в прогрессе истории и в обществе.
Индивид выступает носителем социальных качеств и реальных отношений в историческом времени: реформы, революции, войны, "переселение" народов, смена власти и форм государства, появление и исчезновение на карте новых стран, городов, цивилизаций и т.д.
Слайд 24
![Структура бытия в мире 4. КУЛЬТУРА как совокупность всей человеческой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-23.jpg)
Структура бытия в мире
4. КУЛЬТУРА как совокупность всей человеческой деятельности.
Бытие искусственное
- это мир культуры - вещей, конкретных ситуаций, мир деятельности по созданию предметов в трудовой, экономической, бытовой сферах бытия.
.Точка отсчета культуры – ойкумена –природное пространство, заселенное человеком.
Духовное может быть:
- индивидуальным (индивидуальное сознание)
- надиндивидуальным (общественное сознание)
Слайд 25
![Формы орга-низа-ции бытия в мире](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-24.jpg)
Формы орга-низа-ции бытия в мире
Слайд 26
![Бытийная реальность и ее виды 1. Объективная реальность – это](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-25.jpg)
Бытийная реальность и ее виды
1. Объективная реальность – это мир
физических состояний, материальный социоприродный мир.
Существует ВЕЧНО, независимо от человека – это природа, общество и Человек.
ОР: причинно обусловлена, структурно организована, развивается во времени и пространстве, несет в себе возможность познания.
Слайд 27
![Бытийная реальность и ее виды 2. Субъективная реальность – это](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-26.jpg)
Бытийная реальность и ее виды
2. Субъективная реальность – это реальность,
выраженная в сознании Человека в идеальном измерении (это знаковая реальность).
Идеальное не всегда опредмечено!!!
Духовный мир Человека (мысленные образы, идеи, проекты, художественное творчество) – сознание (религия, философия, мораль, искусство)
Слайд 28
![Бытийная реальность и ее виды 2. Трансцендентная реальность – это](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-27.jpg)
Бытийная реальность и ее виды
2. Трансцендентная реальность – это бытие
мира с ее абсолютными характеристиками:
движение,
пространство
время.
Трансцендентное бытие или признают, или не признают.
Слайд 29
![Картина мира - это образно-понятийная картина Вселен-ной (целостный образ мира),](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-28.jpg)
Картина мира -
это образно-понятийная картина Вселен-ной (целостный образ мира), соответ-ствующий
определенному уровню познания реальности и имеющий исторически обусловленный характер, в которой человек и человечество стремятся определить свое место.
КМ фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т.п.).
Слайд 30
![Картина мира Религиозная КМ Философская КМ – есть совокупность обобщенных,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-29.jpg)
Картина мира
Религиозная КМ
Философская КМ – есть совокупность обобщенных, системно -
организованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.
Научная КМ - совокупность научных знаний о мире, или его отдельных сферах (физическая, биологическая, географическая, социальная и т.д.).
Слайд 31
![Структурные элементы КМ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-30.jpg)
Слайд 32
![ВЫВОД Бытие – это предельно общее понятие о реальности, которое](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-31.jpg)
ВЫВОД
Бытие – это предельно общее понятие о реальности, которое позволяет выделить
устойчивое в изменчивом, единое во многом, отличить бытие от небытия.
Понятие «бытия» является исходной категорией в философии, так как задает мировоззренческий ракурс, предопреде-ляет методологические принципы филосо-фствования, лежит в основе ценностной ориентации человека и общества в целом.
Слайд 33
![Современная философия Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-32.jpg)
Современная философия
Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для
обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу)
Категория "материя" обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности)
Слайд 34
![Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-33.jpg)
Материя –
это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания;
это объективный
мир в целом.
Предполагается самодостаточность материи - субстанции, все существующее, конкретные образования и есть материя в различных ее формах
Слайд 35
![Структурные уровни(формы) развития материи Неорганическая/неживая природа/материя Виды самоорганизации: 1. Элементарные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-34.jpg)
Структурные уровни(формы)
развития материи
Неорганическая/неживая природа/материя
Виды самоорганизации:
1. Элементарные частицы -
мельчайшие частицы физической материи (фотоны/протоны, нейтроны)
2. Атом - мельчайшая частица химического элемента, сохраняющая его свойства.
3. Химический элемент - совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.
4. Молекула - наименьшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами. Состоит из атомов, соединенных химическими связями.
Слайд 36
![Структурные уровни/формы развития материи 2. Органическая/живая природа /материя. Виды самоорганизации:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-35.jpg)
Структурные уровни/формы развития материи
2. Органическая/живая природа /материя. Виды самоорганизации:
Доклеточный уровень -
дезонуклеиновые кислоты, рибонуклеиновые кислоты, белки.
Клетка - элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех растений и животных.
Многоклеточные организмы растительного и животного мира - отдельные особи или их совокупность.
Слайд 37
![Структурные уровни/формы развития материи 3. Социальная материя - это часть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-36.jpg)
Структурные уровни/формы развития материи
3. Социальная материя - это часть органического мира,
но определенным образом организованная.
Виды самоорганизации:
Человек, семья,
социальная группа,
народ, нация
Слайд 38
![Константные свойства материи: объективность, неуничтожимость как постоянство материи и энергии вместе взятых вечность и бесконечность, неисчерпаемость](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-37.jpg)
Константные свойства материи:
объективность,
неуничтожимость как постоянство материи и энергии вместе взятых
вечность и
бесконечность,
неисчерпаемость
Слайд 39
![Атрибуты материи: Атрибут – это неотъемлемое от носителя свойство, без](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-38.jpg)
Атрибуты материи:
Атрибут – это неотъемлемое от носителя свойство, без которого и
сам носитель не существует (Б.Спиноза)
Пять атрибутивных свойств материи:
движение,
пространство и время,
системность и отражение.
Эти качества присущи всему сущему, включая человека.
Слайд 40
![Атрибуты материи Движение (в философии) - всякое изменение вообще. Покой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-39.jpg)
Атрибуты материи
Движение (в философии) - всякое изменение вообще. Покой есть частный
случай движения материи. Покой относителен, движение абсолютно.
Материальный мир никогда не бывает чем-то законченным, он всегда в процессе движения
Как атрибут: материя является причиной самой себя, нет никакого внешнего источника движения, подчеркивается идея самодвижения материи (позиция материалистов).
Слайд 41
![Атрибуты материи Пространство - это способ устойчивости бытия, сосуществование предметов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-40.jpg)
Атрибуты материи
Пространство - это способ устойчивости бытия, сосуществование предметов и явлений,
их координация, протяженность. Для пространства характерны:
протяженность (тела существуют одно возле другого: размер, величина, протяжение, расстояние),
многомерность (трехмерность простран-ства - есть длина, ширина и высота),
изотропность (равноправие всех направлений)
Слайд 42
![Атрибуты материи Время - это способ изменчивости бытия, смена состояний](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-41.jpg)
Атрибуты материи
Время - это способ изменчивости бытия, смена состояний предметов, их
длительность; форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений, происходящих с объектами. Для времени характерны длительность (способность тел существовать одно возле другого), одномерность (от прошлого, через настоящее к будущему), необратимость (нет изотропности, направление одно, нельзя возвратиться к прошлому).
Слайд 43
![Диалектика - - концепция наиболее общих законов развития природы, общества](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-42.jpg)
Диалектика -
- концепция наиболее общих законов развития природы, общества и мышления.
Фундаментальные
вопросы о бытии мира:
Существуют ли в мире связи или нет?
Существуют всеобщие законы этого целого?
Слайд 44
![Формы диалектики: 1. Стихийная диалектика древнегреческих мыслителей (Гераклит, Сократ, Платон,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-43.jpg)
Формы диалектики:
1. Стихийная диалектика древнегреческих мыслителей (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель). По
Гераклиту природа – это непрерывный процесс движения ("все течет, все меняется", "нельзя в одну реку вступить дважды").
2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Фихте, и в особенности Гегель).
Слайд 45
![Формы диалектики: 3. Материалистическая диалектика или диалектический материализм (Маркс, Энгельс](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-44.jpg)
Формы диалектики:
3. Материалистическая диалектика или диалектический материализм (Маркс, Энгельс и т.д.)
4.
Совремнные (неоклассические подходы) формы диалектики:
синергетика
Слайд 46
![Диалектика включает: Принципы/принцип - основное, исходное положение некоей теории, учения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-45.jpg)
Диалектика включает:
Принципы/принцип - основное, исходное положение некоей теории, учения и пр.
Категории (от греч. kategoria — признак) — наиболее общие, фундаментальные понятия, в которых отражаются связи и стороны объектов, являющиеся устойчивыми организующими принципами мышления.
Законы/закон – это объективный, необходимый , существенный и повторяющийся вид связей между явлениями.
-
Слайд 47
![Сущность развития Развитие – необратимое, закономерное изменение, приводящее к появлению](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-46.jpg)
Сущность развития
Развитие – необратимое, закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества.
ИТОГ
- Мир в ином качестве
Признаки развития:
Изменение структуры
Необратимый характер
Направленность
Становление нового качества
Слайд 48
![Основополагающими принципами диалектики являются: Взаимосвязь (когерентность) – скреп между хаосом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-47.jpg)
Основополагающими принципами диалектики являются:
Взаимосвязь (когерентность) – скреп между хаосом и порядком.
В социуме – симпатия и антипатия (производственные, научные. этические)
Взаимодействие – взаимообусловленность всех явлений и процессов (интеграция в единое целое).
Системность – детерминированные отношения между отдельными сторонами (элементами) и бытием как целым.
Слайд 49
![Законы диалектики 1. Закон единства и борьбы противоположностей. Вскрывает причину](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-48.jpg)
Законы диалектики
1. Закон единства и борьбы противоположностей. Вскрывает причину развития
явлений.
2. Закон взаимоперехода количест-венных изменений в качественные. Описывает механизм развития, показывает поступательность развития.
3. Закон отрицания отрицания или двойного отрицания. Характеризует фор-му и направленность развития, его цикличность.
Слайд 50
![Законы диалектики 1. Закон единства и борьбы противоположностей. Вскрывает причину](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-49.jpg)
Законы диалектики
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
Вскрывает причину развития
явлений.
Все явления содержат в себе диалектические противоречия, внутренние противоположности, которые борются между собой и эта борьба является причиной саморазвития явлений.
Эволюция всей живой природы.
Слайд 51
![Законы диалектики 2. Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные. Описывает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-50.jpg)
Законы диалектики
2. Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные.
Описывает механизм
развития, показывает поступательность развития.
Первоначально в явлениях происходит накопление количественных изменений, которые, дойдя до определенной меры, порождают новое качество.
Усилия студента по освоению материала –
Затраченное время и результат/качество
Слайд 52
![Законы диалектики 3. Закон отрицания отрицания или двойного отрицания. Характеризует](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-51.jpg)
Законы диалектики
3. Закон отрицания отрицания или двойного отрицания. Характеризует форму
и направленность развития, его цикличность. Первая фаза развития (первое отрицание) – это переход явления в свою противоположность, вторая фаза (второе отрицание) – как бы возврат к первоначальному состоянию, но на качественно ином уровне.
Античность – Средневековье - Возрождение
Слайд 53
![Философские категории Философские категории – это предельно общие, универсальные понятия.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-52.jpg)
Философские категории
Философские категории – это предельно общие, универсальные понятия.
По
Г. Гегелю это парные категории: сущность – явление, причина – следствие, необходимость – случайность, возможность – действительность, единичное - общее, форма – содержание, часть – целое и так далее.
Слайд 54
![Вывод: Диалектическое мышление как познавательно-творческий процесс возникает вместе с человеком](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/372070/slide-53.jpg)
Вывод:
Диалектическое мышление как познавательно-творческий процесс возникает вместе с человеком и
обществом. Мера диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития человеческого общества, степенью осмысления диалектики бытия.