Слайд 2
![Конфуцианство Конфуцианство — этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551—479 до н.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-1.jpg)
Конфуцианство
Конфуцианство — этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551—479 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее
в религиозный комплекс Китая, Кореи, Япониии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия.
Слайд 3
![Конфуций – древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-2.jpg)
Конфуций – древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое
влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя Кун Цю. Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.
Слайд 4
![Конфуций был сыном 63-летнего военного Шулян Хэ и семнадцатилетней наложницы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-3.jpg)
Конфуций был сыном 63-летнего военного Шулян Хэ и семнадцатилетней наложницы по
имени Янь Чжэнцзай. Отец будущего философа скончался, когда ему исполнилось всего полтора года. Отношения между матерью Конфуция и двумя старшими женами были напряженными, причиной чего был гнев старшей жены, которая так и не смогла родить сына, что очень важно для китайцев того периода. Вторая жена, родившая слабого, болезненного мальчика, тоже недолюбливала молодую наложницу. Поэтому мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился, и вернулась на родину, в г. Цюйфу, но к родителям не вернулась и стала жить самостоятельно.
Слайд 5
![С раннего детства Конфуций много работал, поскольку маленькая семья жила](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-4.jpg)
С раннего детства Конфуций много работал, поскольку маленькая семья жила в
бедности. Его мать рассказывала сыну о великих деяниях его отца и его предков. Так у Конфуция крепло осознание того, что ему необходимо занять достойное его рода место, поэтому он начал заниматься самообразованием, в первую очередь — изучать необходимые каждому аристократу Китая того времени искусства. Усердное обучение принесло свои плоды и Конфуция назначили сначала распорядителем амбаров, потом чиновником, отвечающим за скот.
Слайд 6
![Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-5.jpg)
Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и
отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого.
Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства.
Слайд 7
![Лунь Юй («Беседы и суждения») — один из наиболее знаменитых](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-6.jpg)
Лунь Юй («Беседы и суждения») — один из наиболее знаменитых текстов Восточной Азии.
Главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием.
Книга написана на древнекитайском языке, состоит из двадцати глав. Составление книги началось после смерти Конфуция и заняло от 30 до 50 лет.
Слайд 8
![Фрагменты книги «Луньюй» Благородный муж винит себя, малый человек винит](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-7.jpg)
Фрагменты книги «Луньюй»
Благородный муж винит себя, малый человек винит других.
Благородный муж
стойко переносит беды, а низкий человек знает только выгоду.
Блажен только тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятным.
Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие.
Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.
Молчание – великий друг, который никогда не изменит.
Слайд 9
![История возникновения Конфуцианства Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в период](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-8.jpg)
История возникновения Конфуцианства
Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в период Чуньцю (722 до н. э. —
481 до н. э.) — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными.
В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии, принципа организации государства и общества свыше двух тысяч лет в почти неизменном виде, вплоть до начала XX века, когда учение было заменено на «три народных принципа» Китайской Республики.
Три народных принципа — политическая доктрина, разработанная китайским политиком и философом Сунь Ятсеном. Часть политической философии, направленной на превращение Китая в свободное, процветающее и сильное государство.
Слайд 10
![Уже после провозглашения КНР, в эпоху Мао Цзэдуна, конфуцианство порицалось](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-9.jpg)
Уже после провозглашения КНР, в эпоху Мао Цзэдуна, конфуцианство порицалось как учение, стоящее
на пути к прогрессу. Исследователи отмечают, что несмотря на официальные гонения, конфуцианство фактически присутствовало в теоретических положениях и в практике принятия решений на протяжении как маоистской эры, так и переходного периода и времени реформ, проводимых под руководством Дэн Сяопина. Ведущие конфуцианские философы остались в КНР и были принуждены «покаяться в своих заблуждениях» и официально признать себя марксистами, хотя фактически писали о том же, чем занимались до революции. В конце 1970-х культ Конфуция начал возрождаться, и в настоящее время конфуцианство играет важную роль в духовной жизни Китая.
Слайд 11
![Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-10.jpg)
Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей
и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д.
Формально в конфуцианстве никогда не было института церкви, но по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения, оно успешно выполняло роль религии.
Слайд 12
![Как и некоторые другие восточные религии, Конфуцианство часто интерпретируется как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-11.jpg)
Как и некоторые другие восточные религии, Конфуцианство часто интерпретируется как образ
жизни, который на протяжении двух тысяч лет поддерживал религиозное единство китайского народа и способствовал этнической консолидации.
Слайд 13
![Согласно учению Конфуцианства, мудрость исходит из прошлого, а отвергающего традиции](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-12.jpg)
Согласно учению Конфуцианства, мудрость исходит из прошлого, а отвергающего традиции постигают
неудачи.
Главный принцип общественной организации — «хэ» (гармония, единение), к которому приходят путем взаимопреодоления полярных интересов и мнений. Слияние противоположностей лежит в основе всех вещей.
Конфуцианствао формулирует концепции «жэнь» (гуманность, человеколюбие) и «ли» (правила, этика).
В Конфуцианстве общество делилось на две категории — благородных и простолюдинов.
Благородный муж стремится к человеколюбию и справедливости, «маленький» человек стремится к богатству и выгоде.
Благородный человек заботится о соблюдении морали, «маленький» помышляет о земле.
Благородный заботится о соблюдении закона, а «маленький» — о получении благодеяния.
Необходимо быть честным сановником и почитать правителя.
Слайд 14
![В Конфуцианстве разработана система государственного управления: наверху находится высший правитель](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-13.jpg)
В Конфуцианстве разработана система государственного управления: наверху находится высший правитель —
«сын Неба».
Проповедуются любовь и уважение к «вышестоящим», любовь к матери и уважение к отцу.
Выдвигается принцип справедливости как основа решения дел.
Слайд 15
![Непреклонная верность учению, способность овладевать им и хранить его —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-14.jpg)
Непреклонная верность учению, способность овладевать им и хранить его — важное
требование Конфуцианства.
Личное желание человека должно сводиться к заботе о других, а не о собственном благополучии.
Любовь — лучшее средство проверки величия человека.
Культивируется уважение к предкам и старшим.
Слайд 16
![Сыновние обязанности бывают двух видов: забота о пропитании и здоровье](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-15.jpg)
Сыновние обязанности бывают двух видов: забота о пропитании и здоровье родителей
и поддержание родительского авторитета, забота о родителях после их смерти путем выполнения церемоний; поддержание авторитета семьи.
Слайд 17
![Для достижения совершенства необходим баланс в деятельности: приспособление к условиям](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-16.jpg)
Для достижения совершенства необходим баланс в деятельности: приспособление к условиям жизни
и подчинение авторитету власти.
Справедливость и законы являются следствием длительного развития мышления и практики.
Только немногие способны к самопожертвованию, большинство же людей надо держать в рамках закона, утверждая его силой.
Слайд 18
![Люди делятся на три группы: хорошие от природы, качества которых](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-17.jpg)
Люди делятся на три группы:
хорошие от природы, качества которых улучшаются
путем образования;
плохие от природы, которых удерживает только страх наказания;
смешивающие добро и зло в своем поведении, которые могут двигаться в различных направлениях.
Слайд 19
![Конфуцианский канон — Ши-саньцзин (Тринадцатикнижие) — включает тринадцать древнекитайских классических](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-18.jpg)
Конфуцианский канон — Ши-саньцзин (Тринадцатикнижие) — включает тринадцать древнекитайских классических книг.
В эпоху Хань при императоре У-ди (140-87 гг. до н. э.) было создано «Пятикнижие» («Уцзин»), в которое вошли «Ицзин» («Книга перемен»), «Шицзин» («Книга песен и гимнов»), «Шуцзин» («Книга истории»), «Лицзи» («Записки об обрядах») и «Чунцю» («Летопись весны и осени», хроника одного из китайских княжеств).
Позднее, в годы правления династии Тан (618-907), к «Пятикнижию» были добавлены книги:
«Чжоули» («Ритуал династий Чжоу»),
«Цзочжу-ань» («Хроника господина Цзо Цюмина»),
«Или» («Книга об этикете и обрядах»),
«Гуньян-чжуань» («Хроника господина Гуньян-Гао») и
«Гулян-чжуань» («Хроника господина Гулян Чи»).
В 827-840 гг. в Ши-саньцзин были включены «Сяоцзин» («Канон сыновней почтительности»), «Луньюй» («Беседы и высказывания») и «Эр-я» («Словарь изысканных синонимов»), а в северо-сунский период (960-1127) — «Мэнцзы» (книга одного из учеников Конфуция).
Слайд 20
![«Луньюй» и «Мэнцзы» входят в «Сышу» («Четверокнижие»), также являющееся частью](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-19.jpg)
«Луньюй» и «Мэнцзы» входят в «Сышу» («Четверокнижие»), также являющееся частью конфуцианского
канона. Книги, вошедшие в канон Конфуцианства, создавались на протяжении тысячелетий многими авторами и играли огромную роль в духовной жизни китайского общества вплоть до XX в.
На основе канона строились системы воспитания и образования, каждый чиновник, чтобы занять определенное место в государственном аппарате Китая, был обязан сдать экзамен на знание текстов Ши-саньцзин и т.д.
Слайд 21
![Главными предметами, которые рассматривало конфуцианство, были этика, мораль и вопросы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-20.jpg)
Главными предметами, которые рассматривало конфуцианство, были этика, мораль и вопросы управления
государством. Основной этический принцип конфуцианства – это гуманность. Этот принцип является главным в семейной и общественной жизни человека. Он достигается путем самосовершенствования человека и строгого соблюдения законов и ритуалов, принятых в обществе. Эти законы предписывали уважительное отношение к старшим по возрасту и социальному положению, вежливость, преданность государству.
Влияние Конфуцианства на китайскую культуру и сегодня остается значительным.
По приблизительным оценкам, в настоящее время численность последователей конфуцианства составляет св. 300 млн. человек.
Слайд 22
![Вопросы Настоящее имя Конфуция? Сколько глав в книге Лунь Юй?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308665/slide-21.jpg)
Вопросы
Настоящее имя Конфуция?
Сколько глав в книге Лунь Юй?
На какие категории
в Конфуцианстве делилось общество?
Сколько книг включает Конфуцианский канон?
Назовите важное требование Конфуцианства.