Средневековая философия презентация

Содержание

Слайд 2

Средневековое мировоззрение Провиденциализм - рассмотрение исторических событий с точки зрения

Средневековое мировоззрение

Провиденциализм - рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в

них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.
Провиденциалистское понимание исторического процесса – это путь к эсхатологическому царству Божию. 
Слайд 3

Средневековое мировоззрение Эсхатоло́гия — система религиозных взглядов и представлений о

Средневековое мировоззрение

Эсхатоло́гия — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о

судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. В религии различается индивидуальная эсхатология (учение о судьбе личности) и всемирная эсхатология(учение о цели космоса и истории, а также их конце).
Слайд 4

Средневековое мировоззрение Креациони́зм - теологическая концепция, согласно которой мир в

Средневековое мировоззрение

Креациони́зм -  теологическая  концепция, согласно которой  мир в целом рассматривается как непосредственно созданный

Творцом или Богом.
 Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровение, вера.
Слайд 5

Средневековая философия 5в. – 16в. Патристика и схоластика: 1) 2-3-вв.

Средневековая философия 5в. – 16в.

Патристика и схоластика:
1) 2-3-вв. – апологетика- защита

христианства перед античной мудростью – Ориген и Тертуллиан).
Патристика – «отцы церкви»- философское обоснование необходимости единобожия и церкви – 2 – 8 вв.
1)Католические отцы церкви -Авг.Блаженный, Амвросий, Иероним, Гр.Великий
2) Православные отцы церкви– Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Гр.Нисский, Вас.Великий, Гр.Богослов (Назианзин), Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин.
Слайд 6

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Схоластика -11-13вв. –средствами человеческого разума обосновывают религиозные идеи

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Схоластика -11-13вв. –средствами человеческого разума обосновывают религиозные идеи и догматы.

Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Эриугена, Абеляр, Дунс Скотт, Р.Бэкон, Н.Кузанский, У.Оккам.
Слайд 7

Средневековая философия Основные философские проблемы: 1.Номинализм – реализм 2.Теория двойственной

Средневековая философия

Основные философские проблемы:
1.Номинализм – реализм
2.Теория двойственной истины
3. «Философия – служанка

теологии». Доказательства бытия Бога (Авг.Блаженный, Ф.Аквинский, Д.Скотт – онтологическое, физико-телеологическое, космологическое)
4. Теодицея – богооправдание, проблема ДОБРА и ЗЛА
Слайд 8

НОМИНАЛИЗМ - РЕАЛИЗМ Проблема взаимоотношения ОБЩЕГО и ЕДИНИЧНОГО, ПОНЯТИЯ и

НОМИНАЛИЗМ - РЕАЛИЗМ

Проблема взаимоотношения ОБЩЕГО и ЕДИНИЧНОГО, ПОНЯТИЯ и ВЕЩИ.
Реалисты

– общие понятия (универсалии) существуют реально и отдельно от конкретных вещей (Платон). СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО ОБЩЕЕ, И ЭТО ОБЩЕЕ ЕСТЬ БОГ.
Слайд 9

Номиналисты - реалисты НОМИНАЛИСТЫ – общие понятия являются только названиями

Номиналисты - реалисты

НОМИНАЛИСТЫ – общие понятия являются только названиями предметов одного

класса, им ничего не соответствует в самих вещах. Мир материален, существуют только единичные вещи и мы познаем их через чувства.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ – компромисс, каждая вещь – единство общего и частного, общее существует реально, но в самих вещах , как сущность вещей(Аристотель). Независимого существования общего нет.
Слайд 10

Средневековая философия ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ – Аввероэс (Ибн –Рушд) 12в.

Средневековая философия

ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ –
Аввероэс (Ибн –Рушд) 12в. – ИСТИНА едина,

но имеет 2 аспекта – научный и религиозный. Противоречия между ними – в пользу науки. Фактическая истина выше религиозной истины.
Ф.Аквинский 13в. – «Философия – служанка теологии». Противоречий между ними не может быть. Философия – истины разумные. Религия – истины сверхразумные.
Слайд 11

Теория двойственной истины 3. У.Оккам (14в., номиналист) – полное размежевание

Теория двойственной истины

3. У.Оккам (14в., номиналист) – полное размежевание философии

и религии. «Бритва Оккама» - «НЕ СЛЕДУЕТ УМНОЖАТЬ СУЩНОСТИ БЕЗ НЕОБХОДИМОСТИ», «самое простое объяснение – самое верное», ЗАКОН ЭКОНОМИИ МЫШЛЕНИЯ. Религиозные догматы опираются на Священное писание, Библию. Философия, наука изучают единичный, чувственный мир.
4.Г.Галилей (16в.) : истины науки, философии не противоречат истинам религии, вера и разум не противоречат друг другу. Наука- знание о том, как устроено небо. Религия – знание о то, как взойти на небо. «Гипотез я не измышляю».
Слайд 12

Патристика Катафатическое богословие –Бог –средоточие абсолютно положительных качеств. Апофатическое богословие

Патристика

Катафатическое богословие –Бог –средоточие абсолютно положительных качеств.
Апофатическое богословие – Бог не

имеет атрибутов и не поддается определению, он – за пределами бытия и качественности. БОГ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЕН МИРУ. Космос – творение Бога, ниже творца, но мир – благое творение, полон целесообразности.
Борьба с гностицизмом, манихейством. Защита идеи Бога как Абс.Бытия, монотеизма (против пантеистических мотивов стоиков и неоплатоников).
Слайд 13

Средневековая философия ГНОСТИКИ (2-3вв.н.э). Человек – состоит из : 1.ДУХА

Средневековая философия

ГНОСТИКИ (2-3вв.н.э). Человек – состоит из :
1.ДУХА (от Бога, непостижимого,

всемогущего);
2.ДУШИ (от Демиурга, творца материального мира);
3.ТЕЛА (материи, ЗЛО здесь).
Все люди делятся на:
ПНЕВМАТИКОВ (спасутся сами без помощи):
ПСИХИКОВ (спастись им поможет Христос – высший ЭОН).
3. СОМАТИКОВ (их ждет неминуемая гибель). Грубая материя будет истреблена заключенным в ней огнем.
Слайд 14

Манихеи – 3в. Учение перса МАНИ, преемник идей зороастризма –

Манихеи – 3в.

Учение перса МАНИ, преемник идей зороастризма – ДУАЛИЗМ ДОБРА

И ЗЛА, СВЕТА И ТЬМЫ. Есть бог Добра и бог Зла, Отец Света и Царь Тьмы. Они равноправные элементы мироздания. Между ними идет постоянная борьба.
Отец Света послал своего сына, сына Света, Первочеловека, Иисуса, в Царство тьмы для окончательной борьбы со злом. Старый мир погибнет, очиститься огнем, затем наступит полный порядок в 3-й эпохе.
Слайд 15

Средневековая философия ХРИСТИАНСТВО – теоантропоцентризм Человек – самоценность, независим от

Средневековая философия

ХРИСТИАНСТВО – теоантропоцентризм
Человек – самоценность, независим от Космоса, истории, природы.

Зависим от Бога. Центр и высшая цель мироздания.
Иисус Христос – богочеловек. В человеке главное – не разум, а вера в Бога; наделен свободой воли.
Свобода воли – выполнять предписания творца, направлять помыслы и действия к Богу, исходя из индивидуального выбора между ДОБРОМ и ЗЛОМ.
Слайд 16

Средневековая философия ЗЛО – 1)от свободы воли 2)оттеняет универсальную гармонию

Средневековая философия

ЗЛО –
1)от свободы воли
2)оттеняет универсальную гармонию Космоса
3)помогает

показать справедливость Бога т.к. зло наказывается.
Августин Бл. -4-5вв.н.э. «Исповедь»- «Все, что существует, есть добро, поскольку все от Бога, всякое бытие есть добро». Зла как субстанции нет. Зло – отсутствие добра, дефект, ошибка, промах. Зло – отступление от предписаний Бога, грех, от свободы воли человека, стремящейся к низшему.
Слайд 17

Средневековая философия Ф.АКВИНСКИЙ(13в.)- зла как субстанции нет, это издержки свободы

Средневековая философия

Ф.АКВИНСКИЙ(13в.)- зла как субстанции нет, это издержки свободы воли, человек

может спастись через моральные поступки и мысли. Гарантией спасения является Бог и Церковь (божественная благодать).
В целом христианство –это сострадательная любовь к ближнему. Бог есть любовь, любите врагов ваших, благословите проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, молитесь за обижающих и гонящих вас. Все люди – братья и сестры.
Слайд 18

Доказательства бытия Бога Ф. Аквинский 1.Доказательство от ДВИЖЕНИЯ – цепь

Доказательства бытия Бога Ф. Аквинский

1.Доказательство от ДВИЖЕНИЯ – цепь движений в

мире неизбежно приводит к идее ПЕРВОДВИГАТЕЛЯ. БОГ – ПЕРВОПРИЧИНА, ЧИСТАЯ ФОРМА, ЧИСТЫЙ АКТ.
2. Доказательство от ПРИЧИНЫ – в мире все причинно обусловлено. Первичная производящая причина - БОГ
Слайд 19

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА Ф.Аквинский 3.Доказательство от НЕОБХОДИМОСТИ и СЛУЧАЙНОСТИ –

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА Ф.Аквинский

3.Доказательство от НЕОБХОДИМОСТИ и СЛУЧАЙНОСТИ – невозможно предположить, что

вещи возникают сами по себе, случайно, без какой-либо необходимости. СУЩЕСТВУЕТ АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМАЯ СУЩНОСТЬ, НЕ ИМЕЮЩАЯ ВНЕШНЕЙ ПРИЧИНЫ ДЛЯ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ – ЭТО БОГ.
Слайд 20

Доказательства бытия Бога Ф.Аквинский 4. Доказательство от степени СОВЕРШЕНСТВА –

Доказательства бытия Бога Ф.Аквинский

4. Доказательство от степени СОВЕРШЕНСТВА – наличие различных степеней

совершенства означает, что есть некая сущность – причина всякого СОВЕРШЕНСТВА и АБСОЛОЮТНОЕ СОВЕРШЕНСТВО – БОГ.
Слайд 21

Доказательство бытия Бога Ф.Аквинский 5. В мире наблюдается ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ –все

Доказательство бытия Бога Ф.Аквинский

5. В мире наблюдается ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ –все стремится к какой-то

цели. Цель для всех, для природы – БОГ.
5 доказательств Ф.Аквинского – это ФИЗИКО –ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ, КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА.
Слайд 22

Средневековая философия ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА – Августин Блаженный (5в.),

Средневековая философия

ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА – Августин Блаженный (5в.), Ансельм Кентерберийский

(12в.), схоласт.
Это доказательство исходит из понятия (определения) Бога. Бог есть абсолютная полнота всех качеств, он абсолютная сущность. Но он не будет абсолютной сущностью, если в число его качеств (предикатов) не войдет качество «существование». Следовательно, Бог существует.
Слайд 23

КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ доказательства бытия Бога От творения – к творцу, от

КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ доказательства бытия Бога

От творения – к творцу, от созданного к

создателю. Физический мир существует. Это факт. Даже самая простая вещь имеет своего творца, а мир очень сложно устроенная система. Есть достаточно оснований признать высшую творческую силу, от которой зависит происхождение мира, и эта сила имеет реальное БЫТИЕ (БОГ).
Слайд 24

Средневековая философия Эпоха Возрождения – 14-16 вв. Н.Кузанский, М.Монтень, Дж.Бруно,

Средневековая философия Эпоха Возрождения – 14-16 вв.

Н.Кузанский, М.Монтень, Дж.Бруно, Э.Роттердамский.
1.Антропотеоцентризм
2.Реабилитация природы и

телесности
3.Пантеизм
4.Мироощущение трагическое – ничтожность жизни в холодном и бесстрастном Космосе. Вселенная бесконечна, безразлична к благополучию и счастью человека.
Слайд 25

Основные направления философии эпохи Возрождения ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ – в центре внимания

Основные направления философии эпохи Возрождения

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ – в центре внимания человек, его

величие, могущество. Петрарка, Данте.
Данте - воспевает христианство, но высмеивает противоречия христианского учения; восхваляет человека, верит в его добрую природу.
Петрарка – жить надо не для Бога, а для себя. Загробной жизни нет.
Слайд 26

Философия эпохи Возрождения 2.НЕОПЛАТОНИЧЕСКОЕ –пытались познать природу, Космос, человека на

Философия эпохи Возрождения

2.НЕОПЛАТОНИЧЕСКОЕ –пытались познать природу, Космос, человека на основе идей

Платона. Бог – единое, подлинное бытие, творит мир посредством эманаций (истечений). Чем дальше от единого – тем ущербнее бытие. Небытие – материя. Между бытием и небытием иерархически упорядоченная сфера бытия. (Отход от библейской идеи креационизма)
Слайд 27

Философия эпохи Возрождения 3. НАТУРФИЛОСОФСКОЕ – РАЗВИТИЕ НАУКИ. Н.Кузанский, Дж.Бруно,

Философия эпохи Возрождения

3. НАТУРФИЛОСОФСКОЕ – РАЗВИТИЕ НАУКИ. Н.Кузанский, Дж.Бруно, Г.Галилей.
Н.Кузанский

– не существует разницы между Богом и его творением, миром. Мир един, единое (Бог) и бесконечное (мир) соотносятся как минимум и максимум (противоположности). А поскольку Бог и его творения совпадают, то совпадают минимум и максимум, едины идея и материя. Вселенная бесконечна, Земля – не центр вселенной, через свой разум человек уподобляется Богу. (ИДЕИ ПАНТЕИЗМА).
ПОЛИТИЧЕСКОЕ – проблема управления государством – Н Макиавелли.
УТОПИЧЕСКИ –СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ – Т.МОР И Т.КАМПАНЕЛЛА
Слайд 28

ГЕРМЕТИЗМ 1. Вселенная есть мысленный образ Единого; 2. Утверждается аналогия

ГЕРМЕТИЗМ

1. Вселенная есть мысленный образ Единого;
2. Утверждается аналогия между миром высшим

и низшим, между макрокосмом и микрокосмом: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху»;
3. Всё в мире (проявленное, материя, и не проявленное, энергия) является лишь различными вибрациями (видоизменениями) Единого Первоначала;
Слайд 29

ГЕРМЕТИЗМ 4.Исходит из наличия скрытой сущности природы, доступной лишь посвященным.

ГЕРМЕТИЗМ

4.Исходит из наличия скрытой сущности природы, доступной лишь посвященным.
Его идей

придерживались :Кампанелла, Парацельс, Коперник, Бруно, Кеплер, Бэкон, Ньютон.
Имя файла: Средневековая-философия.pptx
Количество просмотров: 108
Количество скачиваний: 0