Слайд 2
![План Основные черты средневековой философии. Средневековая патристика. Средневековая схоластика. Реализм](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152045/slide-1.jpg)
План
Основные черты средневековой философии.
Средневековая патристика.
Средневековая схоластика. Реализм и номинализм в средневековой
философии.
Арабская средневековая философия
Слайд 3
![Основные этапы развития средневековой философии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152045/slide-2.jpg)
Основные этапы развития средневековой философии
Слайд 4
![Вопрос 1. Основные черты средневековой философии. Теоцентризм (главной причиной всего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152045/slide-3.jpg)
Вопрос 1. Основные черты средневековой философии.
Теоцентризм
(главной причиной всего сущего,
высшей реальность ю, основным предметом философских исследований являлся Бог)
Догматизм
Господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о самом себе в Библии)
Креационизм
Человек и природа объявлялись творением Бога, стоящим над ними (подчеркивалась божественная сущность человека)
Слайд 5
![Провиденциализм Провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152045/slide-4.jpg)
Провиденциализм
Провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения
Эсхатология
Учение
о конце света. Выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении
Теодицея
Признание права бога на существование зла в мире. Зло – это результат проявления свободной воли человека, отход от божественных заповедей
Превосходство веры над знанием
Мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога
Слайд 6
![Вопрос 2. Средневековая патристика.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152045/slide-5.jpg)
Вопрос 2. Средневековая патристика.
Слайд 7
![Гностицизм Основные идеи: Переосмысление религиозных, мифологических и философских представлений Делили](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152045/slide-6.jpg)
Гностицизм
Основные идеи:
Переосмысление религиозных, мифологических и философских представлений
Делили людей на 3 категории:
«плотские» люди, «душевные» люди, «духовные» люди
Противопоставление духа и материи
Слайд 8
![Апологетика Основные идеи: Главная идея – оправдания, защиты религиозного мировоззрения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152045/slide-7.jpg)
Апологетика
Основные идеи:
Главная идея – оправдания, защиты религиозного мировоззрения
«Верю потому, что
абсурдно»
Откровение – обнаружение Бога посредством деятельности сердца как органа религиозных переживаний
Слайд 9
![Манихейство Основные идеи: Мир рассматривали как арену борьбы добра и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152045/slide-8.jpg)
Манихейство
Основные идеи:
Мир рассматривали как арену борьбы добра и зла (Божественного
и дьявольского)
Путь спасения человека - аскетический образ жизни
Слайд 10
![Догматика Основные идеи: Аврелий Августин Блаженный («Исповедь», «О троице», «О](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152045/slide-9.jpg)
Догматика
Основные идеи:
Аврелий Августин Блаженный
(«Исповедь», «О троице»,
«О граде Божьем»)
Цель и
смысл жизни человека – познание Бога и презрение к себе
Бог не только сотворил весь мир, но и продолжает творить его дальше
Божественные свет – сила, способная высвечивать подлинную сущность вещей
Источники знаний человека: опыт и вера (абсолютное превосходство веры над знанием)
Слайд 11
![Бессмертная душа обладает следующими свойствами: разум, воля и память. Тело](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152045/slide-10.jpg)
Бессмертная душа обладает следующими свойствами: разум, воля и память. Тело –
лошадь, душа – наездница
Зло – результат свободной воли человека
Субординация между институтами общественной жизни предопределена свыше: «град земной» и «град Божий». Теократический характер государства.
Слайд 12
![Вопрос 3. Средневековая схоластика.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152045/slide-11.jpg)
Вопрос 3. Средневековая схоластика.
Слайд 13
![Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152045/slide-12.jpg)
Реализм
– направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими
(т.е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи).
Ансельм Кентерберийский
Фома Аквинский
Гильом из Шампо
Слайд 14
![Номинализм – (от лат. номен – имена) – направление теологической](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152045/slide-13.jpg)
Номинализм
– (от лат. номен – имена) – направление теологической
философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимала как имена вещей. (По смыслу номинализм близок к учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» - определяемые материальные вещи). Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.
Иоанн Росцелин,
Уильям Оккам
Слайд 15
![Философия Фомы Аквинского. Крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152045/slide-14.jpg)
Философия Фомы Аквинского.
Крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики
В 1878 г. учение
Фомы Аквинского – томизм – решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма (сегодня неотомизм)
Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля
Слайд 16
![Доказательства существования Бога Фомы Аквинского: Движение: все, что движется, движимо](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152045/slide-15.jpg)
Доказательства существования Бога Фомы Аквинского:
Движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то)
другим – следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог
Причина: все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог
Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог
Степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т.д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог
Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему – Бог
Слайд 17
![Исследование проблемы познания Фомой Аквинским: Откровение и разум (вера и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152045/slide-16.jpg)
Исследование проблемы познания Фомой Аквинским:
Откровение и разум (вера и знание) –
не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия
Вера и разум одновременно участвуют в процессе познания
Вера и разум дают истинное значение
Если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание
Все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо
Слайд 18
![Разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152045/slide-17.jpg)
Разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души
Не
поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение
Философия и теология – разные науки
Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом
Все остальное (Божественное откровение) может познать только теология
Слайд 19
![Пьер Абеляр Основные идеи: Подчеркивал преимущества разума перед слепой верой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152045/slide-18.jpg)
Пьер Абеляр
Основные идеи:
Подчеркивал преимущества разума перед слепой верой
Сформулировал теорию «двух истин»,
достигаемых с помощью веры и разума
Считал, что универсалии – это понятия, возникающие в ходе познания вещей при помощи абстрагирующей деятельности ума
Слайд 20
![Уильям Оккам Основные идеи: Отделил философию от теологии Сформулировал принцип](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/152045/slide-19.jpg)
Уильям Оккам
Основные идеи:
Отделил философию от теологии
Сформулировал принцип «бритвы Оккама»: Сущностей не
следует умножать без необходимости