Акустика помещений презентация

Содержание

Слайд 2

Джон Уильям Стретт (Лорд Рэлей) 1842-1919

Джон Уильям Стретт (Лорд Рэлей) 1842-1919

Слайд 3

Уоллес Клемент Сэбин 1868-1919

Уоллес Клемент Сэбин 1868-1919

Слайд 4

Волновая акустика (волновое уравнение для трехмерного пространства) Статистическая акустика (методы

Волновая акустика
(волновое уравнение для трехмерного пространства)
Статистическая акустика
(методы статистической физики плюс эмпирические

поправки)
Геометрическая акустика
(звуковой луч, подчиняющийся законам геометрической оптики)
Слайд 5

Волновое уравнение (в общем случае в однородной изотропной среде) для плоской волны

Волновое уравнение (в общем случае в однородной изотропной среде)

для плоской волны

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Хорошим акустическим качеством могут обладать только те помещения, в которых звуковое поле диффузно

Хорошим акустическим качеством
могут обладать только те помещения,
в которых звуковое

поле диффузно
Слайд 9

Диффузное звуковое поле характеризуется тем, что во всех его точках

Диффузное звуковое поле

характеризуется тем, что
во всех его точках
усредненные во времени
уровни звукового

давления
и потоки звуковой энергии,
приходящие по любому направлению,
постоянны
Постоянство уровней звукового давления – однородность поля
Постоянство потоков звуковой энергии по всем направлениям –
изотропность поля
Слайд 10

Основные допущения, принятые в статистической теории При рассмотрении распространяющихся звуковых

Основные допущения, принятые в статистической теории

При рассмотрении распространяющихся звуковых волн не учитывают

интерференционные явления, поэтому в каждой точке звукового поля плотность звуковой энергии есть сумма плотностей энергии каждой волны (энергетическое суммирование)
Звуковое поле в помещении принимается диффузным, т.е. плотность звуковой энергии в любой точке звукового поля принимается одинаковой
Слайд 11

Реверберация – процесс постепенного замирания звука в помещении после выключения источника звука

Реверберация

– процесс постепенного замирания звука в помещении после выключения источника

звука
Слайд 12

Изменение плотности звуковой энергии при включении и выключении источника звука

Изменение плотности звуковой энергии при включении и выключении источника звука

Слайд 13

После включения источника плотность звуковой энергии возрастает по закону -

После включения источника плотность звуковой энергии возрастает по закону
- средний коэффициент

звукопоглощения
- звуковая мощность источника, Вт
- общая площадь внутренних поверхностей помещения
- объем помещения
- скорость звука в воздухе
при
Слайд 14

После выключения источника звуковая энергия затухает по закону Стандартное время

После выключения источника звуковая энергия затухает по закону
Стандартное время реверберации соответствует
формула

Эйринга
для определения стандартного времени реверберации
Слайд 15

Слайд 16

Время реверберации Формула Эйринга для прямоугольного помещения для помещения произвольной

Время реверберации
Формула Эйринга
для прямоугольного помещения
для помещения произвольной формы
Формула Сэбина
Формула,

учитывающая поглощение звука в воздухе
- объем помещения
- общая площадь внутренних поверхностей
- средний коэффициент звукопоглощения
- полное звукопоглощение помещения
- показатель затухания звука в воздухе
Слайд 17

Зависимость коэффициента затухания звука в воздухе от его влажности

Зависимость коэффициента затухания звука в воздухе от его влажности

Слайд 18

Слайд 19

Время реверберации можно измерить путем записи процесса спадания уровня звукового давления

Время реверберации можно измерить путем записи процесса спадания уровня звукового давления

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Ориентировочные значения времени реверберации на частоте 500 Гц

Ориентировочные значения времени реверберации на частоте 500 Гц

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Структура звуковых отражений Очертания потолка и стен должны способствовать правильному

Структура звуковых отражений

Очертания потолка и стен
должны способствовать
правильному распределению
отраженного звука,
направляя большую долю

его
на удаленные от источника
слушательские места
Слайд 27

Построение геометрических отражений с помощью мнимого источника

Построение геометрических отражений с помощью мнимого источника

Слайд 28

Отражения звуковых волн можно считать направленными, если наименьший размер отражающей

Отражения звуковых волн можно считать направленными, если

наименьший размер отражающей поверхности не

менее чем в 1,5 раза превышает длину волны
наименьший радиус кривизны поверхности не менее чем в 2 раза превышает длину волны
отражения возникают от точек отражателя, удаленных от его краев не менее чем на половину длины волны
Слайд 29

Лучевой эскиз

Лучевой эскиз

Слайд 30

Время запаздывания отражений

Время запаздывания отражений

Слайд 31

ОПТИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ЗАПАЗДЫВАНИЯ АУДИТОРИЯ, ЛЕКЦИОННЫЙ ЗАЛ, КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ 0,01 – 0,015

ОПТИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ЗАПАЗДЫВАНИЯ

АУДИТОРИЯ, ЛЕКЦИОННЫЙ ЗАЛ,
КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ 0,01 – 0,015 С
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР 0,015

– 0,02 С
ЗАЛ МНОГОЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ 0,02 – 0,03 С
ОПЕРНЫЙ ТЕАТР 0,07 С
ФИЛАРМОНИЯ,
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ (БЕЗ ОРГАНА) 0,09 С
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ С ОРГАНОМ И ХОРОМ 0,10 – 0,15 С
Слайд 32

- ОСЛАБЛЕНИЕ ПРЯМОГО ЗВУКА L = L0 – 20lgR –

-

ОСЛАБЛЕНИЕ ПРЯМОГО ЗВУКА
L = L0 – 20lgR – 8
УРОВЕНЬ ОДНОКРАТНО

ОТРАЖЕННОГО ЗВУКА
L = L0 – 20lg(R1+R2) – 10 lg(1/(1-α)) – 8
ЗВУКОВАЯ МОЩНОСТЬ ИСТОЧНИКА
АУДИТОРИЯ, ЛЕКЦИОННЫЙ ЗАЛ 65 – 70 ДБ
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР 80 ДБ
ОПЕРНЫЙ ТЕАТР 90 ДБ
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ, ФИЛАРМОНИЯ 100 ДБ
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ С ОРГАНОМ 110 ДБ
Если разница уровней прямого и отраженного звука превышает 8 дБ,
то такое отражение не формирует характера звучания,
а имеет вредное влияние
Слайд 33

Формирование отражений от плоского горизонтального потолка

Формирование отражений от плоского горизонтального потолка

Слайд 34

Устройство отражателя над авансценой

Устройство отражателя над авансценой

Слайд 35

Рациональное примыкание потолка к задней стенке

Рациональное примыкание потолка к задней стенке

Слайд 36

Расчленение потолка секциями

Расчленение потолка секциями

Слайд 37

Звукоотражатели в передней части боковых стен

Звукоотражатели в передней части боковых стен

Слайд 38

Наиболее рациональная форма зала в плане

Наиболее рациональная форма зала в плане

Слайд 39

ТИПИЧНАЯ ФОРМА КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА 19 СТОЛЕТИЯ

ТИПИЧНАЯ ФОРМА КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА 19 СТОЛЕТИЯ

Слайд 40

ТИПИЧНАЯ ФОРМА СОВРЕМЕННОГО КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА

ТИПИЧНАЯ ФОРМА СОВРЕМЕННОГО КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА

Слайд 41

По ряду объективных и субъективных критериев в число 3-х лучших

По ряду объективных и субъективных критериев в число 3-х лучших театров

мира входят (см. L.L.Beranek, Subjective Rank-Orderings and Acoustical Measurements for Fifty-Eight Concert Halls, Acta Acustica, 2003, vol.89, 494-509) венский Grosser Musikvereinssaal (Австрия) - концертный зал Музикферайн (венская филармония), амстердамский Concertgebouw (Голландия) - Концертный зал Концертгебау, бостонский Symphony Hall (США).
Слайд 42

Слайд 43

БЛАГОПРИЯТНЫЕ ОЧЕРТАНИЯ БОКОВЫХ СТЕН ЗАЛА ОПЕРНОГО ТЕАТРА

БЛАГОПРИЯТНЫЕ ОЧЕРТАНИЯ БОКОВЫХ СТЕН ЗАЛА ОПЕРНОГО ТЕАТРА

Слайд 44

ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ ФОРМА ПОТОЛКА ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ДЛИНЕ ЛЕКЦИОННОГО ЗАЛА

ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ ФОРМА ПОТОЛКА ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ДЛИНЕ ЛЕКЦИОННОГО ЗАЛА

Слайд 45

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА ЛЕКЦИОННОГО ЗАЛА

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА ЛЕКЦИОННОГО ЗАЛА

Слайд 46

Слайд 47

ОТРАЖЕНИЕ ЗВУКА ОТ ВОГНУТОЙ ПОВЕРХНОСТИ Q - ИСТОЧНИК ЗВУКА, О - ЦЕНТР КРИВИЗНЫ, Ф - ФОКУС

ОТРАЖЕНИЕ ЗВУКА ОТ ВОГНУТОЙ ПОВЕРХНОСТИ Q - ИСТОЧНИК ЗВУКА, О - ЦЕНТР

КРИВИЗНЫ, Ф - ФОКУС
Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Слайд 53

«Полезные» отражения Отражения от плоских и выпуклых поверхностей, находящихся вблизи

«Полезные» отражения

Отражения от плоских и выпуклых поверхностей, находящихся вблизи источника
Отражения

от потолка, направленные в зону расположения слушателей
Отражения от боковых поверхностей стен, расположенных на уровне голов слушателей
Слайд 54

«Вредные» отражения Отражения от удаленных поверхностей Отражения от вогнутых поверхностей

«Вредные» отражения

Отражения от удаленных поверхностей
Отражения от вогнутых поверхностей
Отражения от параллельных поверхностей
Отражения

от верхней части стен
Отражения, приходящие к слушателю сзади
Слайд 55

Расчет первых отражений – основной способ контроля правильности выбора формы

Расчет первых отражений – основной способ контроля правильности выбора формы зала

и очертания его внутренних поверхностей.
Расчет включает:
Проверку допустимости применения геометрических отражений
Построение лучевых эскизов
Определение времени запаздывания отражений
Определение уровней отраженного звука
Слайд 56

Для обеспечения достаточной степени диффузности звукового поля необходимо, чтобы значительная

Для обеспечения достаточной степени
диффузности звукового поля
необходимо,
чтобы значительная часть
внутренних поверхностей помещения
создавала рассеянные

отражения
Слайд 57

Обеспечение достаточной степени диффузности звукового поля.

Обеспечение достаточной степени диффузности звукового поля.

Слайд 58

Слайд 59

Слайд 60

3D панели диффузные

3D панели диффузные

Слайд 61

Слайд 62

Слайд 63

Слайд 64

Слайд 65

ОПТИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ВОЗДУХА НА ОДНОГО СЛУШАТЕЛЯ АУДИТОРИЯ, ЛЕКЦИОННЫЙ ЗАЛ, КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

ОПТИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ВОЗДУХА НА ОДНОГО СЛУШАТЕЛЯ
АУДИТОРИЯ, ЛЕКЦИОННЫЙ ЗАЛ,
КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ 4 КУБ.М
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

5 КУБ. М
ЗАЛ МНОГОЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ 4—6 КУБ. М
ЗАЛ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ И ОПЕРЕТТЫ 6 КУБ. М
ОПЕРНЫЙ ТЕАТР 6—7 КУБ. М
ФИЛАРМОНИЯ,
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ (БЕЗ ОРГАНА) 8—9 КУБ. М
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ С ОРГАНОМ И ХОРОМ 10—12 КУБ. М
Имя файла: Акустика-помещений.pptx
Количество просмотров: 137
Количество скачиваний: 0