Слайд 2
![План Социальная мысль в эпоху Античности Социальная мысль времен Средневековья](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-1.jpg)
План
Социальная мысль в эпоху Античности
Социальная мысль времен Средневековья
Социальная мысль в период
Ренессанса
Социальная мысль в эпоху Рационализма
Слайд 3
![Как самостоятельная наука об обществе, социология появилась не так давно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-2.jpg)
Как самостоятельная наука об обществе, социология появилась не так давно –
в первой половине XIX в. До этого времени социальные воззрения были частью других наук – философии, политической экономии и др.
Слайд 4
![Античный период Философия появилась в Древней Греции примерно в VI](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-3.jpg)
Античный период
Философия появилась в Древней Греции примерно в VI веке до
н.э. Среди причин зарождения философии можно назвать знакомство греков с культурами и религиозными учениями других народов, а также развитие демократии в греческих полисах (городах-государствах)
Слайд 5
![Особенности античной философии Холизм - приоритет целого по отношению к](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-4.jpg)
Особенности античной философии
Холизм - приоритет целого по отношению к его
частям (Аристотель: «целое больше, чем сумма его частей»)
Космологизм, т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом, рассмотрение всего сущего в единстве и взаимосвязи
Органицизм – аналогия строения и функ-ций внешнего мира с человеческим телом
Слайд 6
![Огромный вклад в развитие социальной мысли Античности внесли такие философы как Платон и Аристотель](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-5.jpg)
Огромный вклад в развитие социальной мысли Античности внесли такие философы как
Платон и Аристотель
Слайд 7
![Платон (427-347 гг. до н.э.) Родоначальник идеализма в философии Основные труды: «Государство», «Политик», «Законы»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-6.jpg)
Платон (427-347 гг. до н.э.)
Родоначальник идеализма в философии
Основные труды: «Государство», «Политик»,
«Законы»
Слайд 8
![Идеализм Платона Мир идей (истинных сущностей) существу-ет независимо от мира](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-7.jpg)
Идеализм Платона
Мир идей (истинных сущностей) существу-ет независимо от мира вещей, которые
только частично отражают идеи (например, есть идея яблока и есть много конкретных яблок)
Мир идей иерархичен, главенствующее положение в нем занимает идея блага. Соответственно и в природном, и в социальном мирах должна быть иерархия
Слайд 9
![Идеальное устройство государства (общества) разумная аффективная вожделеющая душа человека общество](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-8.jpg)
Идеальное устройство государства (общества)
разумная
аффективная
вожделеющая
душа
человека
общество
правители
воины
ремесленники
земледельцы
государство
управление
защита
материальное
обеспечение
Слайд 10
![Органицизм Платона Отождествление различных слоев общест-ва с разными органами человеческого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-9.jpg)
Органицизм Платона
Отождествление различных слоев общест-ва с разными органами человеческого тела:
правителей, судей,
воспитателей – с головой
воинов и городских стражей – с сердцем
производителей, крестьян, коммерсантов – с животом
Слайд 11
![Антидемократизм Платона Для того, чтобы обладать подлинным знанием (проникать в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-10.jpg)
Антидемократизм Платона
Для того, чтобы обладать подлинным знанием (проникать в мир идей),
человек должен уметь освобождаться от воздей-ствия чувственных вещей, избавляться от телесного гнета. Это доступно лишь немно-гим, поэтому демократия невозможна (Платон критически относился к демократическому устройству Афин)
Слайд 12
![Правильные и неправильные типы государства Правильные Неправильные монархия аристократия тимократия олигархия демократия тирания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-11.jpg)
Правильные и неправильные типы государства
Правильные Неправильные
монархия
аристократия
тимократия
олигархия
демократия
тирания
Слайд 13
![Монархия и аристократия У руля должен стоять философ-мудрец. Предпочтительными формами](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-12.jpg)
Монархия и аристократия
У руля должен стоять философ-мудрец. Предпочтительными формами правления Платон
называет монархию – правление одного философа, либо аристократию – правление группы философов
Платон описывает монархию как справедливое правление, а аристократию как правление лучших, достойных.
Слайд 14
![Тимократия Если вырождением монархии является тирания, то вырождением аристократии может](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-13.jpg)
Тимократия
Если вырождением монархии является тирания, то вырождением аристократии может оказаться тимократия,
когда правящей элитой обуревают личные амбиции и стремление к почестям.
Сама тимократия чревата вырождением в олигархию, при которой власть имущие действуют не по закону, только ради себя во вред всему обществу
Слайд 15
![Оценка демократии Демократия для Платона – неэффективная форма правления. Он](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-14.jpg)
Оценка демократии
Демократия для Платона – неэффективная форма правления. Он иронически называет
её «театрократией»
Демократия может привести к охлократии – власти толпы, и даже к наихудшему устройству государства – тираническому. Тиран, по Платону, нередко является ставленником несведущего народа
Слайд 16
![Утопия Платона Платон оставил свое утопическое видение идеального государства, в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-15.jpg)
Утопия Платона
Платон оставил свое утопическое видение идеального государства, в котором правящие
слои освобождены от забот о собственном материальном обеспечении и могут сосредоточиться на решении общественных проблем, но при этом они вполне умеренны в своем потреблении
Слайд 17
![Разделение публичной и частной сфер Только высшие слои общества –руководи-тели,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-16.jpg)
Разделение публичной и частной сфер
Только высшие слои общества –руководи-тели, судьи, защитники,
и воспитатели допущены к управлению идеальным городом-государством. Остальные должны быть заняты полезной для города деятель-ностью, не оставляющей времени на участие в публичных делах
Слайд 18
![Низшие слои движимы стремлением к извлечению прибыли, и если они](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-17.jpg)
Низшие слои движимы стремлением к извлечению прибыли, и если они окажутся
у власти, то может установиться плутократия, т.е. господство денег, мошенничество и коррупция
Слайд 19
![Собственность и семья Право на собственность и семейную жизнь предоставляется](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-18.jpg)
Собственность и семья
Право на собственность и семейную жизнь предоставляется только низшим
слоям. Но обладание собственностью не должно вести к значительному материальному расслоению, разрушающему единство общества.
Правящие же слои обходятся без собственнос-ти и семейной жизни. При равенстве полов женщинам дозволено трудиться в различных сферах наравне с мужчинами, а детей воспитывает государство
Слайд 20
![Платон видит в семье, как и в частной собственности, опасность](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-19.jpg)
Платон видит в семье, как и в частной собственности, опасность распростране-ния
эгоизма, мешающего служению элиты общему делу
Слайд 21
![Отношение к религии В идеальном государстве Платона религия должна почитаться,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-20.jpg)
Отношение к религии
В идеальном государстве Платона религия должна почитаться, а обществу
необходи-мо постоянно избавляться от нечестных людей и не соответствующих обществен-ной морали идей
Слайд 22
![Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Ученик Платона и учитель Александра Македонского Основные труды: «Метафизика», «Этика»,«Политика»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-21.jpg)
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Ученик Платона и учитель Александра Македонского
Основные
труды: «Метафизика»,
«Этика»,«Политика»
Слайд 23
![Аристотель считал, что мир находится в движении, будучи однажды «заведен»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-22.jpg)
Аристотель считал, что мир находится в движении, будучи однажды «заведен» бестелесным
перводвигателем – божеством
Движение мира природы имеет некую заданную свыше цель, и устройство общества должно соответствовать этой цели
Слайд 24
![Естественное происхождение неравенства и государства Неравенство в обществе является результа-том](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-23.jpg)
Естественное происхождение неравенства и государства
Неравенство в обществе является результа-том того, что
люди от природы наделены неравными возможностями
«Человек – есть политическое (обществен-ное) животное», и организующее людей государство само есть порождение природы
Целью, смыслом человеческой деятель-ности является счастье
Слайд 25
![Происхождение государства из семьи семья сельская община городская община государство](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-24.jpg)
Происхождение государства из семьи
семья
сельская
община
городская
община
государство
Слайд 26
![Правильное политическое устройство По Аристотелю, политическое устройство общества должно быть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-25.jpg)
Правильное политическое устройство
По Аристотелю, политическое устройство общества должно быть направлено на
достижение всеобщей пользы. Власть одного человека, направленная на достижение всеобщего блага - монархия, власть немногих – аристократия, власть большинства – полития (по сути конституционная республика)
Слайд 27
![Тирания отличается от монархии тем, что преследует выгоды одного правителя,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-26.jpg)
Тирания отличается от монархии тем, что преследует выгоды одного правителя, олигархия
от аристократии тем, что преследует выгоды состоятельных граждан, а демократия от политии тем, что пресле-дует выгоды неимущих.
При тираническом, олигархическом и демократическом устройстве власть не стремится к достижению всеобщей пользы
Слайд 28
![Полития Полития – это форма общественного правления, при которой правит](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-27.jpg)
Полития
Полития – это форма общественного правления, при которой правит большинство в
интересах общей пользы
На место поляризации бедных и богатых приходит преобладание зажиточных средних слоев
Слайд 29
![Желательный государственный строй также может быть охарактеризован как аристократия в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-28.jpg)
Желательный государственный строй также может быть охарактеризован как аристократия в первоначальном
значении этого слова – «правление лучших»
Слайд 30
![Разделение властей Поскольку основная масса людей не склон-на к добродетели,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-29.jpg)
Разделение властей
Поскольку основная масса людей не склон-на к добродетели, в обществе
необходимо принуждение. Общество полиса должно основываться на праве, причем справедли-вое государственное устройство требует наличия в нем трех частей: «законосове-щательный орган, рассматривающий дела государства, … должности,… судебные органы»
Слайд 31
![Социальная структура идеального государства (общества) Сословная дифференциация заменяется возрастной: в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-30.jpg)
Социальная структура идеального государства (общества)
Сословная дифференциация заменяется возрастной: в молодости граждане
выполняют военную функцию, в зрелом возрасте – собственно политическую (совещательную)
Физический труд (земледелие, ремесло) и торговля – удел рабов. Отличительный признак свободного гражданина – это досуг
Слайд 32
![Оценка античности Отдельные идеи античных философов оказали сильное влияние на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-31.jpg)
Оценка античности
Отдельные идеи античных философов
оказали сильное влияние на развитие средневековой
европейской философии. В то же время, многие идеи греческих философов длительное время пребывали в забвении в средневековой Европе, и вновь
привлекли внимание лишь спустя века или
даже спустя более, чем тысячелетие
Слайд 33
![Средневековая философия Отсчет эпохи средневековья принято вести с 476 г.,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-32.jpg)
Средневековая философия
Отсчет эпохи средневековья принято вести
с 476 г., когда пал
Рим под ударами варва-ров, возглавляемых германским вождем Одоакром. Однако начало средневековой европейской философии непосредственно связано с зарождением и развитием христианской мысли
Слайд 34
![Монополия церкви В средневековой Европе церковь обладала монополией на интеллектуальную](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-33.jpg)
Монополия церкви
В средневековой Европе церковь обладала монополией на интеллектуальную жизнь общества,
поэтому философия в основном развивалась в рамках теологии
Слайд 35
![Двойственная сущность человека В центре внимания средневековой христианской философии находились](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-34.jpg)
Двойственная сущность человека
В центре внимания средневековой христианской философии находились сущность человека
и его взаимоотноше-ния с Богом. Человек считался одновременно и греховным существом, и существом, созданным по образу и подобию Бога
Слайд 36
![Познание и спасение Возможность познания окружающего мира полностью не отрицалась,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-35.jpg)
Познание и спасение
Возможность познания окружающего мира полностью не отрицалась, но и
не признавалась достойной целью. Таковой виделось индивидуальное спасение человека и спасение человеческого рода в целом
Слайд 37
![Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430 гг.) Христианский богослов и философ Основной труд: «О граде Божьем»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-36.jpg)
Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430 гг.)
Христианский богослов и философ
Основной труд:
«О граде Божьем»
Слайд 38
![Два вида человеческой общности «Град земной», т.е. государственность, основанная на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-37.jpg)
Два вида человеческой общности
«Град земной», т.е. государственность, основанная на «любви к
себе, доведенной до презрения к Богу»
«Град Божий» - духовная общность, основанная на любви к Богу, доведенной до презрения к себе»
Идея разделения частных и общих интересов в государстве (обществе)
Слайд 39
![Град Божий и Град земной На земле град Божий (те,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-38.jpg)
Град Божий и Град земной
На земле град Божий (те, кто
призван быть спасенными к вечной жизни) и град земной (грешники и преступники) живут в вперемежку. В этом состоит промысел божий, т.е. священная история разворачи-вается внутри мирской. История челове-чества движется к предначертанному свыше финалу по линейной траектории
Слайд 40
![Необходимость государственной власти Любое насилие – есть следствие греховной испорченности](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-39.jpg)
Необходимость государственной власти
Любое насилие – есть следствие греховной испорченности человека, однако
оно неизбежно. Отсюда необходимость государственной власти, которую Августин не идеализировал и называл «большой разбойничьей шайкой»
Слайд 41
![Фома Аквинский (1225-1274) Итальянский философ и теолог, системати-затор ортодоксальной схоластики Связал христианское вероучение с филосо-фией Аристотеля](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-40.jpg)
Фома Аквинский (1225-1274)
Итальянский философ и теолог, системати-затор ортодоксальной схоластики
Связал христианское вероучение
с филосо-фией Аристотеля
Слайд 42
![Основные идеи Аквинского Лишь некоторые догматы церкви поддаются рациональному объяснению.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-41.jpg)
Основные идеи Аквинского
Лишь некоторые догматы церкви поддаются рациональному объяснению. Для обоснова-ния
догматов он привлекал античное философское наследие, в частности, учение Аристотеля
Государство - необходимая часть божествен-ного миропорядка. Люди должны подчинять-ся мирской власти, но в ряде случаев они имеют право восстать против неё
Слайд 43
![Возрождение (Ренессанс) Это целая эпоха в истории европейской культуры XVI](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-42.jpg)
Возрождение (Ренессанс)
Это целая эпоха в истории европейской культуры XVI – XVII вв.,
ознаменовавшая собой наступление Нового времени
Сам термин «ренессанс» был призван символизировать возврат к забытым европейцами элементам античной культуры
Слайд 44
![Гуманизм Неотъемлемой чертой Ренессанса был гуманизм – идейное течение, возводившее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-43.jpg)
Гуманизм
Неотъемлемой чертой Ренессанса был гуманизм – идейное течение, возводившее
в главную
ценность жизнь человека с присущими ей мирскими радостями.
Происходила реабилитация повседнев-ности в некоторый противовес святости
Слайд 45
![В эпоху Ренессанса, во многом благодаря знакомству с образцами античного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-44.jpg)
В эпоху Ренессанса, во многом благодаря знакомству с образцами античного искусства,
мыслители начинают показывать человека прекрасным гармоничным существом, возвышенным над остальным тварным (созданным) миром
Слайд 46
![Н. Макиавелли (1469-1527) Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель Основной труд: «Государь»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-45.jpg)
Н. Макиавелли (1469-1527)
Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель
Основной труд: «Государь»
Слайд 47
![«Цель оправдывает средства» Как создать сильное государство, когда в народе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-46.jpg)
«Цель оправдывает средства»
Как создать сильное государство, когда в народе не развиты
гражданские качества?
Для достижения политических целей все средст-ва дозволены. Выступая как частное лицо, государь должен руководствоваться нормами морали, но может и не считаться с ними, если его действия мотивируются заботой о процвета-нии и могуществе государства
Идея разделения политики и морали
Слайд 48
![Конец Ренессанса Был связан с тем, что католическая церковь постепенно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-47.jpg)
Конец Ренессанса
Был связан с тем, что католическая церковь постепенно теряла свою
идеологическую монополию, а происходящие в Европе события плохо согласовывались с верой в величие человека
Слайд 49
![Рационализм По мере распространения рационализма в Европе утверждается культ человеческого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-48.jpg)
Рационализм
По мере распространения рационализма в Европе утверждается культ человеческого разума, сумевшего
постичь законы механики, на основе которых мыслители пытаются объяснить и жизнь общества. Человек, живые существа приравниваются к механизмам различной степени сложности. Создание теории общественного договора также считается заслугой человеческого разума
Слайд 50
![Томас Гоббс (1588-1679) Английский философ, один из основателей теории общественного договора Основной труд: «Левиафан»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-49.jpg)
Томас Гоббс (1588-1679)
Английский философ, один из основателей теории общественного договора
Основной труд: «Левиафан»
Слайд 51
![Три этапа становления государства (общества) Естественное состояние Переход к государству (общество) Государственное (общественное) состояние](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-50.jpg)
Три этапа становления государства (общества)
Естественное состояние
Переход к государству (общество)
Государственное (общественное) состояние
Слайд 52
![Теория естественных прав и общественного договора Люди частично отказываются от](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-51.jpg)
Теория естественных прав и общественного договора
Люди частично отказываются от суверени-тета и передают его
правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный порядок с помощью права
Общественный договор означает соглаше-ние управляемых с теми правилами, по которым ими управляют (легитимность власти)
Слайд 53
![В естественном состоянии люди находятся в состоянии "войны всех против](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-52.jpg)
В естественном состоянии люди находятся в состоянии "войны всех против всех".
Естественные законы не ведут к миру и безопасности. Порядок в обществе может быть установлен и поддерживаться только с помощью принуждения и силы. Такой силой является государство
Слайд 54
![Конец Просвещения Разочарование в результатах Великой французской революции (началась в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-53.jpg)
Конец Просвещения
Разочарование в результатах Великой французской революции (началась в 1789 г.)
привело к попыткам критически пересмотреть достижения эпохи рационализма
Слайд 55
![Иммануил Кант (1724-1804) Немецкий философ Иммануил Кант попытался спасти некоторые](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-54.jpg)
Иммануил Кант (1724-1804)
Немецкий философ Иммануил Кант попытался спасти некоторые черты мировоззрения
этой эпохи и объяснить, почему естествознание не преуспело в выведении законов, детерминирующих человеческое поведение
Слайд 56
![Рассуждая о человеке как одновременно и природном и надприродном, действую-щем](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/368564/slide-55.jpg)
Рассуждая о человеке как одновременно и природном и надприродном, действую-щем по
собственной воле, существе, Кант задает философской мысли то направле-ние, которое ляжет в основу диалектики Гегеля