Ислам и политика. Исламский экстремизм презентация

Содержание

Слайд 2

Ислам и политика

Традиционализм;
Фундаментализм;
Модернизм;
Секуляризм

Слайд 3

Традиционализм в исламе
Сохранение ислама таким, каким он сложился в рамках доиндустриальных социально-экономических, политических

и культурных институтах и представлениях

Слайд 4

Традиционализм в исламе
Религия и политика взаимосвязаны и рассматриваются как часть обязательной традиции

Слайд 5

Модернизм
Приспособление ислама к современным реалиям с сохранением его роли как основной общественной идеологии

Слайд 6

Модернизм
Сочетание светского государства с высокой ролью исламской культуры

Слайд 7

Секуляризм

Секуляристы ограничивают влияние религии индивидуальными рамками.
Стремятся ограничить влияние ислама на государство, т.е.

отделить религию от политики.

Слайд 8

Исламский фундаментализм
Салафизм от выражения ас-салаф ас-салих (праведные предки), или просто ас-салаф (предки).

Слайд 9

Салафизм
Мусульмане во всех своих действиях и верованиях, нормах и правилах должны стремиться к

идеалам периода жизни пророка Мухаммеда.

Слайд 10

Тенденции ХХ века:
Развитие секуляризма и модернизма в исламе

Слайд 11

«Охранительные» тенденции:
Секуляризации и модернизации противостоят традиционализм и фундаментализм

Слайд 12

Исламский фактор в современном мире

Слайд 13

Основные направления ислама в современном мире

Слайд 14

Основные направления ислама

Сунниты (83% мусульман)
Шииты (16%)
Хариджиты (1%)

Слайд 15

Мусульманское население (демографическая динамика)
Начало ХХ века – 200 – 210 млн. человек (12%

от всего населения мира)

Слайд 16

Мусульманское население (демографическая динамика)
Начало XXI века - 1,1 – 1,5 млрд. человек (20

– 25 % от населения Земли)

Слайд 17

Мусульманское население (демографическая динамика)
Прогноз на 2025 г. – 2 млрд. человек (30 %

от всего населения)

Слайд 18

Распространение ислама
Большинство населения в 35 странах мира;
В 20 странах ислам имеет статус государственной

религии.

Слайд 19

Распространение ислама (в Азии)
22 % от всего населения Азии;
69 % от

всех мусульман

Слайд 20

Распространение ислама (в Африке)
27 % от всех мусульман;
41 % от всего

населения континента

Слайд 21

Распространение ислама (в Европе + Россия)
4 % всего населения этого региона
3 %

всех сторонников ислама

Слайд 22

Распространение ислама (в Америке)
0,6 % всех последователей этой религии
0,9 % всего населения

Слайд 23

Южноазиатский субрегион (Индия, Пакистан, Бангладеш)
около 400 млн. чел.

Слайд 24

Распространение ислама
Африка южнее Сахары – ок. 300 млн. чел.

Слайд 25

Распространение ислама
Арабский Восток (Северная Африка и Юго-Западная Азия) – ок. 230 млн.

Слайд 26

Распространение ислама
Юго-Восточная Азия – ок. 230 млн.
Центральная Азия и Закавказье – ок. 50

млн.

Слайд 27

Распространение ислама

Индонезия – 201 млн. человек
Индия – 144 млн. человек
Пакистан – 140 млн.

человек
Бангладеш – 108 млн. человек

Слайд 28

Распространение ислама

Нигерия – 95 млн. человек
Китай – 75 млн. человек
Турция, Иран, Египет -

по 65 млн. человек

Слайд 29

Шииты
7/8 - населения Ирана;
3/5 – Ирака;
2/5 – Ливана;
1/5 - Сирии

Слайд 30

Шииты
Шииты имеются во всех мусульманских странах Юго-Западной Азии
2/5 населения в Йемене
4/7 - населения

Азербайджана

Слайд 31

Суннитский салафизм

История и современные тенденции

Слайд 32

Ахмад ибн Ханбаль (780 – 855 г.)

Основатель ханбалитского мазхаба (каноническая правовая школа в

суннитском исламе)
Заявил о необходимости возврата к порядку, бывшему при Мухаммеде и первых поколениях его последователей

Слайд 33

Ахмад ибн Ханбаль (780 – 855 г.)

Концепция борьбы с «нововведениями» («бида»)
Все нововведения в

вере и жизни, не имеющие обоснования в Коране и хадисах и не подтвержденные согласным мнением первых трёх поколений мусульманских авторитетов, должны быть осуждены

Слайд 34

Такйиддин Ибн-Таймийя (1263-1328)

Основоположник салафизма
«Шейх Ислама», «отец исламской революции»
Обосновывал джихад не только против

неверных, но и против «мусульман, отступающих от ислама» («Фетвы против татар»)

Слайд 35

Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.)

Основатель Ваххабизма (Салафи́я)  
Призвал ориентироваться на образ

жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков, осуждая все позднейшие нововведения «бида»

Слайд 36

Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.)
Строжайшее соблюдение принципа единобожия («таухид»)
Осуждение культа

святых и даже культа пророка Мухаммеда

Слайд 37

Мухаммед Абд аль-Ваххаб (XVIII в.)

Порицал роскошь, корыстолюбие
Разрешение носить изделия из золота и шёлка

только женщинам
Скромная отделка мечетей

Слайд 38

Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.)
Реформирование уммы (мусульманской общины) на основе

принципа нераздельности государства и религии

Слайд 39

Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.)
1744 г. - заключил союз с

эмиром Мухаммадом Ибн Саудом
Создание Дирийского эмирата

Слайд 40

Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.)
Ваххабитские улемы (в т.ч. потомки Аль-Ваххаба)

стали главной опорой государства Саудитов (ныне Саудовская Аравия)

Слайд 41

Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.)
«Джихад» (араб. «усилие») - священная война

против неверных

Слайд 42

Джихадизм
Джихад - «священная война мусульман на пути Бога» (аль-джихад фи сабиль Аллах)

Слайд 43

Концепции джихада
Восходят к одному из хадисов Пророка
Про возвращении с битвы при Бадре

(624 г.), в которой победили мусульмане, он сказал: «Мы вернулись с Малого джихада - к Великому Джихаду»

Слайд 44

Концепция Великого джихада

«Малый джихад» – вооруженная борьба с неверными
«Великий джихад» - борьба человека

с самим собой, с «душой, приказывающей совершать зло», т.е. нравственное самосовершенствование

Слайд 45

Салафитский джихад
Отвергают идеологическое разделение на Великий и Малый Джихад
Джихад есть вооруженная борьба

с неверными за установление всемирного исламского халифата

Слайд 46

Салафитский джихад

Дар аль-Ислам – Земля ислама;
Дар аль-Куфр – Земля безбожников;
Дар аль-Харб – Земля

войны;
Дар аль-ахд – Земля договора.

Слайд 47

Джихадизм
Цель - ведение вооруженной борьбы с целью установления «истинно исламской власти» либо в

исламских странах, где правят вероотступнические режимы, либо там, где власть над мусульманами принадлежит немусульманам.

Слайд 48

Салафизм в ХХ веке

Слайд 49

Салафизм в ХХ веке
Возвращение к практике иджтихада (личного суждения о священных текстах).
Отказ от

таклида – слепого следования традиции.

Слайд 50

Салафизм в ХХ веке
Египтянин Хасан аль-Банна;
«Братья –мусульмане» (1928 г.)

Слайд 51

«Братья –мусульмане»
Противопоставили ислам европейским ценностям и национализму
«Аллах — наш идеал. Пророк — наш вождь. Коран — наша

конституция»

Слайд 52

Салафизм в ХХ веке
Египтянин Сайид Кутб (1906 – 1966)

Слайд 53

Сайид Кутб
Идеолог исламского государства
В противовес улемам начал изъясняться доступным, народным языком

Слайд 54

Сайид Кутб

Эпоха национализма – эра «джахилийи» ( араб. «невежества»)
Поклонение символическим идолам (нации, партии,

вожди, социализм и либерализм)

Слайд 55

Сайид Кутб
Ввел понятие «такфир» (отлучение от уммы) за «куфр» (безбожие) в отношении общества

Слайд 58

Абул Ала Маудуди

Два типа правления:
абсолютная верховная власть Аллаха над миром;
политическая власть

– ограниченная власть, принадлежащая людям

Слайд 59

Абул Ала Маудуди
Законы, не отвечающие шариату, - это посягательство на суверенную власть Аллаха


Слайд 60

Абул Ала Маудуди
«Совещательные органы или парламенты не могут выносить решений по вопросам, ясно

освещенным положениями шариата»

Слайд 61

Абул Ала Маудуди
По вопросам о которых нет ясных указаний в шариате правители должны,

опираясь на иджтихад, вырабатывать решения в интересах уммы… в полном соответствии с общим духом шариата.

Слайд 62

Абул Ала Маудуди
1941 г. – основал организацию «Джамаат-и ислами»
Основная цель - ведение джихада

Слайд 63

Абул Ала Маудуди
Конечная цель ислама – всемирное государство, в котором все человечество объединится

в целостную культурную и политическую систему с равными для всех правами и возможностями

Слайд 64

Салафизм в ХХ веке
Сайид Кутб и Маудуди заложили основу современного исламизма (политического ислама)

Слайд 65

Исламизм (по А. Игнатенко)

Идеология и практическая деятельность, ориентированные на создание условий, в которых

социальные, экономические, этнические и иные проблемы и противоречия любого общества (государства), а также между государствами, будут решаться исключительно с использованием исламских норм

Слайд 66

Ханбалидский мазхаб сегодня

Является официальной правовой сферой в Саудовской Аравии и Катаре
Отсюда большая роль этих стран в

развитии современных радикальных исламистских и салафитских движений

Слайд 67

«Такфиризм»
Такфир — обвинение в куфре (неверии)

Слайд 68

«Такфиризм»

В Египте создано в 70-е гг. «Общество мусульман» - «Джамаат аль-муслимин»
Название в

прессе «Ат Такфир Валь Хиджра» (Такфир и Хиджра)
Создана Ахмадом Шукри Мустафой

Слайд 69

«Такфиризм»
Допустимость объявления мусульманина «неверным»
Физическое уничтожение «кяфиров»

Слайд 70

Исламистские организации

Современный салафизм

Слайд 71

Исламистские суннитские экстремистские организации
Аль-Каида («база», «основа») (1988 г.)
«Аль-Каида земли Двуречья» (2005 г.)

Слайд 72

Лидеры
Усама бен Ладен (до 2011 г.)
Айман аз-Завахири (с 2011 г.)

Слайд 73

2006 г.

 Объединение Аль-Каиды в Ираке и 8 других организаций в Совещательное собрание моджахедов
Создание Исламского

государства Ирака

Слайд 74

2010 г.
Во главе встает уроженец Ирака Абу Бакр аль-Багдади (Ибрахим Аввад Ибрахим Али

аль-Бадри)

Слайд 75

«Арабская весна»

2011 – 2016 гг.

Слайд 76

«Арабская весна»
Тунис – 17 декабря 2010 г.

Слайд 77

Арабская весна 2011

Январь – март 2011 г.
Алжир;
Ливия;
Мавритания;
Египет;
Сирия;
Йемен

Слайд 78

Движущие силы «Арабской весны».
Либералы-западники (студенты и интеллигенция)
Исламисты (социальные низы и духовенство)

Слайд 79

Версии трактовок:

Борьба за демократию в арабском мире?
Социально-экономическое выступление беднейших слоев населения против коррумпированной

элиты?
Создание зоны управляемых конфликтов?

Слайд 80

Сирийская «весна»

Слайд 81

Сирийская «арабская весна»
Март 2011 г. – «пятничная революция» в Сирии
Началось в городе Деръа

Слайд 82

Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил
Создана 11 ноября 2012 г.

Слайд 83

Международный контекст

11 декабря 2012 г. - США заявили об отказе в восприятии Башара

Асада как главы Сирии
Запад в целом выразил поддержку вооружённой оппозиции

Слайд 84

Международный контекст
Россия выступила в поддержку Башара Аль-Асада
2013 – 2014 гг. - легализация для

Запада через процесс уничтожения химического оружия

Слайд 86

Фронт ан-Нусра (Джабхат-ан-Нусра ли-ахлиш-Шам) 
«Фронт помощи народу аш-Шама» 
«Аль-Каида в Сирии»

Слайд 87

Фронт ан-Нусра (Джабхат-ан-Нусра ли-ахлиш-Шам) 
Создан в январе 2012 г.

Слайд 88

Фронт ан-Нусра (Джабхат-ан-Нусра ли-ахлиш-Шам) 

Принимает участие в военных действиях
Уничтожает религиозные меньшинства
2012 – 2014 г. –

признается террористической организацией Западом, ООН и Россией

Слайд 89

2013 г.
В связи с событиями в Сирии ИГИ переименовывается в Исламское государство Ирака

и Леванта.

Слайд 90

ИГИЛ
Активные действия в Сирии с марта 2013 г.

Слайд 91

ИГИЛ – Аль-Каида
Февраль 2014 г. – раскол Аль-Каиды и ИГИЛ
Аль-Каиду, с этого времени,

представляет только Фронт ан-Нусра

Слайд 92

Лето 2014 г.
Масштабное наступление ИГИЛ в Ираке и Сирии
Создание Халифата (Исламское государство)

Слайд 93

Июнь 2014 г. – объявление о создании халифата
«Халиф» Абу Бакр аль-Багдади (Ибрахим Аввад

Ибрахим Али аль-Бадри, Ибрагим Самарраи)

Слайд 94

Июнь 2014 г. – объявление о создании халифата
Столица халифата г. Ракка
Ключевым городом является

Мосул

Слайд 95

ИГ
Активизация в Ираке и Ливии летом 2014 г.

Слайд 96

Исламское государство
Курды являются одним из главных врагов
В Ираке и Сирии именно курды ведут

основную борьбу против ИГ

Слайд 99

 Айман аз-Завахири (Аль-Каида Ирака) призвал мусульман объединиться

«Американцы, русские, иранцы, алавиты, и Хезболла координируют свою войну против

нас — так неужели мы не можем прекратить борьбу между собой и направить свою деятельность против них?»

Слайд 100

ИГ и Россия
Имарат Кавказ
Хизб ут Тахрир аль Ислами
Центральноазиатские и кавказские радикалы (ИДУ

и др.)

Слайд 101

Проблемы и перспективы противодействия исламскому экстремизму в макроисторической перспективе

Решение проблемы ИГ и

Аль-Каиды???

Слайд 102

Решение проблемы ИГ и Аль-Каиды невозможно без:
Выработки стратегии борьбы с радикальным исламом в

сфере идеологии
Создание «антитеррористической идеологической коалиции»

Слайд 103

Решение проблемы ИГ и Аль-Каиды невозможно без:
Изменения статуса и положения суннитов Ирака и

Сирии
Уменьшения влияния Саудовской Аравии и Катара

Слайд 104

Решение проблемы ИГ и Аль-Каиды невозможно без:
Усиления и изменения статуса курдов

Имя файла: Ислам-и-политика.-Исламский-экстремизм.pptx
Количество просмотров: 313
Количество скачиваний: 0