Слайд 2Содержание
1)Введение
2) Теологическая концепция власти
3) Биологическая концепция власти
4) Бихевиористская концепция власти
5) Психоаналитическая концепция власти
6)
Мифологическая концепция власти
7) Структурно-функциональная концепция власти
8) Конфликтологическая концепция власти
9) Дуалистическая концепция власти
10) Заключение
11) Список использованной литературы
Слайд 3Введение
Власть многолика, поэтому существуют различные способы объяснения происхождения и природы власти. Прежде всего,
концепции и определения власти зависят от подходов к ней.
Поведенческий подход считает власть особой сущностью, силой, дающей право повелевать окружающими событиями. Носитель власти – особая личность, подчиняющая общество своей воле. Часть приверженцев поведенческого подхода стоит на религиозных позициях и рассматривает власть как особый божественный дар.
Социологический подход рассматривает власть как взаимодействие, по крайней мере, двух сторон – субъекта и объекта власти. М. Вебер определял власть как способность и возможность одного лица в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других лиц. В основе власти лежат отношения господства и подчинения.
Слайд 4Теологическая концепция власти
Теологическая концепция власти основана на теории «божественного права» Августина Блаженного. Власть представляется
в качестве божественного установления, а её носитель – в роли исполнителя Божьей воли. Поскольку люди по природе своей слабы, греховны и нуждаются в руководстве, Бог дарует им власть, которая гарантирует общественный порядок и обеспечивает продолжение человеческого рода.
Слайд 5Биологическая концепция власти
Биологическая концепция власти исходит из того, что человек, в первую очередь, –
биологическое существо. Ему генетически присуща агрессивность как инстинкт борьбы против себе подобных. Поэтому власть рассматривается как средство обуздания человеческой агрессии (французским философом М. Марселем), как «воля к самоутверждению» (немецким философом Ф. Ницше) Некоторые поборники биологической концепции рассматривают власть как прерогативу «избранной нации», «расы господ» (А. Гитлер).
Слайд 6Бихевиористская концепция власти
Бихевиористская концепция власти представлена в науке с 1930-х годов. Человек рассматривается бихевиористами
как «властолюбивое животное». Каждый индивид стремится к власти. Политика стоит «вне морали»: политический процесс – это столкновение индивидуальных стремлений к власти; в нем побеждает сильнейший.
Слайд 7 Баланс всеобщего стремления к власти поддерживается политическими институтами. Нарушение этого баланса ведет
к социальным кризисам и политическим конфликтам. Изучая мотивацию политического поведения индивида, бихевиористы пришли к выводу, что большинство людей воспринимает политическую реальность в духе иррационального начала (традиций, обычаев, религии, чувств, эмоций).
Слайд 8Психоаналитическая концепция власти
Психоаналитическая концепция власти восходит к З. Фрейду, но наибольшее распространение в западной
науке она получила с 1950-1960-х годов. Власть рассматривается как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Человеческой психике задается особая установка на подчинение силам, находящимся за пределами её сознания. Такое манипулирование человеческим сознанием подавляет в нем разумные начала и дает простор действию стихийных проявлений, инстинктов – страха, агрессивности, стремления к разрушению.
Слайд 9Американский психоаналитик Карен Хорни считал, что общественная среда враждебны личности, пугает её, и
личность реагирует на этот страх «неврозами» – «неврозом привязанности» (жаждал любви и одобрения), «неврозом власти» (жаждал утверждения себя над окружающими), «неврозом покорности» (склонность подчиняться многостороннему давлению), «неврозом изоляции» (стремление уйти, спрятаться от общества и действительности).
Слайд 10Мифологическая концепция власти
Мифологическая концепция власти была обоснована в начале XX в. французским политологом Л.
Дюги. Источником власти Л. Дюги считал реальное и естественное превосходство «сильных» над «слабыми». Однако «слабые» («подчиненные») протестуют против власти «сильных». Власть нуждается в законном оправдании (легитимности).
Слайд 11С целью оправдания «законности» господства «сильных» над «слабыми» создаются мифы о происхождении власти – миф
о «божественном характере власти» и миф об «общественной воле». Обе гипотезы «власть – от Бога» и «власть – от людей» одинаково недоказуемы и одинаково неопровержимы, а потому – равноправны. Для установления господства одних людей над другими необходимы публичная власть и возможность одних людей применять силу в отношении других людей.
Слайд 12
Структурно-функциональная концепция власти
Структурно-функциональная концепция власти вытекает из общей теории действия Т. Парсонса. Общество – это структурно
расчлененная целостность, в которой каждый элемент выполняет определенные функции. Интеграция элементов общества осуществляется путем социального действия.
Слайд 13Одни субъекты выполняют социальные роли управляющих, другие – управляемых. Социальная роль личности соответствует занимаемому ею
в обществе положению (социальному статусу) и предполагает определенное, ожидаемое поведение этой личности. Власть выполняет в обществе ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые общественными целями; мобилизует ресурсы общества на достижение общезначимых целей.
Слайд 14Конфликтологическая концепция власти
Конфликтологическая концепция власти впервые была разработана К. Марксом. В марксистском варианте эта
концепция трактует власть как классовое господство – владычество одного класса над другими, вытекающее из собственности господствующего класса на средства производства.
Слайд 15Это экономическое неравенство составляет фундамент всех других форм неравенства в обществе (политического, социального,
этнического, регионального, культурного). Власть присутствует везде, где есть неравенство. Власть господствующего класса, подавляя угнетенные социальные слои, использует механизмы не только экономического, но и внеэкономического (государственного) принуждения.
Слайд 16Дуалистическая концепция власти
Дуалистическая концепция власти была обоснована французским политологом М. Дюверже. Согласно этой концепции,
происхождение власти двойственно: власть базируется и на прямом принуждении, и на убеждении подчиняющихся в справедливости своего подчинения.
Слайд 17Прямое принуждение – это лишь господство. Опора господства на убеждение и авторитет придают ему
легитимность и превращают господство во власть. Власть, с одной стороны, обеспечивает господство одного социального слоя над другим, с другой стороны – служит инструментом объединения людей для достижения общего блага. В первобытном обществе власть была анонимной и не носила политического характера.
Слайд 18Заключение
В заключении хотелось бы добавить ,что все концепции в своей сущности сходятся на
том, что власть начинается там, где возникает подчинение.
Иначе говоря, власть – это один из сложнейших видов социального взаимодействия, проявляющегося в возможности и праве одного индивида или группы принимать решение приобретающее обязательный характер для другого индивида или группы.