Слайд 2
![Основные вопросы Национализм: основные подходы к определению феномена. Основные этапы эволюции национализма.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-1.jpg)
Основные вопросы
Национализм: основные подходы к определению феномена.
Основные этапы эволюции национализма.
Слайд 3
![Литература Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-2.jpg)
Литература
Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. -
М., 2001.
Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991.
Нации и национализм. - М., 2002.
Смит Э. Национализм и модернизм. - М., 2004.
Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. - СПб., 1998.
Этнос и политика: Хрестоматия. - М., 2000.
Слайд 4
![1. Национализм: основные подходы к определению феномена](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-3.jpg)
1. Национализм: основные подходы к определению феномена
Слайд 5
![Впервые термин «национализм» был введен в 1798 г. немецким рационалистом Адамом Вейсхауптом.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-4.jpg)
Впервые термин «национализм» был введен в 1798 г. немецким рационалистом Адамом
Вейсхауптом.
Слайд 6
![В.В. Коротеева: национализм – это совокупность идеологий и политических движений,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-5.jpg)
В.В. Коротеева:
национализм – это совокупность идеологий и политических движений, использующих в
качестве символа понятие “нация”. Преданность нации… объявляется основой личной идентичности и требует, чтобы все действия человека были направлены к высшей цели – служению нации. Национализм – это особый взгляд на мир и положение человека в нем.
Слайд 7
![Ганс Кон: национализм – “состояние ума, акт сознания преобладающего большинства](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-6.jpg)
Ганс Кон:
национализм – “состояние ума, акт сознания преобладающего большинства какого-либо народа,
убежденного, что высшей ценностью личности является национальное государство”.
Слайд 8
![Э. Смит: Национализм – это “идеологическое достижение и установление автономии,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-7.jpg)
Э. Смит:
Национализм – это “идеологическое достижение и установление автономии, сплоченности и
индивидуальности социальной группы, часть членов которой видит себя реальной или потенциальной нацией”.
Слайд 9
![Э.А. Поздняков: “Национализм есть идеология и политика государств, партий или](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-8.jpg)
Э.А. Поздняков:
“Национализм есть идеология и политика государств, партий или иных политических
союзов, которые в качестве главного средства для достижения своих целей используют как национальные, так и просто патриотические чувства того или другого народа”.
Слайд 10
![Хью Сетон-Уотсон: Никакой научной дефиниции национализма нет. “национализм сегодня представляет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-9.jpg)
Хью Сетон-Уотсон:
Никакой научной дефиниции национализма нет. “национализм сегодня представляет собой легитимизирующий
принцип политики и создания государств, никакой другой принцип не пользуется сопоставимой лояльностью человечества”.
Слайд 11
![Б. Андерсон сформулировал три парадокса, которые ставят в тупик исследователей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-10.jpg)
Б. Андерсон сформулировал три парадокса, которые ставят в тупик исследователей национализма:
1)
Объективная современность наций в глазах историка, с одной стороны, - и субъективная их древность в глазах националиста, с другой (К. Поппер: “нация являет собой общность людей, объединенных не своим происхождением, а общим ошибочным взглядом на свое происхождение”).
Слайд 12
![Б. Андерсон сформулировал три парадокса, которые ставят в тупик исследователей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-11.jpg)
Б. Андерсон сформулировал три парадокса, которые ставят в тупик исследователей национализма:
2)
С одной стороны, формальная универсальность национальности как социокультурного понятия – и, с другой стороны, непоправимая партикулярность ее конкретных проявлений.
Слайд 13
![Б. Андерсон сформулировал три парадокса, которые ставят в тупик исследователей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-12.jpg)
Б. Андерсон сформулировал три парадокса, которые ставят в тупик исследователей национализма:
3)
С одной стороны, “политическое” могущество национализмов – и, с другой, их философская нищета и даже внутренняя несогласованность.
Слайд 14
![Парадокс В.А. Ачкасова: 4) Национализм стремится одновременно уничтожить различия внутри](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-13.jpg)
Парадокс В.А. Ачкасова:
4) Национализм стремится одновременно уничтожить различия внутри нации, добиваясь
ее культурной однородности, и умножить число суверенных сущностей.
Слайд 15
![2. Основные этапы эволюции национализма](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-14.jpg)
2. Основные этапы эволюции национализма
Слайд 16
![Основные этапы развития национализма (по Э. Хобсбауму) (а) Либеральный (территориальный)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-15.jpg)
Основные этапы развития национализма (по Э. Хобсбауму)
(а) Либеральный (территориальный) национализм (1789
– 1870 гг.).
(б) Лингвистический (культурный) национализм (1870 – 1918 гг.).
(в) Этнический (расовый) национализм (1918 – 1950 гг.).
(г) Современный национализм (с 1950 гг.).
Слайд 17
![(а) Либеральный (территориальный) национализм (1789 – 1870 гг.). Сформировался в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-16.jpg)
(а) Либеральный (территориальный) национализм (1789 – 1870 гг.).
Сформировался в период Великой
Французской и Американской революций. Нация связана с понятием прав человека и с принципом суверенитета народа. Из принципа прав человека вытекало, что нация должна состоять из равноправных граждан и что она не совместима с сословным делением общества. Принцип суверенитета народа постулировал право каждого народа на национальное самоопределение, т.е. право самим распоряжаться своей судьбой.
Слайд 18
![Лингвистический национализм отличается от либерального в трех основных пунктах: 1)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-17.jpg)
Лингвистический национализм отличается от либерального в трех основных пунктах:
1) он отбросил
“принцип порога” (принцип разумной достаточности и деления народов на “исторические и неисторические”). С этого времени любая народность, которая считала себя нацией, могла добиваться права на самоопределение вплоть до создания собственного государства.
Слайд 19
![Лингвистический национализм отличается от либерального в трех основных пунктах: 2)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-18.jpg)
Лингвистический национализм отличается от либерального в трех основных пунктах:
2) все более
важными, решающими критериями национальной государственности становились этнос и язык (“Нация живет в своем языке”).
Слайд 20
![Лингвистический национализм отличается от либерального в трех основных пунктах: резкий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-19.jpg)
Лингвистический национализм отличается от либерального в трех основных пунктах:
резкий сдвиг вправо,
“к нации и флагу”, т.е. движение за великодержавное развитие национальных государств. (Идея создания “Великой Германии”; идея реванша Франции и т.п.)
Слайд 21
![(в) Этнический (расовый) национализм (1918 – 1950 гг.). Массовый характер](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-20.jpg)
(в) Этнический (расовый) национализм (1918 – 1950 гг.).
Массовый характер национализм получает в
результате Первой и Второй мировых войн. Распространение идеологии фашизма.
Слайд 22
![Фашизм вызвали к жизни следующие симптомы социально-политической нестабильности: распад социума](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-21.jpg)
Фашизм вызвали к жизни следующие симптомы социально-политической нестабильности:
распад социума и социально-культурной
традиции как последнего интегрирующего общество начало;
утрата властью легитимности, доверия общества (наблюдался эсхатологический взрыв);
активизация оппозиции и маргинальных политический партий;
кризис европейской либеральной и рационалистической цивилизации;
страх перед революцией в России;
- распад общественных ценностей.
Слайд 23
![Составляющие идеологии фашизма: 1) формулировка целей и предпосылок движения; 2)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-22.jpg)
Составляющие идеологии фашизма:
1) формулировка целей и предпосылок движения;
2) критика наличного социального
порядка;
3) обоснование целей и существования движения (защитная доктрина);
4) представления о тактике и политике движения;
5) мифы движения
Слайд 24
![Идеология фашизма носит квазирелигиозный характер. В основе – три убеждения:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-23.jpg)
Идеология фашизма носит квазирелигиозный характер. В основе – три убеждения:
Во-первых, постулируется
уверенность, что достижение целей фашизма приблизит наступление “царства справедливости” на земле.
Во-вторых, требуется слепая вера в реальность достижения поставленной цели.
В-третьих, в основе фашистской идеологии лежит вера в то, что движение выполняет священную миссию (установление мирового господства высшей, арийской расы).
Слайд 25
![(г) Современный национализм (с 1950 гг.). Спад национализма произошел после](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-24.jpg)
(г) Современный национализм (с 1950 гг.).
Спад национализма произошел после 2-й мировой
войны. Связан с обретением независимости колониальных владений в Азии и Африке и распадом колониальной системы в целом.
Слайд 26
![Этнический парадокс современности В конце ХХ в. начинаются процессы национального](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-25.jpg)
Этнический парадокс современности
В конце ХХ в. начинаются процессы национального возрождения, что
привело к возрастанию числа этнических конфликтов и распаду некоторых государств (СССР, Чехословакия).
Этнический парадокс современности связывают с реакцией на процессы модернизации и глобализации.
Слайд 27
![ПОСЛЕДСТВИЯ национализма Угнетение одной нации другой; Ограничение разнообразия во всех](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-26.jpg)
ПОСЛЕДСТВИЯ национализма
Угнетение одной нации другой;
Ограничение разнообразия во всех сфера жизни общества,
и, как следствие, ограниченность в развитии;
Войны;
Человеческие жизни
Слайд 28
![МИР против национализма Декларация ООН о ликвидации всех форм дискриминации;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/23268/slide-27.jpg)
МИР против национализма
Декларация ООН о ликвидации всех форм дискриминации;
Конституция РФ: каждая
нация имеет право на самоопределение;
Конституция РФ: запрещается пропаганда … национального … превосходства.