Содержание
- 2. 1.Политическая мысль Древней Руси
- 3. Каковы особенности Русской политической мысли периода Древней и Московской Руси?
- 4. Митрополит Иларион (XI в.) «Слово о Законе и Благодати» (ок.1054 г.). Этот трактат — программа независимости
- 5. «Слово о Законе и Благодати» В первой части трактата анализируется связь между понятиями «закон» и «истина»
- 6. «Слово о Законе и Благодати» Человек не может руководствоваться в жизни только законом, т.к. закон носит
- 7. «Слово о Законе и Благодати» Идея о равноправии всех христианских народов Время богоизбранности одного народа (период
- 8. «Слово о Законе и Благодати» Сущность государства – божественная воля. Глава государства – князь – «наследник»
- 9. «Слово о Законе и Благодати» Высшая цель государства – обеспечение интересов всех подданных. Великий князь должен
- 10. «Слово о Законе и Благодати» Правосудие необходимо совершать по закону, но вместе с тем милостиво. Кроме
- 11. «Слово о Законе и Благодати» Третья часть «Слова» посвящена задачам, которые стоят перед русским государством. Главная
- 12. Русские летописи Древнейший «Летописный свод 1039 года», написанный по заказу Ярослава Мудрого, выразил идею целостности и
- 13. Русские летописи «Повесть временных лет», создана в конце XI – начале XII вв. Монах Киево-Печерского монастыря
- 14. «Повесть временных лет» Легенда о призвании варягов — попытка оправдать государство того времени, представить его происхождение
- 15. «Поучение» Владимира Мономаха Князь рекомендует детям вести осторожную политику, которая способна была бы повысить авторитет княжеской
- 16. «Поучение» Владимира Мономаха Предостерегает он сыновей и от жестокосердия в судебных делах и от неправосудных приговоров.
- 17. «Моление Даниила Заточника» Княжеская власть — единственная сила, способная водворить порядок в стране. Мудрый князь заботится
- 18. 2.Политическая мысль Московской Руси
- 19. «Москва – Третий Рим»
- 20. «Москва – Третий Рим» Филофей — монах и настоятель Псковского Спасо-Елизарова монастыря Основные произведения: «Послание к
- 21. «Москва –Третий Рим» Законность происхождения царской власти не подвергается сомнению и требует безоговорочного подчинения ей со
- 22. «Москва –Третий Рим» Законы государства – лишь часть «правды», поддерживаемая силой власти. Законы основаны на божественных
- 23. Нестяжатели и иосифляне Нестяжатели – сторонники особого направления русской общественно-политической мысли, противоположной стяжателям. Нил Сорский (1433-1508)
- 24. Нестяжатели и иосифляне Основные идеи нестяжателей идеал монашеского устройства – раннехристианская община; отторжение от церкви всех
- 25. Нестяжатели и иосифляне Максим Грек (Михаил Триволис) (1470-1555) Основные произведения: «Слово о неизглаголанном божием промысле» «Послание
- 26. «Нестяжатели и иосифляне» Максим Грек. Рисунок из рукописного собрания его сочинений. Конец XVI в. Духовная и
- 27. «Нестяжатели и иосифляне Законные способы происхождения власти — наследственный и выборный, когда в выборах участвуют простые
- 28. «Нестяжатели и иосифляне» Наилучшая форма правления — царь управляет подвластными «в синклитских советах царских», в составе
- 29. «Нестяжатели и иосифляне» Царь обязан: слушать советы мудрых советников и духовенства, защищать и устраивать жизнь подданных
- 30. Нестяжатели и иосифляне Царская власть должна быть ограничена не только советом, но и законом. Закон —
- 31. Нестяжатели и иосифляне Официальные церковные иерархи настаивали на преследовании еретиков, и не только силами церкви, но
- 32. Нестяжатели и иосифляне Иосифляне (стяжатели) — сторонники особого направления русской общественной мысли, получившие свое название по
- 33. Нестяжатели и иосифляне Основные идеи иосифлян: сохранение существующих порядков и всех форм церковной организации и ее
- 34. Нестяжатели и иосифляне Первоначально иосифляне выступали сторонниками идеи господства духовной власти над светской. Правитель – земной
- 35. Нестяжатели и иосифляне Источник — закона Божественная воля Иерархия законов: 1. Поместные и Вселенские Соборы 2.
- 36. Иван Грозный Основные произведения: переписка с князем А.М. Курбским, письма к опричнику Василию Грязному послания в
- 37. Иван Грозный Царская власть установлена Богом, сопротивление ей — грешно Всякая мысль о раздроблении и умалении
- 38. Иван Грозный Идея суверенитета царской власти Вмешательство церкви в дела светской власти не допустимо: «Не подобает
- 39. Андрей Курбский Основные произведения: 4 письма к Ивану Грозному «История о великом князе Московском» и др.
- 40. Андрей Курбский Идеальный государь — государь, ограниченный во власти боярской думой, без совета с которой он
- 41. Андрей Курбский Против выдвижения Иваном Грозным «худородных людей», поскольку развитие приказной системы управления укрепляет власть царя
- 42. Патриарх Никон Никон (Никита Минов) 1605-1681. Предполагал укрепить церковную власть в России, возвысить авторитет самодержавия под
- 43. Аввакум 1620-1682 Сторонник концепции «Москва – третий Рим». Русское государство должно служить своим национальным интересам, жить
- 44. Аввакум Политический идеал старообрядцев и основа справедливого общества – община, базирующаяся на раннехристианских ценностях: вере, правде,
- 45. 1629–1680 гг. Основные произведения: «Жезл правления» «Букварь языка славенска» «Рифмологион» и др. Симеон Полоцкий – концепция
- 46. Симеон Полоцкий Вера, «разумность» и образованность позволяли решить главную задачу – воспитание «совершенного человека, на всякое
- 47. Симеон Полоцкий Важнейшее качество «совершенного человека» — любовь и верность государю. Благополучие царя — главная цель
- 48. Симеон Полоцкий Просвещенная монархия — государство, деятельность которого основывается только на законах. «Под законом все казни
- 49. Симеон Полоцкий Неправда — недопустима. Суд обязан восстанавливать правду, а не совершать месть, ибо отмщение бесчеловечно
- 50. Юрий Крижанич Монархия – наиболее подходящая форма правления, обеспечивающая единство народа и государственную стабильность. Царь –
- 51. Юрий Крижанич трактат «Беседы о правлении», позже названный «Политика» Из всех форм правления (на основе работ
- 52. Юрий Крижанич трактат «Беседы о правлении», позже названный «Политика» Правитель имеет не только права, но и
- 53. 3. Политическая мысль России периода империи (XVIII — XIX вв.)
- 54. Феофан Прокопович Основные произведения: «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» «Слово о власти и
- 55. Феофан Прокопович Попытка соединить договорную теорию происхождения государства, с теологией. Государству предшествует преддоговорное состояние, характеризующееся войной
- 56. Феофан Прокопович Две формы государства: монархия и республика. Монархия подразделяется на абсолютную и ограниченную. Республика –
- 57. Феофан Прокопович Цель государства — общее благо, которое заключается в обеспечении безопасности, мира, внутреннего порядка, правосудия,
- 58. Феофан Прокопович Государь не имеет права издавать лишь законы, которые вредны для общества.
- 59. Феофан Прокопович Сферы жизни народа, подпадающие под правовое регулирование: «И сюда надлежат всякие обряды гражданские и
- 60. Феофан Прокопович Цезаропапизм Церковь – это один из инструментов управления подданными и воспитания их в духе
- 61. Василий Никитич Татищев Государству предшествовало «естественное состояние», в котором господствовала «война всех против всех». Нужда людей
- 62. Василий Никитич Татищев Идея общественного договора дополнена историческими фактами, аргументами патриархальной теории. Государство — продукт естественного
- 63. Василий Никитич Татищев Для больших государств желательна монархия. Сторонник — ограниченной монархии с двухпалатным законосовещательным собранием.
- 64. Василий Никитич Татищев Для России — идеальная форма — монархия, что доказывается как географическим фактором, так
- 65. Василий Никитич Татищев Законы — естественные (едины и всеобщи) и гражданские (различны для каждого народа и
- 66. Иван Тихонович Посошков 1652–1726 гг. Защита самодержавного монарха — спасение от произвола дворян по отношению к
- 67. Иван Тихонович Посошков Реформы, направленные на гармонизацию отношений между сословиями Духовенство, как и дворянство, освобождается от
- 68. Иван Тихонович Посошков Реформы, направленные на гармонизацию отношений между сословиями Купечество — сословие, на которое государством
- 69. Иван Тихонович Посошков Реформы, направленные на гармонизацию отношений между сословиями Крестьянство должно быть освобождено от подушной
- 70. Иван Тихонович Посошков В судах и аппарате управления знатных и «высокородных» следует заменить людьми простого звания
- 71. Иван Тихонович Посошков Новый и равный для всех суд потребует составления нового Уложения, для чего необходимо
- 72. «Просвещенный абсолютизм» Россия — европейская держава. Самодержавие — единственно пригодная для России форма государства. Основные произведения:
- 73. Екатерина II Роль монарха — в создании «фундаментальных» законов, охватывающих все сферы жизни и обеспечивающих правовую
- 74. Екатерина II Другая важнейшая цель — «воспитание» подданных путем просвещения. Каждый подданный — не элемент государственной
- 75. Екатерина II В «Наказе» были сформулированы принципы презумпции невиновности, соразмерности преступления и наказания, необходимости отмены пытки
- 76. Семен Ефимович Десницкий Основные произведения: «Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции», «Слово о
- 77. Семен Ефимович Десницкий Сходные экономические условия неизбежно порождают у разных народов одинаковые правовые институты. Развитие института
- 78. Семен Ефимович Десницкий Основной фактор возникновения семьи — материальные выгоды, которые приносит обеим сторонам заключение брака.
- 79. Семен Ефимович Десницкий Происхождение государства, как и подчинение большинства меньшинству связано с происхождением и развитием собственности,
- 80. Семен Ефимович Десницкий Высшая судебная инстанция Суд гласный с участием адвоката 600–800 лиц, избираются на пять
- 81. Семен Ефимович Десницкий Проект организации городского самоуправления. В столицах (в Петербурге и Москве), городская власть должна
- 82. Щербатов Михаил Михайлович Основные произведения: «История Российская» «Размышления о законодательстве вообще», «Разные рассуждения о правлении», «О
- 83. Щербатов Михаил Михайлович До образования государства люди находились в естественном состоянии. По причине разницы в личных
- 84. Щербатов Михаил Михайлович Никаких конкретных положительных изменений в характеристике абсолютной монархии от присоединения к ней определения
- 85. Щербатов Михаил Михайлович Власть государя ограничена Верховным советом, состоящим из высшего дворянства. Остальные классы, даже рядовое
- 86. Щербатов Михаил Михайлович Все законы делятся на — божественные, — естественные и — положительные. Положительные законы
- 87. Радищев Александр Николаевич Основные произведения: «Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность», «Житие Федора Васильевича Ушакова»,
- 88. Радищев Александр Николаевич Причина образования государства — природная социальность людей. В естественном состоянии все были равны,
- 89. Радищев Александр Николаевич При заключении общественного договора народ оставляет суверенитет за собой, при этом он не
- 90. Радищев Александр Николаевич Любое единоличное правление — есть деспотизм. Нет и не может быть просвещенного монарха.
- 91. Радищев Александр Николаевич Будущее России — добровольная федерация вольных городов с народным правлением, со столицей в
- 92. Радищев Александр Николаевич Должны быть учреждены суды — духовные, — гражданские, — военные, — совестные (мировые
- 93. Радищев Александр Николаевич Если естественные права народа нарушаются, он имеет право на восстание.
- 94. Этапы развития политической теории о государстве и государственности в России религиозно-фундаменталистский (IX–XVII вв.), философско-религиозный (XVII– XVIII
- 95. К числу основных политических доктрин российской государственности относятся: доктрина принятия христианства на Руси, оборонно-согласительная и оборонительно-мобилизационная
- 97. Скачать презентацию