Слайд 2
![Политика есть процесс становления гражданской солидарности Политика осуществляется как преодоление](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-1.jpg)
Политика есть процесс становления гражданской солидарности
Политика осуществляется как преодоление естественной разделенности
и обособленности людей
Политическая философия занята поисками условий, при которых такое преодоление оказывается возможной
Слайд 3
![Политические философы различных эпох видели возможность политики в различных основаниях.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-2.jpg)
Политические философы различных эпох видели возможность политики в различных основаниях.
Для
Платона этим основанием является универсальность моральных норм
Для Макиавелли – доблесть правителей
Для Гоббса – институт государства
Слайд 4
![Платон (427-347 гг. до н.э.) «Государство» «Законы»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-3.jpg)
Платон
(427-347 гг. до н.э.)
«Государство»
«Законы»
Слайд 5
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-4.jpg)
Слайд 6
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-5.jpg)
Слайд 7
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-6.jpg)
Слайд 8
![Для древних греков возможность политики проистекает из разумной природы человека,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-7.jpg)
Для древних греков возможность политики проистекает из разумной природы человека, в
которой воплощены коммуникативные и морально-этические способности
«Человек – двуногое прямоходящее животное, наделенное даром речи и представлениями о добре и зле».
Слайд 9
![1. Человек является животным, наделенным коммуникативными свойствами, важнейшим из которых](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-8.jpg)
1. Человек является животным, наделенным коммуникативными свойствами, важнейшим из которых является
речь, а также этическими нормами, т.е. знанием о добре и зле. Благодаря этим человеческим особенностям политика не только возможна, но и является важнейшим видовым свойством человека. Только в процессе политического общения люди могут достигать человеческого предназначения. Вне политики они обращаются в варварство.
Слайд 10
![2. Политика является общим благом, не сводимым к благу отдельного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-9.jpg)
2. Политика является общим благом, не сводимым к благу отдельного человека.
Как общее благо политику можно практиковать лишь сообща. Отправной точкой рассуждения у Платона становится ситуация, при которой индивид начинает отделять себя от общества и реализовывать свое частное благо в ущерб общему благу гражданского коллектива. Политическое общение граждан при этом разрушается, происходит кризис моральных норм, которые перестают регулировать отношения между людьми.
Слайд 11
![3. Платон пытается лечить описанную им болезнь самым радикальным способом.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-10.jpg)
3. Платон пытается лечить описанную им болезнь самым радикальным способом. В
его проекте идеального государственного устройства противопоставление частного блага общему устраняется вследствие полной ликвидации последнего. Возможность для политики Платон видит лишь при полном обобществлении всех форм отношений
Слайд 12
![Проект идеального государственного устройства Платона: 1. общество разделено на 3](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-11.jpg)
Проект идеального государственного устройства Платона:
1. общество разделено на 3 сословия: философов-царей,
стражников и тружеников
2. сословная принадлежность определяется природными задатками и полученным в детстве воспитанием
Слайд 13
![3. у каждого из сословий собственный набор прав и обязанностей:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-12.jpg)
3. у каждого из сословий собственный набор прав и обязанностей: первые
два наделены всеми политическими правами, но при этом лишены семьи и собственности; они также не должны трудиться, все продукты жизнедеятельности им доставляют труженики.
4.труженики владеют семьей и собственностью, но не имеют политических прав.
Слайд 14
![Аристотель 384 – 322 гг. до н.э. Политика Афинская полития Никомахова этика](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-13.jpg)
Аристотель
384 – 322 гг. до н.э.
Политика
Афинская полития
Никомахова этика
Слайд 15
![Аристотель вслед за Платоном видел в политике область реализации человеческих](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-14.jpg)
Аристотель вслед за Платоном видел в политике область реализации человеческих благ.
Вне политического способа существования человеческие отношения оказываются невозможны.
Критерием политического участия Аристотель считает участие в судебных делах.
Слайд 16
![Хоть полис и состоит из некоторого количества домохозяйств, но он](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-15.jpg)
Хоть полис и состоит из некоторого количества домохозяйств, но он не
может быть сведен к их сумме, поскольку его значение шире, нежели удовлетворение потребительских благ.
«Полис существует не просто ради жизни, а ради жизни справедливой»
Слайд 17
![Семья Домохозяйство Полис Благо одного Благо немногих Всеобщее благо](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-16.jpg)
Семья
Домохозяйство
Полис
Благо одного
Благо немногих
Всеобщее благо
Слайд 18
![Монархия Аристо кратия Полития Тирания Олигархия Демо кратия Благо одного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-17.jpg)
Монархия
Аристо
кратия
Полития
Тирания
Олигархия
Демо
кратия
Благо
одного
Благо
немногих
Благо
большинства
Всеобщее
благо
Правильные
Неправильные
Слайд 19
![Наиболее предпочтительным для Аристотеля способом правления представляется умеренная демократия - полития.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-18.jpg)
Наиболее предпочтительным для Аристотеля способом правления представляется умеренная демократия - полития.
Слайд 20
![Никколо Макиавелли (1469 – 1527) 1513 г. – «Государь» 1517](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-19.jpg)
Никколо Макиавелли
(1469 – 1527)
1513 г. – «Государь»
1517 г. –
«Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»
Слайд 21
![Анализ «Государя» будет выстроен вокруг трех проблем: Предназначение трактата Сущность политики Политическая мораль](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-20.jpg)
Анализ «Государя» будет выстроен вокруг трех проблем:
Предназначение трактата
Сущность политики
Политическая мораль
Слайд 22
![I. Предназначение трактата Трактат является описанием искусства завоевания и удержания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-21.jpg)
I. Предназначение трактата
Трактат является описанием искусства завоевания и удержания политической власти.
Автором он адресован в первую очередь правителям «новых государств», под которыми подразумеваются режимы с отсутствием устойчивой традиции легитимности власти.
Лишенные поддержки традиции, «новые государи» вынуждены в борьбе за власть полагаться лишь на собственные силы и опыт.
Слайд 23
![Политику Макиавелли рассматривает как деятельность, определенную целью. Этой целью для](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-22.jpg)
Политику Макиавелли рассматривает как деятельность, определенную целью.
Этой целью для участников
процесса оказывается власть.
В борьбе за власть оказываются хороши все средства поскольку «конечная цель их оправдывает».
Реально поддержание власти осуществляется всеми эффективными способами, включая ложь, обман, убийство.
Слайд 24
![Эффективность и результат предпринятых мер становятся единственным критерием политики. Автор](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-23.jpg)
Эффективность и результат предпринятых мер становятся единственным критерием политики.
Автор советует суверену
«по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла».
Вопрос о моральном содержании политики в этих условиях не может быть поставлен.
Макиавелли готов оправдать действия обличенного властью мерзавца, если тот достиг поставленной цели.
Слайд 25
![Подобное вольное обращение с моральными нормами создало Макиавелли славу апологета](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-24.jpg)
Подобное вольное обращение с моральными нормами создало Макиавелли славу апологета беспринципности
Макиавелизм – нарицательное обозначение беспринципной политики
Слайд 26
![II. Сущность политики Отсутствие теоретической структуры «Государя» является следствием отсутствия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-25.jpg)
II. Сущность политики
Отсутствие теоретической структуры «Государя» является следствием отсутствия у автора
последовательной концепции политики.
Макиавелли рассматривает политику в качестве хаотической игры Фортуны
Слайд 27
![Воплощенный в политике хаос означает отсутствие предопределенности. Эта ситуация открывает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-26.jpg)
Воплощенный в политике хаос означает отсутствие предопределенности. Эта ситуация открывает широкие
возможности для проявления личной доблести.
Макиавелли безразличен к тому добр или зол правитель. Важнейшим качеством политика для него является доблесть.
Слайд 28
![Доблесть правителей – понятие ситуации. Отсюда – жанр сочинения Макиавелли.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-27.jpg)
Доблесть правителей – понятие ситуации. Отсюда – жанр сочинения Макиавелли. Он
пишет трактат о политике, как о наборе определенных ситуаций, в которых доблесть правителя может проявиться или нет, и что из этого следовало.
Слайд 29
![III. Политическая мораль 1. Наиболее общим благом для Макиавелли является](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-28.jpg)
III. Политическая мораль
1. Наиболее общим благом для Макиавелли является не мораль,
а порядок, для построения которого все средства хороши
Слайд 30
![2. Адресатом этого блага является народ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-29.jpg)
2. Адресатом этого блага является народ
Слайд 31
![3. Безопасность народа является оправданием политики](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-30.jpg)
3. Безопасность народа является оправданием политики
Слайд 32
![Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.) 1651 г. Левиафан](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-31.jpg)
Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.)
1651 г. Левиафан
Слайд 33
![Гоббс является основоположником договорной теории происхождения государства и теории общественного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-32.jpg)
Гоббс является основоположником договорной теории происхождения государства и теории общественного договора.
Политическая
теория выводится им из «естественной природы» человека.
Слайд 34
![Частью естественной природы человека является эгоизм, который проявляется в стремлении](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-33.jpg)
Частью естественной природы человека является эгоизм, который проявляется в стремлении к
увеличению собственного благосостояния.
Это стремление часто является основанием для конфликта с окружающими.
С разрастанием конфликта из-за собственности, он переходит в «войну всех против всех».
Слайд 35
![«Война всех против всех» является естественным состоянием, следующим из эгоистической природы человека.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-34.jpg)
«Война всех против всех» является естественным состоянием, следующим из эгоистической природы
человека.
Слайд 36
![Естественные законы морали безмолвствуют в «естественном состоянии». Человек не может](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-35.jpg)
Естественные законы морали безмолвствуют в «естественном состоянии». Человек не может ими
руководствоваться без страха подвергнуться насилию со стороны другого.
Слайд 37
![Страх смерти и врожденное благоразумие заставляют человека искать выход из «естественного состояния».](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-36.jpg)
Страх смерти и врожденное благоразумие заставляют человека искать выход из «естественного
состояния».
Слайд 38
![Преодолением «естественного состояния» становится общественный договор.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-37.jpg)
Преодолением «естественного состояния» становится общественный договор.
Слайд 39
![Содержанием общественного договора является учреждение общей для всех нормы жизни](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-38.jpg)
Содержанием общественного договора является учреждение общей для всех нормы жизни –
Закона.
Еще одной составляющей общественного договора является учреждение суверенной власти - государства.
Его появление отделяет период «политического» от «естественного» состояния.
Слайд 40
![Государство стоит на страже закона и для его защиты наделено](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-39.jpg)
Государство стоит на страже закона и для его защиты наделено значительными
правами.
Для обеспечения политической стабильности государство ограничивает свободу граждан нормами закона.
Единственным выразителем закона является правитель государства – суверен.
Слайд 41
![Правитель государства обладает всеми правами, остальные граждане являются его рабами.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-40.jpg)
Правитель государства обладает всеми правами, остальные граждане являются его рабами.
Государство гарантирует
безопасность граждан и их свободу в области частных интересов, однако изымает политическую свободу из сферы гражданского общества
Слайд 42
![Жан Жак Руссо (1712 - 1778 гг.) «Об общественном договоре» (1762)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-41.jpg)
Жан Жак Руссо (1712 - 1778 гг.)
«Об общественном договоре» (1762)
Слайд 43
![«Естественным состоянием» Руссо считает гармоничную жизнь дикаря на лоне природы,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-42.jpg)
«Естественным состоянием» Руссо считает гармоничную жизнь дикаря на лоне природы, не
омраченную ни представлениями о собственности, ни представлениями о власти.
Слайд 44
![Прогресс технического разума, благодаря применению которого люди научились изготавливать орудия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-43.jpg)
Прогресс технического разума, благодаря применению которого люди научились изготавливать орудия труда
и искусственно улучшать свои условия существования, способствовал выходу человека из естественного состояния.
Слайд 45
![Появление собственности утвердило природное неравенство способностей и состояний, и санкционировало](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-44.jpg)
Появление собственности утвердило природное неравенство способностей и состояний, и санкционировало появление
неравенства прав и возможностей в условиях общественной жизни.
Отношения неравенства закрепились с учреждением государства.
Слайд 46
![Естественная эволюция государственной власти пролегает в направлении установления деспотизма. Подавляя](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-45.jpg)
Естественная эволюция государственной власти пролегает в направлении установления деспотизма. Подавляя подданных,
государство устанавливает новое «естественное состояние», при котором все равны перед лицом репрессивной власти.
Слайд 47
![Единственным гарантом сохранения индивидуальной свободы является принцип господства права в отношениях между государством и гражданами.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299048/slide-46.jpg)
Единственным гарантом сохранения индивидуальной свободы является принцип господства права в отношениях
между государством и гражданами.