Содержание
- 2. Политические учения Нового времени Эпоха ранних буржуазных революций Эпоха Просвещения
- 3. Кризис феодального строя Божественное право Право человека Церковь Государство Теологическое мировоззрение Юридическое мировоззрение Рационализм, т.е. оценка
- 4. Буржуазные революции проходили под флагом концепций: «естественного права» – это совокупность принципов, правил, ценностей, продиктованных естественной
- 5. Эпоха буржуазных революций 1566-1609 1642-1649 1789-1794
- 6. Какие направления политической мысли начинают формироваться в XVII-XVIII вв.?
- 7. Гуго де Гроот Гроций Основные произведения: «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются
- 8. Гуго Гроций Ящик для книг, в котором в 1621 году Гуго Гроций сбежал из тюрьмы в
- 9. Гуго Гроций Государство – результат сознательной деятельности людей, его возникновение явилось следствием договора. Каждая существующая форма
- 10. Гуго Гроций «Государство — это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».
- 11. Гуго Гроций При создании государства народ мог избрать любую форму правления; но, избрав ее, народ должен
- 12. Гуго Гроций Народ может изменить образ правления, если это право (явно или неявно) оставлено за ним
- 13. Гуго Гроций Два вида права: – естественное – волеустановленное. Право коренится в стремлении человека к спокойному
- 14. Гуго Гроций Естественное право — «столь незыблемо, что не может быть изменено даже Богом». Источник —
- 15. Гуго Гроций Позитивное (волеустановленное) право Право человеческое внутригосударственное и международное Право Божественное Источник – соглашение между
- 16. Бенедикт (Барух) Спиноза Основные произведения: «Богословско-политический трактат», «Политический трактат», «Этика, доказанная геометрическим способом» и др. 1632-1677
- 17. Спиноза По природе человек эгоистичен и корыстолюбив, поэтому естественное состояние конфликтно и нестабильно. Все имеют право
- 18. Спиноза Цель государства – свобода, мир и безопасность его граждан Аристократия – форма более предпочтительная, т.к.
- 19. Спиноза С созданием государства создается общее для всех право, которое обеспечивается силами всех объединившихся в нем
- 20. Спиноза Отстаивая принципы буржуазного государства, Б.Спиноза говорит о неотчуждаемости естественных прав, на которые не может посягать
- 21. Как проявилось влияние революции во взглядах Спинозы?
- 22. Томас Гоббс Основные произведения: «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Этот труд
- 23. Томас Гоббс Важнейшее «искусственное тело», создаваемое человеком – государство. Чтобы познать государство, необходимо предварительно исследовать человека,
- 24. Томас Гоббс Государство – великий Левиафан (библейское чудовище), искусственный человек или земной бог: суверен - душа,
- 25. Томас Гоббс Человеческое общество вначале проходит стадию естественного состояния, когда люди подчиняются в основном лишь своим
- 26. Томас Гоббс Участники договора сохраняют некоторые из естественных прав: право на жизнь, экономические и семейные отношения,
- 27. Томас Гоббс Государство — «есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора
- 28. Томас Гоббс Форма государства: Государства основаны: на «установлении», в результате общественного договора на «приобретении», в результате
- 29. Томас Гоббс Государственная власть едина и ничем не ограничена. Каждая из этих форм имеет право на
- 30. Задачи государственной власти: обеспечение равной для всех справедливости, незыблемости договоров, равных налогов, установление равного для всех
- 31. Левиафану как символу абсолютной власти противостоит Бегемот, символ гражданской войны и революции Народ имеет право на
- 32. Томас Гоббс Право включает в себя естественные законы, которые к исполнению необязательны (свобода делать или не
- 33. Томас Гоббс Хороший закон – тот, который необходим для блага народа и одновременно общепонятен и краток.
- 34. Томас Гоббс Церковные институты должны быть подчинены светской, государственной власти. Религия — необходимая духовная пища масс
- 35. Как проявилось влияние Английской революции во взглядах Гоббса?
- 36. Джон Локк Основные произведения: «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении» и др. 1632-1704
- 37. Джон Локк «Естественное состояние», при котором «всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет
- 38. Джон Локк а) сохранение в политическом обществе тех естественных прав человека, которые не были, согласно договору,
- 39. Джон Локк Государство не может отнять у человека основные права: право на жизнь, владение имуществом, свободу
- 40. Государство – это совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона
- 41. Джон Локк Формы государства: демократия, олигархия, монархия (наследственная или выборная). Абсолютная монархия противоречит сути общественного договора,
- 42. Джон Локк регулирует отношения с другими государства-ми. Исполнитель-ная власть в области внешних сношений основная власть (верховная),
- 43. Джон Локк Высшая власть в государстве принадлежит закону, которому подчиняется власть исполнительная, но народ выше закона,
- 44. Как проявилось влияние революции во взглядах Локка? Какое значение Локк придает закону?
- 45. Эпоха Просвещения
- 46. Просвещение – культурно-идеологическое, философское течение, основанное на убеждении в решающей роли разума в жизни человека и
- 47. Вольтер Мари Франсуа Аруэ Основные произведения: «Философские письма», «Метафизический трактат» «Основания философии Ньютона», «Век Людовика XIV»,
- 48. Вольтер Первоначальная форма государства – не монархия, а республика. Монархия возникла позднее в результате завоевания и
- 49. Вольтер и Церковь Вольтер выступал против католической церкви, против духовенства и фанатизма. НО: Вольтер учитывал значение
- 50. Вольтер: программа реформ уничтожение привилегий духовенства, упразднение особых церковных судов, которые действовали во Франции, изъятие у
- 51. отмена феодальных повинностей крестьян, уничтожение таможен, внутри Франции, на границах крупных феодальных владений единое право вместо
- 52. Вольтер Естественные законы – это законы разума, законы, которые дает человечеству природа: «Быть свободным, иметь вокруг
- 53. Какое значение Вольтер придает закону?
- 54. Вольтер Равенство = формальное равенство перед законом, то есть отмену феодальных привилегий и установление равной для
- 55. Мари Франсуа Аруэ Вольтер Частную собственность — необходимое условие благоустроенного общества. Только собственники должны наделяться политическими
- 56. Шарль Луи де Секондá барон де Ла Бред де Монтескьё Основные произведения: «Персидские письма», «Размышления о
- 57. Шарль Луи де Монтескьё Принимал в целом идею «естественного состояния» Отверг концепцию, при которой образование государства
- 58. Шарль Луи де Монтескьё Возникновение государства — исторически закономерный процесс. Государство и право появились вследствие войн,
- 59. Шарль Луи де Монтескьё Идеал Монтескьё — английская конституцион-ная монархия Цель любой формы государства — сохранение
- 60. Шарль Луи де Монтескьё Небольшие государства Государства средней величины Обширные территории Республика может существовать и на
- 61. Шарль Луи де Монтескьё Власть судебная точно применяет закон, карает преступления разрешает столкновения частных лиц исполнительная
- 62. Шарль Луи де Монтескьё Только баланс интересов различных социальных групп обеспечивает долговременную стабильность государства. Принцип разделения
- 63. Шарль Луи де Монтескьё Естественное право предшествует позитивному, которое есть результат человеческого разума и воплощение справедливости.
- 64. Шарль Луи де Монтескьё Моральные причины воздействуют на общий дух нации сильнее, чем физические общий дух,
- 65. Шарль Луи де Монтескьё Три вида законов: закон наций (относящийся к международным отношениям), закон политический (регулирует
- 66. Шарль Луи де Монтескьё Поведение людей регулируется различными законами: естественным правом, божественным (право религии), церковным (каноническим),
- 67. Законо- дательная власть Судебная власть Ш. Л. де Монтескьё «Дух законов» республика монархия деспотия Природа вещей
- 68. С какими идеями Ш. Монтескье вы согласны (не согласны)?
- 69. Жан-Жак Руссо Основные произведения: «Об общественном договоре, или Принципы политического права» «Исповедь» «Рассуждение по вопросу: способствовало
- 70. Жан-Жак Руссо Естественное состояние делится на два периода. Первый – состояние дикости, которое продолжается тысячелетия. Второе
- 71. Жан-Жак Руссо Появление частной собственности ? конфликты по поводу ее распределения. Богатые члены общества придумали выход,
- 72. Жан-Жак Руссо Общественный договор — реализация народного суверенитета и равенства граждан посредством подчинения каждого индивида общей
- 73. Жан-Жак Руссо Имущество и личность становятся объектом защиты всего общества. В результате договора образуется республика, в
- 74. Жан-Жак Руссо Общественный договор ≠ договор между подданными и правителями Общественный договор – соглашение равных субъектов
- 75. Жан-Жак Руссо Исполнительная власть принадлежит Правительству (части народа), назначаемому декретом, постановлением народа. Правительство приводит в исполнение
- 76. Жан-Жак Руссо Только республика позволяет реализовать принципы демократии, основанной на системе законов, принятых собранием граждан. При
- 77. Жан-Жак Руссо Закон – выражение общей воли. Виды законов: политические, гражданские, уголовные и «наиболее важные из
- 78. В чем новизна взглядов Ж.Ж.Руссо по сравнению с предшествующими мыслителями?
- 79. Жан Мелье Основные произведения: «Завещание». 1664–1729 Издано в 1864 г. ?
- 80. Жан Мелье Ж. Мелье осуждает зло и несправедливость, царящие в мире Все люди равны по природе
- 81. Жан Мелье «Справедливое и разумное» общество то, в котором уничтожена частная собственность. В этом обществе люди
- 82. Жан Мелье «Одни утопают в роскоши, тогда как другие умирают от голода; одни ничего не делают,
- 83. Жан Мелье Социалистические преобразования поднимут уровень развития производительных сил Люди будут жить во дворцах, удобных, уютных
- 84. Жан Мелье Ж. Мелье подвергает суровой критике абсолютизм. Он осуждает повсеместную тиранию королей и князей. Все
- 85. Жан Мелье «Объединяйтесь же, народы! ...Вас губит то, что вы сражаетесь друг против друга вместо того,
- 86. Габриэль Мабли 1709-1785
- 87. Габриэль Мабли Человек всегда любит себя, желает удовольствий и избегает страданий. Это — «естественный закон». Однако
- 88. Габриэль Мабли Естественные нормы морали и естественный коллективистский строй с общим владением имуществом (прежде всего, землей).
- 89. Гракх Бабёф (Франсуа Ноэль) Критика формального, «бумажного» равенства перед законом Формальному равенству противопоставлял равенство имущественное. Его
- 90. Гракх Бабёф Равенство — первое требование природы. Причина всякого неравенства — частная собственность. Забвение естественного равенства
- 91. Гракх Бабёф Цель новой революции — уничтожение неравенства, восстановление всеобщего счастья. «Французская революция — лишь предвестник
- 92. Гракх Бабёф Принцип обязательности труда: труд должен стать обязательным для всех, а продукты его должны признаваться
- 93. Гракх Бабёф Нет различия «в ценности и почетности отдельных видов человеческого труда» нет различий в вознаграждении
- 94. Гракх Бабёф План создания огромной национальной общины, которой передаются имущества, перешедшие во время революции к государству,
- 95. Гракх Бабёф Каждый член национальной общины обязан трудиться «в области сельского хозяйства и полезных ремесел, на
- 96. Гракх Бабёф Насильственный захват власти («заговор равных»). При установлении (но лишь на время этого преобразования) жесткой
- 97. Гракх Бабёф Раздел имущества аристократии и буржуазии между обездоленными не способен обеспечить равенства. Гарантии подлинного равенства
- 98. Консерватизм – идейно-политическое течение, отстаивающее неизменность существующего государственного порядка, и сохранение традиционных ценностей. Для консерватизма характерно
- 99. Консерватизм Впервые термин «консерватизм» употреблен французским писателем Франсуа Шатобрианом (1768-1848 гг.). Он выражал идеологию аристократии периода
- 100. Консерватизм Это консервативное течение появилось в результате Французской революции и объединяло тех мыслителей, которые увидели в
- 101. Традиционализм Родоначальник традиционализма был – Эдмунд Бёрк, в 1790 г. выпустивший памфлет «Размышления о революции во
- 102. Традиционализм Родоначальник традиционализма был – Эдмунд Бёрк, в 1790 г. выпустивший памфлет «Размышления о революции во
- 103. Традиционализм Эдмунд Бёрк: «для торжества зла необходимо только одно условие - чтобы хорошие люди сидели сложа
- 104. Жозеф Мари де Местр Основные произведения: «Размышления о Французской революции», «Рассуждения о Франции», «Рассуждения о суверенитете»,
- 105. Жозеф Мари де Местр Отношение подданных к государству определяется не правом, а нравственной обязанностью, основанной на
- 106. Жозеф Мари де Местр Государство – это иерархически упорядоченное на основе суверенной власти единство народа. Народ
- 107. Жозеф Мари де Местр Настоящее полновластное государство — только абсолютная монархия, особенно теократическая монархия, где власть
- 108. Жозеф Мари де Местр Подлинные конституции складываются исторически из незаметных зачатков, из элементов, содержащихся в обычаях
- 110. Скачать презентацию