Тоталитаризм. Сущность тоталитаризма презентация

Содержание

Слайд 2

«Тоталитарное устремление к глобальным завоеваниям и к тотальному господству явилось деструктивным способом выхода

из всех трудностей. Победа тоталитаризма может совпасть с разрушением человечества; где бы он ни правил, он начинал разрушать саму сущность человека».
Х.Арендт Предисловие к книге «Истоки тоталитаризма». 1950 г.

Слайд 3

Сущность ТОТАЛИТАРИЗМА

Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота[1][2]) — политический режим и

тип общественной организации, при котором государство стремится полностью контролировать все аспекты общественной и частной жизни.
Форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество и человека.
Тип политического режима и организации общества, основанный на монополизации и сверхцентрализации всех ресурсов, всеобщей регламентации и контроле, перманентном терроре.

Слайд 4

Сущность ТОТАЛИТАРИЗМА

Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота[1][2]) — политический режим и

тип общественной организации, при котором государство стремится полностью контролировать все аспекты общественной и частной жизни.
Форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество и человека.
Тип политического режима и организации общества, основанный на монополизации и сверхцентрализации всех ресурсов, всеобщей регламентации и контроле, перманентном терроре.

Слайд 5

Сущность ТОТАЛИТАРИЗМА

Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота[1][2]) — политический режим и

тип общественной организации, при котором государство стремится полностью контролировать все аспекты общественной и частной жизни.
Форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество и человека.
Тип политического режима и организации общества, основанный на монополизации и сверхцентрализации всех ресурсов, всеобщей регламентации и контроле, перманентном терроре.

Слайд 8

Террор по отношению к военнопленным в фашистской Германии

Слайд 10

Расстрел советских пленных и гражданских заложников в Италии

Слайд 13

Заключенные ГУЛАГа и требования новых репрессий

Слайд 16

Культ лидера –условие стабильности государства и режима

Слайд 17

Фюрер и нация – высшие ценности Рейха

Слайд 18

ТОТАЛИТАРИЗМ
Первоисточники тоталитаризма следует искать в политизации утопии.Целостность –главный признак утопии и она всегда

тоталитарна и враждебна свободе (Бердяев Н.А.)
Величайшими эпохами реакции в истории любого народа являются эпохи глубоких революций, а величайшими реакционерами –диктаторствующие революционеры (Сорокин П.)

Слайд 19

Милитаризация государства, общества и экономики

Слайд 20

Х. Арендт «Истоки тоталитаризма»

«Социальная атомизация и крайняя индивидуализация предшествовали массовым движениям, которые гораздо

легче привлекали совершенно неорганизованных людей, не признававших общественные связи или обязательства. Эти массы выросли из осколков чрезвычайно атомизированного общества, одиночества индивида.
Главная черта человека массы – не жестокость и отсталость, а его изоляция и нехватка нормальных социальных взаимоотношений.

Слайд 21

Х.Аренд «Истоки тоталитаризма»

Тоталитарные движения – это массовые организации атомизированных, изолированных индивидов на основе

тотальной, неограниченной, безусловной и неизменной преданности членов.
В тоталитарных странах пропаганда и террор представляют две стороны одной медали.Везде ,где тоталитаризм обладает абсолютной властью, он заменяет пропаганду идеологической обработкой и использует насилие для запугивания, для постоянного воплощения своих идеологических доктрин и своей практикуемой лжи.

Слайд 22

Х.Аренд «Истоки тоталитаризма»

Тоталитарные движения возникли везде, где имеются массы по той или иной

причине приобретшие вкус к политической организации. Массы существуют в каждой стране, образуя большинство из того огромного количества нейтральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединяются ни к какой партии и едва ли вообще ходят голосовать.
Тоталитарные движения злонамеренно используют демократические свободы, чтобы их уничтожить, т.к. они основаны на равенстве всех граждан перед законом.
Приход массового человека в политику и эпоха масс доказали мудрость еще древних о близости демократии и диктатуры, правления толпы и тирании.

Слайд 23

Ортега-и-Гассет

Принадлежность к массе — признак чисто психологический. Масса — это множество людей без

особых достоинств, ее элемент — средний, заурядный человек. Но не только лишь отсутствие талантов делает личность «человеком массы»: скромный человек, осознающий свою посредственность, никогда не почувствует себя членом массы и не должен быть к ней отнесен. Человек массы — тот, «кто не ощущает в себе никакого особого дара..., чувствует, что он «точь-в-точь, как все остальные» и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все». Необходимые черты его — самодостаточность, самодовольство: в отличие от человека элиты, предъявляющего к себе строгие требования, он всегда доволен собой, «более того, восхищен», не знает сомнений, с завидным спокойствием «пребывает в глупости» ,он даже амбициозен. К массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется готовой мыслью, уже сидящей в его голове (конформист). Ему не дано проектировать и планировать, у него ограниченные творческие возможности, нет подлинной культуры, в решении споров он игнорирует основные принципы разума, не стремится держаться истины. Сложность, многогранность, драматизм бытия либо недоступны, либо пугают его; идеи, которые он приемлет, имеют цель раз и навсегда отгородиться от сложностей окружающего мира готовыми объяснениями, фантазиями, дающими иллюзию ясности и логичности. Массового человека мало беспокоит, что идеи могут быть неверны, ведь это просто окопы, где он спасается от жизни, или пугала, чтобы ее отгонять. Люди элиты — это люди «великого пути», пришедшие в этот мир созидать, творить, те, кто требователен к себе, берет на себя «труд и долг», а человек массы — тот, кто живет «без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, кто плывет по течению» («малый путь») .

Слайд 26

Ортега-и-Гассет

В XX в. масса резко активизировалась; не претендуя до этого на роль теоретика,

социального лидера, «массовый человек» осуществляет ныне подлинную экспансию в сферах политики, культуры, требующих специальных качеств: « нет такого вопроса общественной жизни, в который он не вмешался бы, навязывая свои мнения; вульгарные, мещанские души, сознающие свою посредственность, смело заявляют свое право на вульгарность». «Массовый человек» разучился скромности и раздувает свои потребности до размеров космических и метафизических ценностей, и этим вся жизнь вульгаризируется. Масса давит непохожее, личностное, избранное. И государство, и культурно-идеологическая сфера оказываются в ее власти: повсюду торжествует человек массы, и видимый успех могут иметь только течения, проникнутые его духом и выдержанные в его примитивном стиле.
Массовый человек утверждает свое равенство (точнее, дарованное ему право) не путем восхождения к высотам культуры, самосовершенствования, а путем низведения до себя окружающего его социума. Все эти новые блага и возможности он получает как готовый результат, подарок, не имея представления о процессе, о цене. Вокруг возникает множество новых соблазнов. Уверенность в своем праве получать, амбициозность полуобразованности, «комплекс самодостаточности» порождают в нем иллюзию фантастического всемогущества, вожделения будят к действию: потребовать свою долю общественных благ, даров цивилизации, причитающихся в силу специфически понимаемого «равноправия».

Слайд 27

Основные предпосылки тоталитаризма

Экономические: достаточно высокие темпы капитализма, развитие монополизации и централизации производства и

финансов, расширение функций государства в управлении общественным производством.
Социальные:наличие многочисленных переходных слоев и групп населения, люмпенизация масс, развитие массового общества.

Слайд 28

Депрессия в США: безработица и нужда

Слайд 29

Мировой экономический кризис конца 20-х – начала 30-х гг. наиболее разрушителен в Германии

Её

экономика целиком зависела от иностранных вложений, которые с 1929 года стали резко снижаться, а в 1932 году в связи с отменой плана Юнга (США) вообще перестали поступать. Именно в этом году кризис достиг своей кульминации.
Промышленное производство сократилось на 40%., в ряде основных отраслей на 60-70%, торговля сократилась в 1929 г.на 60% . Без работы оказалось около половины всех занятых в промышленности – 6 млн.,лишь 20% получали пособие по безработице. Началось разорение крестьянских хозяйств. Произошел крах ряда главных банков. В годы кризиса обострились социальные противоречия, тем более, что антикризисные меры, которые принимало правительство, имели антирабочую направленность: сокращалась заработная плата, ликвидировались пособия по безработице, в трудовых лагерях, куда собирали безработных, был установлен жесткий военный режим.
Население окончательно было разочаровано в демократических методах управления государством ,ожила ностальгия по былому величию Германской империи). В обществе все явственнее слышались голоса о передаче власти «партии сильной руки». В стране складывается революционная ситуация. Усиливаются крайние. На одном полюсе усиливаются фашисты, на другом – социалисты-коммунисты.
В 1923 г. денежная масса выросла в 132 тыс.раз, а $– в 400 тыс.раз ( 1$ - 5 млн.м,в конце года – 5 млрд) Напечатали банкноты в 100 трл. марок. Инфляция – 3 млн.%

Слайд 30

Э.Фромм о чертах характера авторитарного и тоталитарного общества

стремление к самоидентификации с гос.властью, гос.авторитетом

(помогает избегать бессознательных тревог, страха),подчинение «судьбе» – миссии преклонения и подчинения высокоорганизованной силе
отношение к иным субъектом двоякое: к силе, власти – любовь, подчинение, уважение, желание соучастия; к слабым –агрессия, ненависть, презрение, нет равенства и в картине мира (свои, чужие-враги)
жажда власти над другими и их подчинения, признания свое роли и «судьбы»
автоматизирующий конформизм, стремление уйти от сомнений, самоанализа

Слайд 31

А.Маслоу о сознании масс авторитарных и тоталитарных обществ ХХ в.

Догматизм и стереотипность мышления,

консерватизм
Нетерпимость к инакомыслию и неопределенности, выбору
Потребность в подчинении и одобрения действий властью
Патернализм, гос.опека
Иерархичность сознания и морали
Склонность обобщать характеристики собственного превосходства и неполноценности чужих
Реанимация старых обид, предрассудков, общая враждебность и агрессия, национализм
Стремление к милитаризации общества и жизни в целом
Уход от ответственности за свои дела, судьбу (подчинение и отказ от своей независимости в обмен за тотальное покровительство властью)

Слайд 32

, Основные предпосылки тоталитаризма

Политические: глубокий, многофакторный государственно-политический и экономический кризисы ,безвластие, рост нигилизма и

радикализма, появление движение с ультрареволюционными лозунгами, разрушение традиционных политических институтов и норм; слабость демократических институтов и традиций
Идеологические: рост коллективистских настроений, иррациональных мифов, иллюзий, фанатизма и догматизма,нетерпимости, эгалитаристской и патерналистской психологии, появление средств массовой коммуникации

Слайд 33

Главные принципы тоталитаризма

Абсолютная централизация и концентрация всей государственной власти
Монополизация власти радикальной партией с

лидером-харизмой
Массовый и непрерывный террор
Всеобщий контроль и регламентация всех сторон общественной жизни
Жесткая идеологизация общества
Централизованно управляемая мобилизационная экономика

Слайд 34

Сущность ТОТАЛИТАРИЗМА

Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота[1][2]) — политический режим и

тип общественной организации, при котором государство стремится полностью контролировать все аспекты общественной и частной жизни.
Форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество и человека.
Тип политического режима и организации общества, основанный на монополизации и сверхцентрализации всех ресурсов, всеобщей регламентации и контроле, перманентном терроре.

Слайд 35

Принудительный труд в ГУЛАГе.Беломорканал

Слайд 36

Массовый террор

Слайд 37

Прибытие заключенных в концлагерь Дахау

Слайд 38

Воинствующий национализм и расизм – черта тоталитаризма ХХ века

Слайд 39

Милитаризация общества и всей жизни, война до последнего солдата (Фольсштурм,апрель 1945 г.)

Имя файла: Тоталитаризм.-Сущность-тоталитаризма.pptx
Количество просмотров: 29
Количество скачиваний: 0