Слайд 2Искусство - духовная деятельность, направленная на выражение идеи красоты, прекрасного.
Эстетика - учение
о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
Слайд 3«Прекрасное» = красивое, хорошее, доброе.
Подобное единство добра и красоты воплощалось, например, в
античном понятии «калокагатия».
Искусство как средство воспитания нравственности.
Искусство выражает сакральные идеи и смыслы.
Слайд 4Художественные традиции разных культур
Христианско-православное искусство - искусство Византии и Руси.
Западно-христианское (католическое) искусство.
Мусульманское искусство.
Буддийское искусство.
Слайд 5Основные принципы
средневекового
христианского
искусства:
- каноничность,
- символизм,
- «обратная перспектива»,
- двухмерное изображение ,
- вневременность.
Слайд 6Христос — Добрый Пастырь. Мозаика в люнете мавзолея Галлы Плацидии. Фрагмент.
Слайд 7Храм Святой Софии в Константинополе. Архитекторы Исидор из Милета и Анфимий из Тралл.
532-537 гг.
Слайд 8Интерьер храма святой Софии.
Слайд 10Интерьер храма Святой Софии в Константинополе. Cовременный вид.
Слайд 11Церковь
Сан-Витале
в Равенне.
VI в.
Слайд 12Интерьер византийской базилики — церкви Сан Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в.
Слайд 14
Император Иоанн II Комнин и императрица Ирина
перед Богоматерью с Младенцем.
Мозаика собора
св. Софии. XII в.
Слайд 15
ХРИСТОС.
Мозаика
собора
св. Софии.
XII в.
Слайд 16Христос Вседержитель.
Мозаика собора
в Чефалу.
(о. Сицилия).
XII в.
Слайд 17Икона «Двенадцать апостолов». XIV век
Слайд 19Западно-христианское
(католическое) искусство
Романский стиль
Церковь Нотр Дам де ла Гранд в Пуатье.
Франция. XI в.
Башня
Виндзорского
замка.
Слайд 20Готический стиль
Собор Парижской Богоматери.
Западный фасад. XII в.
Собор в Кёльне. Германия
Слайд 21Шартрский собор. Франция.
Скульптуры Королевского
портала и витражи. XII в.
Слайд 22Мусульманское искусство
Кааба – священный центр ислама с 624 г.
Слайд 23Основные принципы арабо-мусульманского искусства:
отсутствие реалистического изображения
людей и животных;
использование орнамента и
каллиграфии
как основных декоративных форм;
«полезность», целесообразность красоты;
каноничность;
джамал – божественная красота, олицетворяемая куполом мечети;
джалал – божественное величие, подчеркивается высотой минарета,
сифат – божественное Имя,
выражается каллиграфией.
Слайд 24Мечеть (масджид – «место
преклонения»)
Мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра).Иерусалим.688-692 гг.
Архитектор Абдул-Эль-Малик
Мечеть (масджид –
«место преклонения»)
Слайд 25
Типы орнамента:
ислими и гирих
Арабеска (изразцы Альгамбры)
Слайд 26Каллиграфия (облицовка Куббат-ас-Сахра). Сура Корана
Слайд 27Буддийское искусство
Ступа в Санчи