Содержание
- 2. Этические представления древних вавилонян
- 3. Вавилон - город в Древней Месопотамии, со второго тысячелетия до н.э. – столица одноименной империи. Располагался
- 4. «Законы Хаммурапи» Шамаш - бог Солнца и Правосудия. I. Суд (§§ 1—5). II. Собственность (§§ 6—126).
- 5. Религия вавилонян Занимает первостепенное значение в жизни людей. Берет истоки из религии шумеров. Пантеон богов: На
- 6. «Этические представления жителей Вавилона были теснейшим образом переплетены с религией, мифологией, правом. Понимание болезни и бедствия,
- 7. «Заметим, что сознание вавилонян ориентировано на принцип «Небо далеко, а земля драгоценна». Поясним, что награда и
- 8. В начале II тыс. до н. э. в Месопотамии появилась и стала распространяться концепция, согласно которой
- 9. Невинному страдальцу отвечает искренний друг, увещевая его не хулить богов зря и не навлекать на себя
- 11. Скачать презентацию
Этические представления древних вавилонян
Этические представления древних вавилонян
Вавилон -
город в Древней Месопотамии, со второго тысячелетия до н.э. –
Вавилон -
город в Древней Месопотамии, со второго тысячелетия до н.э. –
Располагался в самом центре Междуречья, там, где пересекались Тигр и Ефрат. Пережил свой расцвет во время правления Хаммурапи, а именно в 1792-1750 годах до нашей эры.
Хаммурапи, прославивший древний Вавилон, был мудрым политиком и дипломатом для своего времени и что не менее важно выдающимся торговцем, организатором и полководцем. Первый свод законов в истории человечества принадлежит именно древнему Вавилону эпохи правления Хаммурапи, золотого века шумер.
В начале 20 века археологами был найден двухметровый столб. Таблички древнего Вавилона, изображенные на этом столбе, оказались древнейшим сборником законов во всем мире.
«Законы Хаммурапи»
Шамаш - бог Солнца и Правосудия.
I. Суд (§§ 1—5).
II. Собственность (§§ 6—126).
III. Брак и
«Законы Хаммурапи»
Шамаш - бог Солнца и Правосудия.
I. Суд (§§ 1—5).
II. Собственность (§§ 6—126).
III. Брак и
IV. Преступления против личности (§§ 195—214).
V. Договоры найма (§§ 215—282).
Основной этический принцип кодекса – принцип справедливости
Основной принцип наказания – принцип талиона
Социальное назначение законов Хаммурапи имело юридическое и идеологическое значение Заключение, восхвалявшее Хаммурапи как царя «водворившие истинное благополучие и доброе управление в стране», призванного богом, «чтобы дать сиять справедливости в стране» - декларации, дающие идеализированный образ царя, заинтересованного в улучшении положения своих подданных.
Религия вавилонян
Занимает первостепенное значение в жизни людей.
Берет истоки из религии шумеров.
Пантеон
Религия вавилонян
Занимает первостепенное значение в жизни людей.
Берет истоки из религии шумеров.
Пантеон
На вершине - божественная троица:
Ану (небо), Энлиль (воздух) и Эа (подземные воды и подземный мир).
Имела место в мифологии вавилонян и еще одна великая троица богов:
Иштар (плодородие, плотская любовь, война), Шамаш (солнце) и Син (луна).
«Этические представления жителей Вавилона были теснейшим образом переплетены с религией, мифологией,
«Этические представления жителей Вавилона были теснейшим образом переплетены с религией, мифологией,
Этика вавилонян
«Заметим, что сознание вавилонян ориентировано на принцип «Небо далеко, а земля
«Заметим, что сознание вавилонян ориентировано на принцип «Небо далеко, а земля
Этика вавилонян
В начале II тыс. до н. э. в Месопотамии появилась и стала
В начале II тыс. до н. э. в Месопотамии появилась и стала
В рамках этой концепции автоматически возникала следующая проблема (используя христианскую терминологию, ее называют проблемой теодицеи, т. е. «богооправдания»): если боги и могущественны, и благи, то почему же в мире происходит столько несправедливости и зла, и те праведники, что истово и верно исполняют их требования, зачастую бедствуют, а злодеи преуспевают? Чем можно оправдать богов, коль скоро они допускают подобное? В пределах исконного месопотамского мировосприятия такой вопрос не мог бы и возникнуть: от богов по самой их природе никто не ожидал особенной справедливости. При новом взгляде на богов, однако, обойтись без ответа на него было невозможно, и он стал постоянной темой месопотамской «литературы мудрости» во II тыс. до н. э.
В этом ключе написаны поэмы о невинных страдальцах: старовавилонские – «Муж со стенанием…» и «Человек его бог», средневавилонская – «Владыку мудрости хочу восславить…», аналогичная поэма исхода II тыс. до н. э. «Мудрый муж, постой, я хочу сказать тебе…» (так называемая «Вавилонская теодицея»). Общий сюжет их таков: бедствующий праведник жалуется, что вел себя как должно, исполнял все обязательства перед богами и людьми, но судьба его плачевна, в то время как многие злодеи блаженствуют; в чем же, вопрошает он, воля богов и где их справедливость?!
Вавилонские «теодицеи»
Невинному страдальцу отвечает искренний друг, увещевая его не хулить богов зря
Невинному страдальцу отвечает искренний друг, увещевая его не хулить богов зря
При всей изощренности таких ответов (позже они окажутся воспроизведены и подвергнуты уничтожающей критике в библейской «Книге Иова») особой популярности они не приобрели. Судя по всему, уже с середины II тыс. до н. э. в Месопотамии вновь преобладают старые представления о богах (в том числе на официальном уровне), в рамках которых проблемы теодицеи не возникает, и спекуляции на эту тему остаются уделом меньшинства ученых людей, все еще считающих богов глубоко и принципиально справедливыми. Что точка зрения большинства была иной, видно из популярности проводящего прямо противоположную идею «Эпоса о Гильгамеше» и еще одного замечательного произведения – так называемого «Диалога господина и раба».
Вавилонские «теодицеи»