Хозяйство, власть и церковь в 15 веке презентация

Содержание

Слайд 2

План урока

Крестьянство
Города, ремесла, торговля
Россия и Запад
Соперничество церкви и государства

за власть
Церковь и еретики
Василий III

Слайд 3

1. Крестьянство

В 15 – первой половине 16 в. в сельском хозяйстве трехполье заменяет

старые методы расчисти и гари. Совершенствовались пахотные орудия труда - появилась соха-косуля (легкая и оснащенная крепким металлическим лемехом). Стабильно развивалось животноводство: выводились новые породы скота, быстрыми темпами росло конское поголовье.

Слайд 4

1. Крестьянство

Еще в 14 в. появляются новые виды поселений деревня (от 3 до

8 дворов) и починок (1 – 3 двора). Преимущество перед старыми большими селами в том, что теперь на один двор приходилось значительно больше земли. Жители починков стали первопроходцами безлюдных мест, активно шло освоение новых земель.

Слайд 5

1. Крестьянство

Лично свободный труженик с достаточным наделом (и правами на него) стал главной

фигурой в сельской местности. Он был членом сельской общины и участвовал в ее жизни. Он платил налоги, отбывал повинности в пользу государства и феодала- владельца земли, как свободный человек участвовал в судебных разбирательствах.

Именно таких сельских жителей стали называть КРЕСТЬЯНАМИ (от слова «христиане»). Свободное крестьянство обеспечило процесс внутренней колонизации (освоение) страны, подъем сельского хозяйства, укрепление военной мощи государства.

Слайд 6

2. Города, ремесла, торговля

После свержения монгольского ига начинают активно развиваться русские города.


В городах возрождались старые и возникали новые ремесла. В первую очередь производство оружия, деревообработка и строительство. Доля городского населения составляла всего 5% (в Европе 10-15%), городов с населением более 10 тыс.чел. было не более десятка (Москва, Новгород, Псков, Тверь, Ярославль, Рязань, Смоленск и др.)

Слайд 7

2. Города, ремесла, торговля

Заметно оживилась торговля. Она велась не только с Крымом,

Литвой и Скандинавией, но и со странами Западной Европы. Торговцев называли гости, а торговлю – гостьба.

В городах началось объединение торговцев, ремесленников и огородников в территориальные организации - сотни и полусотни. Крупное купечество создавало корпорации. Способствовавшие зарождению городского самоуправления (как и на Западе)

Слайд 8

2. Города, ремесла, торговля

Экономическая и политическая власть в городах принадлежала князьям и

боярам. Их богатые усадьбы были главными городскими постройками.

Слайд 9

Одежда русской знати

3. Россия и Запад

Церковь и великие князья были ярыми противниками расширения

контактов с католическим Западом. Со времени образования Русского централизованного государства оно стало для Запада закрытым. Въезд и выезд из страны жестко контролировались.

Православная икона

Слайд 10

Поле зимой

3. Россия и Запад

Климатические условия, отсутствие плодородных земель не позволяли российскому сельскому

хозяйству развиваться так успешно как в Европе. Города не стали вольными сообществами, городское самоуправление играло подчиненную роль при княжеском наместнике.

Слайд 11

Освещение Благовещенского собора Кремля в 1489 г.

4. Соперничество церкви и государства за власть

Православная

Церковь всеми силами поддерживала объединение земель вокруг Москвы, великокняжескую власть и создание централизованного государства. Благодарные князья предоставляли Церкви земельные владения, налоговые льготы, жертвовали значительные суммы денег.

Слайд 12

Благовещенский собор

4. Соперничество церкви и государства за власть

Авторитет Церкви значительно вырос после

падения Константинополя : Русская Православная Церковь стала самой крупной, богатой и могущественной Православной Церковью.

Митрополит Геронтий

Слайд 13

Иван III

4. Соперничество церкви и государства за власть

Великие князья Иван III и Василий

III не хотели мириться с независимостью и особым положением Церкви в государстве. Во время их правления избрание митрополита стало проводиться по указке князя, началось сокращение налоговых и судебных льгот, ограничено расширение земельных владений.

Василий III

Слайд 14

5. Церковь и еретики

В конце XIV – начале XV в. на Русь через

торговые города Новгород и Псков начинают проникать еретические учения. Стригольники (лишенные духовного сана) критиковали церковь, отрицали существование души и загробную жизнь, выступали против угнетения одних людей другими.

Расправа со стригольниками

Церковь при поддержке власти жестоко преследовала и карала еретиков. Руководители стригольников в Новгороде были утоплены в реке Волхов.

Святой старец

Слайд 15

5. Церковь и еретики

Следующей ересью распространявшейся из Новгорода стала ересь жидовствующих. Они отрицали

божественное происхождение Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым.

Ересь получила поддержку не только среди простого народа, но и части духовенства, бояр, дьяков и людей близких Ивану III. Церковь к этому времени погрязла в стяжательстве, погоне за богатством, во многом потеряла ореол нравственной и патриотической силы.

Слайд 16

5. Церковь и еретики

Многие священнослужители уходили из мира и жили отшельниками в скитах.

Они призывали Церковь отказаться от имущества, а монастырям от владения землей и крестьянами. Их называли нестяжатели. Их учение получило широкое распространение и поддержку в обществе.

Православный отшельник

Православные монахи

Слайд 17

5. Церковь и еретики

С критикой нестяжателей выступил игумен Боровского монастыря Иосиф Волоцкий. Его

последователей стали называть иосифляне. Они отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления широкой просветительской и благотворительной деятельности, и необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконами и образами.

Иосиф Волоцкий

Слайд 18

5. Церковь и еретики

Первоначально на сторону нестяжателей склонялся и Иван III. Но позже

он поддержал иосифлян, а нестяжателей объявили еретиками и начали их жестокое преследование. Сторонников нестяжателей отправляли в ссылку, на плаху, сжигали.

Нил Сорский

Слайд 19

5. Церковь и еретики

Концепция «Москва – Третий Рим» впервые была выдвинута старцем Псковского

Елиазарова монастыря Филофеем. Он утверждал, что первый Рим погиб из-за католической веры, второй Рим (Константинополь) погиб из-за нарушения православных канонов, а Москва – Третий Рим.

Православная икона

Филофей

Слайд 20

5. Церковь и еретики

Для укрепления своего авторитета и власти московские князья, начиная с

Ивана III стали считать себя потомками римского императора Августа. Август получил власть божьей милостью, и власть его потомков тоже от Бога и непререкаема.

Василий III в Царском титулярнике, конец XVII в.

Иван III в Царском титулярнике, конец XVII в.

Слайд 21

6. Василий III

Василий III продолжал начатое Иваном III создание централизованного Русского государства. Территория

Московского княжества за время его правления значительно увеличилась (Псков, Рязань).

Территориальный рост Московского княжества

Слайд 22

6. Василий III

Все подданные Великого князя от простого люда до князей и бояр

считались холопами великого государя. Воля государя считалась волей Бога.

Василий III

Во времена противостояния с врагами народ сплотился вокруг Великого государя. И простой народ, и знатные люди считали, что все, что у них есть они имеют благодаря воле великого государя.

Слайд 23

6. Василий III

При Василии III Московское государство управлялось скорее как восточная деспотия (золотоордынское

наследие), чем как европейское государство. В России не было Генеральных штатов или сейма. Боярская дума при государе в большей степени являлась совещательным органом.

Великий князь и бояре

Слайд 24

6. Василий III

Власть великого князя не была неограниченной. Существовала Боярская дума, значительной властью

обладали кормленщики (наместники), сложилась система местничества (право каждого феодала занимать то место в системе управления, которое принадлежало ему по праву знатности рода).

Великий князь и его окружение

Слайд 25

6. Василий III

При Василии III возникли приказы, которые стали прочной системой управления страной.

Зародилась бюрократия (круг людей, состоявших на службе великого князя и решавшие вопросы управления, суда, сбора налогов, формирования армии и т.д.). Вместе с бюрократией появилась система взяточничества.

Дьяк

Слайд 26

Полные блоки презентаций по годовым курсам Всеобщей истории, истории России и обществознанию (с

поурочным планированием и проверочными работами) Вы можете скачать на сайте: http://www.presentation-history.ru/

Слайд 27

Презентации по истории России с древнейших времен до конца правления Ивана Грозного Вы

можете бесплатно скачать по следующим ссылкам:

Список презентаций: Адрес в интернете:
Происхождение славян http://hitfile.net/nl2k
Восточные славяне в 8-9 вв. http://hitfile.net/psdV
Зарождение Древнерусского государства. Первые князья http://hitfile.net/seix
Правление Святослава http://hitfile.net/mNoO
Древнерусское государство при Владимире http://hitfile.net/ngul
Правление Ярослава Мудрого http://hitfile.net/7SAh
Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах http://hitfile.net/bgOK
Русь при внуках Ярослава Мудрого http://hitfile.net/zB2B
Политическая раздробленность Руси http://hitfile.net/mHfu
Монголо-татарское нашествие ч.1 http://hitfile.net/CCpI
Монголо-татарское нашествие ч.2 http://hitfile.net/pHjx
Противостояние натиску с Запада http://hitfile.net/YUyu
Русь и Золотая Орда при Александре Невском http://hitfile.net/KWSF
Начало собирания земель вокруг Москвы http://hitfile.net/xLXm
Борьба Руси за независимость http://hitfile.net/3nLB
Феодальная война на Руси http://hitfile.net/dVyL
Правление Ивана III http://hitfile.net/sLEv
Хозяйство, власть и церковь в XV в http://hitfile.net/CPXt
Начало правления Ивана Грозного http://hitfile.net/baDh
Внешняя политика Ивана Грозного http://hitfile.net/yx2y
Внутренняя политика Ивана Грозного http://hitfile.net/Yz8b

Имя файла: Хозяйство,-власть-и-церковь-в-15-веке.pptx
Количество просмотров: 17
Количество скачиваний: 0