Христианство и славянское язычество: проблемы аккультурации презентация

Содержание

Слайд 2

План

Вступление:
1. Актуальность проблемы
2. Что вызывает споры
Основная часть:
1. История христианизации Руси
А. Предпосылки Крещения
+ Языческая

реформа
Б. Крещение Руси
+Новгород
2. Подтверждение двоекультурия
А. Археология
+Лунницы
+Подвески
Б. Сохранившиеся и соединённые праздники
В. Почитаемые святые места, камни, родники
Заключение

Слайд 3

Актуальность темы обусловлена

Усилением влияние церкви на общество в нашей стране, и как социально-духовное

учение, и как государственный аппарат
Появлением неоязыческих культов, созданием новых верований
Необходимостью терпеливого отношения к другим формам религии и мировоззрения

Слайд 4

Спорные моменты

Необходимость Крещения Руси
Положительный или отрицательный итог у христианизации
Сохранение язычества после принятия православия
Наличие

влияния язычества в христианстве

Слайд 5

История принятия христианства. Предпосылки

Мирное сосуществование христиан и язычников в Киеве обеспечивало мирное Крещение

в городе и окраинах.

Торговые и военные связи с Царьградом.
Выход на европейский рынок.
Терпимость православия к местным языкам.

Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 15 век

«Святая Ольга». Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915

Слайд 6

История принятия христианства. Предпосылки

Проповедь христианства.. Клавдий Васильевич Лебедев. 1908 г..

Мирное сосуществование христиан и

язычников в Киеве обеспечивало Крещение на этой территории.

Слайд 7

История принятия христианства. Владимир. Языческая реформа

Владимир хотел укрепить власть созданием единого пантеона богов

и поставив Перуна во главу, однако это привёло к ещё большим внутренним розням и походами против Киева.

Слайд 8

История принятия христианства, Владимир, Крещение Руси

Владимир принял христианство, учтя все свои предыдущие ошибки.


«Крещение князя Владимира». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе.

К. В. Лебедев. «Крещение киевлян»

Слайд 9

Непринятие христианства. Новгород.

Возможно, новгородские люди действительно отстаивали свою веру.
Возможно, это новгородские бояре решили

использовать приход Добрыни, чтобы освободится от дани Киева.
Волхвы, тем временем, не показывали активного сопротивления.

Слайд 10

Двоекультурие. Археология. Крестовключённые лунницы

Крестовключённые лунницы являются артефактом синкретизма (греч. sygkretismos – соединение, соединение

разнородного начала, игнорируя различия).

Слайд 11

Двоекультурие. Археология. Крестовключённые, крестоспиральные подвески

Справа – изображение трефовидной подвески вятичей, снизу – кресты,

обнаруженные уже после Христианизации Руси

Кайль В. А., Нечитайло В. В.«Каталог нательных христианских крестов, подвесок и накладок с изображением креста периода Киевской Руси X-XIII в.в.».

Слайд 12

Двоекультурие. Археология. Крестовключённые, крестосолярные подвески

Крест и круг были символами солнца, однако форма крестов

говорит об их православном происхождении.

Крестовключенная подвеска. Датировка XII -XIII вв.

Процветший крест – символ Иисуса Христа

Слайд 13

Двоекультурие. Археология.

Слайд 14

Двоекультурие. Археология. Амулет

Найденный в слое XIV века, данный амулет является примером двоекультурия: на

«громовой стреле» изображён процветший крест.

М. В. Седова «Амулет из древнего Новгорода» (Советская археология, № 4, 1957 год)

Слайд 15

Двоекультурие. Почитание камней

Кладезь преподобного Павла Обнорского

Конь-камень

Почитание камней и родников как мест силы –

это языческая традиция. Однако в до сих пор существует поклонение камням, которые связаны со святыми.

Слайд 16

Заключение

Новиков отмечал, что, хоть позже христианство окажет затормаживающее ограничивающее воздействие, на данном этапе

оно поможет социальному развитию общества, его культуры и науки.
Смирнов считает, что мифотворчество в православии играет решающую роль, что «народные верования» выходят на первый план.
Фокина в своей диссертации писала, что принятие христианства было закономерным, но ухудшающим явлением, давая верхушки власти ещё и духовно контролировать жизнь обычных людей.

Слайд 17

Список используемой литературы

М. Ю. Смирнов. Религии и религиоведение в России
А. Е. Мусин. Христианизация

новгородской земли в IX – XIV веках.
М. П. Новиков. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект.
Л. А. Фокина. Христианизация Древней Руси в контексте современного прогресса.
К. В. Корякин. О понятии аккультурации в исследованиях проблем миграции.
А. С. Свиридов. Реконструкция пантеона восточных славян с помощью отечественной историографии.
Nordic Runes, Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез.
Даркевич В.П. «Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси».
С. Н. Кутасов, А. Б. Селезнёв «Нательные кресты, крестовключенные и крестовидные подвески»
Имя файла: Христианство-и-славянское-язычество:-проблемы-аккультурации.pptx
Количество просмотров: 109
Количество скачиваний: 3