Художники войны. Савицкий Михаил Андреевич презентация

Содержание

Слайд 2

Михаил Андреевич Савицкий советский и белорусских живописец. Он родился в 1922 году

в деревне Звенячи (Витебская область) в семье железнодорожника. Был младшим из четырех детей.
После окончания средней школы в 1940 году был призван в ряды Красной армии. Начало Второй мировой войны застал в Чечне, но уже в ноябре 1941 в составе десанта высадился в Севастополе, где принимал участие в обороне города, длившейся 250 дней. Во время героической обороны Севастополя дважды был представлен к ордену Красного Знамени и медали «За отвагу».
В 1942 году, на пятые сутки после сдачи города, у Херсонесского маяка Савицкого взяли в плен. Дважды он пытался бежать, но оба раза неудачно. После этого двадцатилетнего юношу этапом отправили в Румынию, а затем в Германию, где он сначала работал электросварщиком в рабочем лагере при вагонной фабрике в Дюссельдорфе. Пробовал сбежать во Францию, но его словили и приговорили к смерти, позже замененной на концентрационный лагерь Бухенвальд.
После Бухенвальда Савицкого отправили на каменоломни концентрационного лагеря Миттельбау-Дора. И уже после них, ближе к окончанию войны, его перевезли в лагерь Дахау. За организацию очередной попытки побега немцы поместили его в штрафной барак и вновь стали готовить к расстрелу. Но 29 апреля Михаила Савицкого, вместе с другими пленными, освободили американские войска.

Слайд 3

ЕГО РАБОТЫ ВЫПОЛНЕНЫ В «СУРОВОМ» СТИЛЕ. ГЛАВНАЯ ИХ ТЕМАТИКА – ВОЙНА И ТРАГЕДИЯ

ВСЕГО НАРОДА. ПО ВСЕМ КАРТИНАМ ВИДНО, КАК ГЛУБОКО В ДУШУ ХУДОЖНИКА ВРЕЗАЛИСЬ ВОСПОМИНАНИЯ О КОНЦЛАГЕРЯХ.

«ЛЕТНИЙ ТЕАТР». 1975 г.
Так на жаргоне эсэсовцев назывались ямы для сожжения трупов (печи крематориев не успевали справляться с этой задачей), куда тела сгребались бульдозерами. На картине бульдозер со зловещими фарами символизирует тот безупречно налаженный механизм уничтожения, каким был каждый лагерь смерти. Погибшие люди напоминают поверженные античные статуи, оставшиеся вечным воплощением красоты и гармонии. Право на жизнь фашистский режим дает только палачам. Гротесково безобразен хохочущий эсэсо-вец. Надеется выжить любой ценой его угодливый помощник — узник из зондеркоманды.

Слайд 4

Танец с факелами, из цикла "Цифры на сердце". 1978 г.

Слайд 5

Поющие коммунисты, из цикла Цифры на сердце 1978 г.

Поющие лошади, из цикла

"Цифры на сердце". 1979 г.
"Поющими лошадьми" в Бухенвальде называли команды по уборке трупов с территории лагеря. Узники должны были убирать трупы, свозить их к крематориям на повозках, а эсэсовцы, при этом, для забавы, под страхом смерти заставляли заключенных петь.

Слайд 6

Савицкий Михаил Андреевич (1922-2010) Канада, из цикла "Цифры на сердце". 1978 г.
«Канадой» в

концлагере называли пункт сбора богатств - денег, драгоценностей, ценных вещей заключенных. На фоне толпы заключенных, которую гонят в газовые камеры, изображены эсэсовцы, перебирающие добытое "богатство".

Слайд 7

Надзиратель, из цикла "Цифры на сердце".

Слайд 8


В концлагере Группа сопротивления, состояла из 4 человек и была интернациональной. Помимо

Савицкого, в нее входили Милов, Крылов (о судьбе которых ничего неизвестно) и водитель автокара француз Жан. «Диверсанты» делали некачественную сварку, портили станки, «теряли» инструменты, даже устроили взрыв в электроцехе. После провала группы ее участники пытались бежать во Францию.

Слайд 9

Далее Савицкого отправили на каменоломни концентрационного лагеря Миттельбау-Дора, где сооружались штольни для заводов

ФАУ. Ближе к окончанию войны, узник под номером 32815 был еще раз переэтапирован в концлагерь Дахау.
Понимая, что скоро война будет окончена, в начале апреля 1945 года Савицкий с друзьями попытался совершить побег из лагеря. Хотя заключенные понимали, что убежать было нереально - заборы с колючей проволокой и электрическим током, пулемётчики на вышках и сторожевые собаки, они все же рискнули, но попытка закончилась неудачей.

Побег, из цикла "Цифры на сердце".

Слайд 10

ПРОКЛЯТЬЕ. 1979 г.
Изображенная на картине сцена была каждодневным явлением лагерных будней. Многие

узники не могли вынести нестерпимых мучений и унижений. Тогда находился наиболее простой выход — самоубийство. Со словами проклятья фашизму заключенные «шли на провод». Проводами под током огораживались лагеря.

Слайд 11

УЗНИК 32815. 1976 г.
На фоне кованых ворот Бухенвальда, в верхнюю часть которых вмонтирована

надпись «Каждому свое», изображен юноша в жалкой робе заключенного. По ее полам пропечатаны буквы К, L — концентрационный лагерь. Маленький красный треугольник с буквой R означает — русский, политический. Под ним, как и на жетоне, подвешенном на бечевке,— номер, под которым числился узник. Потеря жетона каралась смертью. Юноша стоит гордо выпрямившись. В его осуждающем взгляде дерзкая смелость непокоренного. Это единственный автопортрет Савицкого.

Слайд 12

ЭТИ ВЫЖИЛИ. 1987 г.
Картина выполнена как необычный групповой портрет только что освобожденных

узников — мужчин, детей. Заостренные лица с запавшими огромными глазами — множество этих глаз полны неизжитого, застывшего страдания. Маленькие мученики затравлены. Они разучились не только доверять взрослым, но и верить в добро, испытывая пока лишь робкое недоумение перед удивительным человеком из какого-то забытого ими радостного и яркого мира.
Полнокровный и убедительный образ советского солдата, написанный в солнечно-золотистых тонах, стал олицетворением победы в страшной войне, стоившей человечеству 50 миллионов жизней, победы добра и света.
Имя файла: Художники-войны.-Савицкий-Михаил-Андреевич.pptx
Количество просмотров: 131
Количество скачиваний: 7