Искусство Древнего Египта презентация

Содержание

Слайд 2

Периодизация

1. Додинастический период. Кон. 5 - 4 тыс. до н.э. Объединение Верхнего и

Нижнего Египта. Ок. 3000 г. до н.э. 2. Раннее царство. Нач. 3 тыс. до н.э. (с 3000 по 2800 гг. до н.э.) 3. Древнее царство. 3-е тыс. до н.э. 4. Среднее царство. 21 в. – 18 в. до н.э. 5. Новое царство. Ок. 1600 г. – 11 в. до н.э. 6. Позднее время. 11 в. – 9 в. до н.э. 7. Эллинистический Египет. 332 г. до н.э.(завоевание Александром Македонским) – 30 г. до н.э.

Слайд 3

Территория Древнего Египта

Слайд 4

Основные черты (особенности) искусства Древнего Египта: Основные черты (особенности) искусства Древнего Египта

- Религиозно-культовое значение


- Традиционализм
-  Каноничность
- Реалистичность
- Монументальность
-Символичность
- Сочетание стилизации и натуралистичности в одном изображении
- Геометричность форм в архитектуре и скульптуре.

Слайд 5

Древняя цивилизация Египта создала первую заметную в истории школу обучения изобразительному искусству, основанную

на обязательном соблюдении ряда канонов.

Слайд 6

Додинастический период Кон. 5 - 4 тыс. до н.э.

В изобразительном искусстве этой поры постепенно

начинает складываться система определенных способов передачи окружающей действительности – древнеегипетский стиль. Это хорошо прослеживается по важной для истории искусства группе памятников – плиткам с рельефными изображениями ( плоскими каменными пластинами служившими для растирания и перемешивания красок, применявшихся во время культовых обрядов). Первый памятник, очень ясно показывающий сложение древнеегипетского стиля, и имеющий общегосударственное значение – плита Нармера.

Слайд 7

Плита фараона Нармера

Здесь закрепляются определенные приемы изображения фигур на плоскости: широкие плечи

развертываются в фас, ноги и голова с острыми чертами лица – в профиль; значительность фараона подчеркивается его размерами.
Композиция рельефа строится горизонтальными полосами – один эпизод под другим. Ок. 3000 г. до н. э. Шифер. Высота - 64 см.

Слайд 8

Раннее царство С 3000 по 2800 гг. до н.э.

Архитектура Ведущее положение в египетском искусстве уже

с самых ранних времен заняла архитектура. Жилая архитектура из дерева и кирпича-сырца (из необожженной глины) не сохранилась. В области архитектуры гробниц к концу Раннего царства сформировался облик погребений египетских царей и знати. Здание из кирпича и камня включало в себя подземные погребальные камеры и прямоугольное сооружение над поверхностью земли. Стены его были наклонены внутрь, а сверху завершалось плоской крышей. В надземной части устраивали культовые помещения для статуй богов и владельца гробницы с жертвенником перед так называемой ложной дверью, то есть перед изображением двери, как бы ведущей в «вечное жилище» умершего. Название этих построек – мастаба (от арабского скамья).

Слайд 10

Эпоха Древнего царства 28 – 23 вв. до н.э

Ведущая роль архитектуры

Формирование канонов
в живописи

и скульптуре

Рождение египетского стиля

Слайд 11

Пирамида фараона Джосера (зодчий Имхотеп). Начало III тысячелетия до н.э.


Эта пирамида высотой в

60 метров состоит из нескольких уменьшающихся кверху мастаб (арабское слово скамья).

Слайд 12

Пирамида фараона Хуфу, или Хеопса. Первая половина III тысячелетия до н.э.

Высота пирамиды Хеопса,

около 147 метров. Сложена она из блоков известняка весом в 2,5 тонны; всего потребовалось на ее сооружение 2.300.000 таких блоков.

Слайд 13

Ломаная пирамида Снофру в Дашуре Начало 26 в. до н.э. Древнее царство

Южная пирамида

в Дахшуре носит название «ломаной», «срезанной» или «ромбовидной» за свою неправильную форму

Слайд 14

Пирамида Снофру в Медуме. 27 в. до н.э.

Египетская пирамида, расположенная по дороге в

Файюм, примерно в 100 км к югу от Каира. По форме нестандартна. По Геродоту, из которых сегодня видны только 3. Сложена из известняковых блоков. Была построена для фараона Хуни, последнего правителя III династии. Его сын Снофру расширил и увеличил пирамиду, добавив 8-ю ступень и сделав стороны пирамиды гладкими.

Слайд 15

Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары - в

современной Гизе

Три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Сложены из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны, которые держаться силой собственной тяжести. Ансамбль включает в себя малые пирамиды цариц и заупокойные храмы, примыкавшие к пирамиде с восточной стороны.

Слайд 16

Большой Сфинкс в Гизе. Первая половина III тысячелетия до н.э.

Это самый большой сфинкс

(гигантское существо с головой человека и телом льва): он высечен из цельной скалы. Голова его в 30 раз больше человеческой, длина тела – 57 метров. Воплощал сверхчеловеческую сущность фараона Хефрена

Слайд 17

«Солнечный храм» Ниусерра в Абу-Гурабе
К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания —

солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с позолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья.

Слайд 18

Обелиск

Высокие тонкие обелиски с заостренной пирамидальной верхушкой, «каменные иглы», покрытые иероглифами, все чаще

воздвигают во славу богов и царей перед храмами и дворцами.

Слайд 19

Типы колонн Древнего царства. Слева: пилястра в виде белого лотоса; справа: колонна в

виде связок папирусов.
В пирамидных храмах впервые в Египте встречаются свободно стоящие колонны то с круглыми стволами и простыми абаками, то в виде четырехгранных столпов.

Слайд 20

Фараон Микерин в сопровождении богинь. Скульптурная группа из заупокойного храма Микерина в Гизе.

Древнее царство.

Поза движения в вечности. Тема единения богоравного фараона с богинями-покровительницами. Безукоризненно прекрасные формы.

Слайд 21

Статуи царевича Рахотепа и Нофрет. 27 век до н. э. Древнее царство. Каирский

музей

Торжественно восседающие знатные супруги: Рахотеп и Нофрет (известняк).
Условная поза, условна обычная раскраска (тело мужчины красно - коричневое, тело женщины желто - розовое, волосы черные, одежда белая). Отсутствие полутонов, декоративность.

Слайд 22

Статуя фараона Хефрена. Первая половина III тысячелетия до н.э. Каир. Музей

Вот он -

канон египетской монументальной портретной скульптуры. Незыблемость, олицетворяемая неподвижностью образа. Полное торжество закона фронтальности, при котором человеческая фигура строится лицом к зрителю, строго вертикально и симметрично.

Слайд 23

Статуя сидящего писца. Середина III тысячелетия до н.э. Париж. Лувр

И уже совсем человечна

знаменитая статуя сидящего писца, чуть задумавшегося, с таким глубоким, выразительным взглядом. (Известняк. Глаза из горного хрусталя).

Слайд 24

Статуя вельможи Коапера (Сельский староста). Середина III тысячелетия до н.э. (Каирский музей Ушебти)

Слайд 25

Женщина, готовящая пиво. Раскрашенная статуэтка из Саккара. Флоренция. Археологический музей

Сделанные из камня,

а иногда из дерева и ярко раскрашенные, эти статуэтки «ушебти», изображают людей, занятых различными работами: мы найдем здесь и земледельца с мотыгой, и ткачей, и носильщиков, и гребцов, и поваров.

Слайд 26

Живопись Древнего Египта

Росписи выполнялись темперой по сухому грунту. Золотистый цвет тел сочетался

в них с белой одеждой и яркими красками окружающей природы.

Слайд 27

Тематика росписей

Росписи и рельефы заупокойных храмов и усыпальниц показывают нам жизнь царей и

вельмож, их охоты, увеселения и битвы, а равно и простых людей, которые им служат: полевые работы, рыбную ловлю, постройку корабля, плавление золота, закалывание скота.

Слайд 28

Эпоха Среднего царства

Возникновение художественных
школ при дворах
провинциальных правителей

Более свободная трактовка сюжетов
и

композиции
в рельефах и живописи

Усиление индивидуальных черт
в скульптурном портрете

Попытка соединить
храм с пирамидой

Слайд 29

Территория Древнего Египта в эпоху Среднего царства

Среднему царству, т.е. правлению XI и

XII династий, предшествовали нашествия чужеземцев, междоусобные распри, временный распад древнего государства на отдельные области.

Слайд 30

Усыпальница-храм Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри. Реконструкция.

В этом сооружении была осуществлена попытка соединить храм с пирамидой,

но постройки такого типа не получили прямого продолжения. И все же усыпальница Ментухотепов положила начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени.

Слайд 31

В заупокойный культ вводится моральный момент: вступающий в загробный мир должен предстать перед

судом Осириса – покровителя мертвых. Сам этот культ с его заботами о «благосостоянии» умершего начинает распространяться и на средние классы.

Слайд 32

Суд Осириса – взвешивание сердца (души) покойного.

Слайд 33

Сцена охоты на берегах Нила. Гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане (XX в.

до н. э.)

В живописи снижается пафос монументальности, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции.

Слайд 34

Дикая кошка (фрагмент фрески)

Слайд 35

Мелкая пластика

То же стремление изображать не отдельные предметы, а действие, показывать в движении

целые группы проявилось и в мелкой пластике Среднего царства.

Слайд 36

Фаянсовые сосуды

Совершенны яркие фаянсовые сосуды и фаянсовые фигурки животных, в изготовлении которых применялась

подглазурная роспись.

Слайд 37

Статуя фараона Аменемхета III (черный гранит)
Этот портрет отличается индивидуальностью черт: пристальный взгляд глубоко

посаженных глаз, все властное, энергичное выражение лица с широкими ноздрями и скулами выдают крутой нрав царя, так что, кажется нам, с изваяния медленно исчезает печать непостижимости.

Слайд 38

Голова фараона Сенусерта III
Что-то надломилось в незыблемой некогда невозмутимости царского лика. Острая

игра светотени на черном камне разительно выявляет индивидуальные черты этого владыки, в котором угадываешь проницательный ум, какое - то внутреннее сомнение и скрытую грусть.

Слайд 39

Эпоха Нового царства

Грандиозное храмовое
Строительство.
Скульптурная гигантомания

Большая подвижность фигур.
Лирические мотивы в росписях
и

мотивах

Роскошь в сочетании с
изысканной утонченностью,
стремление к изяществу

Слайд 40

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри Ок. 1500 г. до н.э. Зодчий Сенмут.

Заупокойный храм фараона

XVIII династии Хатшепсут, возведённый в начале XV века до н. э. в Верхнем Египте у скал Дейр-эль-Бахри на западном берегу Нила, рядом с Долиной Царей. Храм посвящён Амону и Хатшепсут и находится поблизости от заупокойного храма Ментухотепа II, послужившего образцом, а также источником материалов. Является шедевром древнеегипетской архитектуры.
Все части храма расположены по горизонтальной оси. Три террасы возвышаются одна над другой. Чередующиеся горизонтали олицетворяют бесконечность или вечность. На террасах помещались водоемы, густо обсаженные деревьями. Залы храма высечены в скале. Залы храма были украшены великолепной живописью и скульптурами с изображением экспедиций в дальние страны.

Слайд 41

Зодчий Сенмут (Сененмут, фаворит царицы) с дочерью Хатшепсут маленькой Нефрура.

Древнеегипетский зодчий и государственный деятель

периода XVIII династии Нового царства. Некоторые факты указывают на то, что он мог быть фаворитом и возлюбленным женщины-фараона Хатшепсут

Слайд 42

Скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле

Великий Храм Абу Симбел посвящен богам Амону-Ра, Ра-Харахти и Птаху, но он

также был воздвигнут для демонстрации могущества Египетской империи и для вечного прославления Рамсеса II. Небольшой храм посвящен Царице Нефертари, любимой жене Рамсеса II (у него было восемь жен и, в зависимости от источника, до 200 детей). Строительство двух храмов заняло двадцать лет и было завершено в 1244 году до нашей эры. Со временем храмы были забыты и постепенно засыпаны песком.

Слайд 43

В 1813 году Жан-Луи Буркхардт заново открыл храм, найдя верхний фриз Великого Храма. Четыре года

спустя Джованни Баттиста Бельцони удалось убрать часть песка и найти вход в храм. Со строительством Асуанской высокой плотины поднявшийся уровень воды угрожал затопить храмы Абу-Симбела. В 1960-х годах весь комплекс был демонтирован, перенесен на возвышенность и полностью реконструирован. Для спасения храмов потребовались объединенные усилия более чем 50 стран и 5 лет работы.

Слайд 44

Храм в Карнаке 16 в. до н.э. Архитектор Инени

Крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта,

главное государственное святилище Нового царства. Ансамбль включает храмы, посвящённые фиванской триаде - верховному богу Амону-Ра, его супруге Мут и сыну Хонсу. Расположен на территории древних Фив в современном Карнаке - небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора. Строился несколько столетий - от Среднего царства до эпохи Птолемеев. Каждый фараон старался увековечить здесь свое имя. Храм представлял собой вытянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной.

Слайд 45

Храм состоял из комплекса сооружений, расположенных по продольной оси храма: От Нила к

храму вела дорога – аллея сфинксов. Вход в храм называется пилоны. Обычно перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолоченные обелиски. После пилон следовали несколько внутренних дворов, сменявших друг друга: обнесенный по периметру колоннадой двор – перистильный (перистиль). В центре двора располагался жертвенный камень.

Слайд 46

Аллея сфинксов

Аллея сфинксов начинается от древней пристани на берегу Нила и ведет к первому

пилону. Аллея была создана при Рамсесе II (XIX династия, Новое царство). Сфинксы с телом льва и головой барана. Баран — священное животное бога Амона. В правление фараона Нектанебо I (30-я династия, Птолемеев, Поздний период) трехкилометровая дорога, соединявшая храмы Луксора и Карнака, была украшена каменными изваяниями сфинксов. Часть аллеи, начинавшаяся в Карнаке, состояла из сфинксов с телом льва и головой барана; от Луксорского храма шла аллея, в которой сфинксы имели человеческие головы.

Слайд 47

Храм в Лусоре

Один из древнейших и величайших храмов не только Древнего Египта, но и мира, располагается

в городе Луксор, который ранее именовался Фивами - бывшей столицей Древнего Египта. Храм поражает не только своем величием, но и высокой степенью сохранности, новодел практически не заметен. Богу Амону от Аменхотепа III Храм начали строить во время правления Аменхотепа III в XIV веке до нашей эры и посвятили богу Амону. Несколько меньше Карнака, но гармоничность и ясность скрашивают «чрезмерности». Расположен на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор. С Карнаком он был соединен мощёной аллеей сфинксов. Древнейшая часть — основана при Аменхотепе III. Рамсес Великий пристроил северный перистиль и пилон.

Слайд 48

Тронный портрет Царицы Хатшепсут

Скульптурный портрет второй царицы Египта отличает индивидуальность, мягкость и пластичность

и красота.

Слайд 49

Портреты храмовой певицы Ранаи и верховного жреца бога Амона Аменхотепа 16 в. до

н.э.

Прекрасным образцом нового стиля являются скульптурные портреты храмовой певицы Ранаи и верховного жреца бога Амона Аменхотепа. Созданные в технике мелкой пластики из темного эбенового дерева статуэтки богато инкрустированы драгоценными металлами. Изящность, грациозность, изысканность, становятся отличительными признаками нового стиля.

Слайд 50

Изобразительное у периода Нового царства

Настенная роспись также претерпевает эволюцию. Динамичные, сложные композиции сменили

плавные, неторопливые сюжеты. Строгая, скупая прорисовка фигур сменяется мягкими пластичными линиями. Колорит росписей обогащается теплыми розовыми, золотистыми полутонами, передающими оттенки человеческой кожи.

Слайд 51

Прикладное искусство Нового царства

Изящный стиль утверждается и в прикладном искусстве. Предметы туалета, керамика,

ювелирные изделия из драгоценных камней и металлов отличаются непревзойденной тонкостью работы и изысканным вкусом.

Слайд 52

Амарнский период нач. 14 в до н. э.

Амарнское искусство характеризуется прежде всего реалистичными изображениями не

только фауны и флоры Египта того времени, но и правящих особ. Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя и царицы, изображенных в непринужденной обстановке. Амарнскому искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм. Амарнский период длился недолго (около 20 лет), как и правление самого Эхнатона.

Слайд 53

Одно из наиболее известных произведений амарнского стиля и древнеегипетского искусства в целом, стилизованный

скульптурный портрет Нефертити 16. в до н.э., супруги фараона-реформатора Эхнатона.
Скульптурный портрет Нефертити противоречит канонам древнеегипетского искусства. Отсутствие глаза, вертикально обрезанные плечи, общая неустойчивость из-за смещённого центра тяжести — всё это расходится с традицией. По одной из версий, это дерзкое поведение Тутмоса связано с религиозной реформой Эхнатона, которая повлекла изменения и в художественной традиции. 

Слайд 54

Рельефная роспись стен храма Ахетатона.

Появление бытовых, интимных сцен. Фараон изображается в окружении семьи,

в окружении любимых детей. Человечность, лиризм сочетаются с изысканностью, утонченностью и даже нарочитой манерностью.

Слайд 56

Жан-Франсуа Шампольон

Смысловое значение иероглифов совершенно забытое после падения египетской державы, было разгадано

лишь в XIX веке французом Шампольоном.
Французский историк, лингвист, основатель египтологии. Благодаря проведённой им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов и дальнейшее развитие египтологии как науки.

Слайд 57

Розеттский камень

Каменная плита найденная близ города Розетта недалеко от Александрии.

Имя файла: Искусство-Древнего-Египта.pptx
Количество просмотров: 6
Количество скачиваний: 0