Искусство Древнего Рима презентация

Содержание

Слайд 2

1. Общая характеристика...................................3 2. Архитектурные памятники .......................21 3. Скульптура...................................................60 Монументальные памятники...................61 Рельефы......................................................69 Скульптурный портрет............................89 Содержание

1. Общая характеристика...................................3
2. Архитектурные памятники .......................21
3. Скульптура...................................................60
Монументальные памятники...................61
Рельефы......................................................69
Скульптурный

портрет............................89

Содержание

Слайд 3

Искусство Древнего Рима: общая характеристика

Искусство
Древнего Рима:
общая характеристика

Слайд 4

Античный Рим – это город, основанный в древности на семи

Античный Рим – это город, основанный в древности на семи

холмах в Тоскане (области в центральной части Апенинского полуострова).
Слайд 5

Однако под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной

Однако под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи,

но и все завоёванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы – от Британских островов до Египта. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства.
История Рима делится на два этапа.
Первый – эпоха республики, - наступивший в конце 6 века до н.э., когда из Рима были изгнаны этрусские цари, и длившиеся до середины 1 века до н.э.
Второй этап – императорский – начался правлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, длился до 4 века н.э.
Слайд 6

Город Рим, основанный 19 апреля 735 года до н.э., вначале

Город Рим, основанный 19 апреля 735 года до н.э., вначале

был скромным посёлком, но со временем он набирал всё большую силу и впитывал лучшие творческие влияние, шедшие со стороны.
Республиканский период развития Древнего Рима был чрезвычайно бедным на произведения искусства, большинство из которых относится ко 2 – 1 векам до н.э. По сведениям древних авторов, первые храмы для римлян строили этруски – их более цивилизованные соседи. Именно они создали для Капитолия (главного из семи холмов) статую Капитолийской волчицы.
Позже из завоёванных Римом провинций стали стекаться талантливые мастера в поисках работы и замечательные произведения искусства. Особую роль в процессе культурного влияния сыграла Эллада.
В Древнем Риме существовало изречение: «Пленённая Греция пленила своих победителей».
Слайд 7

Этрусское влияние

Этрусское влияние

Слайд 8

Слайд 9

Капитолийская волчица. Бронза.

Капитолийская волчица.
Бронза.

Слайд 10

Древнеримские храмы – прямоугольные и круглые в плане.

Древнеримские храмы – прямоугольные и круглые в плане.

Слайд 11

Слайд 12

Римляне, используя ордерную систему, применяли уже 5-ть её разновидностей, в

Римляне, используя ордерную систему, применяли уже 5-ть её разновидностей, в

том числе тосканский ордер (с дорической капителью и гладким туловом колонны в отличие от дорической колонны с выступами-канелюрами – внизу на иллюстрации) и композитный (сочетающий ионический и коринфский капители).
Также от этрусков римляне заимствовали арочную конструкцию. Используя арочные своды, они строили мосты и акведуки (мосты, являющиеся опорой для древнеримских водопроводных систем). Арочные пролёты мостов перекрывали значительные расстояния – так прочна была конструкция арки. Кроме того, при строительстве римляне использовали специальный связующий раствор (смешанный со щебнем) – бетон. См.: на двух нижерасположенных слайдах.
Слайд 13

Арка из каменной кладки 1. Замковый камень 2. Клинчатый камень

Арка из каменной кладки 1. Замковый камень 2. Клинчатый камень 3. Внешняя поверхность свода

(экстрадос) 4. Пятовый камень (импост) 5. Внутренний свод (интрадос) 6. Стрела подъёма
7. Пролёт 8. Опорная стена

А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста).

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Греческое влияние

Греческое влияние

Слайд 18

«Дорифор» древнегреческого скульптора Поликлета известен нам только по римским копиям

«Дорифор» древнегреческого скульптора Поликлета известен нам только по римским копиям

и репликам (т.н. вольным копиям), выполненным в мраморе и бронзе.
Слайд 19

Этот портрет юноши Антиноя, фаворита императора Адриана, в образе богов

Этот портрет юноши Антиноя, фаворита императора Адриана, в образе богов

Гермеса (слева) и Диониса (справа) был выполнен римским ваятелем в период греческого влияния на римский скульптурный портрет.
Слайд 20

Образ Антиноя настолько выразителен и гармоничен по пластике, что гипсовые

Образ Антиноя настолько выразителен и гармоничен по пластике, что гипсовые

копии портрета Антиноя до сих пор используются для обучения рисунка будущих художников.
Слайд 21

Архитектурные памятники Древнего Рима

Архитектурные памятники
Древнего Рима

Слайд 22

Оригинальным (незаимствованным извне) элементом римской архитектуры являлась т.н. римская арочно-ордерная

Оригинальным (незаимствованным извне) элементом римской архитектуры являлась т.н. римская арочно-ордерная

ячейка, сочетающая в себе элементы арки и ордера. Используя арочно-ордерную ячейку римляне возводили триумфальные арки и амфитеатры.
На нижерасположенных слайдах: триумфальная арка Тита и Колизей.
Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Колизей (амфитеатр Флавиев). Ночной вид на известнейший памятник архитектуры и популярный туристический объект Рима.

Колизей (амфитеатр Флавиев).
Ночной вид на известнейший памятник архитектуры и популярный

туристический объект Рима.
Слайд 27

Слайд 28

Фрагмент стены Колизея

Фрагмент стены Колизея

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

На двух вышерасположенных слайдах – макет Колизея. На семи нижерасположенных

На двух вышерасположенных слайдах – макет Колизея.
На семи нижерасположенных слайдах

– остатки настоящего Колизея, раскрывающие устройство его многослойной стены, арены и нижних ярусов, расположенных под ареной.
Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Пантеон (храм всех богов) – ещё один памятник архитектуры. Снаружи

Пантеон (храм всех богов) – ещё один памятник архитектуры.

Снаружи он представляет собой цилиндрический объём, к которому пристроен прямоугольный портик с колоннами. Внутри Пантеон имеет двухъярусную стену с колоннами и нишами. Он покрыт куполом. Мощь огромного купола зрительно облегчают 5-ть рядов квадратных углублённых кессонов и проём в центре диаметром около 9-ти метров.
Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Пантеон – храм всех богов в Риме.

Пантеон – храм всех богов в Риме.

Слайд 50

Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные

Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для

жизни города с мощёнными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, терм (общественных бань), храмов, хороших городских домов и вилл – всё то, что характерно для цивилизованного общества.
Римляне стали первыми строить «типовые» города, прообразом которых стали римские военные лагеря. Городская планировка в них подчинялась строго продуманной схеме: улицы пересекались под прямым углом, жилые городские кварталы были равными по площади.
Римляне изобрели бетон (смешанный со щебнем раствор) и открыли новый способ возведения зданий, отличный от стоечно-балочной конструкции греков. Это более надёжный монолитно-оболоченный способ. Римляне, строя стены, возводили две оболочки, между которыми заливали бетон.
Римляне первыми стали возводить в своих городах новые типы построек – многоквартирные дома (кондоминиумы), предназначенные для экономичного проживания простых небогатых римских граждан (плебеев). Кондоминиуимы за плату снабжались водопроводной водой.
Зодчие Древнего Рима очень практичны: они строили не только отдельные архитектурные объекты для знати (патрициев), прекрасные в своём великолепии, но заботились о благоустройстве городской среды в целом и о комфортном проживании в городах всех его жителей. Памятниками архитектуры Древнего Рима кроме храмов и амфитеатров являются также римские форумы (площади), здания общественного назначения (например, термы Каракаллы), прочные утилитарные сооружения мостов и акведуков (например, Гарский мост). Польза, прочность, красота – основные принципы архитектуры Древнего Рима.
Слайд 51

Руины терм Каракаллы (общественные бани).

Руины терм Каракаллы (общественные бани).

Слайд 52

Слайд 53

Термы Каракаллы занимали огромную площадь, имели залы с горячей, тёплой

Термы Каракаллы занимали огромную площадь, имели залы с горячей, тёплой

и холодной водой. Термы представляли собой сложные архитектурные сооружения, перекрытые сводами различных конструкций.
Слайд 54

Гарский мост (римский акведук для водоснабжения в г. Ниме). Франция.

Гарский мост (римский акведук для водоснабжения в г. Ниме). Франция.

Слайд 55

Слайд 56

Слайд 57

Слайд 58

Форум Траяна (реконструкция)

Форум Траяна (реконструкция)

Слайд 59

1. Законспектировать две новые темы (текст по слайдам 3, 4,

1. Законспектировать две новые темы
(текст по слайдам 3, 4, 5,

6, 7, 12, 17, 18, 19, 21, 22, 39, 50).
2. Проиллюстрировать первую тему («Искусство Древнего Рима: общая характеристика») со слайдов 11, 13, 16.
3. Проиллюстрировать вторую тему («Архитектурные памятники Древнего Рима») со слайдов : 23 (арка Тита); 27, 28, 34, 36 (Колизей), 40, 41, 46 (Пантеон).

Задание №1

Слайд 60

Скульптура Древнего Рима

Скульптура
Древнего Рима

Слайд 61

В области скульптуры римляне создавали: монументальные памятники, рельефы на триумфальных

В области скульптуры римляне создавали: монументальные памятники, рельефы на триумфальных колоннах,

скульптурные портреты.
МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ
Памятники императорам – наименее значимая в художественном отношении часть скульптурного наследия римлян, т.к. их изготовление было серийным. К (условному) идеальному торсу воина-атлета монтировали портретную голову правящего императора.
Кроме того, римляне создали новый тип памятника – конный памятник императора.
Слайд 62

Император Август. Статуя из Прима Порта.

Император Август. Статуя из Прима Порта.

Слайд 63

Слайд 64

Император Марк Аврелий. Конная статуя на Капитолийском холме в г. Риме.

Император Марк Аврелий. Конная статуя на Капитолийском холме в г.

Риме.
Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67

Слайд 68

Слайд 69

Рельефы Древнего Рима

Рельефы
Древнего Рима

Слайд 70

В Риме в память о победоносных военных компаниях устанавливались триумфальные

В Риме в память о победоносных военных компаниях устанавливались триумфальные

колонны. Внизу такие колонны имели высокий постамент, сверху помещалась статуя полководца римской победоносной армии.
Основную часть колонны покрывала спиралеобразная рельефная композиция, повествующая с документальной достоверностью о ходе военной компании. Рельеф был невысоким (барельеф).
Рельеф – оригинальная в художественном отношении область культурного наследия Древнего Рима в области скульптуры.
Слайд 71

Рельеф колонны Траяна. Фрагмент. Рим.

Рельеф колонны Траяна. Фрагмент. Рим.

Слайд 72

Слайд 73

Слайд 74

Слайд 75

Слайд 76

Слайд 77

Слайд 78

Слайд 79

Слайд 80

Слайд 81

Слайд 82

Слайд 83

Слайд 84

Слайд 85

Слайд 86

Слайд 87

Слайд 88

Слайд 89

Римский скульптурный портрет

Римский скульптурный портрет

Слайд 90

Римский скульптурный рельеф – наиболее интересная и ценная в художественном

Римский скульптурный рельеф – наиболее интересная и ценная в художественном

отношении область культурного наследия Древнего Рима.
Традиция скульптурного портрета берёт начало в древнем культе почитания предков и особенностях устройства знатной римской семьи («фамилии»). После смерти старшего члена фамилии (домовладыки) с его лица снимали восковую маску, которая являлась основой для последующего портретного изображения в виде бюста. Коллекцию портретных изображений предков римляне хранили в специальных комнатах – атриумах.
Слайд 91

Слайд 92

Слайд 93

Дом знатной римской семьи («фамилии»)

Дом знатной римской семьи («фамилии»)

Слайд 94

В центре богатого римского дома прямоугольное помещение - атриум

В центре богатого римского дома прямоугольное помещение - атриум

Слайд 95

А Т Р И У М

А Т Р И У М

Слайд 96

Слайд 97

Слайд 98

Слайд 99

Ранний римский портрет был совершенно чужд идеализации. Напротив, с документальной

Ранний римский портрет был совершенно чужд идеализации.
Напротив, с

документальной точностью (и даже с отталкивающим натурализмом) изображались черты старческого лица – западающий рот и щёки, глубокие морщины… Таковы ранние римские портреты пожилых римлян, относимые к республиканскому периоду.
Слайд 100

Слайд 101

В дальнейшем, ваятели постепенно уходят от натуралистичности. Постепенно они находят

В дальнейшем, ваятели постепенно уходят от натуралистичности.
Постепенно они

находят меру между документальностью и обобщением – изображают не только узнаваемую внешность человека, но стремятся передать его характер, внутренние свойства личности.
Слайд 102

Портрет Гая Юлия Цезаря.

Портрет Гая Юлия
Цезаря.

Слайд 103

Портрет Брута.

Портрет Брута.

Слайд 104

Портрет Брута.

Портрет Брута.

Слайд 105

В портретах времени правления Октавиана Августа (самого Августа, супруги Ливии

В портретах времени правления Октавиана Августа (самого Августа, супруги Ливии

и других многочисленных членов его семьи) заметна сильная идеализация как в передачи внешнего, так и в воплощении внутреннего мира знатных моделей.
Слайд 106

Портрет императора Августа.

Портрет императора Августа.

Слайд 107

Портрет Ливии, супруги императора Августа.

Портрет Ливии, супруги императора Августа.

Слайд 108

Слайд 109

Портреты частных лиц эпохи Флавиев лишены идеализации и сдержанности, характерных

Портреты частных лиц эпохи Флавиев лишены идеализации и сдержанности, характерных

для памятников августовского периода.
Напротив, мастер предельно откровенен в характеристике внешнего и внутреннего облика человека. Таков знаменитый портрет вольноотпущенника Луция Цецилия Юкунда, найденный в его доме в Помпеях. Он запечатлен с беспощадной точностью и верностью натуре - хитрый делец, неутомимый и не брезгующий ничем в достижении поставленной цели.
Слайд 110

Слайд 111

Голова императора Нерона.

Голова
императора
Нерона.

Слайд 112

Слайд 113

Слайд 114

Бюст императора Адриана

Бюст императора
Адриана

Слайд 115

Император Адриан любил элегантность, красоту и сам являл идеальный образ

Император Адриан любил элегантность, красоту и сам являл идеальный образ

римского патриция. Император был высокого роста, с благородными чертами лица, пристальным взглядом всегда задумчивых глаз. Он был приверженцев всего греческого и, в частности, сменил моду. С его лёгкой руки римляне стали носить усы и бороду и более пышные причёски, чего не было раньше.
Со времени Адриана зрачки глаз стали высверливать благодаря чему портреты стали смотреть «живым» говорящим взором.
Слайд 116

Бюст императора Марка Аврелия

Бюст императора
Марка Аврелия

Слайд 117

Бюст императора Марка Аврелия. Фрагменты.

Бюст императора Марка Аврелия. Фрагменты.

Слайд 118

Слайд 119

Бюст императора Люция Вера

Бюст императора
Люция Вера

Слайд 120

Бюст императора Люция Вера. Фрагмент.

Бюст императора
Люция Вера. Фрагмент.

Слайд 121

Голова и бюст императора Каракаллы.

Голова и бюст
императора Каракаллы.

Слайд 122

Император Каракалла был грубым и жестоким человеком. Он убил своего

Император Каракалла был грубым и жестоким человеком. Он убил своего

брата, желая стать единственным наследником престола. Суть его личности прекрасно воплощена в портретах.
Слайд 123

Слайд 124

Филипп Аравитянин (Араб) правил в эпоху так называемых «солдатских императоров».

Филипп Аравитянин (Араб) правил в эпоху так называемых «солдатских императоров». Это

период многочисленных дворцовых переворотов. Филипп был родом из восточных римских провинций. Будучи начальником императорской охраны, он организовал один из таких переворотов и стал очередным «солдатским императором».
Портрет Филиппа Аравитянина (Араба) выдаёт в нём личность жестокую и подозрительную.
Слайд 125

Слайд 126

Портрет «Сириянки»

Портрет «Сириянки»

Слайд 127

Портрет «Сириянки» (название условное) – портрет неизвестной молодой женщины. Особенности

Портрет «Сириянки» (название условное) – портрет неизвестной молодой женщины.
Особенности её

внешности позволяют предположить в ней представительницу сирийской знати. Мастер воплотил в этом удивительном портрете тонкую душевную организацию модели, хрупкость и нежность её мира.
Слайд 128

Слайд 129

Слайд 130

Слайд 131

Римский скульптурный портрет – это портретный жанр в скульптуре в

Римский скульптурный портрет – это портретный жанр в скульптуре в полном

смысле этого понятия.
Именно художники (скульпторы-ваятели) Древнего Рима впервые в истории изобразительного искусства обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности.
Имя файла: Искусство-Древнего-Рима.pptx
Количество просмотров: 23
Количество скачиваний: 0