Искусство верхнего палеолита презентация

Содержание

Слайд 2

Четыре основных блока искусства Верхнего Палеолита:
Зооморфный
Антропоморфный
Орнаментальный
Орнитоморфный

Слайд 3

Зооморфный блок

Зооморфные изображения – изображения реальных или фантастических животных и птиц, а также

их отдельных частей.
Считается, что зооморфные изображения появляются несколько раньше, чем антропоморфные.
В палеолитическом искусстве часто приходиться встречаться с фантастическими изображениями, несопоставимыми ни с одним из известных живых существ. Они бывают двух видов: одни зверообразны, но по форме и внешнему виду заметно отличаются от
всех известных науке животных, других можно было бы принять за людей, если бы не множество звериных черт.

Слайд 4

«Лошадь». Верхний палеолит(XVIII—XV тысячелетии до н. э). Пещера находится в историческом регионе Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк (департамент Дордонь),

примерно в 40 км к юго-востоку от города Перигё. Она расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками. Они наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка сообщили об этом открытии своему учителю Леону Лавалю.

Слайд 5

Мадленская культура — культура позднего палеолита; была распространена на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Германии. Возраст — 15—8 тыс. лет до н. э.

Названа по гроту Ла-Мадлен в департаменте Дордонь.

Скульптура бизона выполнена из мамонтовой кости

Слайд 6

Наскальные рисунки в пещере Альтамира. Пещера находится на одноимённом лугу в 2 км от

центра городка Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. С момента своего открытия в 1868 году пещера была исследована всеми ведущими специалистами-палеонтологами каждого из периодов палеолита.

Рисунки были оставлены около 22 000 лет, примерно 35 600—13 000 лет назад

Слайд 7

Антропоморфный блок:

Антропоморфный – это термин, означающий "человекообразный", то есть по своему строению или

внешнему виду напоминающий человека.
Изображения человека достаточно редки в монументальном искусстве и, в отличие от изображений животных, более условны. Известны изображения, сочетающие в себе черты человека и животного. Как правило, их интерпретируют как участников обрядов, связанных с охотничьей магией. Таковы, например, фигура «шамана» из пещеры Трех Братьев или сцена ритуального поедания бизона из пещеры Раймонден и т.п. Следует отметить, что несколько таких изображений представлено и в мелкой пластике — наиболее известна фигурка стоящего мужчины с головой льва из Хохленштейн-Штадель (Германия).
Антропоморфный блок несёт в себе идею изображения человека. В эпоху палеолита в основном изображали женчину-мать в виде скульптур, они встречающиеся на территории Восточной Европы почти исключительно в памятниках этой поры.
«Венеры палеолита» — обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными) считается, что это «символ продолжения жизни и устойчивости основ человеческого бытия». Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела: живот, бёдра, ягодицы, груди, вульва. Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей.

Слайд 9

Орнаментальный блок:

Особый вид палеолитического искусства составляет орнамент. Он встречается на женских статуэтках, украшениях,

пластинах из бивня и кости и даже на орудиях труда. Древние орнаментальные мотивы чрезвычайно разнообразны — от простейших фигур (точек, черточек, крестиков и их сочетаний) до сложного, искусно выполненного меандрового орнамента из Мезина, шестигранной сетки из Елисеевичей и двойной спирали из Мальты. Часть орнаментов — линии треугольников, косой крест и их комбинации — считаются «женскими», так как ими украшаются женские статуэтки и ряд костяных орудий, традиционно связываемых с женским трудом по изготовлению одежды.
Часто на орнаментированных предметах или бивнях с насечками выделяются группы элементов, повторяющихся в определенных числовых интервалах — наиболее распространены группы по 2, 5, 7 и кратные им. Наличие орнамента, построенного таким образом, позволило ученым выдвинуть гипотезу о происхождении счета (пятеричной и семеричной систем) и лунного календаря в эпоху палеолита.

Слайд 10

Стоянка находится у нынешнего села Мальта Усольского района Иркутской области на реке Белой, западнее озера Байкал. Стоянка была открыта,

когда крестьянин Савельцев выкопал из земли огромную кость. 7 февраля 1928 года сотрудник краеведческого музея М. М. Герасимов прибыл в Мальту и летом начал раскопки. Возраст 20-25 тыс. лет.

Слайд 11

Стоянка Елисеевичи 1 открыта в 1930 г. известным советским бело-русским археологом К.М. Поликарповичем. 

Слайд 12

Орнитоморфный блок:

Орнитоморфные изображения- изображения птиц.
Насколько известно ученым и историкам, самые ранние изображения орнитоморфного

образа появляются в палеолите в росписи пещер, рисунках на скалах «писаницах», в виде мелкой пластики из камня, кости, бивня мамонта.

Слайд 13

Находится возле села Мезин Коропского района Черниговской области (Украина). Открыта в 1908 Ф. К. Волковым

Имя файла: Искусство-верхнего-палеолита.pptx
Количество просмотров: 140
Количество скачиваний: 0