Искусство западно-европейского Средневековья в V-XIII веках презентация

Содержание

Слайд 2

Мистическая природа искусства Искусство Средневековья складывается в рамках традиционной культуры,

Мистическая природа искусства

Искусство Средневековья складывается в рамках традиционной культуры, основа

которой - религиозная картина мира
Главная ценность – Бог (творец)
Язык искусства – символ
Основа искусства - канон
Слайд 3

Архитектура Стиль – это принцип организации текста

Архитектура

Стиль – это принцип организации текста

Слайд 4

Романский стиль V-XI века Термин условен и указывает на преемственность от Рима

Романский стиль V-XI века


Термин условен и указывает на преемственность от Рима

Слайд 5

Эстетика Орнамент, линейный узор Частая деформация скульптурного образа – отклонение

Эстетика

Орнамент, линейный узор
Частая деформация
скульптурного образа –
отклонение от реальных
пропорций


Внутреннее убранство:
шпалеры, ковры, литье,
чеканка
Собор в Триере,
Германия, XI
Слайд 6

Главное сооружение стиля – замок Замок Стерлинг, Шотландия, XI-XII

Главное сооружение стиля – замок


Замок Стерлинг, Шотландия, XI-XII

Слайд 7

Слайд 8

Готический стиль с XII века Неф (от лат. navis —

Готический стиль с XII века

Неф (от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение,

часть интерьера,  ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн
Слайд 9

Эстетика Господство вертикали Связь архитектуры и скульптуры Стрельчатые арки Витражи Инкрустация Орган

Эстетика

Господство вертикали
Связь архитектуры и
скульптуры
Стрельчатые арки
Витражи
Инкрустация
Орган

Слайд 10

Собор Это совершенное подобие и наглядное воплощение божественного космоса. Канон

Собор

Это совершенное подобие и наглядное воплощение божественного космоса.
Канон позволяет максимально притупить

телесно-предметные реальные элементы окружающего мира
Слайд 11

Собор Парижской богоматери Notre Dame de Paris, XII-XIV Архитекторы Жан де Шель и Пьер де Монтрей

Собор Парижской богоматери

Notre Dame de Paris, XII-XIV
Архитекторы
Жан де Шель

и

Пьер де Монтрей

Слайд 12

Окно - Роза

Окно - Роза

Слайд 13

Скульптура

Скульптура

Слайд 14

Витражи

Витражи

Слайд 15

Витраж – французское слово «vitre», т.е. оконное стекло. Устанавливают новые отношения между человеком и мирозданием

Витраж – французское слово «vitre», т.е. оконное стекло.
Устанавливают новые отношения между человеком

и мирозданием
Слайд 16

Сюжеты - «Библия для бедняков» - повествуют о жизни Богоматери

Сюжеты - «Библия для бедняков» -

повествуют о жизни Богоматери и

Иисуса Христа и других персонажах Ветхого и Нового завета.
Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла.
Слайд 17

Орган: полифония, поклонение невидимому

Орган: полифония, поклонение невидимому

Слайд 18

Собор Парижской богоматери, с 1163 Кёльнский собор, с 1248 Собор

Собор Парижской богоматери, с 1163
Кёльнский собор, с 1248
Собор в Страсбурге, с1276
Собор

Св.Витта в Праге, с 1344…
Антонио Гауди
Саграда Фамилиа, с 1883
Слайд 19

Литература Слово – абсолют, управляющий миром Слово магично Отсутствие авторского

Литература

Слово – абсолют, управляющий
миром
Слово магично
Отсутствие авторского

начала
Три потока:
фольклор (автор - )
клерикальная лит. (автор - )
рыцарская лит.
Слайд 20

Фольклор (эпос) Жонглеры, Франция Шпильманы, Германия Эпос связан с мифологией и фольклором

Фольклор (эпос)

Жонглеры, Франция
Шпильманы, Германия

Эпос связан с мифологией и фольклором

Слайд 21

Библия Это код культуры (литературы), - Д.Лихачев Это основа искусства (сюжеты) Это основа языка (библеизмы)

Библия

Это код культуры (литературы), - Д.Лихачев
Это основа искусства (сюжеты)
Это основа языка

(библеизмы)
Слайд 22

Новые жанры: Историческая хроника Поэма Притча Моралите (фр. Moralité) – среднев. театральное произведение в аллегорической форме

Новые жанры:

Историческая хроника
Поэма
Притча
Моралите
(фр. Moralité) –
среднев. театральное
произведение
в аллегорической
форме

Слайд 23

Рыцарская литература Жанр романа – XII век: четкость конструкции, продуманность,

Рыцарская литература

Жанр романа – XII век: четкость конструкции, продуманность, уравновешенность и

смелость вымысла,
фантазия, игра воображения, наивность
Кретьен «Тристан и Изольда»
«Окассен и Николетт»
Слайд 24

Поэзия вагантов и трубадуров Пик развития движения вагантов приходился на

Поэзия вагантов и трубадуров

 Пик развития движения вагантов приходился на XII - первую пол.

XIII вв. 

от лат. vagantes —
странствующие

Слайд 25

Итак, искусство Средневековья – Это искусство канона и игры воображения.

Итак, искусство Средневековья

– Это искусство канона и игры воображения.
– Это

искусство символа (язык) и аллегории (символ, спроецированный на поверхность воображения).
– Это искусство полифонии.
– Это искусство сакральное…
Слайд 26

Древнерусское искусство X-XV вв Х век – принятие христианства на

Древнерусское искусство X-XV вв

Х век – принятие христианства на Руси;
XV век –

расцвет древнерусского искусства
Слайд 27

Искусство канона и символа Канон - правило, обязательное для исполнения.

Искусство канона и символа

Канон - правило, обязательное для исполнения.

Символ

в средневековой эстетике – это и художественная форма подачи материала, и тот смысл, который определен религиозным каноном
Слайд 28

Архитектура Византийский стиль – крестово-купольный тип храма В основе конструкции

Архитектура

Византийский стиль – крестово-купольный тип храма

В основе конструкции – квадрат,

расчлененный 4-мя столбами, венчает храм – купол с крестом
Слайд 29

Эстетика храма Церковь (храм) – это явление неба на земле

Эстетика храма

Церковь (храм) – это явление неба на земле
Символика цвета: белый,

золотой, голубой
Числовая символика: количество куполов
Графическая символика: удлинение пропорций храма за счет высоко поднятой «главы»
Слайд 30

Алтарь – место пребывания Бога Иконостас Место молитвы – символ

Алтарь – место пребывания
Бога
Иконостас
Место молитвы –
символ соединения земного
и небесного
Притвор

– символ земного бытия
Слайд 31

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве

Слайд 32

Храм Покрова на Нерли XI век. Владимирская область, близ Боголюбова, при впадении р. Нерль в Клязьму.

Храм Покрова на Нерли

XI век.
Владимирская область, близ Боголюбова, при впадении р.

Нерль в Клязьму. 
Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Монастырь как архитектурный ансамбль Монастырь – место уединения Афонский монастырь,

Монастырь как архитектурный ансамбль

Монастырь – место уединения
Афонский монастырь, нач. ХI

в
Киево-Печерская Лавра, ХI в
Троице-Сергиева Лавра, ХIV в
Ферапонтов монастырь, ХIV в
Слайд 36

Икона как текст культуры С греч. – «образ» (русск. –

Икона как текст культуры

С греч. – «образ»
(русск. – образа)
Выразила центральные

идеи древнерусской культуры
«Икона – это умозрение в красках», - Дм. Лихачев
Слайд 37

Икона как текст искусства Сюжеты: Успение богородицы Покров Сретение Благовещение

Икона как текст искусства

Сюжеты: Успение богородицы
Покров
Сретение
Благовещение
Спас … (канон)
Основная

идея – вера в Бога (канон)
Эстетика – символы + «геометрические странности»
Слайд 38

Каноническое восприятие Одигитрия = путеводительница =канон =канон =символы

Каноническое восприятие

Одигитрия = путеводительница

=канон

=канон

=символы

Слайд 39

Эстетическое восприятие: 1. Условность композиции 2. условность времени и пространства Оранта = молящая

Эстетическое восприятие:

1. Условность
композиции
2. условность
времени и пространства
Оранта = молящая

Слайд 40

Русские иконописцы Феофан Грек - нач. 15 в. Андрей Рублев

Русские иконописцы

Феофан Грек - нач. 15 в.
Андрей Рублев – 15 в.
Дионисий

– 16 в.
Слайд 41

Андрей Рублев. Троица

Андрей Рублев. Троица

Слайд 42

Дионисий, московский иконописец к. XV — нач. XVI вв. Изящный

Дионисий, московский иконописец к. XV — нач. XVI вв.

Изящный

уверенный рисунок
Легкий прозрачный колорит
Гибкие вытянутые пропорции фигур
Уравновешенная гармоничная композиция
Слайд 43

Итак, древнерусское искусство – это искусство Символа как условности(язык), Канона

Итак, древнерусское искусство – это искусство

Символа как условности(язык),
Канона как дисциплинарного начала

(и смысл и форма: жанр иконы, византийский стиль храма).
Синтеза как единства надличного и личного, небесного и земного
Слайд 44

Евангельские сюжеты в литературе Жозе Сарамаго. Евангелие от Иисуса. Никос

Евангельские сюжеты в литературе

Жозе Сарамаго. Евангелие от Иисуса.
Никос Казандзакис. Последнее искушение

Христа. (экран. М.Скоркезе, 1997)
Клайв С.Льюис. Хроники Нарнии
Л.Андреев. Правила добра
Т.Манн. Иосиф и его братья.
М.Булгаков. Мастер и Маргарита …
Слайд 45

21.11.17 – 2 модуль Библейские сюжеты в искусстве Просьба подготовиться!

21.11.17 – 2 модуль

Библейские сюжеты в искусстве
Просьба подготовиться!

Имя файла: Искусство-западно-европейского-Средневековья-в-V-XIII-веках.pptx
Количество просмотров: 74
Количество скачиваний: 0