Слайд 2
![Этот древнейший тип храма, пришедший на Русь из Византии вместе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308307/slide-1.jpg)
Этот древнейший тип храма, пришедший на Русь из Византии вместе с
христианством, был воспринят как уже сложившаяся архитектурная система. До XVI в. такие храмы доминировали в русском каменном зодчестве.
Слайд 3
![Основу крестово-купольной системы составляет прямоугольный объем, образованный стенами здания. Внутри](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308307/slide-2.jpg)
Основу крестово-купольной системы составляет прямоугольный объем, образованный стенами здания. Внутри находятся
четыре свободно стоящих столба, соединенных со стенами и между собой арками, несущими своды. Они поддерживают световой барабан с куполом, переходы к которому заполнены парусами. К центральному квадрату примыкают четыре прямоугольных конца, перекрытые цилиндрическими сводами и ориентированные по сторонам света. Восточный конец завершается полукруглой нишей (апсидой), в которой находится алтарь. Угловые помещения между концами креста перекрыты сводами той или иной формы. Восточные угловые помещения, где располагаются дьяконник и жертвенник, тоже, как правило, завершаются апсидами. Таково основное композиционное ядро крестово-купольного храма.
Слайд 4
![Церковь Покрова на Нерли.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308307/slide-3.jpg)
Церковь Покрова на Нерли.
Слайд 5
![При расширении в южную и северную стороны здание храма становится](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308307/slide-4.jpg)
При расширении в южную и северную стороны здание храма становится пятинефным
и имеет уже очень сложную композицию
В западном конце крестово-купольного храма часто сооружаются хоры, опирающиеся на крайние западные столбы.
Слайд 6
![Крестово-купольные четырехстолпные храмы простого и усложненного типов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308307/slide-5.jpg)
Крестово-купольные четырехстолпные храмы простого и усложненного типов
Слайд 7
![Шестистолпные крестово-купольные храмы простого и усложненного типов. При увеличении длины](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308307/slide-6.jpg)
Шестистолпные крестово-купольные храмы простого и усложненного типов.
При увеличении длины здания в
западном направлении, требующем соответствующего удлинения свода центрального нефа и, следовательно, введения дополнительных несущих столбов, создаются шести- и восьмистолпный варианты крестово-купольного храма
Слайд 8
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308307/slide-7.jpg)
Слайд 9
![Базиликальные храмы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308307/slide-8.jpg)
Слайд 10
![Бази́лика (базили́ка; греч. βασιλική — «дом базилевса, царский дом») —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308307/slide-9.jpg)
Бази́лика (базили́ка; греч. βασιλική — «дом базилевса, царский дом») — тип
строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.
Слайд 11
![Конструкция базилики имела символическое значение: церковь, согласно христианскому вероучению, –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/308307/slide-10.jpg)
Конструкция базилики имела символическое значение: церковь, согласно христианскому вероучению, – это
тело Христа, принёсшего добровольную жертву во искупление людских грехов. Неф (лат. navis – корабль) – символ спасения человеческих душ. Апсида с алтарём ориентирована на восток, где восходит солнце («незаходимым солнцем» называли Христа). Главный вход находился в западной части храма. На стене над входом обычно помещали сцены Страшного суда. Двигаясь к алтарю, верующие как бы проходили путь покаяния и очищения, дающий человеку надежду войти в Царствие Небесное.