Слайд 2
![Кресто́вые похо́ды — серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленных против](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-1.jpg)
Кресто́вые похо́ды — серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленных против «неверных»
— мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков.
Слайд 3
![Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-2.jpg)
Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на
одежду кресты. Считалось, что участники похода получат прощение грехов, поэтому в походы отправлялись не только рыцари, но и простые жители, и даже дети. Первым воспринял идею освобождения Иерусалима от турецкого гнёта римский папа Григорий VII, который пожелал лично возглавить поход.
Слайд 4
![Первый крестовый поход начался вскоре после страстной проповеди папы Урбана](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-3.jpg)
Первый крестовый поход начался вскоре после страстной проповеди папы Урбана II,
состоявшейся на церковном соборе во французском городе Клермоне в ноябре 1095 года.
Первый поход на волне всеобщего воодушевления в целом достиг своих целей. В дальнейшем Иерусалим и Святая земля были вновь захвачены мусульманами и Крестовые походы предпринимались для их освобождения. Последний (девятый) Крестовый поход в первоначальном значении состоялся в 1271—1272 годах. Последние походы, которые также назывались «крестовыми», предпринимались в XV веке и были направлены против гуситов и турок-османов.
Слайд 5
![Крестовые Походы против мусульман продолжались два столетия, до самого конца](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-4.jpg)
Крестовые Походы против мусульман продолжались два столетия, до самого конца XIII
века. Как христианство, так и ислам одинаково считали себя призванными к господству во всем мире.
На Западе к концу XI века целый ряд причин создал настроение и обстановку, благоприятные для призыва на борьбу с неверными, с каким обратился туда император Алексей I Комнин: чрезвычайно усилилось религиозное чувство и развилось аскетическое настроение, находившее себе выражение во всякого рода духовных подвигах, между прочим и во многочисленных паломничествах.
Слайд 6
![В XI веке ещё не совсем заглохла страсть к передвижениям,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-5.jpg)
В XI веке ещё не совсем заглохла страсть к передвижениям, составлявшая
как бы последние отголоски великого переселения народов (норманны, их передвижения). Утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, не находивших на родине приложения своим силам (например, младшие члены баронских семей) и готовых идти туда, где была надежда найти что-нибудь лучшее. Тягостные социально-экономические условия увлекали в крестовые Походы множество людей из низших слоев общества.
Слайд 7
![Второй крестовый поход (1147—1149). Конрад сухим путём (через Венгрию) прибыл](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-6.jpg)
Второй крестовый поход (1147—1149). Конрад сухим путём (через Венгрию) прибыл в
Константинополь, в половине сентября 1147 года переправил войска в Азию, но после столкновения с сельджуками при Дорилее вернулся к морю. Французы, напуганные неудачей Конрада, пошли вдоль западного берега Малой Азии; потом король и знатные крестоносцы на кораблях отплыли в Сирию, куда и прибыли в марте 1148 года. Остальные крестоносцы хотели пробиться сухим путём и по большей части погибли. В апреле прибыл в Акру Конрад; но осада Дамаска, предпринятая вместе с иерусалимцами, пошла неудачно, вследствие эгоистической и недальновидной политики последних.
Слайд 8
![Третий крестовый поход (1189—1192 года). В марте 1190 года войска](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-7.jpg)
Третий крестовый поход (1189—1192 года). В марте 1190 года войска Фридриха
переправились в Азию, двинулись на юго-восток и, после страшных лишений, пробились через всю Малую Азию; но вскоре после перехода через Тавр император утонул в реке Салефе. Часть его войска разошлась, многие погибли, остальных герцог Фридрих привел в Антиохию, а потом к Акре. В январе 1191 года он умер от моровой язвы. Весной прибыли короли французский (Филипп II Август) и английский (Ричард Львиное Сердце) и герцог Леопольд Австрийский.
Слайд 9
![Четвёртый крестовый поход (1202—1204). Вскоре папа Иннокентий III стал проповедовать](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-8.jpg)
Четвёртый крестовый поход (1202—1204).
Вскоре папа Иннокентий III стал проповедовать новый 4-й
крестовый Поход. Пламенный проповедник Фулько из Нельи уговорил принять крест графа Тибо Шампанского, Людовика Блуасского и Шартрского.
Слайд 10
![Крестовый поход детей (1212) В 1212 году состоялся так называемый](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-9.jpg)
Крестовый поход детей (1212)
В 1212 году состоялся так называемый Крестовый поход
детей, экспедиция под предводительством юного провидца по имени Стефан, который вдохнул во французских и немецких детей веру в то, что с его помощью, как бедные и преданные слуги Господа, они смогут вернуть христианству Иерусалим. Дети отправились на юг Европы, но многие из них не достигли даже берегов Средиземного моря, а погибли в пути. Некоторые историки считают, что Крестовый поход детей был провокацией, устроенной работорговцами с целью продать участников похода в рабство.
Слайд 11
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-10.jpg)
Слайд 12
![Пятый крестовый поход (1217—1221) Дело Иннокентия III (ум. в июле](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-11.jpg)
Пятый крестовый поход (1217—1221)
Дело Иннокентия III (ум. в июле 1216 года)
продолжал Гонорий III. Хотя Фридрих II отложил поход, а Иоанн Английский умер, всё-таки в 1217 году в Святую землю отправились значительные отряды крестоносцев, с Андреем Венгерским, герцогом Леопольдом VI Австрийским и Оттоном Меранским во главе; это был 5-й крестовый поход. Военные действия шли вяло, и в 1218 году король Андрей вернулся домой. Вскоре в Святую землю прибыли новые отряды крестоносцев, под предводительством Георга Видского и Вильгельма Голландского (на пути часть их помогала христианам в борьбе с маврами в Португалии).
Слайд 13
![Шестой крестовый поход (1228—1229) Фридрих в августе 1227 года действительно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-12.jpg)
Шестой крестовый поход (1228—1229)
Фридрих в августе 1227 года действительно отправил в
Сирию флот с герцогом Генрихом Лимбургским во главе; в сентябре он отплыл и сам, но должен был вскоре вернуться на берег, вследствие серьёзной болезни. Принявший участие в этом крестовом Походе ландграф Людвиг Тюрингенский умер почти тотчас после высадки в Отранто.
Слайд 14
![Седьмой крестовый поход (1248—1254) Летом 1249 года король Людовик IX](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-13.jpg)
Седьмой крестовый поход (1248—1254)
Летом 1249 года король Людовик IX высадился в
Египте. Христиане заняли Дамиетту, а в декабре достигли Мансуры. В феврале следующего года Роберт, опрометчиво ворвавшись в этот город, погиб; несколько дней спустя мусульмане едва не взяли христианский лагерь. Когда в Мансуру прибыл новый султан (Эйюб умер в конце 1249 года), египтяне отрезали крестоносцам отступление; в христианском лагере открылся голод и моровая язва
Слайд 15
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-14.jpg)
Слайд 16
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-15.jpg)
Слайд 17
![В среде христиан, несмотря на крайне опасное положение, продолжались бесконечные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-16.jpg)
В среде христиан, несмотря на крайне опасное положение, продолжались бесконечные распри:
тамплиеры враждовали с иоаннитами, генуэзцы — с венецианцами и пизанцами (из-за торгового соперничества). Некоторую выгоду крестоносцы извлекли лишь из борьбы между появившимися в Передней Азии монголами и мусульманами; но в 1260 году султан Кутуз нанёс монголам поражение в битве при Айн-Джалуте и овладел Дамаском и Халебом.
Слайд 18
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-17.jpg)
Слайд 19
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-18.jpg)
Слайд 20
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-19.jpg)
Слайд 21
![В числе причин неудачного исхода крестовых Походов в Святую землю](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-20.jpg)
В числе причин неудачного исхода крестовых Походов в Святую землю на
первом плане стоит феодальный характер крестоносных ополчений и основанных крестоносцами государств. Для успешного ведения борьбы с мусульманами требовалось единство действия; между тем крестоносцы приносили с собой на Восток феодальное раздробление и разъединение. Слабая вассальная зависимость, в которой крестоносные владетели находились от иерусалимского короля, не давала ему действительной власти, какая нужна была здесь, на границе мусульманского мира.
Слайд 22
![Крупнейшие князья (эдесский, трипольский, антиохийский) были совершенно независимы от иерусалимского](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-21.jpg)
Крупнейшие князья (эдесский, трипольский, антиохийский) были совершенно независимы от иерусалимского короля.
Нравственные недостатки крестоносцев, эгоизм их вождей, стремившихся к созданию себе на Востоке особых княжеств и к расширению их за счёт соседей, слабое развитие у большинства крестоносцев политического смысла, делали их неспособными подчинять свои личные узкие мотивы более высоким целям (бывали, конечно, и исключения). К этому уже с самого начала добавились почти постоянные распри с Византийской империей: две главные христианские силы на Востоке истощались во взаимной борьбе.
Слайд 23
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-22.jpg)
Слайд 24
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-23.jpg)
Слайд 25
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-24.jpg)
Слайд 26
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-25.jpg)
Слайд 27
![Далее, важное значение имело то обстоятельство, что владения крестоносцев занимали](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-26.jpg)
Далее, важное значение имело то обстоятельство, что владения крестоносцев занимали лишь
узкую прибрежную полосу, слишком незначительную, чтобы они могли без посторонней поддержки успешно бороться с окружающим мусульманским миром. Поэтому главным источником сил и средств сирийских христиан была Зап. Европа, а она лежала далеко и переселение оттуда в Сирию не было достаточно сильно, так как большинство крестоносцев, исполнив обет, возвращались домой. Наконец, успеху дела крестоносцев вредило различие в вероисповедании между крестоносцами и туземным населением.
Слайд 28
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-27.jpg)
Слайд 29
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-28.jpg)
Слайд 30
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-29.jpg)
Слайд 31
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-30.jpg)
Слайд 32
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-31.jpg)
Слайд 33
![Крестовые Походы не остались, однако, без важных последствий для всей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-32.jpg)
Крестовые Походы не остались, однако, без важных последствий для всей Европы.
Неблагоприятным их результатом было ослабление восточной империи, отдавшее её во власть турок, а также гибель бесчисленного количества людей, занос крестоносцами в Западную Европу жестоких восточных наказаний и грубых суеверий, преследования евреев и тому подобное. Но гораздо значительнее были следствия, благотворные для Европы.
Слайд 34
![Для Востока и ислама крестовые Походы далеко не имели того](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/415894/slide-33.jpg)
Для Востока и ислама крестовые Походы далеко не имели того значения,
какое принадлежит им в истории Европы: они изменили весьма немногое в культуре мусульманских народов и в государственном и общественном их строе. Крестовые Походы несомненно оказали известное влияние (которого, однако, не следует преувеличивать) на политический и общественный строй Западной Европы: они содействовали падению в ней средневековых форм. Численное ослабление барониального рыцарского класса, являвшееся следствием отлива рыцарей на Восток, продолжавшегося почти непрерывно в течение двух столетий, облегчало королевской власти борьбу с оставшимися на родине представителями феодальной аристократии.