Культура Беларуси во второй половине XVI - первой половине XVII в презентация

Содержание

Слайд 2

План

Ренессанс на землях Беларуси
Книгопечатания
Литература
Искусство
Архитектура

План Ренессанс на землях Беларуси Книгопечатания Литература Искусство Архитектура

Слайд 3

Ренессанс на землях Беларуси

Период XIV - первой половины XVII в. в истории Западной

Европы полу-чил название «Возрождение» или «Ренессанс». Это было время подъёма науки и искусства, распространения гуманизма.

Ренессанс на землях Беларуси Период XIV - первой половины XVII в. в истории

Слайд 4

Ренессанс на землях Беларуси

Ренессанс на землях Беларуси

Слайд 5

Ренессанс на землях Беларуси

Ренессанс на землях Беларуси

Слайд 6

Книгопечатание

Последователем Ф.Скорины в деле книгопечатания стал Сымон Будный. Он в 1562 г. в

основанной им Несвижской типографии издал первую на территории Беларуси печатную книгу на старобелорусском литератур-ном языке - «Катехизис», а также книгу «Об оправдании грешного чело-века перед Богом». Вторым из последователей Скорины был Василий Тя-пинский. Он перевёл и на личные средства издал «Евангелие» на церков-нославянском и старобелорусском языках с собственным предисловием. Выступал против полонизации, развивал идею служения Родине.

С.Будный

В.Тяпинский

Книгопечатание Последователем Ф.Скорины в деле книгопечатания стал Сымон Будный. Он в 1562 г.

Слайд 7

Книгопечатание

В 1564 г. в Москве Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец издали книгу «Апос-тол»,

но из-за преследования духовенства вынуждены были переехать в ВКЛ. В 1588 г. в Виленской типографии, основанной П.Мстиславцем на средства белорусских печатников братьев Мамоничей, был издан Статут ВКЛ на старобелорусском языке.

«Апостол»

Книгопечатание В 1564 г. в Москве Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец издали книгу

Слайд 8

Книгопечатание

Белорусские учёные устано-вили, что первая в мире кни-га с названием «Букварь» была издана

в 1618 г. в мес-течке Евье (теперь литовс-кий г. Вевис). Тут же изда-ётся «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, служившая на протяжении XVII-XVIII вв. учебником по церковносла-вянскому языку для всего восточнославянского насе-ления. По ней учился и вели-кий русский учёный М.Ломо-носов.

Мелетий Смотрицкий

Книгопечатание Белорусские учёные устано-вили, что первая в мире кни-га с названием «Букварь» была

Слайд 9

Литература

Литература

Слайд 10

Литература

В 1582 г. Матей Стрыйковский выпустил «Хронику польскую, литовскую, жомойтскую и всея Руси».

Это одна из пер-вых авторских работ, посвя-щённых прошлому Великого Княжества Литовского. Неда-ром М.Стрыйковского счи-тают зачинателем историчес-кой науки территории Бела-руси и Литвы. Содержание хроники проникнуто патрио-тизмом автора, его предан-ностью Великому Княжеству Литовскому.

Матей Стрыйковский

Литература В 1582 г. Матей Стрыйковский выпустил «Хронику польскую, литовскую, жомойтскую и всея

Слайд 11

Литература

Широкое развитие получила рыцарская (героическая) поэ-зия. Были созданы латиноязыч-ная поэма Яна Радвана «Радзи-виллиада»,

польскоязычная поэма Андрея Рымши «Десяти-летняя повесть о военных делах Криштофа Радзивилла». Гальяш Пельгримовский в своих поэти-ческих произведениях «Беседа одного Поляка с Москалём» и «Посольство Льва Сапеги к ве-ликому князю московскому» от-разил взаимоотношения ВКЛ и Московского государства в кон-це XVI - начале XVII в.

«Радзивиллиада» Я.Радвана

Литература Широкое развитие получила рыцарская (героическая) поэ-зия. Были созданы латиноязыч-ная поэма Яна Радвана

Слайд 12

Литература

Основателем литературы путе-шествий является Николай Криштоф Радзивилл (Сиротка). В 1601 г. в Пруссии

вышел его путевой дневник «Перегрина-ция», составленный на латинс-ком языке во время паломни-чества в Святую Землю. Книга стала первым в Беларуси науч-но-географическим изданием.

Николай Криштоф Радзивилл Сиротка

Литература Основателем литературы путе-шествий является Николай Криштоф Радзивилл (Сиротка). В 1601 г. в

Слайд 13

Искусство

В конце XVI в. в иконописи и алтарной живописи заметным становится влияние ренессансного

искусства. Традиционная композиция сохраня-лась, но образы уже наделялись индивидуальностью и объёмностью, а фон икон стал украшаться ренессансным орнаментом. Примером яв-ляются иконы «Параскева» со Слутчины, «Спас» из Бытени.

«Параскева» со Слутчины

«Спас» из Бытени

Искусство В конце XVI в. в иконописи и алтарной живописи заметным становится влияние

Слайд 14

Искусство

Скорининскую традицию книжной гравюры продолжали Брестские, Несвижская, Заблудовская и другие типографии. Богато были

украшены гравюрами «Радзивилловская Биб-лия», «Евангелие учительное» И.Фё-дорова и П.Мстиславца.

Радзивилловская библия

Искусство Скорининскую традицию книжной гравюры продолжали Брестские, Несвижская, Заблудовская и другие типографии. Богато

Слайд 15

Искусство

В конце XVI - начале XVII в. полу-чила развитие мемориальная скульптура. Она была

представ-лена надгробиями Радзивиллов в Несвиже, Сапег в Вильне, Огинс-ких в Кронях.

Надгробие Льва Сапеги и его жён в Вильне

Искусство В конце XVI - начале XVII в. полу-чила развитие мемориальная скульптура. Она

Слайд 16

Искусство

Изобразительное искусство приобрело светский характер. Под влия-нием Ренессанса появился новый жанр - реалистический

портрет, что было вызвано усилением интереса к собственным роду, семье, личнос-ти. Лучшие произведения - это портреты князя Александра Ходкевича, митрополита Иосифа Солтана. Они отличались глубиной психологичес-кой характеристики, подчёркнутым чувством человеческого достоин-ства.

Портрет Александра Ходкевича

Портрет Иосифа Солтана

Искусство Изобразительное искусство приобрело светский характер. Под влия-нием Ренессанса появился новый жанр -

Слайд 17

Архитектура

Архитектура

Слайд 18

Архитектура

В архитектуре XVI в. набирал силу стиль ренессанс. Он отличался ком-пактностью объёмов и

скромностью декора. Примером является каль-винистская церковь в Сморгони.

Кальвинистская церковь в Сморгони. Современный вид

Архитектура В архитектуре XVI в. набирал силу стиль ренессанс. Он отличался ком-пактностью объёмов

Слайд 19

Архитектура

Ренессансные здания часто сох-раняли прежние оборонитель-ные элементы. В частности Зас-лавский кальвинистский сбор размещён

на месте древнего замка - на высоком холме, окру-жённом рвом и валом с четырь-мя земляными бастионами.

Заславский кальвинистский сбор. Современный вид

Архитектура Ренессансные здания часто сох-раняли прежние оборонитель-ные элементы. В частности Зас-лавский кальвинистский сбор

Слайд 20

Архитектура

В этом стиле в конце XVI в. был перестроен замок в местечке Мир.

Мир-ский дворцово-замковый комплекс начали возводить магнаты Ильини-чи в 1520-е гг. Его оборонительная система с тремя уровнями для веде-ния боя была уже приспособлена к огнестрельному оружию и пушкам. Особенно впечатляет его празднично-торжественное декоративное оформление, построенное на контрасте красного цвета стен и белых оштукатуренных ниш. Внешне похожие, все пять башен замка имеют индивидуальное решение.

Мирский замок. Современный вид

Архитектура В этом стиле в конце XVI в. был перестроен замок в местечке

Слайд 21

Архитектура

Под влиянием Контрреформации на белорусских землях стал распрост-раняться новый архитектурный стиль - барокко.

Первым его образцом стал Несвижский костёл Божьего тела построенный итальянским архи-тектором Яном (Джованни) Марией Бернардони в 1587-1593 гг. Костёл стал также фамильной усыпальницей для магнатов Радзивиллов.

Несвижский костёл Божьего Тела. Современный вид

Архитектура Под влиянием Контрреформации на белорусских землях стал распрост-раняться новый архитектурный стиль -

Имя файла: Культура-Беларуси-во-второй-половине-XVI---первой-половине-XVII-в.pptx
Количество просмотров: 22
Количество скачиваний: 0