Культура Беларуси во второй половине XVII - XVIII в презентация

Содержание

Слайд 2

План

Образование
Наука
Литература
Театр
Архитектура
Живопись

Слайд 3

Образование

Развитие образования происходило в условиях полонизации, против че-го было направлено обучение в православных

школах при братствах - добровольных и культурных объединениях горожан. С 1697 г. государ-ственными языками в Речи Посполитой были признаны польский и ла-тинский, на которые переводилось преподавание в учебных заведениях. Образование было доступно преимущественно шляхетским детям

Слайд 4

Новогрудок

Образование

Под влиянием Контрреформации обучение и воспитание молодёжи кон-тролировалось католической церковью. Ведущее место в

обучении при-надлежало ордену иезуитов. Иезуитские коллегиумы принимали на обу-чение не только католиков, но и представителей других вероисповеда-ний. Это соответствовало задаче ордена иезуитов - расширять влияние католичества. Учебный процесс состоял из пяти классов. Образование в иезуитских коллегиумах соответствовало западноевропейскому образ-цу.

Иезуитские коллегиумы на территории Беларуси

Брест

Витебск

Гродно

Жодишки

Минск

Несвиж

Орша

Пинск

Полоцк

Слуцк

Слайд 5

Образование

С 1720-х гг. на территории Беларуси получили распространение пиарс-кие коллегиумы. Пиары («отцы набожных

школ») принадлежали к като-лическому монашескому ордену. Свою главную задачу они видели в обу-чении и воспитании молодёжи. На обучение принимались дети обеднев-ших родителей и содержались они за счёт ордена. За это они должны бы-ли работать на школьном хозяйстве. Дисциплина была менее строгой, чем в иезуитских коллегиумах. Поэтому эти школы пользовались боль-шой популярностью.

Пиарские коллегиумы на территории Беларуси

Витебск

Щучин

Вороново

Лида

Геранёны

Зельва

Слайд 6

Образование

Во второй половине XVI - начале XVII в. на территории Беларуси действо-вали аринские

школы. Процесс обучения включал от 3 до 5 классов. У де-тей воспитывали уважение к человекуц и его уму, их учили самостоя-тельно мыслить. Самой известной считалась школа в Ивье. Ректор шко-лы Ян Намысловский разработал специальную программу обучения для детей и написал несколько учебников. Среди них первой в Беларуси по-собие по иносранным языкам, составленное в 1589 г. на латинском, польском и немецком языках.

Арианские школы на территории Беларуси

Ивье

Клецк

Любча

Несвиж

Новогрудок

Лоск

Слайд 7

Образование

Во многих городах Беларуси были открыты кальвинистские школы. Срок обучения в них составлял

от 6 до 10 лет. Основное внимание в этих школах уделялось богословию и физическому воспитанию. Лучшие вос-питанники получали возможность продолжить учёбу в университетах Англии и Германии. Самой известной стала кальвинистская гимназия в Слуцке, основанная в 1617 г. князем Янушем Радзивиллом. Она просу-ществовала вплоть до 1918 г.

Кальвинистские школы на территории Беларуси

Слуцк

Витебск

Глубокое

Заславль

Ивенец

Минск

Орша

Могилёв

Свислось

Слайд 8

Образование

С 1580-х гг. создавались школы и при православных братствах. После на-чального образования в

них изучали «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика)., затем - «квадриум» (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Особое внимание уделялось изучению церковнославянского языка, в котором видели средство противостояния католичеству. Учени-ков набирали в основном из непривилегированных сословий: мещан и крестьян.

Первые православные братские школы на белорусских землях

Вильня

Могилёв

Брест

Слайд 9

Образование

В 1579 г. привилеем короля Речи Посполитой Стефана Батория иезуи-тский коллегиум в Вильне

был пре-образован в академию (универси-тет). Первым ректором академии стал известный иезуит Пётр Скарга. Сначала обучение велось на фило-софском и богословском факульте-тах, позже - на правовом и медицин-ском.

Пётр Скарга

Слайд 10

Образование

Слайд 11

Образование

В 1773 г. была создана Эдукационная комиссия (учреждение типа Ми-нистерства образования), открывшая за

20 лет своей деятельности 20 школ средней ступени и около 200 начальных школ. Система образова-ния стала более доступной и получила светский характер. Управление образованием перешло от церковных учреждений к государственным органам.

Слайд 12

Наука

В области науки среди известных ученых был К.Семенович - автор кни-ги «Великое искусство

артиллерии», вышедшей в 1650 г. в Амстердаме. Трактат был переведён на французский, английский, немецкий, голлан-дский и другие языки, что свидетельствовало о его популярности в Ев-ропе. К.Семенович одним из первых создал проект многоступенчатой ракеты и считается предшественником теории полётов в космическое пространство.

Казимир Семенович

Слайд 13

Наука

Передовым представителем своего времени являлся уроженец Беларуси Илья Копиевич, который жил в Амстердаме.

Он был сторонником рос-сийского царя Петра I и пропагандистом светских знаний. Копиевич на-писал свыше 20 книг и учебников. Среди них работы по истории, ариф-метике, грамматике, астрономии, навигации.

И.Копиевич

Слайд 14

Наука

Уроженец Брестчины К.Лыщинский размышлял о человеке и его божьем начале. В своем трактате

«О несу-ществовании бога» он писал: «Чело-век - создатель бога, а бог - создание человека. Таким образом, бог являет-ся не настоящей сущностью, а созда-нием человеческого разума». Он выс-казал мысль также о том, что наша планета - не центр вселенной, изб-ранный богом, а один из немногих населённых объектов. Церковники, в руки которых попала рукопись Лы-щинского, потребовали смертной казни для безбожника. По приговору суда Речи Посполитой он был обезг-лавлен и сожжён, а его прах развеяли выстрелом из пушки.

Казимир Лыщинский

Слайд 15

Наука

Распространению идей Просве-щения содействовал православ-ный церковный и общественный деятель Георгий Конисский. Бога он

считал первопричиной всего сущего и вместе с тем уважи-тельно относился ко взглядам Коперника и Галилея. Собирал архивные источники по истории православной церкви в Белару-си. Активно выступал против всевластия магнатов в Речи Пос-политой и защищал права дисси-дентов - шляхты некатолическо-го вероисповедания. Его речь пе-ред последним королём Речи Посполитой Станиславом Авгус-том Понятовским в защиту дис-сидентов была переведена на ев-ропейские языки как образец ве-ротерпимости.

Георгий Конисский

Слайд 16

Наука

Философскую мысль представ-лял виленский профессор Кази-мир Нарбут. Он считал, что фи-лософия должна служить

общес-тву. К.Нарбут поддерживал ре-формы, которые проводились в Речи Посполитой, в частности, высказывал своё восхищение строительством Днепровско-Бугского канала, развитием ма-нуфактур.

Казимир Нарбут

Слайд 17

Наука

По предложению короля извес-тный польский поэт, уроженец Пинщины Адам Нарушевич подготовил «Историю польско-го

народа». Он интересовался взаимоотношениями церкви и государства, происхождением крепостного права, способами преодоления упадка страны. Его идеалом была сильная ко-ролевская власть.

Адам Нарушевич

Слайд 18

Наука

Значительный вклад в раз-витие науки внёс уроженец Гродненщины, ректор Глав-ной школы ВКЛ (так

с 1781 г. называлась Виленская ие-зуитская академия), учёный-природовед и астроном М. Почобут-Одляницкий. Он изучал планету Меркурий, определил координаты мно-гочисленных населённых пунктов на территории Бе-ларуси. Был избран членом-корреспондентом Парижс-кой академии наук и Лон-донского астрономического общества.

Мартин Почобут-Одляницкий

Слайд 19

Литература

Одним из самых значительных деятелей белорусской и русской культуры стал уроженец Полоцка, поэт,

учёный, мыслитель и просве-титель Симеон Полоцкий (С.Г.Пет-ровский-Ситнианович). Он был наставником восьмилетнего Петра I - будущего российского импера-тора, для которого издал «Букварь языка славенска». По его инициа-тиве было создано первое в России учебное заведение - Славяно-гре-ко-латинская академия. По произ-ведениям С.Полоцкого студент этой академии М.Ломоносов поз-накомился со стихосложением. Си-меон Полоцкий стоял у истоков первого в России театра, открыто-го при царском дворе в 1672 г., где часть актёров составляли жители Беларуси.

Симеон Полоцкий

Слайд 20

Литература

Книгоизданием в Амстердаме занялся уроженец Мстиславщины И. Ко-пиевич. По поручению царя Петра I

он подготовил и издал в Амстердаме первое пособие по математике на русском языке. Вместе с приглашён-ными в Россию голландскими издателями И.Копиевич стал создателем нового гражданского шрифта, используемого в нашем письме и сегодня. Он издал первый в России календарь, стал автором первой в России кар-ты звездного неба.

Илья Копиевич

Слайд 21

Театр

В XVIII в. европейскую славу по-лучил крепостной театр Михала Казимира Огинского, который был

разносторонней и талант-ливой личностью: оперным композитором, музыкантом-виртуозом, поэтом. Театр Огин-ского, который размещался в Слониме, был назван «усадьбой муз». Он вмещал до 2500 зрите-лей. Здесь давались грандиоз-ные представления на сцене, размеры которой позволяли выезжать на неё на лошадях. Часть сцены занимал бассейн для водных представлений.

Михал Казимир Огинский

Слайд 22

Театр

«Северными Афинами» называли имение Залесье (нынешний Сморгонский район Гродненской области), принадлежавшее Миха-лу Клеофасу

Огинскому. Он соче-тал театральную деятельность с государственной, был активным участником восстания 1794 г., направленного против раздела Речи Посполитой, стал автором знаменитого полонеза «Проща-ние с Родиной».

Михал Клеофас Огинский

Слайд 23

Театр

Наибольшую известность приоб-рели частнособственнические театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке. Популярными были произ-ведения

хозяйки Несвижа писа-тельницы Франтишки Уршули Ра-дзивилл. Ее пьесы были олицетво-рением стиля рококо, театрализо-вавшего быт.

Франтишка Уршуля Радзивилл

Слайд 24

Архитектура

Ведущим архитектурным стилем в период Контрреформации явля-лось барокко. На вторую половину XVII -

начало XVIII в. приходится зрелое (высокое) барокко. Като-лические храмы строили с двумя башнями. Увеличилось количест-во ярусов башен. Фасады приобре-ли бóльшую пластику. Примером является Андреевский костёл в Слониме.

Слонимский Андреевский костёл

Слайд 25

Архитектура

В 1730-е гг. в церковном зодчес-тве сформировался своеобраз-ный архитектурный стиль - ви-ленское барокко.

Его разрабо-тал архитектор Ян Глаубитц. Ви-ленскому барокко были свойст-венны изысканность пропор-ций, лёгкость и ажурность строений, пышный декор фаса-да. Всё это можно увидеть на примере Полоцкого Софийского собора. В 1738-1750 гг. храм был перестроен Глаубитцем после разрушений, вызванных взры-вом пороха.

Полоцкий Софийский собор

Слайд 26

Архитектура

Продолжали строиться дворцово-замковые комплексы. Среди них выде-лялись замок в Гольшанах (Ошмянский район Гродненской

области), Гродненский Новый замок, Несвижский дворец Радзивиллов (минская область).

Гольшанский замок в XVII в. Реконструкция

Новый замок в Гродно

Замок Радзивиллов в Несвиже

Слайд 27

Архитектура

Во второй половине XVIII в. параллельно с поздним барокко развивался классицизм, а с

конца XVIII в. этот стиль стал определяющим в искусстве. Для классицизма характерны симметричность строений, точность и строгость форм, гармония архитектуры и окружающего природного ландшафта. Под влиянием французских образцов магнаты и шляхта на-чали создавать в своих имениях дворцово-парковые ансамбли. Их отли-чало сочетание элементов классицизма и традиций архитектуры барок-ко. В этом стиле был простроен Ружанский дворец.

Ружанский дворец. Рисунок Н.Орды

Слайд 28

Живопись

На рубеже XVI-XVII вв. формиро-валась белорусская иконописная школа. В иконописи появилось стремление к

передаче прост-ранства, естественных пропор-ций, отдельные персонажи стали изображаться в светской одежде. Для икон «Святая Параскева» из-под Мостов, «Умиление», «Пок-ров», «Успение» с Брестчины был характерен оптимизм, светлое настроение, вера в высшую спра-ведливость. Шедевром считается икона Петра Евсеевича из Го-лынца «Рождество Марии», соз-данная в 1649 г. Это единствен-ная икона, автор которой извес-тен, потому что оставил на ней свою фамилию.

Рождество Марии. Автор - Пётр Евсеевич

Слайд 29

Живопись

Особую популярность приобрёл портрет сарматского типа. Сарматизм стал осо-бенностью шляхетской культуры Речи Посполитой.

В его основу был положен миф о происхождении польской шляхты от древних сарматских племён. В жанре сарматского портрета плодотворно рабо-тал в Вильне, Гродно и Несвиже немец-кий мастер Иоганн Шретер. Он в 1646 г. написал портрет Катажины и Марии Ра-дзивилл.

Портрет Катажины и Марии Радзивилл. Худ. И.Шретер

Слайд 30

Живопись

А художник Даниэль Шульц выполнил портрет Януша Радзивилла.

Портрет Януша Радзивилла. Худ. Д.Шульц

Имя файла: Культура-Беларуси-во-второй-половине-XVII---XVIII-в.pptx
Количество просмотров: 19
Количество скачиваний: 0