Культура и искусство античности презентация

Содержание

Слайд 2

«Античность» (от лат. antiquitas – древность) – термин, возникший в

«Античность» (от лат. antiquitas – древность)

– термин, возникший в

эпоху Возрождения у итальянских гуманистов, обозначающий культуру Древней Греции, эллинистических государств и Древнего Рима.
Слайд 3

Античная культура делится на 3 периода: Ранняя античность II тыс.

Античная культура делится на
3 периода:
Ранняя античность II тыс. до н.

э. – II в. до н. э. – развитие греческой культуры
Классическая античность I в. до н. э. – II в. н. э. – золотой век, время единства греко-римской цивилизации
Поздняя античность III—VI вв. н. э. – распад Римской империи
Слайд 4

В период расцвета в ареал античной культуры входило все Средиземноморье

В период расцвета в ареал античной культуры входило все Средиземноморье

Слайд 5

Общая характеристика Античной культуры

Общая характеристика Античной культуры

Слайд 6

Интерактивность античная культура сложилась в результате взаимодействия и культурного диалога

Интерактивность

античная культура сложилась в результате взаимодействия и культурного диалога многих

народов, греки и римляне заимствовали важнейшие достижения других культур
Слайд 7

Космологизм мироздание понимается как космос – упорядоченное бытие, которое обладает

Космологизм


мироздание понимается как космос – упорядоченное бытие, которое обладает

мерой, гармонией, симметрией и красотой. С космологией тесно связана вся научная, литературная, мифологическая, философская мысль античного мира
Слайд 8

Рационализм познание мира с помощью разума. Разум, трактуется как верховный

Рационализм
познание мира с помощью разума.
Разум, трактуется как верховный властитель и

арбитр, устанавливающий истинное положение вещей и главная сила, управляющая миром.
Способность мыслить рационально выступает как самое важное достоинство человека.
Впервые интеллектуальная сфера отделяется от религии и повседневной практики и появляется философия (любовь к мудрости) – мышление абстрактными понятиями, из которой впоследствии выделяются науки.
Слайд 9

Антропоцентризм и телесность Человек – центр мира и мера всех

Антропоцентризм и телесность

Человек – центр мира и мера всех вещей.
Космос

наделяется человеческими характеристиками, боги изображаются в виде людей
Человек понимается как гармоничное соединение добродетельной души и прекрасного тела (калокагатия). Тело есть образ души
Эти черты воплотились в искусстве – скульптуре, архитектуре
Слайд 10

Состязательность Спор, соревнование выступают основной формой бытия философии, искусства, политики,

Состязательность
Спор, соревнование выступают основной формой бытия философии, искусства, политики, повседневной

жизни
Наиболее ярко эта характеристика проявилась в Олимпийских играх, театре, гладиаторских боях
Слайд 11

Фатализм над всем миром, в том числе и над богами

Фатализм
над всем миром, в том числе и над богами господствует fatum

– судьба, рок, неизбежность
Из этого рождается античный героизм – зная свою судьбу герой все равно выходит на поединок с ней, его бесстрашие возвышает его над судьбой, хоть и приводит к гибели (эпос, трагедия)
Слайд 12

Олимпийские боги Зевс (Юпитер) – бог-громовержец, повелитель неба Аид (Плутон)

Олимпийские боги

Зевс (Юпитер) – бог-громовержец, повелитель неба
Аид (Плутон) – правитель

царства мертвых
Посейдон (Нептун) – владыка морей
Гера (Юнона) – покровительница семьи и брака
Деметра (Флора) – богиня природы, растительного мира
Гестия (Веста) – богиня домашнего очага
Артемида (Диана) – богиня охоты, плодородия
Аполлон (Феб) – покровитель искусств, целитель
Афродита (Венера) – богиня любви и красоты
Афина (Минерва) – богиня мудрости и справедливости
Арес (Марс) – бог войны
Дионис (Вакх) – бог виноделия, покровитель театра
Гермес (Меркурий) – покровитель торговли
Слайд 13

Боги представлялись в виде телесно прекрасных, идеальных людей, со всеми

Боги представлялись в виде телесно прекрасных, идеальных людей, со всеми человеческими

слабостями и пороками, но превосходящие людей могуществом и наделенные бессмертием
По могуществу богам не уступали герои, но так как они были детьми богов и людей, то они не наследовали бессмертие
Слайд 14

Древнегреческая культура делится на 5 периодов: Эгейская (Крито-микенская) культура –

Древнегреческая культура делится
на 5 периодов:
Эгейская (Крито-микенская) культура – III тыс.

– ХII век до н.э.
«Гомеровский период» («темные века») – ХI – VIII века до н.э.
Архаический период – VII – VI века до н.э.
Классический период – V – IV века до н.э.
Период эллинизма – IV – I века до н.э.
Слайд 15

Эгейская культура (Крито-микенская) (III тыс. – ХII в. до н.э.)

Эгейская культура (Крито-микенская) (III тыс. – ХII в. до н.э.)
Центры –

о. Крит и г. Микены
Правитель – царь и верховный жрец
Культ быка, элементы тотемизма в религии
Зачатки мифологических сюжетов (Минотавр)
В искусстве влияние Древнего Египта
Существовала письменность (линейное письмо, не расшифровано)
Исчезла в результате извержения вулкана и была завоевана греками-ахейцами (ассимиляция), позже дорийцами.
Слайд 16

Мастер Дедал создал Кносский дворец и лабиринт для Минотавра Он

Мастер Дедал создал Кносский дворец и лабиринт для Минотавра

Он не имел

четкой планировки и напоминал запутанный лабиринт.
Слайд 17

В центре прямоугольный двор с пристройками разных времен. Тронный зал

В центре прямоугольный двор с пристройками разных времен.

Тронный зал

Слайд 18

Слайд 19

Дельфины

Дельфины

Слайд 20

Слайд 21

Гомеровский период (темные века) (XI – VIII вв. до н.э.)

Гомеровский период (темные века) (XI – VIII вв. до н.э.)

Заселение Балканского

полуострава племенами ахейцев, дорийцев, ионийцев, эолийцев
Возникновение первых полисов – городов-государств – Коринф, Афины, Дельфы, Фивы
Формирование Олимпийской мифологии, возникновение святилищ в Олимпии и Дельфах
Возникновение эпической поэзии – аэдом (бродячий поэт) Гомером созданы «Илиада» и «Одиссея»
Начало Олимпийских игр
Вазопись: геометрический стиль (до VIII в. до н.э.), ориентализирующий стиль (VII в. до н.э.)
Слайд 22

Святилище в Дельфах Святилище в Олимпии

Святилище в Дельфах

Святилище в Олимпии

Слайд 23

Действие отнесено к десятому году осады Трои (Илиона) соединённым ополчением


Действие отнесено к десятому году осады Трои (Илиона) соединённым ополчением

греческих вождей. Сказания о предшествующих событиях похищение Елены Парисом, выступление греков (ахейцев) под верховным начальством Агамемнона, фигуры главных вождей (Агамемнон, Менелай, Ахилл, Одиссей, Нестор, Диомед, Аякс Малый, Аякс Великий, Идоменей и др., троянский царь Приам, его сыновья Гектор, Парис и т. д.), равно как и исход войны (гибель Трои), предполагаются в Илиаде известными.

Рукопись «Илиады»
V век

«Илиада» — эпическая поэма, приписываемая Гомеру, древнейший из сохранившихся памятников греческой литературы. Основой для неё послужили многочисленные сказания Древней Греции о подвигах древних героев.

Гомер

Слайд 24

«Одиссея» — вторая классическая поэма, приписываемая Гомеру. Создана в VIII

«Одиссея» — вторая классическая поэма, приписываемая Гомеру. Создана в VIII в. до н. э.

Рассказывает о приключениях Одиссея, героя Троянской войны, во время его возвращения на родину, а также о приключениях его жены Пенелопы, ожидавшей Одиссея на Итаке.

Одиссей со спутниками выкалывают глаз Полифему.
Роспись чернофигурного килика

Одиссей в пещере Полифема

Слайд 25

Вазопись Геометрический стиль (до VIII в. до н.э.) Ориентализирующий стиль (VII в. до н.э.)

Вазопись

Геометрический стиль (до VIII в. до н.э.)

Ориентализирующий стиль (VII в.

до н.э.)
Слайд 26

Первое упоминание об Олимпийских играх относится к 776 г. до

Первое упоминание об Олимпийских играх относится к 776 г. до н.э.

Проводились каждые 4 года в честь Зевса. На время игр прекращались войны. В состязаниях могли участвовать свободные, не привлекавшиеся к суду эллины, за исключением женщин.


Состязания:
Бег - включая бег в полном вооружении
Единоборства - кулачный бой, панкратион, борьба
Пентатлон (пятиборье) - бег, метание диска, метание копья, прыжок в длину и борьба
Конные бега

Слайд 27

В качестве зрительниц на Олимпийские игры допускались только девушки. Женщинам

В качестве зрительниц на Олимпийские игры допускались только девушки. Женщинам этого

не позволяли, за исключением жрицы богини Деметры, которая следила за ходом Олимпийских игр из алтаря.
Женщина, которой удалось победить в соревнованиях среди мужчин, была спартанкой знатного царского рода. Ее звали Киниска и она была сестрой спартанского царя Агесилая, при котором Спарта (в конце V – начале IV веков до н.э.) достигла пика своего могущества и влияния в Средиземноморье.
Киниска занималась разведением лошадей. Выставленные Киниской на Олимпийских играх четверки лошадей приходили к финишу первыми на двух Олимпийских играх 396 и 392 годов до н.э.. А поскольку победителем считался владелец упряжки – Киниске полагался лавровый венок и все связанные с победой почести, включая памятник.
Согласно историку Павсанию Киниска на памятнике в свою честь написала:
Мои отцы и братья
были спартанскими царями,
Я одержала победу –
с командой
быстроногих коней
И воздвигла этот памятник
я, Киниска.
Я говорю, что я единственная
женщина в Греции
Завоевавшая этот венок.
Слайд 28

Гимна́сий (от др. греч. «голый», «обнаженный») – общественное образовательное учреждение

Гимна́сий  (от др. греч. «голый», «обнаженный») – общественное образовательное
учреждение для физического

воспитания юношей старше 18 лет, где упражнялись в
обнаженном виде.
Пале́стра (от др. греч. – борьба) - частная гимнастическая школа в Древней Греции,
где занимались мальчики с 12 до 16 лет. Часто палестрами назывались площадки
для упражнений в гимнасии.
Мальчики в палестрах также упражнялись в обнаженном виде.
Девушки и женщины в гимнасии и палестры не допускались.
Слайд 29

Школы для девушек - гетер Гетеры – это свободные женщины,

Школы для девушек - гетер


Гетеры – это свободные женщины, которые учились

в специализированных школах (одной из лучших была школа в Коринфе) музыке, искусству, риторике, танцам, умении одеваться, науке, а главное – умению понравится. Гетеры служили моделями для художников и скульпторов; они приветствовали поэтов в театре и ораторов в академиях. Они были украшением праздника, всякой военной и гражданской церемонии.
В историю вошли
имена подруг
великих людей:
Археанасса –
подруга Платона,
Компаста и Таис –
подруги
Александра Македонского
Аспазия - жена афинского
архонта Перикла.
Фрина – подруга
скульптора Праксителя
Слайд 30

Фрина была моделью скульптора Праксителя для статуи богини Афродиты Книдской.

Фрина была моделью скульптора Праксителя для статуи богини Афродиты Книдской. За это

Фрину обвинили в святотатстве и призвали к ответу в суде. Когда у ее защитника закончились аргументы, он обнажил тело натурщицы, и пораженные ее красотой судьи сняли все обвинения.
Слайд 31

Архаический период (VII – VI вв. до н.э.) Колонизация греками

Архаический период (VII – VI вв. до н.э.)
Колонизация греками других регионов.
Складывается

система права в реформах Солона и Клисфена
Первая философская система – натурфилософия – философия природы (Анаксимандр, Фалес, Пифагор).
Литература – эпос и лирика (Гесиод, Алкей, Сафо)
Архитектура – складывается типы храмов – периптер и диптер
Скульптура – отсутствие индивидуализации и статичность (куросы и коры)
Вазопись – чернофигурный и краснофигурный стиль
Слайд 32

Фалес Пифагор Сафо

Фалес

Пифагор

Сафо

Слайд 33

Периптер Диптер

Периптер

Диптер

Слайд 34

Краснофигурный стиль Чернофигурный стиль

Краснофигурный
стиль

Чернофигурный
стиль

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Классический период (V – IV вв. до н.э.) Период расцвета

Классический период (V – IV вв. до н.э.)

Период расцвета греческой культуры,

«греческое чудо»
Расцвет полисной демократии (Перикл)
Создание философских систем Платона и Аристотеля
Архитектура – разрабатывается ордерная система (дорический, ионический, коринфский), строится Афинский акрополь.
Скульптура – утвердился идеальный художественный образ человека (Фидий, Мирон, Поликтет, Лисипп, Пракситель)
Из празднеств в честь Диониса возник театр и сформировались его жанры – трагедия, комедия, сатировская драма (драматурги – Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан)
Слайд 41

Сократ Платон Аристотель

Сократ

Платон

Аристотель

Слайд 42

Эсхил Софокл Аристофан Еврипид Театральные маски котурны

Эсхил

Софокл

Аристофан

Еврипид

Театральные маски

котурны

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Храм Афины Парфенос

Храм Афины Парфенос

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.) Падение полисной системы и

Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.)
Падение полисной системы и образование единой

империи Александра Македонского,
Распространение греческой культуры на Ближний Восток и их синтез
Урбанизация – возникновение крупных городов (Александрия Египетская)
Развитие науки – геометрия (Эвклид), механика (Архимед)
Архитектура – величественность, стремление к гигантским размерам (Колосс Родосский, Александрийский маяк, Мавзолей в Галикарнасе)
Скульптура – преобладание портретного жанра, изображение чувств и эмоций, динамика
Литература – буколическая поэзия – сцены из сельской жизни.
Слайд 53

Мавзолей в Галикарнасе надгробный памятник карийского правителя Мавсола, сооружен в середине IV века до н. э.

Мавзолей в Галикарнасе надгробный памятник карийского правителя Мавсола, сооружен в середине

IV века до н. э.
Слайд 54

Александрийский маяк (Фаросский маяк) построен в III веке до н.

Александрийский маяк (Фаросский маяк) построен в III веке до н. э. на

острове Фарос около египетского города Александрии
Слайд 55

Слайд 56

Слайд 57

Слайд 58

Слайд 59

Цветная Греция

Цветная Греция

Слайд 60

Слайд 61

Слайд 62

Слайд 63

Слайд 64

Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67

Слайд 68

Культура и искусство Древнего Рима Периодизация культуры Древнего Рима: Царский

Культура и искусство Древнего Рима


Периодизация культуры Древнего Рима:
Царский период -

(VIII – VI вв. до н.э.)
Период Республики - (510 – 30-е гг. до н.э.)
Период империи - (30-е гг. до н.э. – 476 г. н.э.)
Слайд 69

Новеллы культуры Древнего Рима 1. Появление новых типов зданий (табулярий,

Новеллы культуры Древнего Рима

1. Появление новых типов зданий (табулярий, триумфальные

арки, базилики, термы, акведуки)
2. Использование бетонирования (новые элементы: арка, купол)
3. Развитие реалистического скульптурного портрета (развился из погребального фаюмского портрета)
Слайд 70

Фаюмский портрет

Фаюмский портрет

Слайд 71

Римский скульптурный портрет

Римский скульптурный портрет

Слайд 72

Слайд 73

Настенная живопись в Древнем Риме (стили помпейской живописи) I II III IV

Настенная живопись в Древнем Риме
(стили помпейской живописи)

I

II

III

IV

Слайд 74

I помпейский стиль

I помпейский стиль

Слайд 75

II помпейский стиль

II помпейский стиль

Слайд 76

III помпейский стиль

III помпейский стиль

Имя файла: Культура-и-искусство-античности.pptx
Количество просмотров: 89
Количество скачиваний: 0