Культура имперского периода (XVIII – XIX вв.) презентация

Содержание

Слайд 2

Основные черты культуры 1-й четверти XVIII в. Европеизация российской культуры

Основные черты культуры 1-й четверти XVIII в.

Европеизация российской культуры – резкая

смена эстетических и этических ориентиров
Культура полностью выходит из-под диктата церкви
Устанавливается зависимость развития культуры от государства
Обучение и создание сети образовательных учреждений.
Рождение светских форм и жанров в искусстве: светский портрет, светская архитектура. Европейский опыт в данном случае выступает в качестве образца для подражания
Утверждение в общественном сознании новых представлений о внесословной ценности человеческой личности, идеалы гражданской чести и достоинства.
Слайд 3

Изменения в быту Бородовой знак Современная реплика 1698 г. –

Изменения в быту

Бородовой знак
Современная реплика

1698 г. – указ о брадобритии -

те, кто отказывались сбривать бороду, должны были платить специальный налог: 60 руб. с дворянина, 100 руб. – с купца, 30 руб. – с иных горожан, 1 коп. с крестьянина при заезде в город
1700 г. – введение нового летоисчисления
Вводится европейская одежда для дворянства, чиновничества и армии
1702 г. – издание первой печатной газеты «Ведомости»
1708 г. – введение гражданского ширфта
1717 г. – «Юности честное зерцало»
Декабрь 1718 г. – введение ассамблей
Слайд 4

Просвещение и наука Здание Кунсткамеры Выстраивалась система образования для государственной

Просвещение и наука

Здание Кунсткамеры

Выстраивалась система образования для государственной элиты
На низшей ступени

находились «цифирные школы», на высшей – учреждения более высокого класса
Петр запретил дворянам жениться до окончания «цифирной школы»
В 1698 г. первая группа дворян была отправлена для обучения за границу
1699 г. – Пушкарская школа
1703 г. - частная школа Э. Глюка.
1707 г. - медицинская школа в Москве и Петербурге.
1712 г. - инженерная и артиллерийская школы.
1715 г. - Морская Академия в Петербурге.

1714 г. – создание Кунсткамеры
1725 г. – открытие Санкт-Петербургской академии наук

Слайд 5

Живопись Иван Никитин «Портрет Петра I», 1720 г. Иван Никитин «Петр на смертном одре», 1725 г.

Живопись

Иван Никитин «Портрет Петра I», 1720 г.

Иван Никитин «Петр на смертном

одре», 1725 г.
Слайд 6

Живопись Андрей Матвеев «Автопортрет с женой», 1729 г.

Живопись

Андрей Матвеев «Автопортрет с женой», 1729 г.

Слайд 7

Архитектура Летний дворец Петра, Доменико Трезини, 1710 – 1714 гг.

Архитектура

Летний дворец Петра, Доменико Трезини, 1710 – 1714 гг.

Слайд 8

Петропавловский собор, Доменико Трезини, 1712 – 1733 гг.

Петропавловский собор, Доменико Трезини, 1712 – 1733 гг.

Слайд 9

Здание Двенадцати коллегий, Доменико Трезини, 1722 – 1742 гг.

Здание Двенадцати коллегий, Доменико Трезини, 1722 – 1742 гг.

Слайд 10

Меншиковский дворец, Джованни Мария Фонтана, 1710 – 1720 гг.

Меншиковский дворец, Джованни Мария Фонтана, 1710 – 1720 гг.

Слайд 11

Меншикова башня или Храм Архангела Гавриила на Чистых прудах Находится

Меншикова башня или Храм Архангела Гавриила на Чистых прудах
Находится в Москве
Архитектор:

Иван Зарудный
Годы постройки: 1704 – 1707 гг.
Слайд 12

Общая схема смены архитектурных стилей

Общая схема смены архитектурных стилей

Слайд 13

Драматургия Комедиальная храмина, рисунок 1703 – 1707 гг. – представления

Драматургия

Комедиальная храмина, рисунок

1703 – 1707 гг. – представления в «Комедиальной храмине

в Москве»
Существовал также театр Славяно-греко-латинской академии
Слайд 14

Культура середины и 2-ой пол. XVIII в. 1. Самодержавие достигает

Культура середины и 2-ой пол. XVIII в.

1. Самодержавие достигает кульминации,

вступает в эпоху «просвещенного абсолютизма».
2. Влияние идей Просвещения на культурное развитие.
3. В общественном сознании формируется понимание значения культурного процесса, возрастает интерес к гуманитарным и мировоззренческим аспектам.
4. Ведущая роль дворянства в становлении национального самосознания, осознание единства с мировой культурой.
5. Постепенное формирование капиталистического уклада жизни некоторых групп населения.
6. Сложение национальной культуры - достигшая определенной степени общности культура нации, формирующаяся в условиях возникновения и утверждения капиталистического уклада.
Слайд 15

Просвещение и наука Казаковский корпус МГУ, 1782 – 1786 гг.

Просвещение и наука

Казаковский корпус МГУ, 1782 – 1786 гг.
Архитектор: Матвей Казаков
Стиль:

классицизм

1755 г. – создание Московского университета
Учредители: М. Ломоносов, П. Шувалов
Университет имел философский, юридический и медицинский факультеты
1757 г. – основание Академии художеств в Петербурге
1764 г. – Смольный институт благородных девиц

К концу XVIII в. было 288 народных школ = 22 тыс. учеников
К концу XVIII в. существовало пять кадетских корпусов

Слайд 16

Публицистика XVIII в. 1. Феофан Прокопович «Правда о воле монаршей»

Публицистика XVIII в.

1. Феофан Прокопович «Правда о воле монаршей» - обоснование

неограниченной царской власти, оправдание права монарха выбирать своего наследника
2. И.И. Шувалов (1727 – 1797 гг.) предлагал ввести «непременные законы», направленные на поддержание «общего блага»
3. «Наказ» Екатерины II – компиляция идей французских просветителей: защита от судебного произвола, законность, гарантия свободы, частной собственности
4. Николай Новиков «Трутень», «Живописец» - осуждение крепостного права
5. Александр Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность» - осуждение крепостного права, свержение монархического правления, расправа над помещиками
Слайд 17

Архитектура Зимний дворец, Франческо Растрелли, 1754 – 1762 гг.

Архитектура

Зимний дворец, Франческо Растрелли, 1754 – 1762 гг.

Слайд 18

Смольный собор Архитектор: Франческо Растрелли Годы постройки: 1748 – 1835 гг. Классический пример стиля «елизаветинское барокко»

Смольный собор
Архитектор: Франческо Растрелли
Годы постройки: 1748 – 1835 гг.
Классический пример стиля

«елизаветинское барокко»
Слайд 19

Большой Екатерининский дворец, Франческо Растрелли, 1743 – 1756 гг.

Большой Екатерининский дворец, Франческо Растрелли, 1743 – 1756 гг.

Слайд 20

Большой дворец в Петергофе, Франческо Растрелли, 1714 – 1755 гг.

Большой дворец в Петергофе, Франческо Растрелли, 1714 – 1755 гг.

Слайд 21

Строгановский дворец, Франческо Растрелли, 1752 – 1754 гг.

Строгановский дворец, Франческо Растрелли, 1752 – 1754 гг.

Слайд 22

Здание Академии художеств в Петербурге, Александр Кокоринов, 1764 – 1788 гг.

Здание Академии художеств в Петербурге, Александр Кокоринов, 1764 – 1788 гг.

Слайд 23

Таврический дворец, Иван Старов, 1783 – 1789 гг.

Таврический дворец, Иван Старов, 1783 – 1789 гг.

Слайд 24

Дом Пашкова в Москве, Василий Баженов, 1784 – 1786 гг.

Дом Пашкова в Москве, Василий Баженов, 1784 – 1786 гг.

Слайд 25

Голицынская больница в Москве, Матвей Казаков, 1802 г.

Голицынская больница в Москве, Матвей Казаков, 1802 г.

Слайд 26

Михайловский замок, Василий Баженов, 1797 – 1800 гг.

Михайловский замок, Василий Баженов, 1797 – 1800 гг.

Слайд 27

Сенатский дворец в Кремле, Матвей Казаков, 1776 – 1787 гг.

Сенатский дворец в Кремле, Матвей Казаков, 1776 – 1787 гг.

Слайд 28

Скульптура Медный всадник, Этьен Фальконе, 1768 – 1770 гг.

Скульптура

Медный всадник, Этьен Фальконе, 1768 – 1770 гг.

Слайд 29

Скульптура Петра I в Михайловском замке, Карло Растрелли, 1747 г. Поставлена в 1800 г.

Скульптура Петра I в Михайловском замке, Карло Растрелли, 1747 г. Поставлена

в 1800 г.
Слайд 30

Екатерина II в образе Фемиды Скульптор: М.И. Козловский 1796 г.

Екатерина II в образе Фемиды
Скульптор: М.И. Козловский
1796 г.

Слайд 31

Памятник Суворову в образе Марса Скульптор: М.И. Козловский 1801 г.

Памятник Суворову в образе Марса
Скульптор: М.И. Козловский
1801 г.

Слайд 32

Творчество скульптора Федота Шубина (1740 – 1805 гг.) Екатерина II Законодательница Бюст Ломоносова Бюст Павла I

Творчество скульптора Федота Шубина (1740 – 1805 гг.)

Екатерина II Законодательница

Бюст Ломоносова

Бюст

Павла I
Слайд 33

Живопись Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме Художник: Иван Аргунов 1784 г.

Живопись

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
Художник: Иван Аргунов
1784 г.

Слайд 34

Прощание Гектора с Андромахой, Антон Лосенко, 1773 г.

Прощание Гектора с Андромахой, Антон Лосенко, 1773 г.

Слайд 35

Портрет Павла I Художник: В.Л. Боровиковский 1800 г.

Портрет Павла I
Художник: В.Л. Боровиковский
1800 г.

Слайд 36

Екатерина II Законодательница в храме Правосудия Художник: Дмитрий Левицкий 1783 г.

Екатерина II Законодательница в храме Правосудия
Художник: Дмитрий Левицкий
1783 г.

Слайд 37

Литература Д. Фонвизин – «Недоросль», «Бригадир» М. В. Ломоносов -

Литература

Д. Фонвизин – «Недоросль», «Бригадир»
М. В. Ломоносов - создал русскую трагедию

и русскую оду.
Г.Р. Державин – оды
В. Тредиаковкский - разработал теорию стихосложения, ввел понятие стопы.
И. Крылов - басни, написал 2 трагедии «Филомена» и «Клеопатра»
И. Карамзин – «Бедная Лиза»
Слайд 38

Практика 1) Данный памятник является образцом реалистического направления в искусстве.

Практика

1) Данный памятник является образцом реалистического направления в искусстве.
2) Данный памятник

установлен по повелению императрицы Екатерины II.
3) Император, которому установлен данный памятник, правил во второй четверти XVIII в.
4) Данный памятник известен под названием «Медный всадник».
5) Автором данного памятника является Ф. И. Шубин.
Слайд 39

Культура России в 1-ой пол. XIX в. Подъем национального самосознания,

Культура России в 1-ой пол. XIX в.

Подъем национального самосознания, после победы

над Наполеоном
Расширение сети университетов и других образовательных учреждений
Официальная культура начинает противопоставлять отечественное западному
Постепенное формирование интеллигенции
Слайд 40

Образование и просвещение Здание Казанского университета К 1819 г. в

Образование и просвещение

Здание Казанского университета

К 1819 г. в России становится 6

университетов: Московский, Санкт-Петербургский (1819), Виленский, Харьковский, Дерптский (1802), Казанский (1804)
Появились и специализированные учебные заведения: Межевой, Лесной, Педагогический институты, Техническое училище, Земледельческая школа
Образование очень сильно страдало от перипетий государственной политики:
1819 г. – ревизия Магницкого в Казанском университете
1827 г. – запрет принимать детей крепостных
1835 г. – новый университетский устав

К сер. XIX в. в каждой губернии было около 130 начальных школ

Слайд 41

Архитектура Казанский собор в Петербурге, А.Н. Воронихин, 1801 – 1811 гг.

Архитектура

Казанский собор в Петербурге, А.Н. Воронихин, 1801 – 1811 гг.

Слайд 42

Горный институт, А.Н. Воронихин, 1806 – 1811 гг.

Горный институт, А.Н. Воронихин, 1806 – 1811 гг.

Слайд 43

Исаакиевский собор, Огюст Монферран, 1818 – 1858 гг.

Исаакиевский собор, Огюст Монферран, 1818 – 1858 гг.

Слайд 44

Здание Адмиралтейства, А.Д. Захаров, 1823 г.

Здание Адмиралтейства, А.Д. Захаров, 1823 г.

Слайд 45

Здание Главного штаба, К. Росси, 1819 – 1829 гг.

Здание Главного штаба, К. Росси, 1819 – 1829 гг.

Слайд 46

Михайловский дворец (Русский музей), К. Росси, 1819 – 1825 гг.

Михайловский дворец (Русский музей), К. Росси, 1819 – 1825 гг.

Слайд 47

Александринский театр, К. Росси, 1827 – 1832 гг.

Александринский театр, К. Росси, 1827 – 1832 гг.

Слайд 48

Большой театр в Москве, Осип Бове, 1853 – 1856 гг.

Большой театр в Москве, Осип Бове, 1853 – 1856 гг.

Слайд 49

Николаевский (Ленинградский) вокзал, К. Тон, 1844 – 1851 гг.

Николаевский (Ленинградский) вокзал, К. Тон, 1844 – 1851 гг.

Слайд 50

Большой кремлевский дворец, К. Тон, 1838 – 1849 гг.

Большой кремлевский дворец, К. Тон, 1838 – 1849 гг.

Слайд 51

Скульптура Александровская колонна на Дворцовой площади Скульптор: Огюст Монферран 1834 г.

Скульптура

Александровская колонна на Дворцовой площади
Скульптор: Огюст Монферран
1834 г.

Слайд 52

Квадрига на здании Большого театра, Петр Клодт, 1856 г.

Квадрига на здании Большого театра, Петр Клодт, 1856 г.

Слайд 53

Квадрига Аполлона на Александринском театре, В.И. Демут-Малиновский, 1832 г.

Квадрига Аполлона на Александринском театре, В.И. Демут-Малиновский, 1832 г.

Слайд 54

Памятник Николаю I Скульптор: П. Клодт 1856 – 1859 гг.

Памятник Николаю I
Скульптор: П. Клодт
1856 – 1859 гг.

Слайд 55

Живопись Карл Брюллов, «Последний день Помпеи», 1830 – 1833 гг.

Живопись

Карл Брюллов, «Последний день Помпеи», 1830 – 1833 гг.

Слайд 56

Всадница Художник: Карл Брюллов 1832 г.

Всадница
Художник: Карл Брюллов
1832 г.

Слайд 57

Портрет Пушкина Художник: Орест Кипренский 1827 г.

Портрет Пушкина
Художник: Орест Кипренский
1827 г.

Слайд 58

Гитарист Художник: Василий Тропинин 1839 г.

Гитарист
Художник: Василий Тропинин
1839 г.

Слайд 59

«На пашне. Весна», Алексей Венецианов, 1-я пол. 1820-х гг.

«На пашне. Весна», Алексей Венецианов, 1-я пол. 1820-х гг.

Слайд 60

«Сватовство майора», Павел Федотов, 1848 г.

«Сватовство майора», Павел Федотов, 1848 г.

Слайд 61

«Явление Христа народу», Алексей Иванов, 1837 – 1857 гг.

«Явление Христа народу», Алексей Иванов, 1837 – 1857 гг.

Слайд 62

Культура 2-ой пол. XIX в. 1. Противоречия феодальных и буржуазных

Культура 2-ой пол. XIX в.

1. Противоречия феодальных и буржуазных отношений. Развитие

капитализма в России. Необходимость преобразований.
2. Воспитание нового поколения интеллигенции и революционеров.
3. Рост грамотности и образованности.
4. Искусство приобретает демократический характер, становится популярным критический реализм
5. Главная тема – оппозиция народа и государства
6. Завязываются основные узлы противоречий, неразрешенные до сих пор (кто виноват и что делать?).
Слайд 63

Образование и наука «В сельской школе». Маковский В.Е. Реформы Александра

Образование и наука

«В сельской школе». Маковский В.Е.

Реформы Александра II положительно повлияли

на развитие системы образования
Самым массовым типом начальной школы стала трехлетняя земская школа – к 1914 г. в стране их будет 40 тыс.
1862, 1866 гг. – открытие Петербургской и Московской консерваторий
1888 г. – открытие Томского университета
Слайд 64

Архитектура В архитектуре из элементов ренессанса, барокко, рококо, неомавританского стиля

Архитектура

В архитектуре из элементов ренессанса, барокко, рококо, неомавританского стиля формируется эклектика

Здание

Государственного банка в Москве, Константин Бычковский, 1890 – 1894 гг.
Слайд 65

Государственный исторический музей в Москве, Владимир Шервуд, 1875 – 1883 гг.

Государственный исторический музей в Москве, Владимир Шервуд, 1875 – 1883 гг.

Слайд 66

Храм Христа Спасителя, К. Тон, 1837 – 1860 гг.

Храм Христа Спасителя, К. Тон, 1837 – 1860 гг.

Слайд 67

Здание Городской думы в Москве, Д.Н. Чичагов, 1890 – 1892 гг.

Здание Городской думы в Москве, Д.Н. Чичагов, 1890 – 1892 гг.

Слайд 68

Храм Спаса-на-Крови в Петербурге, Альфред Парланд, 1883 – 1907 гг.

Храм Спаса-на-Крови в Петербурге, Альфред Парланд, 1883 – 1907 гг.

Слайд 69

Скульптура Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, Михаил Микешин, 1862 г.

Скульптура

Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, Михаил Микешин, 1862 г.

Слайд 70

Памятник Пушкину в Москве Скульптор: А.М. Опекушин 1880 г.

Памятник Пушкину в Москве
Скульптор: А.М. Опекушин
1880 г.

Слайд 71

Живопись «Тройка», В. Перов, 1866 г. В 1863 г. группа

Живопись

«Тройка», В. Перов, 1866 г.

В 1863 г. группа художников во главе

с И. Крамским вышла из Академии художеств, не желая писать выпускную работу на мифологический сюжет – «бунт четырнадцати»
1870 г. – основание Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)
С 1871 по 1923 г. состоялось 48 выставок этих художников
Слайд 72

«Сельский крестный ход на Пасху», В. Перов, 1861 г.

«Сельский крестный ход на Пасху», В. Перов, 1861 г.

Слайд 73

«Христос в пустыне», И. Крамской, 1872 г.

«Христос в пустыне», И. Крамской, 1872 г.

Слайд 74

«Петр I допрашивает своего сына Алексея в Петергофе» Николай Ге, 1871 г.

«Петр I допрашивает своего сына Алексея в Петергофе» Николай Ге, 1871

г.
Слайд 75

Грачи прилетели Художник: Алексей Саврасов 1871 г.

Грачи прилетели
Художник: Алексей Саврасов
1871 г.

Слайд 76

«Вечер на пашне», Исаак Левитан, 1883 г.

«Вечер на пашне», Исаак Левитан, 1883 г.

Слайд 77

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», И. Репин, 1880 – 1891 гг.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», И. Репин, 1880 – 1891 гг.

Слайд 78

«Арест пропагандиста», И. Репин, 1880 – 1889 гг.

«Арест пропагандиста», И. Репин, 1880 – 1889 гг.

Слайд 79

«Утро стрелецкой казни», В. Суриков, 1881 г.

«Утро стрелецкой казни», В. Суриков, 1881 г.

Слайд 80

«Богатыри», Виктор Васнецов, 1881 – 1898 гг.

«Богатыри», Виктор Васнецов, 1881 – 1898 гг.

Слайд 81

Итоги развития культуры к кон. XIX в. 1. Утверждение демократической

Итоги развития культуры к кон. XIX в.

1. Утверждение демократической культуры.
2. Утверждение

национальных форм и традиций в искусстве.
3. Русская культура получила всемирное признание и развивается в общем русле мирового художественного процесса.
4. Культура наполняется новым гражданственным содержанием.
5. Интеллигенция является локомотивом развития культуры 
Имя файла: Культура-имперского-периода-(XVIII-–-XIX-вв.).pptx
Количество просмотров: 13
Количество скачиваний: 0