Культура Руси 14-15 вв. Самопроверка презентация

Содержание

Слайд 2

Самопроверка

ИТОГО – 20 баллов

Слайд 3

Культура России в XIV – XVI веках

Слайд 4

Особенности развития русской культуры в XIV-XV вв.

Начинается культурное возрождение
Руси
Главной темой становится

укрепление
мощи российского государства.
Начинается возрождение единой
русской культуры, впитывающей в себя лучшие достижения, имевшиеся в отдельных русских землях.
Освобождение от Ордынского владычества делают возможными культурные контакты с другими государствами.
Начинается постепенное преодоление культурной разобщенности

Слайд 5

Устное народное творчество.

героический былинный

эпос

Владимир Красное Солнышко

Садко

Идеи объединения

Идеи борьбы с поработителями

Обращение к славному

прошлому страны

Слайд 6

Исторические песни

Отклик на происходящие события

Герои песен – простые люди, совершавшие подвиги в борьбе

за освобождение.

Авдотья-Рязаночка

Евпатий Коловрат

Слайд 7

Литература XIV – XV вв.

Центральная тема- борьба против иноземных захватчиков.

ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ

жанр -

«Повесть о

разорении Рязани Батыем»

«Лучше нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти»

О взятии Рязани и трагической судьбе княжеской семьи.

О герое-богатыре Евпатии Коловрате и его отряде, наводившем ужас на врага.

Слайд 8

«Задонщина»

О победе русских дружин в Куликовской битве.

Автор Сафоний Рязанец

«Сказание о Мамаевом побоище»

Автор неизвестен

Слайд 9

«Хождение за три моря»

Автор тверской купец Афанасий Никитин

В 1466 году отправился с торговыми

целями на Северный Кавказ. В конечном итоге эта поездка превратилась в многолетнее путешествие по Востоку – Ирану и Индии.

Слайд 10

ОБЩЕРУССКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ

жанр -

«Троицкая летопись»

«Московская летопись»

1479 год

н.XV века

Слайд 11

ЖИТИЯ СВЯТЫХ

«Житие Михаила Черниговского».
Было составлено неизвестным автором про князя Михаила Всеволодовича Черниговского, казненного

в Орде за отказ поклониться местным святыням. Причислен к лику святых.

«Житие Александра Невского»
В нем наряду с
благочестивыми
рассуждениями
можно найти и
красочные описания
военных побед
Александра.
Это произведения стало украшением древнерусской литературы.

«Повесть о Михаиле Тверском». В народе его считали героем, который отдал жизнь за веру и «за други своя».

Он написал «Житие Сергия Радонежского» и «Житие Стефана Пермского».

Лучшим русским писателем того времени был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый.

Слайд 12

Похвальные слова

Это своего рода панегирик, в котором перечисляются заслуги правителя перед народом и

церковью. В отличие от жития здесь содержится больше сведений о личности героя, о его политике и даже о домашних делах.

«Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича». Написано неизвестным автором после его кончины.

«Инока Фомы слово похвальное…». В нем прославляются деяния тверского князя Бориса Александровича. Она была написана при жизни князя , что предает повествования большую историческую достоверность.

Слайд 13

При Иване III был составлен «Судебник» — общерусский свод законов того времени.

Судебник Ивана

III

Слайд 14

«Судебник» сильно отличался от древней «Русской Правды». Запрещались месть и самоуправство, суд полностью

возлагался на государство (бояр и окольничих).

Рябушкин А.П. Боярская дума.

Слайд 15

Строже стали наказания — были введены смертная казнь (за тяжкие и государственные преступления)

и торговая казнь — принародное битье кнутом.

Битье в проводку по торгам и рядам. Из книги Н. Евреинова «История телесных наказаний в России». 1910.

Слайд 16

«Судебник» Ивана III объединял теперь все земли Московского государства едиными законами. Это также

способствовало укреплению единства России.

Коваленко И.А. Великий князь Иоанн III Васильевич принимает великое посольство. Славен трон и велик у Московских владык (1487г.).

Слайд 17

В течение двух столетий монголо-татарского ига на Русской земле были забыты многие ремесла

и профессии, утеряны секреты мастерства.

Возрождение хозяйственной жизни

И. Глазунов. Зарево

Слайд 18

По заказу Ивана III из Германии на Русь были привезены мастера, умевшие находить

золотую, серебряную, медную руду. В Печорской, Югорской землях и на Северном Урале началась добыча полезных ископаемых.

Слайд 19

Литейное дело ставилось на широкую ногу. Итальянские мастера отливали в Москве пушки, колокола,

чеканили монеты.

Пушечно-литейный двор на р.Неглинной. Васнецов А.М.

Слайд 20

Украшение Кремля

В связи с усилением власти московского государя и укреплением международного положения Русского

государства одной из важнейших задач при Иване III становится укрепление и украшение столицы и её центра – Московского Кремля

София Палеолог

Иван III

Слайд 21

Для строительных работ Иваном III были приглашены и итальянские архитекторы, которые в то

время знали секреты строительного мастерства лучше, чем русские умельцы.

Каменных дел мастера. В. Алтухов

Слайд 22

Каменные стены, поставленные Дмитрием Донским и вытерпевшие немало вражеских нашествий, изрядно обветшали и

начали разрушаться.

Иван III на строительстве Кремля. О. Гроссе

Слайд 23

Вместо них итальянские мастера возводят новые крепкие стены с большим количеством башен, ворот,

каменными мостами, с многочисленными тайниками и потайными переходами.

Московский Кремль времен Ивана III.

Слайд 24

Стены и башни Московского Кремля были построены в 1485-1495 гг. Стены Кремля должны

были отвечать требованиям современной фортификации. Башни были увенчаны деревянными шатрами, каждая имела площадку с навесными бойницами

Слайд 25

Успенский собор был построен Иваном III в 1475–1479 годах на месте старого собора

времен Ивана Калиты.

Успенский собор

Строительство нового Успенского собора в Московском Кремле. Миниатюра Лицевого летописного свода 16 века.

Главный собор Кремля должен был стать символом духовного могущества Руси.

Слайд 26

Для его постройки из Венеции был приглашен искуснейший зодчий своего времени Фиораванти, за

мудрость прозванный Аристотелем.

Строительная деятельность в Москве итальянского мастера Аристотеля Фиораванти. 1475. Миниатюра летописного свода XVI в. Фрагмент.

Прежде чем начать постройку собора, Фиораванти по указанию князя отправился по Руси изучать древнерусскую архитектуру.

Успенский собор

Слайд 27

Строя московский Успенский собор, Фиораванти взял за образец Успенский собор предыдущего административного и

духовного центра Руси — города Владимира.

Успенский собор во Владимире

Слайд 28

Все части здания служат выявлению основных соотношений высоты и ширины, и это создаёт

впечатление ясности,
мощи и простоты

Успенский собор

Слайд 30

Здесь возводили на кафедру и погребали митрополитов Московских и патриархов всея Руси.

Слайд 31

В 1484 году по приказу Ивана III началось строительство храма
под руководством псковских мастеров Кривцова

и Мышкина.

Благовещенский собор

Слайд 32

Замечательный собор Благовещения Пресвятой Богородицы,
в котором стоит иконостас, написанный самими
Феофаном Греком

и Андреем Рублевым…

Благовещенский собор

Слайд 33

Третий из основных кремлёвских соборов, выходящих на Соборную площадь, - Архангельский – служил

местом погребения московских государей

Строил Архангельский собор итальянский мастер
Алевиз Новый

Архангельский собор

Слайд 35

Снаружи собор похож на светскую постройку.
Стены его разделены на два этажа карнизом

и обработаны ордером: расчленены пилястрами, арками, филёнками

Закомары украшены декоративными раковинами

Слайд 36

Палата предназначалась для торжественных приёмов. Фасадом своим она выходит на Соборную площадь, и

гранёные камни её облицовки, которые дали основание для её названия, контрастируют с гладкой поверхностью Успенского собора

Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Грановитая палата

Слайд 38

Внутри Грановитой палаты находится большой зал с низким и мощным столбом посредине, от

которого отходят четыре крестовых свода. Столб этот служит опорой и архитектурным центром обширного парадного помещения

Слайд 39

Иван Великий

Миновав его, посетитель оказывался на площади, где находились кремлёвские соборы, со всех

сторон его обступали главнейшие сооружения Кремля, созданные при Иване III и Василии III – соборы, Грановитая палата и царские терема с знаменитым Красным крыльцом

В глубине обширной Ивановской площади высился столп
Ивана Великого

Слайд 40

Русская живопись XIV века.

Феофан Грек

(около 1340 — около 1410)
- великий иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых

росписей

Догадайтесь –
какая страна
является родиной
Феофана?

Слайд 41

Донская икона
Божией Матери

родился в Византии,
до приезда на Русь работал в Константинополе, 
Халкидоне 
(пригород Константинополя),
генуэзских Галате и Кафе

(ныне Феодосия в Крыму)

Русская живопись XIV века.

Феофан Грек

Слайд 42

Фресковая роспись новгородской церкви Спаса на Ильиной улице.

Русская живопись XIV века.

Феофан Грек

Слайд 43

Феофан Грек расписывал:

Церковь Рождества

Кремлевский терем Василия I

Архангельский собор

Иконостас Благовещенского собора

Архангельский собор Кремля

Слайд 44

Андрей Рублев

Памятник Андрею Рублёву
у Спасо-Андроникова монастыря в Москве

(около 1360 - 17 октября 1428)
наиболее известный

и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XVв.
Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.

Принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре
под именем Андрей;
мирское имя неизвестно

Русская живопись XIV века.

Памятник
Андрею Рублёву
во Владимире

Слайд 45

В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский

собор Московского Кремля (фрески не сохранились), в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире

В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса.

Роспись иконописцем
Андреем Рублевым
Спасского собора
Андроникова монастыря 

Русская живопись XIV века.

Андрей Рублев

Слайд 46

В конце XIV — начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412) Рублёв

создал свой шедевр — икону «Живоначальная Троица»

По общепринятой в настоящий момент версии, основанной на церковном предании, икона была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона

Русская живопись XIV века.

Слайд 47

Спас
из Звенигородского чина, рубеж XIV—XV веков

Апостол Павел.
1410—1420

Слайд 48

Дионисий

ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций

Андрея Рублева.

Росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре

Успенская церковь в Москве

Стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром.

Русская живопись XIV века.

Слайд 49

Варвара
Великомученица

Одигитрия
Смоленская

Слайд 50

Сошествие во ад.
1495—1504 гг. 
Русский музей

Димитрий Прилуцкий с житием, икона из Спасо-Прилуцкого монастыря

Имя файла: Культура-Руси-14-15-вв.-Самопроверка.pptx
Количество просмотров: 15
Количество скачиваний: 0