Слайд 2
![Особенности культуры XIV-XV вв. Замедление темпов культурного развития вследствие татаро-монгольского](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-1.jpg)
Особенности культуры
XIV-XV вв.
Замедление темпов культурного развития вследствие татаро-монгольского нашествия
Некоторое обогащение,
благодаря взаимодействию древнерусской и восточной культур
Сохранение некоторых старых культурных центров (Новгород, Псков) и появление новых – Москва, Тверь
Слайд 3
![Основные идеи Тема феодальной раздробленности Тема татаро-монгольского нашествия, его последствий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-2.jpg)
Основные идеи
Тема феодальной раздробленности
Тема татаро-монгольского нашествия, его последствий
Тема ликвидации ордынского
ига через собирание русских земель
Слайд 4
![Архитектурный стиль Новгорода в 14 – 15 вв. В 13](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-3.jpg)
Архитектурный стиль Новгорода в 14 – 15 вв.
В 13 веке
храмовое строительство полностью переходит от князей к самим новгородцам. Церковные здания возводятся на средства горожан. Во второй половине 13 века каменное строительство полностью замерло (натиск с северо-запада, дань орде). Первой возобновила каменное зодчество Тверь. А за ней Новгород. Уже в 1292 году новгородцы строят церковь Николы на Липне, а в 14 столетии создается ряд храмов, отличающихся завершенностью и зрелостью архитектурных форм. Новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. Небольшие четырехстолпные одноглавые храмы с почти кубическими пропорциями здания. Храм был расчитан на небольшую группу прихожан одной улицы. Они же собирали деньги на его строительство. Новгородские мастера отказались от закомар, апсиду опустили до середины стены в пользу трехлопастного покрытия – излюбенный зодчих 14-15 вв., символом новгородского стиля. Плинфа не использовалась, выкладывали храм из грубо отесанного известняка и валунов. Это придавало стенам волнистую поверхность. Храмы производят двойственное впечатление. С одной стороны, от невысоких кряжистых церквей исходит дыхание грубоватой силы, с другой – изящество декора и продуманность форм говорят о высокой культуре зодчества.
Слайд 5
![«Идеал новгородца – сила, и его красота – красота силы» И.Э.Грабарь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-4.jpg)
«Идеал новгородца – сила, и его красота – красота силы»
И.Э.Грабарь
Слайд 6
![Архитектура. Новгородская школа Церковь Николы на Липне (1292) Новгород](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-5.jpg)
Архитектура.
Новгородская школа
Церковь Николы на
Липне (1292) Новгород
Слайд 7
![Церковь Фёдора Стратилата Церковь Спаса Преображения на Ручью (1360 г.) на Ильине улице (1374 г.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-6.jpg)
Церковь Фёдора Стратилата Церковь Спаса Преображения
на Ручью (1360 г.) на
Ильине улице (1374 г.)
Слайд 8
![Церковь Власия Церковь Симеона Богоприимца (1407 г.) в Зверине монастыре (1467 г.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-7.jpg)
Церковь Власия Церковь Симеона Богоприимца
(1407 г.) в Зверине монастыре (1467
г.)
Слайд 9
![Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406 г.) Церковь Петра и Павла на Славне (1367 г.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-8.jpg)
Церковь Петра и
Павла в Кожевниках (1406 г.)
Церковь Петра и Павла
на Славне (1367 г.)
Слайд 10
![Городская (светская) архитектура Новгорода В Новгороде помимо церковной развивалась светская](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-9.jpg)
Городская (светская) архитектура Новгорода
В Новгороде помимо церковной развивалась светская архитектура. Уже
в начале 13 века город располагал каменной крепостью – Детинцем. В 15 веке на Владычном дворе была возведена каменная Грановитая палата, в которой собирались на совет родовитые бояре.
Слайд 11
![Башня «Часозвоня» 1423 г. Башня Кокуй Детинца 15 век](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-10.jpg)
Башня «Часозвоня» 1423 г.
Башня Кокуй Детинца 15 век
Слайд 12
![Ярославово дворище Владимирская башня Детинца Торговая сторона](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-11.jpg)
Ярославово дворище
Владимирская башня Детинца
Торговая сторона
Слайд 13
![Грановитая палата на Владычином дворе.15 век](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-12.jpg)
Грановитая палата на Владычином дворе.15 век
Слайд 14
![Грановитая палата](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-13.jpg)
Слайд 15
![Иконопись. Новгородская школа. Пророки Даниил, Давид и Соломон](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-14.jpg)
Иконопись. Новгородская школа.
Пророки Даниил, Давид и Соломон
Слайд 16
![Битва Новгородцев с суздальцами](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-15.jpg)
Битва Новгородцев с суздальцами
Слайд 17
![Обострение отношений Новгорода с Москвой во второй половине 15 века](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-16.jpg)
Обострение отношений Новгорода с Москвой во второй половине 15 века вызвало
появление иконы «Битва новгородцев с суздальцами» (Чудо от иконы «Знамение»). Она воспринимается как историческая картина. Тема ее поражение суздальского войска под стенами Новгорода в 1169 г. Икона должна была вызывать чувство местного патриотизма и вдохновлять на борьбу за сохранение независимости Новгорода, которому в трудный час приходили на помощь силы небесные. Таков публицистический подтекст иконы.
Слайд 18
![Святой Никола Устюжское Благовещение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-17.jpg)
Святой Никола Устюжское Благовещение
Слайд 19
![Спас Нерукотворный Вторая половина 12 века. Новгород Прославление Креста. (Оборотная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-18.jpg)
Спас Нерукотворный
Вторая половина 12 века. Новгород
Прославление Креста.
(Оборотная сторона
иконы «Спас Неруковтворный». Вторая половина 12 века. Новгород)
Слайд 20
![Зодчество Пскова Своеобразием отличалось зодчество Пскова, обособившегося в середине 14](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-19.jpg)
Зодчество Пскова
Своеобразием отличалось зодчество Пскова, обособившегося в середине 14 века от
Новгорода и ставшего центром самостоятельной феодальной республики. Больших успехов достигли местные зодчие в крепостном строительстве. В 1330 году возведены каменные стены Изборска – одного из крупнейших военных сооружений Древней Руси. В самом Пскове был построен каменный Кремль, общая длина стен которого составляла около 9 км. Вся архитектура города имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны, почти лишены декоративного убора.
Слайд 21
![Архитектура. Псковская школа. Изборск Изборск (крепостная стена) (Башня-Луковка)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-20.jpg)
Архитектура. Псковская школа.
Изборск Изборск (крепостная стена)
(Башня-Луковка)
Слайд 22
![Псковский Кремль](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-21.jpg)
Слайд 23
![Церковь Василия на горке Церковь Николы на Усохе (1413 г.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-22.jpg)
Церковь Василия на горке Церковь Николы на Усохе
(1413 г.)
Слайд 24
![Иконопись. Псковская школа. Богоматерь Умиление Борис и Глеб на конях](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-23.jpg)
Иконопись. Псковская школа.
Богоматерь Умиление Борис и Глеб на конях
Слайд 25
![Богоматерь Знамение Голова святого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-24.jpg)
Богоматерь Знамение Голова святого
Слайд 26
![Феофан Грек Вторую половину 14- начало 15 века называют «золотым](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-25.jpg)
Феофан Грек
Вторую половину 14- начало 15 века называют «золотым веком»
стенной живописи Руси. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, потом в Москве. Он приехал из Византии уже зрелым живописцем и отдал свое мастерство новой родине.
Слайд 27
![Нет точных сведений о том, где и когда была написана](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-26.jpg)
Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона
«Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Икона является двухсторонней, на одной стороны написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление», и впоследствии икона получила название «Богоматерь Умиления Донская». В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов.
Слайд 28
![Легенда. Однажды Христос взял с собой трех учеников – апостолов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-27.jpg)
Легенда. Однажды Христос взял с собой трех учеников – апостолов Петра,
Иакова и Иоанна – и взошел с ними на высокую гору Фавор. Там Христос преобразился:» одежды его сделались белыми как свет, и лицо его просияло как солнце». Учитель предстал перед учениками в невиданном блеске Божественной Славы. Апостолы пали и очень испугались. А к Христу приблизились великие пророки древности Моисей и Илия.
Знаменитая икона «Преображение» связана с именем Феофана Грека. Вероятно мастер помогал своим ученикам. Любимая тема Феофана Грека – преображающий, потрясающий основы мироздания Божественный свет – получает здесь ярчайшее выражение.. Христос стоит на вершине горы в белоснежных одеждах, в ореоле блистающего света. Небесное сияние пронизывает всю икону, сверкающие голубые лучи направлены к ликам потрясенных учеников. Божественный свет преображает их души, срывает с глаз завесу неверия. В праздник Преображения 6 августа (19 августа по новому стилю) на Руси освящали первые плоды нового урожая. Этот день еще называют Яблочным Спасом. Люди радовались изобилию плождов и славили Бога, подарившего земле живительный свет Преображения.
Слайд 29
![Столпник](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-28.jpg)
Слайд 30
![Троица (1378 г.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-29.jpg)
Слайд 31
![Андрей Рублёв Андрей Рублев. Троица. 1425-1427 гг. Москва](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-30.jpg)
Андрей Рублёв
Андрей Рублев. Троица. 1425-1427 гг. Москва
Слайд 32
![Иоанн Предтеча Апостол Павел](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-31.jpg)
Иоанн Предтеча Апостол Павел
Слайд 33
![Апостолы Пётр и Павел Архангел Михаил](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/165368/slide-32.jpg)
Апостолы Пётр и Павел Архангел Михаил