Слайд 2ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ
Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры.
Появились местные культурные
центры. В них стали складываться собственные культурные традиции.
Великий Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме, Галич.
Слайд 3ЛИТЕРАТУРА
Летописи теперь ведутся в каждом крупном княжестве.
XII в. - «Слово о полку
Игореве».
Автор его неизвестен.
В основе историческое событие 1185 г. — неудачный поход против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича.
Тревога за судьбу Руси и ее независимость роднит «Слово о полку Игореве» с другими выдающимися произведениями ХII-ХIII вв. — «Словом» и «Молением» Даниила Заточника.
Слайд 4
церковь Спаса на Нередице,
1198 г.
близ Новгорода.
Простота композиции, однокупольность, суровость, скупость декора
Слайд 5РОСТОВО (ВЛАДИМИРО) -СУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО
пышность и торжественность
Успенский Собор во Владимире
Дмитриевский Собор во Владимире
Слайд 6
Храм Покрова Богородицына Нерли
1160-х гг.
по приказу князя Андрея Боголюбского.
Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Слайд 71158-1165гг - в княжеская резиденция Андрея Боголюбова
Лествичная башня в Боголюбове. XII в.
«Тройное
окно»
Лествичной башни
Церковь Рождества Богородицы
Слайд 8
Успенский собор во Владимире.
1158—1160 гг.
Андрей Боголюбский
В нем сохранились подлинные фрески Андрея Рублева.
Слайд 9
Дмитриевский собор
1194-1197 гг.
по приказу князя Всеволода III Большое Гнездо
Слайд 10
При всех отличительных особенностях местных строений архитектура XII — первой половины XIII в.
сохраняет общие черты.
Это крестово-купольная основа храмов, апсиды, купола и мощные барабаны.
Слайд 11ЖИВОПИСЬ
После принятия христианства на Руси появилась иконопись.
Икона — это изображение Иисуса Христа,
Божьей Матери, святых, а также событий из Священной и церковной истории.
На Руси сформировались Новгородская, Псковская, Владимиро-Суздальская, Тверская и другие иконописные школы.
Слайд 12НОВГОРОДСКАЯ ЖИВОПИСЬ
«Спас Нерукотворный»,
XII в.
самая почитаемая икона
(Государственная Третьяковская галерея).
«Архангел Гавриил»,
или «Ангел Златые Власы»
XII в.
(Русский музей в Санкт-Петербурге).
Слайд 13ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ЖИВОПИСЬ
По легенде эта икона была написана евангелистом Лукой.
В 450 г. икона
была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в начале XII в. из Константинополя привезена в Киев князю Юрию Долгорукому и поставлена в девичьем монастыре в Вышгороде.
В 1155 г. Юрий Долгорукий занял киевский престол и передал в удел Андрею Вышгород. Князь Андрей без ведома отца покинул город и отправился во Владимирскую землю. С собой князь вез икону Богоматери.
Позднее для этой иконы во Владимире был возведен Успенский собор.
Богоматерь Владимирская.
(храм Николая Чудотворца в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее)
Слайд 14
В.М. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880
Слайд 15
А.М. Васнецов. Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году.
1917
Слайд 16П.Д. Корин
Александр Невский. 1943
С. Орлов и др. Памятник основателю
Москвы Юрию Долгорукому.
1954