Общественное движение при Николае 1 презентация

Содержание

Слайд 2

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ -

 тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных

политических или социальных проблемах.
организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям.

НАПРАВЛЕНИЯ
русской общественной мысли

консервативное

Либерально-оппозиционное

Радикально-демократическое

Слайд 3

КОНСЕРВАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Консерватизм

Теория официальной народности

политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм

государственной и общественной жизни, в первую очередь морально правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.
Формула консерватизма:«Одной рукой изменять то, что должно, другой сохранять то, что можно».

Самодержавие
Православие
Народность

С. С. Уваров

Слайд 4

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ
Самодержавие – единство царя и народа, единственно возможная форма государственного правления

для России
Православие – основа духовной жизни народа, опора самодержавия
Народность – отсутствие социальной розни, «единство народа», «единение» его с царем
Реакционер — этот тот, кто стремится вернуть прошлое, тогда как консерватор заинтересован в сохранении настоящего, не исключая возможности изменений того, что созрело для изменения. 

Теория официальной народности

Слайд 5

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ

С. С. Уваров

М. П. Погодин

Н. В. Кукольник

Ф. В. Булгарин

Н. И. Греч

М.

Н. Загоскин

Слайд 6

Либеральное движение

 (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и

индивидуальных свобод человека.
Формирование двух течений: западничества и славянофильства

Слайд 7

Славянофилы

 направление русской общественной мысли и философии 1840—1850-х гг., представители которого протестовали против односторонней подражательности Западу и поставили своей задачей отыскать «начала русского просвещения», отличные от

«просвещения западного».
Эти отличия они усматривали в православии как вере Вселенской Церкви, в мирном начале и в основном ходе русской истории, в общинности и др. племенных особенностях славян.
Симпатии к славянам, особенно южным, дали повод для названия  «С», которое не вполне отражает суть их воззрений и дано им их идейными противниками, западниками.
термин, введённый известным поэтом Константином Батюшковым.

Слайд 8

Славянофилы

История славянофильства начинается с 1839 года.
Зимой 1839/1840 года Алексей Степанович Хомяков представил

своим друзьям работу «О старом и новом», которая была ответом и Чаадаеву, и сторонникам официальной идеологии.
Хомяков поставил в своей работе вопросы: «Что лучше, старая или новая Россия?», «Утратила ли Россия коренные начала своего развития, особенности русского пути развития?»
Каждую пятницу в салоне Елагиной собирались Кириевские с единомышленниками, Иван Кириевский написал статью «В ответ Хомякову».

Авдотья Петровна Елагина

Алексей Степанович Хомяков

Слайд 10

Славянофилы

Алексей Степанович Хомяков,
Иван и Петр Киреевские,
Константин и Иван Аксаковы,
Юрий Федорович

Самарин,
Александр Иванович Кошелев
Хомяков верил, что только в церкви есть свобода.
Свобода осуществляется в соборности.
Соборность означает свободное единение людей в вере и любви к Богу. 
Россия должна показать Западу путь к свободе.
Истоками русской жизни является православие, русская православная душа, сельская община, традиции коллективизма. 
Православие – истинная религия, открывающая божественную истину.

Слайд 11

Славянофилы

раннее и позднее славянофильство (Рубеж -1861 год) 
 в раннем славянофильстве выделяют два периода:
1839 – 1855

гг. – время выработки философской, религиозной и исторической концепции славянофилов. 1855 – 1861 годы – участие славянофилов в общественной жизни, подготовке крестьянской реформы.
Было разрешено издание новых газет и журналов. Славянофилы добились возможности издавать свои журналы и газеты. В 1856-1860 гг. они издавали журнал «Русская беседа», в 1857 г. газету «Молва».

Слайд 12

Западничество

направление общественной и философской мысли, представители которого выступали за ликвидацию крепостного права и признание необходимости развития России по западно-европейскому пути.
Идеи Западничества выражали

и пропагандировали публицисты и литераторы — Пётр Чаадаев, Иван Тургенев, Василий Боткин, П. В. Анненков, М. Н. Катков, Е. Ф. Корш, А. В. Никитенко и др.;
профессора истории, права и политической экономии — Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, И. В. Вернадский и др.
Идеи западников отчасти разделяли писатели и публицисты — Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин.

Слайд 13

Либеральное движение

С. 86-87

Слайд 14

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 13 (1, 2, 3) пересказ, заполнить таблицу

Слайд 15

Основные идеи западничества:

1) отставание от Запада России, развивающейся по универсальным законам истории;
2) необходимость

восприятия опыта и ценностей Запада, ликвидация исторического отставания;
3) утверждение в России либеральных идеалов свободы личности, гражданского общества и, в перспективе, конституционной монархии;
4) развитие рыночных отношений, предпринимательства, промышленности и торговли;
5) отмена крепостного права, передача крестьянам земли за выкуп;
6) развитие образования и распространение научных знаний;

Слайд 16

К. С. АКСАКОВ «ПЕТРУ I»

Могучий муж! Желал ты блага, Ты мысль великую питал, В тебе

и сила, и отвага, И дух высокий обитал; Но, истребляя зло в отчизне, Ты всю отчизну оскорбил; Гоня пороки русской жизни, Ты жизнь безжалостно давил…
Вся Русь, вся жизнь се доселе Тобою презрена была, И на твоем великом деле Печать проклятия легла…

1. О ком идет речь в стихотворении?
2. К какому общественному течению принадлежал автор стихотворения? Аргументируйте свой ответ

Слайд 17

РАДИКАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Сторонники проведения демократических изменений, направленных на коренное переустройство государства, с помощью крайних

насильственных методов
Студенческие кружки 20-30-х гг. XIX в.
Кружок братьев Критских (1827)
Кружок Сунгурова Н.П. (1831)
Кружок Станкевича Н.В. (1833)
Кружок Герцена А. И. и Огарева Н. П. (1834)

Слайд 18

РАДИКАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Социализм – учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в

котором отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение; утверждаются социальное равенство и справедливость
Кирилло-Мефодиевское общество (1846-47)
Социализм Герцена А. И. И Белинского В. Г.
Общество М. В. Буташевича-Петрашевского (1845-49)

Слайд 19

КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО (1846 -1847)

Отмена крепостного права и сословных привилегий
Создание федерации славянских республик
Методы борьбы:

умеренные меры и радикальные

Т. Г. Шевче́нко 

Н. И. Костомаров

Слайд 20

А. И. ГЕРЦЕН

«ячейка» социализма – крестьянская община:
Крестьянское общинное землевладение
Крестьянская идея равного права на

землю
Общинное самоуправление
Природный коллективизм

Общинный (русский) социализм

отмена крепостного права ликвидация самодержавие

Слайд 21

В. Г. БЕЛИНСКИЙ

Критика самодержавия и крепостничества
Уничтожение крепостного права
Отмена телесных наказаний
Строгое исполнение законов

«Письмо к

Н. В. Гоголю»

Слайд 22

ОБЩЕСТВО М. В. БУТАШЕВИЧА-ПЕТРАШЕВСКОГО (1845-49)

Пятницы Петрашевского – обсуждение наболевших вопросов развития России
Осуждали самодержавие

и крепостничество
Изучали социалистические учения
разделяли идеи подготовки революции в России

1849 – кружок разгромлен: 39 человек арестовано,
21 приговорен к смертной казни

Имя файла: Общественное-движение-при-Николае-1.pptx
Количество просмотров: 64
Количество скачиваний: 0