Педагогика. История образования и педмысли презентация

Содержание

Слайд 2

ПОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЫ

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к

эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 7-5 тысячелетию до н.э. В древнейших государствах ( Др. Китай, Др.Индия, гос-ва Междуречья, Др. Египет), пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье.
В переходную от общинно-родового к рабовладельческому строю эпоху в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н. э.), книга Притчей иудейского царя Соломона (начало 1- го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.

Слайд 3

Педагогические наставления Древности

Так, в "Притчах" ( Соломон) мы читаем: "Слушайте, дети, наставления отца

и внимайте, чтобы научиться разуму".
Основная педагогическая идея "Притчей" — призвание отца быть наставником, почитание родителей: "Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей".

Слайд 4

Особенности школ Древности

Одновременно с укреплением, общественных государственных структур для специальной подготовки чиновников, жрецов,

воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт — школа.

Слайд 5

Воспитание в эпоху Древности

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались под воздействием

разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов
Хотя хронологически существование этих цивилизаций не совпадало, тем не менее, им были присущи сходные структуры, в том числе — воспитания и обучения.

Слайд 6

Основные черты воспитания Древности

Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека,

т. е. утратило свой единообразный характер.
Воспитание стало принимать более жесткий, авторитарный характер ( по сравнению с ранней первобытной эпохой).

Слайд 7

КУЛЬТУРА И НАУКА государств Древности

Древняя Месопотамия – родоначальница всех восточных культур. В течение

трех тысячелетий на ее территории были образованы такие государства как Ур, Урук, Лагаш, Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, которые обладали достаточно стабильной и развитой культурой.
Здесь успешно развивались науки: астрономия, математика, агротехника, процветали искусства, были созданы оригинальная письменность и система музыкальной записи. В древних городах Месопотамии разбивали парки, бульвары, проводили искусственные каналы, воздвигали мосты, комфортабельные дома и библиотеки

Слайд 8

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА: Вавилон

Висячие сады Семирамиды в Вавилоне (ИРАК), примерно 600 г. до

н.э.
-одно из семи
чудес света

Городские стены в Вавилоне

Легендарный царь Ашурбанапал

Слайд 9

Возникновение школ

В эту эпоху завершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое (рисунчатое)

письмо как главные способы передачи информации приблизительно с 5-3 тысячелетия до н. э. начали частично заменяться собственно письменностью — клинописной и иероглифической.
Возникновение и развитие письменности — важный фактор и спутник генезиса школы. При переходе от пиктографического письма к логографии, передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо становится технически более сложным и требует специального обучения.

Слайд 10

Шумерская и древнеперсидская клинопись

Около3-4 тыс. лет до н.э.

Слайд 11

Иероглифическое письмо

Египет, розетский камень, 3 в. До н.э.

Слайд 12

Сословно-профессиональный характер школ Древности

Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от физического

вызвало к жизни появление новой специальности — учителя.
Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей.
Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо.
Обучение в школах строилось по сословно-профессиональному признаку ( школы жрецов и правителей, школы земледельцев, школы воинов и т.д.) Не было общего образования в нашем понимании.
Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте и готовилась для жизни в ней. Отсюда жесткие и жестокие формы и методы воспитания.

Слайд 13

Распространение цивилизации на европейскую территорию

Постепенное освоение( колонизация) земель развитыми народами Древности в ходе

путешествий, торговых поездок, мореплавания, привело к возникновению новых очагов культуры и цивилизации уже на европейской части континента.
Значительную роль в этом процессе сыграло формирование минойской цивилизации на о.Крит( 4-3 тыс лет до н.э.), которая стала началом нового этапа Древности- Античности.
По одной из версий основали минойскую цивилизацию выходцы из области Малой Азии( ныне Анатолия, Турция)

Слайд 14

Возникновение минойской цивилизации на о.Крит.

Минойская цивилизация получила свое
название по имени легендарного

царя
Миноса, с которым связано множество мифов
Считался сыном богов, основал первые критские города, в том числе столицу государства- Кносс.
Развивал мореплавание, картографию, архитектуру, живопись.
Написал законы для критян, по преданию, получая их от Зевса в пещере.

Слайд 15

Крито-микенская цивилизация

Благодаря мощному флоту Кносс главенствует не только на острове, но и на

архипелагах и побережье Эгейского моря, в частности на территории континентальной Греции ( колонии в Микенах и др. городах).
Период расцвета Критской культуры, припадает на бронзовый век. Крит поставлял бронзовые изделия (оружие, украшения, изящную посуду) всему Эгейскому миру.
Центрами культурной жизни критян были дворцы, где придворная аристократия проводила жизнь в изысканных и разнообразных развлечениях. Во всем чувствовался дух свободного, радостно-непосредственного отношения к жизни, что выделяла критскую культуру среди современных ей восточных культур.
Поклонение окружающему миру, культ земных радостей — главный мотив критского искусства, и он роднит эту культуру со следующей — греческой.

Слайд 16

КРИТ

Достоверные свидетельства о эгейской культуре сберегла греческая мифология, прославив остров Крит сказаниями о

главном греческом боге Зевсе, об отважном герое Тесее, об ужасающем чудище Минотавре( бык Миноса), о полете Икара и тому подобное. Но не только греческая мифология, а также и труды греческих историков, египетские тексты упоминают о критском царстве как о могучем морском государстве, укреплению которого способствовали выгодное географическое положение — между Европой, Северной Африкой и Малой Азией — и непобедимый флот.

Слайд 17

Дворец « Лабиринт минотавра» Зодчий Дедал нач. II тыс. до н.э.,Крит, Кносс

Сложные архитектурные и


инженерные решения
отличают культуру Крита , выступают
основой современных
архитектурных
представлений

Слайд 18

Культура минойцев

Дворец Миноса в Кноссе (современное состояние)
Дает представление о зарождении нового стиля в

архитектуре, позднее названного классическим.

Лабрис
Двойной топор с критским иероглифическим письмом

Слайд 19

Культура минойцев

Тронный зал Дворца Миноса

Самым удивительным достоянием критской культуры являются многочисленные фрески, украшающие

стены дворцов и воспроизводящие образ жизни их жителей. Тематика фресок чрезвычайно разнообразна

Фреска дворца «Рыбак»

Слайд 20

Критское иероглифическое письмо

Древнее критское письмо отличается своеобразием, не расшифровано до конца
Позднее в ходе

ассимиляции и упадка минойской культуры сменилось греческим линейным письмом ( 7-8 в.до н.э.)

Слайд 21

ВЕРСИИ упадка крито-микенской (минойской) цивилизации

Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится

причиной упадка Минойской цивилизации: извержение вулкана илиземлетрясение и вызванное им цунами (по легенде Атлантида- континент, ушедший под воду)
Нападение врагов и поджог ими столицы Крита (Пожар, уничтоживший столицу Кносс, следы которого обнаружили археологи)
Завоевание Крита предшественниками греков ахейцами, затем дорийцами, предпосылки которого были созданы катастрофами, приводят к упадку минойской цивилизации, замене ее письменности греческой , однако образцы минойской культуры воспринимаются захватчиками и становятся частью новой античной традиции.
Крито-микенская цивилизации- связующая звено между культурой Др.Востока и Античности

Слайд 22

Формируются и укрепляются
эллинские поселения на Балканах
( колонизация), превращаются в
города-государства (полисы).


Внедряется железо во все сферы
производства, экономический
подъём.
Создаются основы товарного
производства, распространяются элементы
частной собственности.

Античный период ( примерно 8 в. до н.э - 5 в.н.э.)

Слайд 23

Античность: культурные и образовательные традиции

Греция на протяжении веков не представляла собой единого географического

пространства. Не было единства и в социально-политическом плане: существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов. Различие между ними были существенными: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорит о себе как об определенной целостности. Представляется возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры:
- интерактивный характер (интеракция – взаимодействие), так как она синтезировала достижения культур многих народов: ахейскую, крито-микенскую, египетскую, финикийскую, избегая слепого подражания;

Слайд 24

- космологизм, ибо Космос выступал абсолютом культуры. Он не только Мир, Вселенная, но

и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу. Утверждались эстетические категории – красота, мера. Мера едина и неделима, она – характеристика совершенства. "Прекрасное есть надлежащая мера во всем "- Демокрит. Природа Греции сама осуществляет меру – в ней нет ничего громадного, все обозримо и понятно. Поэтому одна из основных черт бытия – гармония – единство в многообразии.
Наличие канона – совокупности правил, определяющих, например,идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Теоретик пропорции – скульптор Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.), автор труда "Канон". Канон привносился и в другие сферы- образование и воспитание, например.
В период расцвета античной Греции возникает каноническое представление об общем образовании-программа семи свободных искусств.

Античность: культурные и образовательные традиции

Слайд 25

Идеал, к которому должен стремиться человек – калокагатия (kalos) – прекрасный, (agalhos) –

хороший, добрый. Достичь идеала можно упражнениями, образованием и воспитанием. Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком, о чем писал Протагор - "Человек есть мера всех вещей".
Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека.
Состязательность характеризовала различные сферы жизни греческого общества – художественную, образовательную, спортивную и др. Первые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н.э.

Античность: культурные и образовательные традиции

Слайд 26

Культура и образование античности

В Древней Греции берет начало диалектика – умение вести беседу.
Греческая

культура поистине празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов.
С 8 по 6 вв. до н.э. – период расцвета классической греческой античной культуры - «Золотой век» античности, который рассматривается как начало всей европейской культуры в целом
В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства – материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство – архитектура, скульптура, живопись. Архаическая культура – исходный рубеж классической культуры Эллады.
.

Слайд 27

Социально-экономические детерминанты развития образования античности

Социальной основой образования и развития античной культуры служил полис

– типичная для Древней Греции и Древнего Рима форма социально-экономической и политической организации общества. В полисы входила городская территория и окружающие ее земледельческие поселения. В полисах действовали разные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание.
Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности.

Слайд 28

Культура и образование античности

В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей:

уверенность в том, что полис – высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.
Основу экономики античных полисов составлял рабовладельческий способ организации труда, вместе с тем была значительная часть свободного, но не знатного населения (ремесленники, торговцы и др.)
Непременным атрибутом полиса являлись театры, музеи, школы, гимназии, стадионы, рынки и т.д. Полисы выступали также центрами становления и развития философии, науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д.

Слайд 29

Античная греческая философия как фактор образования и воспитания

Научное познание мира в рамках

философии получило активное развитие в эпоху античности.
Человек рассматривается родоначальниками античной философии – гилозоистами -как часть природы, Космоса, его воспитание и развитие должно подчиняться Логосу - закону развития Вселенной.
Гераклит Эфесский (6-5 в. До н.э.) впервые вводит понятие Логоса как универсального закона, который управляет миром и людьми, царствует во Вселенной. Логос проявляется везде - в природе, в обществе, в умах и душах людей.
Познать Логос- высшая цель образования и воспитания, которая делает человека Мудрым. Цель недостижимая для многих, но стремиться к ней необходимо.

Слайд 30

Древнегреческая философия: гилозоизм

По мнению Гераклита, весь мир соткан из бесчисленного числа противоположностей, противоречий.

Первый принцип Логоса -борьба противоположностей, которая есть источник и условие всякого развития, всякого движения. При этом, отрицающие друг друга противоположности существуют в необходимом единстве, и только это единство противоположностей создает гармонию мира.
Наш мир никем не создан, «а вечно был, и есть, и будет: присноживой огонь, мерно загорающийся и мерно потухающий» (Гераклит Эфесский, «О природе»)
Второй принцип, присущий Логосу, - принцип постоянной изменчивости, текучести вещей, иначе говоря, принцип всеобщего развития. Известно знаменитое выражение Гераклита - «В одну и ту же реку нельзя войти дважды- все течет, все изменяется".

Слайд 31

Древнегреческая философия:гилозоизм

Третий принцип Логоса
как всемирного закона
- принцип относительности
(единства противоположностей)
Мир познается чувствами

и
разумом, но чувственное
познание – это как бы более
низкое, более элементарное
познание. Только разум
способен по-настоящему открыть
человеку великие истины Логоса

Греческие философы на фреске Рафаэля

Гераклит

Демокрит

Платон

Аристотель

Слайд 32

Греческие философы о нравственных нормах

Для того же, чтобы воспитать в себе способности к

пониманию Вечной Мудрости, человек должен всячески избегать жизненных соблазнов, говорит Гераклит. Его взгляды были развиты последователями в этическое учение, ставшее основой нравственного воспитания античности
Главными ценностями почитались: Мудрость, Умеренность, Мужество, Щедрость, Доброжелательность , Стремление к Добродетели
Аристотель( 4 в до н.э.): суть нравственного, этического воспитания- достижение гармонического взаимодействия в разумном ограничении индивидом стихии эгоистических потребностей, ориентации его на общественное благо - с одной стороны, и в содействии государства процветанию своих граждан - с другой.
"Добродетелями вообще мы называем похвальные приобретенные свойства души«(Аристотель). Добродетель обладает нормативным характером (это не то, что дано от природы, а то, что должно быть воспитано).

Слайд 33

Целеполагание античного образования связано с личностью

Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так

как полисная демократия предоставляла такую возможность, защищая ее права и свободу.
С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность
Личность понималась как продукт взаимодействия природного начала и воспитания, направленного на максимальное развитие природных задатков

Слайд 34

Две системы воспитания

В эпоху расцвета античной греческой культуры
возникают две принципиально
различных системы образования

( воспитания), выступающие
образцом подготовки молодежи к
жизни для всех последующих
столетий: Афинская и Спартанская

Слайд 35

Семинары и лабораторные № 1 Образование и педагогическая мысль Древнего Востока и античности


Основные вопросы:
1. Воспитание и образование в цивилизациях Древнего Востока как предтеча античных воспитательных систем.
2.Система образования в античной Греции. Социокультурные детерминанты и целеполагание в воспитательных системах античности (на примере афинского и спартанского воспитания).
3. Содержание, методы и организационные формы античного воспитания.
4.Античная педагогическая мысль о природе человека, целях образования и подготовке подрастающего поколения. (Сократ, Платон, Аристотель)
5.Школа и педагогика Древнего Рима. Гражданское воспитание. М.Ф.Квинтилиан «О воспитании оратора»
6.Выдающиеся древнеримские мыслители о воспитании и обучении ( Сенека, Цицерон, Квинтилиан)
Обязательные первоисточники:
1.Плутарх. Жизнеописания. Ликург// Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.
2. Платон. «Государство».
3. Платон. «Законы».
4. Аристотель. «Политика».
3. Аристотель. «О душе».
4. М.Ф.Квинтилиан « О воспитании оратора»

Имя файла: Педагогика.-История-образования-и-педмысли.pptx
Количество просмотров: 71
Количество скачиваний: 0