Распространение Реформации в Европе. Контрреформация презентация

Содержание

Слайд 2

В сер. XVI в. Реформация охватила всю Европу.
Жан Кальвин (1509-1564) родился во Франции.

В 1533 г. он стал протестантом и был вынужден бежать в Швейцарию от преследования (1536 г.). Жил и проповедовал в Женеве, из-за чего его прозвали «Женевским папой».
Кальвинизм – ещё одно протестантское вероучение.
Кальвин пытался ответить на вопрос: судьба предопределена Богом, или человек – хозяин своей жизни?

1. Жан Кальвин о предопределении человека.

Слайд 3

Жан Кальвин

Слайд 4

Кальвин считал, что души людей предопределены либо к вечному спасению, либо к вечной

гибели, но никто не знает, что ему уготовано.
Однако человек должен трудиться, чтобы узнать своё предопределение. Успех в жизни – знак спасения.
Если же не везёт по жизни, нужно стараться ещё больше – возможно, успех ещё придёт.
Одной искренней веры в Бога для спасения недостаточно: человек должен терпеливо работать всю земную жизнь, но не ради наживы, а для подтверждения того, что он избран Богом. Только трудом можно было получить знак спасения души.

Слайд 5

Часть дворян поддерживала Кальвина, поскольку он разрешал свергать королей, если они нарушают законы

земные и небесные.
Кальвинизма провозглашал новые моральные ценности, свойственные предпринимателям: бережливость, расчёт, накопление капитала в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту (идеалы горожан и предпринимателей). Всё это укрепляло дух предпринимательства и доказывало, что дело кальвинистов – богоугодное.

Слайд 6

Кальвинистская церковь признавала два обряда – крещение и причастие. По устройству она отличалась

от католической и лютеранской.
Церковная община не подчинялась городским светским властям и пользовалась правом самоуправления.
Община выбирала руководителей: проповедников, старшин, пресвитеров (поэтому кальвинистскую церковь называют пресвитерианской).
Не было священников, были проповедники – пасторы (из грамотных прихожан).
Пасторы вмешивались в жизнь прихожан и жестоко наказывали отступников вероучения (например, испанский учёный Мигель Сервет сомневался в истинности кальвинизма, за что был сожжён в 1553 г. в Женеве по приказу «Женевского папы»).

2. Кальвинистская церковь.

Слайд 7

Женева – «Рим кальвинизма». Городом управлял избираемый верующими церковный совет (но фактически все

вопросы решал Кальвин, установивший диктатуру). Праздность и роскошь были запрещены. Доведённые до отчаяния фанатизмом Кальвина женевцы изгнали его из города.
Дворяне и предприниматели Швейцарии, Англии, Франции и Голландии поддерживали кальвинизм: увеличение рабочих дней, накопительство, предпринимательство и нажива – богоугодные дела. Кальвинистская трудовая этика способствовала развитию капиталистических отношений и разложению традиционного общества.
Кальвинизм как протестантское учение распространялся по Европе.
Этика – система норм нравственного (уважительного к обществу) поведения.

3. «Рим кальвинизма».

Слайд 8

Рим не хотел терять власть над Европой и церковную десятину , поэтому всех

протестантов объявили еретиками.
В 40-х гг. XVI в. началась контрреформация (борьба против Реформации).
Доносчики на протестантов поощрялись частью имущества протестанта.
Установлена цензура печати – «Индекс запрещённых книг» (протестантские книги сжигали вместе с читающими их.
Инквизиция защищала «чистоту веры» (особенно в Италии и Испании).
Особенно не щадили учёных: в 1600 г. сожгли Джордано Бруно, такой же участи удалось избежать Галилео Галилею.

4. Католическая церковь борется с ересью.

Слайд 10

Папа римский для борьбы с Реформацией в 1540 г. утвердил «Общество Иисуса», или

Орден иезуитов (Иезус с лат. – Иисус).
Испанский дворянин Игнатий Лойола (1491-1556) – создатель Ордена иезуитов. Он мечтал о военных подвигах, но в одном из сражений был тяжело ранен, поэтому он решил прославить себя религиозными подвигами.
В 1523 г. Лойола совершил паломничество в Иерусалим, затем отправился в Париж для получения образования. Науки давались ему нелегко, но Игнатий упорно продолжал учиться. Он подчинил своему влиянию друзей, с которыми и создал Орден иезуитов (15 августа 1534 г.).
«Общество Иисуса» – инструмент для расширения власти папы. Политика – средство укрепления католичества (испанский иезуит Франсиско де Суарес доказывал право пап свергать монархов).
Иезуиты занимались благотворительностью, строили школы с бесплатным образованием, влияли на молодёжь, вели миссионерскую деятельность, но непокорных убивали ядом или кинжалом (это не считалось грехом, ведь девиз иезуитов: «Всё во славу Бога!»). Полученные на исповеди признания пересылали в Рим.

5. Орден иезуитов.

Слайд 11

Игнатий Лойола

Слайд 12

Чтобы вернуть верующих к «истинной вере», Риму нужно было провести реформы.
Во втор. пол.

XVI в. католические богословы перевели Библии на национальные языки.
Однако на Тридентском соборе в 1545 г. (заседал 18 лет) противники реформ победили: власть папы и инквизиции укрепилась.
Были лишь запрещены индульгенции и стали строить духовные семинарии.
Во втор. пол. XVI в. борьбу против Реформации возглавил сын Карла V король Испании Филипп II (1556-1598).

6. Попытки реформ и Тридентский собор.

Слайд 13

Филипп II

Слайд 14

Низкорослый Филипп II был неплохо образован и обладал незаурядными способностями государственного деятеля. Он

мечтал о создании единой мировой католической империи во главе с Испанией и с ним – испанским королём.
Филипп построил новую резиденцию – дворец Эскориал, где находились также храм, монастырь и крупная библиотека. Отсюда король почти не выезжал, управляя страной.
Этот католический фанатик помогал католикам Англии, Германии и Франции в борьбе с протестантами. При нём в Испании прошло более ста аутодафе.
Аутодафе – приведение в действие приговора инквизиции (публичное сжигание на костре).

7. Филипп II против Реформации.

Слайд 15

Дворец Эскориал

Слайд 16

Филипп II вёл постоянные войны, но победу одержал только над Турцией. На войны

и борьбу с еретиками нужны были деньги, поэтому постоянно росли налоги. Крестьяне, ремесленники, торговцы, владельцы мануфактур разорялись. Филипп довёл страну до кризиса.
В XVII в. в Испании начался экономический упадок, хотя из Нового Света продолжало поступать золото.
Мечта сделать Испанию мировой католической державой и уничтожить «ересь» ослабила страну, превратив её во второстепенное государство.
В испанских Нидерландах было конфисковано имущество всех, кто бежал из страны по религиозным причинам. Свирепствовала инквизиция.

Слайд 17

Аутодафе

Слайд 18

В XVI в. в Европе начался религиозный мятеж, вызванный взлётом духовной культуры и

стремлением личности к свободе. Эпоха Реформации – эпоха кризиса католической церкви. Из-под папской власти ушли Скандинавия, Англия, Шотландия, Северная Германия, Голландия, часть Франции.
Реформация изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества.
Реформация вызвала массовые народные движения, направленные также и против феодальных порядков.
В результате Реформации появились национальные церкви, укрепилась светская власть, создались условия для развития национальных государств.
Имя файла: Распространение-Реформации-в-Европе.-Контрреформация.pptx
Количество просмотров: 62
Количество скачиваний: 0