Роль церкви в средние века. (10 класс) презентация

Содержание

Слайд 2

РОЛЬ ЦЕРКВИ В СРЕДНИЕ ВЕКА Важнейшей особенностью средневековья является особая

РОЛЬ ЦЕРКВИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Важнейшей особенностью средневековья является особая роль

христианского вероучения и христианской церкви. Церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Западной Европы. Церковь имела доминирующее влияние непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний об окружающем мире, церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире, его устройстве, действующих в нем силах. Эта картина мира основывалась на образах и толкованиях Библии.
Слайд 3

ТРИ СОСЛОВИЯ «Те, кто воюет» «Те, кто молится» «Те, кто

ТРИ СОСЛОВИЯ

«Те, кто воюет»

«Те, кто молится»

«Те, кто трудится»

СТРУКТУРА СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА

неоднородность: сеньоры

и рыцари

под их контролем - 1/3 обрабатываемых земель; церкви, монастыри = крупные феодалы

Неоднородность: свободные общинники и зависимые крестьяне

Слайд 4

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА возникновение христиан-ства и ранней церкви совпадает с возникновением

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

возникновение христиан-ства и ранней церкви совпадает с возникновением Римской

империи – 1 в. до н.э.
в период правления Октавиана Августа (27-14 гг. до н.э.) в ИУДЕЕ - римской провинции, позже переименованной в «Палестину», - родился младенец; став взрослым, он был провозглашён ХРИСТОМ, СЫНОМ БОЖИИМ и явился основателем новой религии – ХРИСТИАНСТВА.
Слайд 5

ПРОРОЧЕСТВО ИИСУСА ХРИСТА: наступление Царства Небесного, которое открыто нищим духом

ПРОРОЧЕСТВО
ИИСУСА ХРИСТА: наступление Царства Небесного, которое открыто нищим духом плачущим,

жаждущим правды и милостивым, миротворцам изгнанным за правду

Н.Крамской.
Христос в пустыне.

ИИСУС ХРИСТОС начал своё общественное служение после крещения, в 30 лет (во времена правления императора ТИБЕРИЯ).

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

Слайд 6

БИБЛИЯ книга, содержащая священные писания еврейской и христианской религий. еврейская

БИБЛИЯ

книга, содержащая священные писания еврейской и христианской религий.
еврейская

Библия, сборник древнееврейских священных текстов, входит и в христианскую Библию, образуя ее первую часть - Ветхий Завет.
как христиане, так и евреи считают ее записью договора (завета), заключенного Богом с человеком и открытого Моисею на горе Синай.
Христиане верят, что Иисус Христос возвестил о новом Завете, который является исполнением Завета, данного в Откровении Моисею, но вместе с тем заменяет его. Поэтому книги, повествующие о деятельности Иисуса и его учеников, называют Новым Заветом. Новый Завет составляет вторую часть христианской Библии.

Первая печатная Библия И. Гутенберга

Слайд 7

ХРИСТИАНСКИЕ ЗАПОВЕДИ Веруй в Бога. Не сотвори себе кумира. Не

ХРИСТИАНСКИЕ ЗАПОВЕДИ

Веруй в Бога.
Не сотвори себе кумира.
Не произноси напрасно имя Божие.
Шесть

дней трудись, а седьмой день посвяти Господу Богу твоему.
Почитай отца своего и матерь свою.
Не убий.
Не развратничай.
Не кради.
Не ябедничай, не жалуйся, понапрасну, не сплетничай.
Не прелюбодействуй.
Слайд 8

ЗАРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ 2 в. – окончательное размежевание христиан и иудеев

ЗАРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ

2 в. – окончательное размежевание христиан и иудеев –

сторонников ИУДАИЗМА – древней религии евреев. Этому способствовало восстание в Иудее, которое христиане, исповедовавшие смирение и подчинение власти, не поддержали. Римляне подавили восстание и разрушили Иерусалим
1 в. – возникновение первых христианских общин в Иудее, Сирии и Малой Азии
2-я пол. 1 в. – их появление в Риме и на территории Италии

2 в. – на основе христианских общин создаются устойчивые религиозные структуры, объединяющие духовенство и мирян на иерархических основаниях

Слайд 9

ЗАРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ

ЗАРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ

Слайд 10

ЦЕРКОВЬ – особая религиозная организация, объединяющая духовенство и мирян на

ЦЕРКОВЬ – особая религиозная организация, объединяющая духовенство и мирян на иерархической

основе

Позже церковью стали называть здания, где отправляется христианский культ, со специально выделенными местами для молитвы и алтарём

2 в. – начало систематизации христианского вероучения, выработка ДОГМАТИКИ.
АПОЛОГЕТЫ – защитники богословского обоснования христианства

2-3 вв. – накал полемики между христианами и их противниками, гонения на христиан, которых осуждали за непоколебимость веры

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ЦЕРКВИ

Слайд 11

10 ГОНЕНИЙ НА ХРИСТИАН ПЕРВОЕ ГОНЕНИЕ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ НЕРОНЕ (54-304

10 ГОНЕНИЙ НА ХРИСТИАН

ПЕРВОЕ ГОНЕНИЕ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ НЕРОНЕ (54-304 гг.): некоторые

христиане были зашиты в шкуры диких животных и растерзаны собаками. На других надели рубашки, пропитанные смолой, привязали к столбам в саду Нерона и подожгли, чтобы освещать его вечеринки.

ВТОРОЕ ГОНЕНИЕ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ ДОМИЦИАНЕ (81-96 гг. н.э.): Ненавидя христиан, он издал указ: «Ни один христианин, однажды ставший перед судом, не может быть освобожден от наказания, если только он не отречется от своей веры».

Слайд 12

ТРЕТЬЕ ГОНЕНИЕ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ АДРИАНЕ – ок. десяти тыс. христиан

ТРЕТЬЕ ГОНЕНИЕ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ АДРИАНЕ – ок. десяти тыс. христиан было

убито во время его правления: многих увенчали терновым венцом, распяли, а затем ударяли копьем в бок, пытаясь таким образом имитировать смерть Христа.

ЧЕТВЕРТОЕ ГОНЕНИЕ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ МАРКЕ АВРЕЛИИ АНТОНИНЕ (162-180 гг.) - христиан преследовали с такой нечеловеческой жестокостью, что наблюдавшие за казнью в ужасе содрогались и поражались мужеству страдальцев: одним мученикам дробили ноги специальными прессами, других заставляли ходить по шипам, гвоздям, острым краям ракушек и другим предметам; иных бичевали до тех пор, пока не разрывались их мускулы и вены, а затем, после жесточайших пыток их убивали ужаснейшим образом.

10 ГОНЕНИЙ НА ХРИСТИАН

Слайд 13

10 ГОНЕНИЙ НА ХРИСТИАН ПЯТОЕ ГОНЕНИЕ, НАЧАТОЕ ИМПЕРАТОРОМ ЛЮЦИЕМ СЕПТИМИЕМ

10 ГОНЕНИЙ НА ХРИСТИАН

ПЯТОЕ ГОНЕНИЕ, НАЧАТОЕ ИМПЕРАТОРОМ ЛЮЦИЕМ СЕПТИМИЕМ СЕВЕРОМ (193-211

гг.) - во время этого преследования Виктор, римский епископ, принял мученическую смерть; Леонид, отец Оригена, греческого христианского философа, известного благодаря его толкованию Ветхого Завета, был обезглавлен. Многие слушатели Оригена также приняли смерть - были обезглавлены; женщина по имени Раиса была облита кипящей смолой, а затем сожжена, так же как и ее мать.

ШЕСТОЕ ГОНЕНИЕ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ МАРКЕ КЛОДИИ ПАПЬЕН МАКСИМИ НЕ (164-238 гг.), который был деспотом, отдавшим приказ разыскать и уничтожить всех христиан. В это время христиан убивали в великом множестве, так что их приходилось погребать но 50 или 60 человек в одной большой могиле.

Слайд 14

СЕДЬМОЕ ГОНЕНИЕ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ ДЕЦИИ (249-251 гг.), который был зол

СЕДЬМОЕ ГОНЕНИЕ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ ДЕЦИИ (249-251 гг.), который был зол на

быстро распространявшееся христианство и на то, что языческие боги были забыты; император решил искоренить христианство и уничтожить всех его последователей, в этом его поддерживали языческие граждане Рима и страстно исполняли приказ Деция.

ВОСЬМОЕ ГОНЕНИЕ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ ВАЛЕРИАНЕ (253-260 гг.) длилось три с половиной года; количество мучеников и качество пыток было такое же, как и во время предыдущего преследования.

10 ГОНЕНИЙ НА ХРИСТИАН

Слайд 15

10 ГОНЕНИЙ НА ХРИСТИАН ДЕВЯТОЕ ГОНЕНИЕ ПРИ АВРЕЛИАНЕ (ЛЮЦИЙ ДОМИТИЙ

10 ГОНЕНИЙ НА ХРИСТИАН

ДЕВЯТОЕ ГОНЕНИЕ ПРИ АВРЕЛИАНЕ (ЛЮЦИЙ ДОМИТИЙ АВРЕЛИАНИЙ) (270

— 275 гг.) - Аврелиан известен историкам как римский император, не позволивший варварам перейти реку Рейн и снова присоединивший Британию, Галлию, Испанию, Сирию и Египет к Римской империи. Христиане же знали его как еще одного варвара и гонителя церкви Иисуса Христа.

ДЕСЯТОЕ ГОНЕНИЕ ПРИ ДИОКЛЕТИАНЕ (284-305 гг.) Предыдущие преследования были лишь подготовкой к гонению под руководством Диоклетиана — оно было самым жестоким, этот период называли «эрой мучеников». Стремление императора возобновить древнюю языческую религию Рима привело к возникновению преследования, не только массового, но и последнего величайшего преследования во всей Римской империи. Гонение христиан достигло пика жестокости в 304 г , за год до того, как Диоклетиан отрекся от престола. Казалось, что язычники чувствуют грядущие перемены и до того, как преследование будет окончено, они стараются причинить христианам ужаснейшие страдания.

Слайд 16

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ХРИСТИАНСТВА 2-е десятилетие 4 в. – прекращение преследования

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ХРИСТИАНСТВА

2-е десятилетие 4 в. – прекращение преследования христиан
313 г.

- Миланский эдикт письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее рели-гиозную терпимость на территории Римской империи.
Непосредственный текст эдикта до нас не дошёл, однако он цитируется Лактанцием в его труде «О смерти гонителей».

Миланский эдикт
явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию Римской империи.

Христианство, возникшее и развивающееся в условиях Римской империи, окончательно оформилось как мировая религия в феодальном обществе

Слайд 17

ДОХОДЫ ЦЕРКВИ ПРОДАЖА ИНДУЛЬГЕНЦИЙ ПЛАТА ЗА ОБРЯДЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ ПРОДАЖА ЦЕРКОВНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ ДЕСЯТИНА ПРИКОСНОВЕНИЯ К СВЯТЫМ МОЩАМ

ДОХОДЫ ЦЕРКВИ

ПРОДАЖА ИНДУЛЬГЕНЦИЙ

ПЛАТА ЗА
ОБРЯДЫ

ПОЖЕРТВОВАНИЯ

ПРОДАЖА ЦЕРКОВНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ

ДЕСЯТИНА

ПРИКОСНОВЕНИЯ К СВЯТЫМ МОЩАМ

Слайд 18

РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА В СРЕДНИЕ ВЕКА

РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Слайд 19

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ конец V — середина XI веков генезис феодализма

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ конец V — середина XI веков

генезис феодализма как

общественной системы;
складывание феодальной социальной структуры;
развитие государств: от варварских королевств до первой средневековой империи Карла Великого и начала феодальной раздробленности;
в культуре смена «тёмных веков» – Каролингским возрождением;
усиление роли церкви в развитии феодального мира.
Слайд 20

РОЛЬ ЦЕРКВИ В СРЕДНИЕ ВЕКА на рубеже 6-7 вв. –

РОЛЬ ЦЕРКВИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

на рубеже 6-7 вв. – папа римский

Григорий І Великий сформулировал притязания на превосходство духовной власти над светской, церкви над государством

Начало многовекового противостояния папства и светских феодалов – государей Европы

Попытка церкви создать ТЕОКРАТИЧЕСКУЮ МОНАРХИЮ

это монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. В таких странах отсутствует свобода совести, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии становятся главным законом.

Слайд 21

ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ 1054 Г. «Диспут» Рафаэль Санти

ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ 1054 Г.

«Диспут» Рафаэль Санти

Слайд 22

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1054 год западная восточная КАТОЛИЧЕСКАЯ (римско-католическая) ПРАВОСЛАВНАЯ (ортодоксальная)

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

1054 год

западная

восточная

КАТОЛИЧЕСКАЯ
(римско-католическая)

ПРАВОСЛАВНАЯ
(ортодоксальная)

Слайд 23

ВОСТОЧНАЯ И ЗАПАДНАЯ ЦЕРКВИ С XI ВЕКА ПОШЛИ РАЗНЫМИ ПУТЯМИ

ВОСТОЧНАЯ И ЗАПАДНАЯ ЦЕРКВИ С XI ВЕКА ПОШЛИ РАЗНЫМИ ПУТЯМИ

ВОСТОЧНАЯ (ПРАВОСЛАВНАЯ)

ЦЕРКОВЬ СЧИТАЛА СВОЕЙ ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ - СОХРАНИТЬ НЕПОВРЕЖДЕННОЙ ХРИСТОВУ ВЕРУ

ЗАПАДНАЯ (КАТОЛИЧЕСКАЯ) ЦЕРКОВЬ ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ СЧИТАЛА ОБЪЕДИНЕНИЕ ПОД ВЛАСТЬЮ РИМСКОГО ПАПЫ ВСЕГО ХРИСТИАНСКОГО МИРА

Слайд 24

ПРИЧИНЫ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА РЕЛИГИОЗНЫЕ ЭТНО-КУЛЬТУРНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРИЧИНА — ПЕРЕНЕСЕНИЕ СТОЛИЦЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ

ПРИЧИНЫ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА

РЕЛИГИОЗНЫЕ

ЭТНО-КУЛЬТУРНЫЕ

ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРИЧИНА — ПЕРЕНЕСЕНИЕ СТОЛИЦЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ

Слайд 25

ЭТНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРИЧИНЫ Столкновение двух традиций античного мира - эллинской и

ЭТНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРИЧИНЫ

Столкновение двух традиций античного мира - эллинской
и римской

Различие
в

мировосприятии
и характере грека
и римлянина.

Эллинизм есть понятие духовно-культурное. Византинизм воспринял в себя все известные ему культуры; сохранил все виды искусства, науки, права, лишь придав всему этому глубокую религиозность.

Мироощущение восточных христиан имело созерцательный характер.

Римские традиции - путь деятельного мировосприятия, авторитет права и власти.

Рим опирался на определенную нацию и воспитывал у своих граждан чувство превосходства над всеми.

Слайд 26

Различия в обрядовых вопросах. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРИЧИНЫ Догматические уклонения от чистоты

Различия в обрядовых вопросах.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРИЧИНЫ

Догматические уклонения от чистоты кафолического (вселенского) вероучения.

Различия

в некоторых канонических вопросах.

Среди религиозных причин раскола первое место занимают предметы догматические.

Слайд 27

БОРЬБА МЕЖДУ РИМСКИМИ ПАПАМИ И ГЕРМАНСКИМИ ИМПЕРАТОРАМИ 11-12 вв. -

БОРЬБА МЕЖДУ РИМСКИМИ ПАПАМИ И ГЕРМАНСКИМИ ИМПЕРАТОРАМИ

11-12 вв. - борьба

за общественное влияние между германскими императорами и римскими папами в виде соперничества за право назначения на духовные и светские должности - ИНВЕСТИТУРУ. В Западной Европе в средние века юридический акт передачи лена (феода), должности, сана, закреплявший вассальную зависимость, сопровождался символическим обрядом: передачей сеньором вассалу горсти земли, перчатки, меча, копья, знамени, скипетра и т. п. символов власти.
ЦЕРКОВНАЯ ИНВЕСТИТУРА состояла в назначении на церковную должность и введении в сан; она сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизировавших духовную власть, и передачей земельного владения и скипетра - символа светской власти.
Слайд 28

БОРЬБА МЕЖДУ РИМСКИМИ ПАПАМИ И ГЕРМАНСКИМИ ИМПЕРАТОРАМИ В борьбе за

БОРЬБА МЕЖДУ РИМСКИМИ ПАПАМИ И ГЕРМАНСКИМИ ИМПЕРАТОРАМИ

В борьбе за инвеституру выступали

с одной стороны приверженцы церковной Клюнийской реформы во главе с ГИЛЬДЕБРАНДОМ (с 1073 г. - ПАПА ГРИГОРИЙ VII) и с другой - сторонники сохранения светской инвеституры во главе с императором ГЕНРИХОМ IV. Открытая борьба папства с императорской властью началась в 1075 г., после вступления на папский престол ГРИГОРИЯ VII.
Собор 1075 г. объявил инвеституру духовенства светскими лицами недействительной. В ожесточённой и длительной борьбе, критическим эпизодом которой была Каносса (1077 г.) , ни той, ни другой стороне не удавалось одержать победу.
В 1122 г. был заключён ВОРМССКИЙ КОНКОРДАТ, окончивший борьбу за инвеституру. В РЕЗУЛЬТАТЕ СВЕТСКИЕ МОНАРХИ БЫЛИ ВЫНУЖДЕНЫ ПРИНОСИТЬ ПОКАЯНИЕ.
Слайд 29

КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА это совокупность преобразований, осуществленных в кон. 10-11 вв.

КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА

это совокупность преобразований, осуществленных в кон. 10-11 вв. в католической

церкви и направленных на ее укрепление. Центром движения за реформу церкви стало аббатство Клюни в Бургундии (Франция).
ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ ТРЕБОВАНИЯ КЛЮНИЙЦЕВ:
реформирование монастырей,
введение в них нового, сурового устава, основанного на принципах строгого АСКЕТИЗМА и послушания,
строгий контроль за соблюдением ЦЕЛИБАТА (безбрачия духовенства),
запрещение СИМОНИИ (продажи и покупки церковных должностей),
провозглашение полной независимости реформированных монастырей от какой-либо светской и местной духовной власти (т. е. от епископов) и непосредственное подчинение их папе.
Слайд 30

ЗНАЧЕНИЕ КЛЮНИЙСКОЙ РЕФОРМЫ Под главенством Клюни возникла могущественная централизованная КОНГРЕГАЦИЯ,

ЗНАЧЕНИЕ КЛЮНИЙСКОЙ РЕФОРМЫ

Под главенством Клюни возникла могущественная централизованная КОНГРЕГАЦИЯ, включавшая сотни

монастырей главным образом во Франции, а также в Германии, Англии, Северной Италии, Испании.
Клюнийское движение играло большую роль в общественно-политической жизни Западной Европы 11 в. и привела к образованию могущественного слоя нового монашества, к значительному укреплению католической церкви и громадному росту папской власти в 12-13 вв.
Слайд 31

ХОЖДЕНИЕ В КАНОССУ или КАНОССКОЕ УНИЖЕНИЕ в 1077 г. -

ХОЖДЕНИЕ В КАНОССУ

или КАНОССКОЕ УНИЖЕНИЕ в 1077 г. - эпизод из

истории средневековой Европы, связанный с борьбой римских пап с императорами Священной Римской империи. Под хождением в Каноссу понимают само путешествие ГЕНРИХА IV из Шпейера в Каноссу и связанные с ним события, произошедшие в январе 1077 г. Эпизод ознаменовал победу папы ГРИГОРИЯ VII над императором ГЕНРИХОМ IV.

Генрих IV и Григорий VII в Каноссе в 1077, картина Карло Эммануэля

Слайд 32

расцвет феодальных отношений; вассально-ленная система; феодальная раздробленность; обострение борьбы между

расцвет феодальных отношений;
вассально-ленная система;
феодальная раздробленность;
обострение борьбы между папством и светской

властью за главенство;
возникновение сословно - представительского государства;
крестовые походы как первая попытка выйти за пределы Европы;
доминирование церкви во всех сферах жизнедеятельности;
подъём культуры (романский, готический стили, первые университеты).

РАЗВИТОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: середина XI — XIII века

Слайд 33

БОРЬБА МЕЖДУ РИМСКИМИ ПАПАМИ И ГЕРМАНСКИМИ ИМПЕРАТОРАМИ ЦЕРКОВНОЕ ОТЛУЧЕНИЕ –

БОРЬБА МЕЖДУ РИМСКИМИ ПАПАМИ И ГЕРМАНСКИМИ ИМПЕРАТОРАМИ

ЦЕРКОВНОЕ ОТЛУЧЕНИЕ – не допускало

человека к церковным таинствам и обрядам, т.е. исключало его из системы общественных связей.
ИНТЕРДИКТ – отлучение целой территории или страны, в которых жизнь практически парализовывалась; подданные освобождались от повиновения отлучённому монарху.
Слайд 34

компромиссное соглашение между римским папой КАЛИКСТОМ II и императором Священной

компромиссное соглашение между римским папой КАЛИКСТОМ II и императором Священной Римской

империи ГЕНРИХОМ V, завершившее борьбу за инвеституру (23 сентября 1122 г.)
По Вормсскому конкордату, обе стороны даровали друг другу истинный мир, король обязался вернуть папе и местным церквям захваченное в ходе конфликта имущество. Соглашение урегулировало спорные вопросы в назначении церковных иерархов. Оно признало двойственность положения епископов, которые входили одновременно и в церковную, и в феодальную иерархию. Император отказывался от права наделять прелатов кольцом и посохом — символами духовного звания, которое давалось папой или его легатами. За императором сохранялось право наделять епископов ленами и светской властью, вручая им скипетр.

ВОРМССКИЙ КОНКОРДАТ

Слайд 35

Папа пошёл на три крупные уступки: он признал, что епископы

Папа пошёл на три крупные уступки:
он признал, что епископы должны нести

вассальные обязанности перед императором,
согласился на присутствие императора при избрании епископов на немецкой территории,
разрешил императору высказывать своё мнение в спорных случаях.
Император в свою очередь обещал, что выборы будут проходить без симонии и принуждения. В целом, конкордат был более выгоден папе, чем императору.

ВОРМССКИЙ КОНКОРДАТ

Слайд 36

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАПСТВОМ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ: КЛЕРМОНСКИЙ СОБОР 27 ноября 1095 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАПСТВОМ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ: КЛЕРМОНСКИЙ СОБОР

27 ноября 1095 г. на

Клермонском соборе папа Урбан II выступил с проповедью перед знатью и духовенством, призвав европейцев прекратить междоусобные распри и отправиться в крестовый поход в Палестину, пообещав его участникам отпущение грехов, вечное спасение, отмену их долгов и заботу о семьях.
Тут же, в Клермоне, желающие приносили торжественные клятвы и, в знак обета, нашивали на свои одежды кресты из полосок красной ткани. Отсюда и пошло имя "крестоносцы", и название их миссии - "Крестовый поход«.
Слайд 37

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ Крестовый поход против славян (1147) Альбигойский крестовый поход

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Крестовый поход против славян (1147)
Альбигойский крестовый поход (1209—1229)

Крестовые походы пастушков - антифеодальные восстания XIII—XIV вв. в Южных Нидерландах и Франции: 1-й поход пастушков (1251), 2-й поход пастушков (1320)
Северные крестовые походы = Балтийские крестовые походы — это войны (1198—1411) немецких, датских и шведских рыцарей против финских племён (финнов, карелов, ливов, эстов), славян (бодричей, поморян, лютичей), балтийских народов (пруссов, литовцев, куршей, земгалов и жемайтов) с целью распространения католичества и искоренения язычества, а подчас и самих язычников. Иногда к Северным крестовым походам относят военные кампании шведских и германских рыцарей против православных русских княжеств: Ливонский крестовый поход (1193—1230, с несколькими перерывами), Датский крестовый поход в Эстонию (1219), Крестовые походы в Финляндию и на Русь (1232—1240)
Крестовый поход на Смирну (1343—1348)
Крестовый поход против османов (1396)
Крестовые походы против гуситов (1420—1434)
Крестовый поход на Варну (1443—1444)
Слайд 38

МОНАШЕСТВО – ПРОВОДНИК ПАПСКОЙ ПОЛИТИКИ МОНАШЕСКИЙ ОРДЕН – объединение монастырей,

МОНАШЕСТВО – ПРОВОДНИК ПАПСКОЙ ПОЛИТИКИ

МОНАШЕСКИЙ ОРДЕН – объединение монастырей, живших по

единому уставу и подчинявшиеся единому центру (ордену)
Виды монашеских орденов: военно-монашеские или духовно-рыцарские (госпитальеры, тамплиеры, тевтоны) и нищенствующие (францисканский, доминиканский)
Слайд 39

ОБРАЗОВАНИЕ РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ ГОСПИТАЛЬЕРЫ ТАМПЛИЕРЫ ТЕВТОНЫ объединял французских рыцарей объединял итальянских рыцарей объединял немецких рыцарей

ОБРАЗОВАНИЕ РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ


ГОСПИТАЛЬЕРЫ

ТАМПЛИЕРЫ

ТЕВТОНЫ

объединял
французских рыцарей

объединял
итальянских рыцарей

объединял
немецких рыцарей

Слайд 40

Е Р Е С И ЕРЕСЬ (др. греч. — «выбор,

Е Р Е С И

ЕРЕСЬ (др. греч. — «выбор, направление, школа,

учение, секта») — сознательное отклонение от общепринятого религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению.

В римско-католической церкви борьбу с ересью осуществляла ИНКВИЗИЦИЯ.

БЮРГЕРСКИЕ

КРЕСТЬЯНСКО-ПЛЕБЕЙСКИЕ

Слайд 41

ИНКВИЗИЦИЯ Фердинанд и Изабелла недаром называли себя «католическими королями»: они

ИНКВИЗИЦИЯ

Фердинанд и Изабелла недаром называли себя «католическими королями»: они пожелали

сделать Испанию чисто христианской страной. За оставшимися в Испании маврами и евреями, вынужденно принявшими крещение, велась постоянная слежка: церковь стремилась уличить их в отступлении от истинной веры, обвинить в ереси и колдовстве.
Для искоренения еретиков в Испании была учреждена ИНКВИЗИЦИЯ. Ее возглавил свирепый и беспощадный ТОМАС ТОРКВЕМАДА, облеченный званием «великого инквизитора».

ЕРЕТИК, ЕРЕСЬ, ИНКВИЗИЦИЯ, АУТОДАФЕ

Слайд 42

ИЗ РУКОВОДСТВА ДЛЯ ИНКВИЗИТОРОВ Суду инквизиции подлежали: 1) Хулители религии

ИЗ РУКОВОДСТВА ДЛЯ ИНКВИЗИТОРОВ

Суду инквизиции подлежали:
1) Хулители религии и виновные в

ложных понятиях о могуществе Бога, все равно, говорили ли они это в пьяном или трезвом виде.
2) Все, занимавшиеся чародейством и гаданием, особенно те, которые употребляли при волхвовании священные предметы и вещества, например, святую воду и елей.
3) Всякий отлученный, не искавший примирения с церковью.
4) Укрыватели и заступники еретиков.
5) Лица, сопротивлявшиеся постановлениям инквизиции.
6) Города, правители и короли, защищавшие еретиков.
7) Власти, не отменявшие в стране или городе постановлений, несогласных с законами инквизиции.
8) Адвокаты, нотариусы и юристы, защищавшие еретиков (это правило применялось по усмотрению и только в самую раннюю эпоху первой и второй инквизиции).
9) Всякий, отказавшийся от присяги, которую требовала инквизиция.
10) Всякий, умерший в открытом или предполагаемом еретичестве.
11) Иудей или мавр, склонявший христиан к отступничеству.
12) Всякий прикосновенный к ереси словом, делом или сочинением.
13) Все преступления против нравственности, незаконное сожительство, содомия и пр.
Слайд 43

ВВЕДЕНИЕ ИНКВИЗИЦИИ В ИСПАНИИ За 10 лет, пока Торквемада стоял

ВВЕДЕНИЕ ИНКВИЗИЦИИ В ИСПАНИИ

За 10 лет, пока Торквемада стоял во

главе инквизиции, тысячи людей были сожжены на кострах, еще больше подверглись пыткам и содержались в тюрьмах. Казнь еретиков в Испании получила название АУТОДАФЕ («дело веры»). Она проводилась как церковный праздник: костер пылал на городской площади, при большом стечении народа, знати и воинов. Подчас одновременно сжигали десятки невинных людей. Появились пособия по обличению ведьм, колдунов и еретиков, в Толедском университете специально изучали «демонологию».

АУТОДАФЕ

Слайд 44

начало процесса разложения феодальных отношений; первоначальное складывание рынка; рост городов,

начало процесса разложения феодальных отношений;
первоначальное складывание рынка;
рост городов, формирование бюргерства;
создание централизованных

государств;
общеевропейские конфликты, Столетняя война;
крупные антифеодальные восстания;
рост антицерковных настроений;
раннее Возрождение.

ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: XIV—XV века

Слайд 45

АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП В то время в странах Западной Европы

АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП

В то время в странах Западной Европы началась

централизация государств, в том числе и Франции. В централизованных государствах всё население подчинялось монарху, в том числе и духовенство, и монархи были в более сильном положении, чем в период феодальной раздробленности. В 1294 г. король Франции ФИЛИПП IV объявил войну Англии. Для покрытия расходов он обложил налогом в том числе и духовенство, не согласовав это с папой Римским БОНИФАЦИЕМ VIII. Тот в свою очередь издал в 1296 г. буллу, где выступил с критикой в адрес французского короля, запретил обложение духовенства и угрожал отлучением от Церкви тех, кто будет взимать или платить налоги. В этом же году ФИЛИПП IV запретил вывоз драгоценных камней и металлов из страны, тем самым лишив папу средств, получаемых из Франции. В 1297 г. в очередной булле БОНИФАЦИЙ VIII смягчил свою позицию насчёт Франции и разрешил духовенству в добровольном порядке вносить налоги, согласно указу французского короля. Наступившее зыбкое перемирие продлилось недолго. Найдя другой источник доходов для казны, Папа Римский в 1302 г. вновь выступил с критикой против французского короля. ФИЛИПП IV обвинил папу в ереси и симонии. Сначала во Франции, а затем и в Италии началась агитация за свержение папы. В 1303 г. БОНИФАЦИЙ VIII был арестован и избит заговорщиками в своей резиденции в Ананьи и вскоре умер. На папский престол взошёл БЕНЕДИКТ XI, однако спустя 8 месяцев был отравлен. Спустя 11 месяцев кардиналы избрали папой гасконского прелата БЕРТРАНА ДЕ ГО. Новой резиденцией папы стал город Авиньон, пожалованный французским королём. Первым делом папа КЛИМЕНТ V раздал должности в коллегии кардиналов французам и вернул в лоно церкви Францию.
Слайд 46

АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП Авиньо́нское пленение пап — период с 1309

АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП

Авиньо́нское пленение пап — период с 1309 по 1378

гг., когда резиденция глав католической церкви находилась не в Риме, а в Авиньоне. В Авиньоне папы чувствовали себя в гораздо большей безопасности, чем в беспокойном Риме, где происходили острые конфликты между аристократическими родами. К тому же Папское государство в центре Италии тогда фактически распалось.
Слайд 47

АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП Авиньонский период в истории папства мало напоминал

АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП

Авиньонский период в истории папства мало напоминал реальный

плен, скорее это было сотрудничество пап с сильными французскими королями. Все папы этого периода были французами, французское большинство было и в коллегии кардиналов, избиравших пап. Немало кардиналов служило ранее при королевском дворе. Папы выполняли важные дипломатические миссии в пользу французского короля, были исполнителями его воли.
Таким образом, в нач.14 в. папство утратило былую роль в политической жизни Европы. Однако как внутрицерковный институт оно усилилось. Власть пап в церкви приобрела поистине монархический характер. Епископы и аббаты отныне не избирались местным духовенством и монахами, а назначались папами. Значительно увеличились доходы папской казны, был создан центральный финансовый орган папской администрации. С помощью непомерно разросшегося бюрократического аппарата своей курии папы контролировали все сферы церковной жизни.
Итальянский гуманист Петрарка, побывавший в Авиньоне и резко осуждавший невиданную роскошь папского двора, охарактеризовал пребывание пап в этом городе как «вавилонский» плен.
В 1377 г. ГРИГОРИЙ XI вернулся в Рим. На этом закончилось «Авиньонское пленение пап», но не история папства в Авиньоне.
Слайд 48

ВЕЛИКАЯ СХИЗМА – как выражение глубокого кризиса римско-католической церкви «Великая

ВЕЛИКАЯ СХИЗМА – как выражение глубокого кризиса римско-католической церкви

«Великая схизма»

- раскол в Римской церкви в 1378—1417 гг., когда сразу два (а с 1409 г. — три) претендента объявили себя истинными папами. После этого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение, вызванное расколом, не преодолено до настоящего времени, невзирая на то, что в 1965 г. взаимные анафемы были обоюдно сняты Папой Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором.
Раскол в церкви произошёл после смерти папы римского Григория XI в 1378 г., который был первым, кто обосновался в Ватикане (до этого папской резиденцией был Латеранский дворец). Римская толпа, требовавшая, чтобы новый папа был римлянином или, по меньшей мере, итальянцем, осадила кардиналов, собравшихся в Латеранском дворце, которые и приняли компромиссное решение и избрали неаполитанца УРБАНА VI (1378—1389) (Неаполем правила французская династия).
Слайд 49

ВЕЛИКАЯ СХИЗМА – как выражение глубокого кризиса римско-католической церкви Вскоре

ВЕЛИКАЯ СХИЗМА – как выражение глубокого кризиса римско-католической церкви

Вскоре политика

нового папы привела к тому, что кардиналы отказались ему подчиняться и объявили, что он душевнобольной. Выборы УРБАНА были объявлены незаконными и недействительными, как совершенные под давлением толпы, УРБАНА отлучили от церкви за незаконное провозглашение себя папой. Папой был избран КЛИМЕНТ VII (1378—1394), который вернулся в Авиньон.
Почти сразу же оба папы занялись активным упрочением своих позиций. Оба ставили своих кардиналов, создавали свои курии, свои фискальные системы. Вскоре последовали взаимные анафемы. Государства разделились:
1) Север Италии, Скандинавские страны, Польша, Венгрия, Фландрия и Англия признали УРБАНА VI.
2) Южная Италия, Шотландия, Франция и Испания отдали предпочтение КЛИМЕНТУ VII.
3) Португалия колебалась. Германия разделилась пополам.
В результате борьбы возникли римская линия, которую последовательно представляли УРБАН VI, БОНИФАЦИЙ IX, ИННОКЕНТИЙ VII и ГРИГОРИЙ XII, и авиньонская линия, которую представляли КЛИМЕНТ VII, а затем БЕНЕДИКТ XIII.
Слайд 50

ВЕЛИКАЯ СХИЗМА – как выражение глубокого кризиса римско-католической церкви Конфликт

ВЕЛИКАЯ СХИЗМА – как выражение глубокого кризиса римско-католической церкви

Конфликт усугублялся

политическими и дипломатическими разногласиями в Европе.
В 1409 г. обе стороны согласились съехаться на собор в Пизе, который признал, что общее собрание Церкви выше по авторитету самого папы. Однако оба папы — римской линии ГРИГОРИЙ XII и авиньонской линии БЕНЕДИКТ XIII- отказались туда прибыть. Собор заочно низложил их обоих, а затем избрал нового папу — АЛЕКСАНДРА V, который разместил свою резиденцию в Пизе. В результате в западной Церкви стало три папы.
В 1414—1418 гг. состоялся XVI Вселенский собор в Констанце, созванный германским императором СИГИЗМУНДОМ. Папа пизанской линии ИОАНН XXIII (1410—1415) дал согласие на проведение собора. По всей видимости, он надеялся всех перехитрить и избавиться от соперников. Однако собор низложил всех трёх пап и 11 ноября 1417 г. избрал четвёртого — МАРТИНА V (1417—1431).
Слайд 51

ВЕЛИКАЯ СХИЗМА – как выражение глубокого кризиса римско-католической церкви С

ВЕЛИКАЯ СХИЗМА – как выражение глубокого кризиса римско-католической церкви

С избранием

МАРТИНА Великий раскол практически прекратился. Не признавший Констанцского собора и отлучённый им от церкви БЕНЕДИКТ XIII оказался в полной изоляции и удалился в замок в Испанию, где после его смерти назначенные им кардиналы ещё несколько лет выбирали новых «АНТИПАП» (даже точный список их неизвестен), не признанных ни одним государством.
После смерти МАРТИНА V была попытка рецидива раскола — избрание Базельским собором антипапы ФЕЛИКСА V, которого практически признавали папой только в его наследственных владениях. В 1449 г. он помирился с Римом и отрёкся от сана.
Современная церковь признаёт законными папами только правивших в этот период в Риме; авиньонские и пизанские понтифики числятся в официальном списке как антипапы (а Феликс V считается последним антипапой в истории.
Слайд 52

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ в АНГЛИИ Во 2-й пол.

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ в АНГЛИИ

Во 2-й пол. XIV

в. в Англии развертывается широкое движение за реформу католической церкви, участниками которого стали различные общественные группы, заинтересованные в церковной реформе по разным причинам:
королевская власть в Англии ещё c к.XIII в. тяготилась зависимостью от папства, признанной Иоанном Безземельным. Враждебная по отношению к Англии политика «авиньонских» пап, которые поддерживали Францию в Столетней войне активизировала действия Английских королей в этом направлении;
придворная знать и крупные феодалы рассчитывали расширить свои владения и увеличить доходы за счёт конфискации церковных земель;
горожане также враждебно смотрели на богатую церковь и требовали удешевить её, упростить обрядность;
особенно глубокое недовольство католической церковью нарастало в 60-70 х гг. XIV в. в среде крестьянства и городской бедноты: церковные феодалы упорно держались за барщину и личную зависимость крестьян; церковь донимала крестьян своими десятинами и другими поборами.
Слайд 53

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ в АНГЛИИ Выразителем этих реформаторских

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ в АНГЛИИ

Выразителем этих реформаторских идей был

профессор Оксфордского университета ДЖОН ВИКЛИФ. Он хотел сделать священное писание общедоступным и для этого принял участие в переводе Библии с латинского языка на английский. Учение Виклифа пропагандировали восстав-шие крестьяне под руковод-ством УОТА ТАЙЛЕРА в 1381 г. В течение двух последующих столетий учение Виклифа оказало заметное влияние на учение всех реформаторов церкви.
Слайд 54

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В АНГЛИИ Во второй половине

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В АНГЛИИ

Во второй половине XIV

в. в Англии развертывается широкое движение за реформу католической церкви. Различные общественные группы, участвовавшие в нем, были заинтересованы в церковной реформе по разным причинам.
Королевская власть в Англии еще с конца XIII в. тяготилась зависимостью от папства, признанной ИОАННОМ БЕЗЗЕМЕЛЬНЫМ. Враждебная по отношению к Англии политика пап, которые, находясь с 1309 г. в АВИНЬОНЕ, поддерживали ФРАНЦИЮ в Столетней войне, активизировала действия английских королей в этом направлении. Король и парламент, недовольные тем, что несметно богатая церковь уклонялась от государственных налогов, стремились освободить ее из-под влияния пап и наложить руку на земельные владения церкви. Придворная знать, крупные феодалы, рыцари и горожане враждебно смотрели на богатства церкви и стремились не только освободить церковь от влияния Рима, но и реформировать ее — упростить обряды, лишить ее богатств. Церковные феодалы были самыми жестокими эксплуататорами крестьянства. Церковь донимала крестьян своими десятинами и другими поборами.
Слайд 55

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В АНГЛИИ

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В АНГЛИИ

Слайд 56

Ч Е Х И Я ПОДЪЕМ ХОЗЯЙСТВА В ЧЕХИИ В

Ч Е Х И Я

ПОДЪЕМ ХОЗЯЙСТВА
В ЧЕХИИ В XIV в.

Крестьяне

и городские бедняки

Рыцари и часть панов. Богатые мастера и торговцы

Жесткий гнет феодалов и городских богачей

Католическая церковь – крупнейший землевладелец и угнетатель населения

Слайд 57

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ в ЧЕХИИ Католическая церковь в

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ в ЧЕХИИ

Католическая церковь в Чехии

владела третьей частью самых плодородных земель. Главе чешской церкви, архиепископу Пражскому, принадлежало 14 городов и 900 деревень. Особенно богатыми были монастыри. Крестьяне и горожане изнемогали от бесчисленных поборов церкви. Значительную часть доходов, получаемых в Чехии, духовенство отсылало в Рим. Против католической церкви в Чехии назревало общее недовольство.
В нач. XV в. небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные проповеди профессора Пражского университета ЯНА ГУСА.
Слайд 58

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ в ЧЕХИИ «Даже последний грошик,

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ в ЧЕХИИ

«Даже последний грошик, который

прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?» — говорил Гус. От критики духовенства Гус перешел к требованиям реформы — переустройства церкви. Он призывал отнять у церкви ее богатства, отобрать земли у епископов и монастырей; отменить плату за обряды, а богослужение проводить на род­ном языке. Гус сам разработал грамматику чешского языка. В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а королю. Против папы надо применить силу. «Настает, братья, ныне время войны и меча», — утверждал Гус.
Слайд 59

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ в ЧЕХИИ Ян Гус беспощадно

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ в ЧЕХИИ

Ян Гус беспощадно обличал духовенство

за то, что оно отступает от провозглашенной в Евангелии бедности. Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме, продажей индульгенций в Чехии и называл папу главным мошенником. Постепенно от критики он перешел к требованию реформ.

ВЫСТУПЛЕНИЯ ЯНА ГУСА В НАЧАЛЕ XV в.

Обличение жадности и продажности духовенства, требование реформы церкви

Борьба за руководящее положение чехов в собственной стране

Осуждение роскоши феодалов и чрезмерного угнетения крестьян

Слайд 60

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ в ЧЕХИИ Архиепископ Пражский запретил

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ в ЧЕХИИ

Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать

с проповедями, а затем отлучил его от церкви. Но Гус не дал себя запугать. Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где продолжал выступать перед крестьянами. Тогда папа римский вызвал Гуса на церковный собор, заседавший на юге Германии в городе Констанце. Хотя император дал Гусу охранную грамоту, Гус понимал, что ему грозит гибель, и написал завещание. Он все же решил поехать на собор, чтобы отстоять свои взгляды.
Слайд 61

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ в ЧЕХИИ В Констанце Гуса

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ в ЧЕХИИ

В Констанце Гуса заковали

в цепи и полгода держали в сырой и холодной темнице. Затем над ним устроили суд. Собор объявил Гуса еретиком и потребовал, чтобы он отрекся от своих взглядов. Гус ответил: «Не могу изменить своей совести. Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду?» Он предпочел умереть, но не отступил от своих убеждений. В 1415 г. ЯН ГУС был сожжен на костре. Он мужественно встретил мучительную казнь.
Слайд 62

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ в ЧЕХИИ Казнь ЯНА ГУСА

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ в ЧЕХИИ

Казнь ЯНА ГУСА стала

для народных масс своеобразным стимулом к вооруженным выступлениям. Люди шли в горы = «хождение в горы» и слушали там речи проповедников – сторонников ЯНА ГУСА.
В 1419 г. жители Праги восстали против существующих порядков. Они захватили власть в городе. Были разгромлены многие монастыри, убиты служители церкви. Все, кто поднялся на борьбу против католической церкви, духовенства и немецкого засилья, называли себя гуситами. Излюбленным местом народных собраний была гора Табор на юге Чехии. Сюда стекались массы восставших. Они заложили новый город, обнесли его мощными укреплениями и назвали, так же как и гору, Табором. Постепенно среди восставших гуситов появились табориты и умеренные.
Слайд 63

СОСТАВ И ЦЕЛИ ТАБОРИТОВ И УМЕРЕННЫХ

СОСТАВ И ЦЕЛИ ТАБОРИТОВ И УМЕРЕННЫХ

Слайд 64

ПРИЧИНЫ УСПЕХОВ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ 1) Табориты создали на основе боевого

ПРИЧИНЫ УСПЕХОВ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

1) Табориты создали на основе боевого устава ЯНА

ЖИЖКИ подлинно народную армию, которая применяла передовую для своего времени тактику.
2) Войско таборитов было маневренным и быстрым на марше.
3) Табориты широко применяли артиллерию, новые приемы боя и необычные виды оружия, в основу которых были положены орудия крестьянского труда – цепы, молоты, косы, серпы.
4) Военный талант ЯНА ЖИЖКИ.

ТАБОРИТЫ

Слайд 65

ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ

ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Слайд 66

ИТОГИ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и

ИТОГИ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили

в переговоры с умеренными. И когда папа признал новые церковные порядки в Чехии, умеренные собрали большое войско для борьбы с таборитами.

В 1434 г. у городка ЛИПАНЫ, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и разгромили их.

Слайд 67

РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ Создана гуситская церковь, более демократичная

РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Создана гуситская церковь, более демократичная и близкая

к народу. Католическая церковь потеряла все свои владения и влияние в обществе.
Крестьяне перестали выпаивать десятину.
Церковные земли достались дворянству, поэтому никто не был заинтересован в восстановлении власти церкви.
Королевская власть была ограничена парламентом – сеймом. Чехия стала сословной монархией.

5. Из городов изгнано немецкое население. Чехия стала почти однонациональным государством.
6. Гуситское движение надолго задержало Чехию в развитии. Если при КАРЛЕ страна находилась в центре культурной, идеологической и политической жизни Европы, то теперь она совершенно замкнулась в рамках своих местных религиозно - политических проблем. Прага перестала быть мировым центром.
7. В ходе борьбы были уничтожены сокровища церковного искусства.

Слайд 68

АНГЛИЯ: Джон Виклиф государство не зависит от церкви; церковь обязана

АНГЛИЯ: Джон Виклиф

государство не зависит от церкви;
церковь обязана подчинятся

в гражданских делах светской власти;
священное писа-ние единственный источник вероучения.
ЧЕХИЯ: Ян Гус

духовенство отступило от провозглашенной в Евангелии бедности, стало жадным и продажным;
создание своей церкви, подчиняющейся не папе, а только королю Чехии;
отмена платы за обряды, ведение богослужения на чешском языке;
назначение на все руководящие церковные должности чехов; осуждение роскоши, богатства панов.

ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Имя файла: Роль-церкви-в-средние-века.-(10-класс).pptx
Количество просмотров: 112
Количество скачиваний: 0