Русская православная церковь и государство в XVI веке презентация

Содержание

Слайд 2

Почему «заповедь» на выход крестьян в Юрьев день из временной меры превратилась в

постоянную? Как в связи с этим изменилось положение крестьянства?
«Заповедь» на выход крестьян в Юрьев день из временной меры превратилась в постоянную потому, что необходимо было преодолеть хозяйственный кризис. Основными производителями в сельскохозяйственной стране были крестьяне. Их прикрепление к земле обеспечивало стабильность хозяйств, обработку пахотных земель. В связи с этим изменилось положение крестьянства: теперь они не только экономически зависели от бояр и помещиков, но и попадали в личную зависимость.

Задание

Слайд 3

Какое значение имело учреждение патриаршества для Российского государства?
Для развития Российского государства учреждение

патриаршества имело большое значение: учреждение патриаршества укрепило влияние Русской православной церкви как внутри страны, так и за рубежом, сделало ее независимой от греческой.

Актуализация знаний

Слайд 4

Тема урока:

«Русская Православная церковь и государство в XVI в.»

История России , 7

класс

Слайд 5

Домашнее задание:

Параграф 12
Вопросы и задания на стр. 100
Рабочая тетрадь № 4-7
Рубрика

«Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 100).
Задание 1,4 – сообщение. презентация

Слайд 6

План:
Духовенство и миряне.
Иосифляне и нестяжатели.
Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Церковь

и государство.

Слайд 7

Проблемный вопрос ! (стр. 95)
Какую роль играла церковь в Российском государстве в XVI

в? Как складывались ее отношения с властью?

Слайд 8

Духовенство и миряне.

Слайд 9

В период феодальной раздробленности Православная церковь сохраняла единство, способствуя объединению земель Руси.

Она поддерживала политику князей, направленную на преодоление власти монголо-татар и междоусобиц.

Духовенство и миряне

Слайд 10

Духовенство и миряне

До 1589 г. Главой Русской православной церкви являлся митрополит Московский и всея

Руси. Под его властью находилось 11 епархий. 
Архиерей – общее название для священнослужителей высшей (третьей) ступени христианской церковной иерархии.
Центром религиозной жизни человека был приходской храм. Его возводили на пожертвования земледельца, крестьянской или посадской общины. Она же давала средства на обеспечение храма утварью, книгами иконами.

Слайд 11

Духовенство и миряне

Деревянная Успенская церковь в Ельце была построена вместе с Елецкой

крепостью в 1592 г. елецкими служилыми людьми, в связи с выделением священнослужителям этого храма «земли Дикого поля».

Слайд 12

Какую роль играл приходской храм для округи?
Приходской храм для округи играл большую роль:

все важные события в жизни прихожан проходили в нем – крещение, венчание, отпевание покойников, учили грамоте, проводили сходы и т. д.

Задание

Слайд 13

Как управлялась Русская православная церковь в XV в.? Какие изменения произошли в ней

в XV в.- используйте пункт 1 параграфа.
В XV в. возглавлял Русскую православную церковь митрополит, территориальными отделениями — епархиями руководили архиереи. Главные вопросы решались на Соборе русских епископов. В XV в. Русская православная церковь стала автокефальной, т. е. самостоятельной.

Задание

Слайд 14

Изменения в Русской православной церкви

1448 год -Собор русского православного духовенства избрал митрополитом рязанского

епископа Иону.
1453 год - выборы митрополита становятся внутренним делом церкви.

Церковь становится независимой, ее возглавляют подданные русского государя

Слайд 15

До 1448 Русская церковь находилась в юрисдикции Вселенского (Константинопольского) патриархата, составляя отдельную Русскую

митрополию и пользуясь большой автономией, хотя её митрополиты и ставились Константинополем.
Из-за разорения татаро-монголами Киева митрополичья кафедра в 1299 (по другим данным — в 1309) была перенесена во Владимир, а в 1325 при митрополите Петре кафедру переместили в Москву.

В 1448 Архиерейский собор Русской церкви самостоятельно, без согласия Вселенского патриархата, избрал митрополитом епископа Рязанского Иону, который получил титул митрополита Московского и всея Руси.

Слайд 16

Заполните пропуски в схеме «Изменения в положении русской православной церкви», используя текст учебника.


Задание 2 - раб. тетрадь, стр.46

Слайд 17

2. Иосифляне и нестяжатели.

Слайд 18

Что составляло основу экономического могущества церкви?
Основу экономического могущества церкви составляли земельные владения, вклады

прихожан.

Задание

Слайд 19

Церковь проповедовала, что добиться вечного блаженства на том свете можно через посмертную

молитву, а чтобы обеспечить ее необходимо мирянам не скупиться на щедрые пожертвования.

Богатые бояре, князья, купцы при разделе земли и другой собственности между наследниками обязательно выделяли значительную долю в пользу монастыря.

Церковь получала с населения и церковную десятину.

Слайд 20

Нестяжатели и иосифляне

В конце 15 века, с образованием единого Российского государства, светские власти

все чаще предпринимали попытки изъятия земель у церкви. Это было вызвано не только стремлением великого князя и государя всея Руси получить в свое владение плодородные и богатые монастырские земли, но и его желанием подчинить церковную власть светской.
Иван III задумывал изъять земли, находившиеся во владении и митрополита, епископов и монастырей. Взамен он обещал содержать церковь за счет средств из казны, что означало бы утрату ею независимости. Против этого выступил церковный собор 1503 года.

Иосиф Волоцкий

Слайд 22

Возросший авторитет русской православной церкви привел к росту числа церквей и монастырей.

В начале XV века монахами – Германом, Савватием, Зосимой был основан монастырь на берегах Белого моря, который получил название -

Соловецкого.

В 1479 г. Иосиф Волоцкий основал Иосифо-Волоколамский монастырь.

Среди монахов монастыря были бояре, представители княжеских родов.

Слайд 23

Одним из самых богатых монастырей был Троице-Сергиев монастырь, основанный в XIV веке

Сергием Радонежским.

Слайд 24

Соловецкий монастырь – основан тремя монахами на Соловецких островах Белого моря

Слайд 26

В 1479 г. Иосиф Волоцкий основал Иосифо -Волоколамский монастырь

Монастыри в конце XV –

нач. XVI в.

Слайд 28

В XIV в. Сергий Радонежский основал Троице-Сергиев монастырь

Слайд 29

В чем суть спора между иосифлянами и нестяжателями?

Задание

Слайд 30

В конце XV века начались разногласия среди духовенства о церковных богатствах.

В результате

православное духовенство раскололось на две части. Одних, обличающих богатство церкви, «нестяжателей», возглавил старец НИЛ СОРСКИЙ.

Слайд 31

Защитников монастырских владений, «иосифлян», возглавлял настоятель ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ.

Слайд 32

Иосифляне и нестяжатели

1 ряд – Нестяжатели (стр. 188, абзац № 2)
2 ряд –

Иосифляне (стр. 188, абзац № 3).
3 ряд – великокняжеская власть (стр. 188 – 189, абзац № 4)
Задание:
1, 2 ряд: выявить суть основных идей, главных идеологов,
3 ряд: выявить отношение великокняжеской власти к церковному спору

Слайд 34

Во главе – Нил Сорский.
Считали, что монах должен вести аскетический образ жизни, питаться

своими плодами труда.
Церковь должна быть независима от гражданских властей.
Против монастырского землевладения.
За сильную великокняжескую власть

Во главе Иосиф Волоцкий.
Защищали монастырские владения.
Считали, что церковь должна иметь большие средства, чтобы распространять свои идеи, заниматься просвещением и благотворительностью.
Власть царя – отражение власти патриарха.

Нестяжатели и иосифляне

Слайд 35

Нил Сорский (Николай Федорович Майков)

Нестяжатели и иосифляне

Слайд 36

Иосиф Волоцкий (Иван Иванович Санин)

Нестяжатели и иосифляне

Слайд 37

Кирилло-Белозерский монастырь

Нестяжатели и иосифляне

Слайд 38

Нил Сорский
выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества за аскетизм церковь

должна быть независима от государства за сильную княжескую власть

Нестяжатели и иосифляне

Слайд 39

Он утверждал, что монастыри не должны заниматься благотворительностью и хозяйственной деятельность, а следовательно,

им не нужны земельные владения. Нил призывал монахов вести аскетичный образ жизни, отрешиться от мирской суеты. Выступал против казни за еретические высказывания.
Нестяжатели – сторонники Нила Сорского.
Последователи:монах Вассиан, Максим Грек.

Нестяжатели и иосифляне

Слайд 40

Иосиф Волоцкий
защищали монастырское землевладение за материальные блага церкви первенство царской власти, в

том числе в решении некоторых церковных вопросов

Нестяжатели и иосифляне

Слайд 41

Церковный собор 1503 г. выступал против изъятия церковных земель. Защитником церковного землевладения выступил

Иосиф Волоцкий.
Иосифляне – сторонники идей Волоцкого

Нестяжатели и иосифляне

Слайд 42

В чем суть спора между иосифлянами и нестяжателями? Как в итоге решился этот

спор?
Суть спора между иосифлянами и нестяжателями в вопросе владения церковью землей и отношениями с государством. Решился этот спор подчинением церкви государству.

Задание

Слайд 43

3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

Слайд 44

Что такое ересь? Вспомните, как поступали с еретиками в средневековой Европе.
У верующих: отклонение

от норм господствующей религии, противоречащее церковным догматам. В средневековой Европе еретиков сжигали на костре.

Задание

Слайд 45

Ересь (греч. «выбор, направление, мнение») — сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход

к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины.

Ереси

Слайд 46

Ереси

Ереси (от греческого слова «ересис», что означает «особое вероучение») — это отступление от

официального церковного учения, от церковных догм и от поклонения церковным святыням — иконам, мощам святых и т. п.
.

Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала государство, обосновывала божественное происхождение верховной власти, власти великих московских князей, то борьба против церковных устоев означала и подрыв государственных интересов.

На Русь волна еретичества докатилась во второй половине XIV — начале XV в., и не случайно первые ее ростки проявились в Новгороде и Пскове — крупных торговых городах, тесно связанных с западными странами. Еретики (их называли стригольниками из-за того, что в их числе были расстриженные духовные лица, т. е. лишенные духовного сана) обличали церковников, в том числе монастырскую братию, за жадность, мздоимство, погоню за «имением» и говорили, что такие люди не могут учить людей верить.

Еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым.

Слайд 47

В Чем видит опасность ересей митрополит Зосима?

Задание по тексту документа

Слайд 48

«Речью глаголю вам, прелестникам и отступникам веры Христовы и всем вашим единомысленникам, мудрствующими

с вами злую вашу окаянную и проклятую ересь, что есте чинили в Великом Новгороде злая и проклятая дела неподобная: мнози от вас ругалися образу Христову и пречистые образу, написанным на иконах, а инии от вас ругалися кресту Христову, а инии от вас на многиа святыя иконы хулные речи глаголали, а инии от вас святыя иконы щепляли и огнем сжигали, а иные от вас крест силололен (крест из дерева алоэ) зубы искусали, а инии от вас святыми иконами и кресты о землю били и грязь на них метали, а инии от вас святыя иконы в лоханю метали, да иного поруганиа есте много чинили над святыми образы написанных на иконах. А инии от вас на самого Господа нашего Иисуса Христа Сына Божья и на Пречистую Его Богоматерь многиа хулы изрекли…»
Церковный собор 1490г. (Митрополит Зосима)

Слайд 49

Во второй половине XV- начале XVI века на Руси стал распространяться еретические

учения.

?

Что такое ереси?

Большинство ереси зарождалось в Новгороде и Пскове.

?

Как вы думаете, почему?

Новгород и Псков – центры международной торговли, здесь встречались представители различных конфессий.
Занятия ремеслом и торговлей порождали у людей самостоятельность, инициативность…
Митрополиты выбирались на вече и они были тесно связаны с мирянами.

Слайд 50

Первое еретическое движение возникло в XIV века, в Новгороде и Пскове. Оно

получило название «СТРИГОЛЬНИКИ».
Представители этого учения отвергали церковную иерархию и монашество, выражали
недовольство практикой симонии, отвергали таинства.
Стригольники объединялись в особые группы, во главе которых стояли наставники — «простецы».
Основными идеологами
стригольников считались
новгородские диаконы Никита и Карп.

Слайд 51

Дьякон Карп – новгородский цирюльник
- выступали против взяточничества
- отвергали церковные обряды
-

выступали против монашества
- возрождали языческие ритуалы

Ереси

Слайд 52

Возникновение ереси
«ЖИДОВСТВУЮЩИХ» в Великом Новгороде во второй половине XV века обычно

связывают с неким проповедником по имени Схария и его сторонником Истомой.

Проповедник, известный как «Схария Жидовин», предполо-жительно прибыл в Новгород из Киева в свите литовского князя Михаила Олельковича в 1471г. и «совратил в жидовство» нов-городских священников Алексея и Дениса, Фёдора Курицина, Ивана Чёрного, которые, по-видимому, стали главными распространителями ереси в Новгороде, а затем и в Москве.

Слайд 53

Люди из свиты литовского князя – Великий Новгород Христос только пророк, а не

сын Божий Отрицали Святую Троицу выступали против икон и икон, крестов, храмов против монашества выступали за западноевропейские порядки

Ереси

Слайд 54

На Церковных соборах 1490 и 1504 годов осудили еретиков и приговорили к

смертной казни.

Слайд 55

Ереси

Стригольники
Выступали против:
взятия священниками платы за посвящение в духовный сан,
Церковной иерархии,
Сомневались в правильности

священных таинств.

Жидовствующие
Не признавали догмата о троичности Бога,
Отрицали священность икон,
Отрицали церковную иерархию,
Критиковали монахов, считая, что они не ведут достойный образ жизни.

Слайд 56

Ересь – сознательное отклонение от общепринятого религиозного учения .
Матвей Башкин: сомнения относительно правильности некоторых

важных решений Священного Писания и церковных обрядов.
Феодосий Косой и его последователи не признавали Святой Троицы, Иисус Христос, по их мнению, был не Сыном Божьим, а основателем религиозного общества.  Косой и его сторонники советовали верующим не ходить в храмы, не соблюдать церковных обрядов и постов, не почитать кресты и иконы, не поклоняться мощам святых.
Башкин, Косой и их единомышленники полагали, что следование заветам Иисуса Христа должно проявляться не во внешней стороне церковной жизни, а в соблюдении заповеди о любви к ближнему.

Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого

Слайд 57

Во время следствия Косому удалось бежать в Литву, где он стал одним из

протестантских лидеров. Матвея же направили в Иосифо-Волокамский монастырь для «вразумления».
Обычно еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым.
Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала государство, обосновывала божественное происхождение верховной власти, власти великих московских князей, то борьба против церковных устоев.

Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого

Слайд 58

Ереси

Матвей Башкин

Феодосий Косой

Осудил холопство

Провозглашал равенство людей

Максим Грек

Наблюдая «дефекты» и социальную несправедливость русской жизни,

которая была в прямой оппозиции его христианским идеалам, Максим Грек начал критиковать власти

Слайд 59

Матвей Башкин

Церковные обряды не нужны
Отрицал иконы и тайну исповеди

Слайд 60

Считал,
что холопство против христианской веры:
«У меня что было кабал полных, то

есеми все изодрал»

Слайд 61

Феодосий Косой

Отрицал христианскую символику, так как крест – орудие казни Христа
Выступал за равенство

народа

Слайд 62

Максим Грек – «О грамматике»

Максим оставил после себя многочисленные сочинения разнообразного характера: богословские,


духовно-нравственные
послания и письма к частным лицам.

Слайд 63

Начиная с XVI века, его труды распространяются в многочисленных рукописных списках, например, в

Библиотеке Троицко-Сергиевской лавры имеются его рукописи

Слайд 64

Заполни пустые графы в схеме, используя текст учебника.

Задание 3 - раб. тетрадь,

стр.46

Слайд 65

4. Церковь и государство.

Слайд 66

В 1448 году русский православный собор избрал митрополитом рязанского епископа Иону.

После

1453 года русская православная церковь стала самостоятельной.

Слайд 67

Церковь и государство

В 16 веке в России существовало около 500 монастырей. Некоторым из

них принадлежали обширные земли.
Объединяя русские земли князья ограничивали налоговые льготы церкви и подчиняли настоятелей монастырей по своему суду по светским делам. Однако светская власть еще не имела надежного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви.
Василий 3 покровительствовал Иосифу Волоцкому и вышедшему из его обители митрополиту Даниилу. Митрополит разрешил ему развод с первой женой и оправдал расправы князя с политическими противниками. Иосиф провозглашал божественный характер власти государя, утверждал, что является высшим судьей в светских и церковных делах и его суд «не посуждается».
Российские государи в 16 веке выступали покровителями православия. В Москву приезжали греческие, сербские монахи, посланцы находившиеся под властью турецких властью православных иерархов Востока.

Слайд 68

В 1448 г. Собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского

человека — Иону. Русская Православная церковь стала независимой.

Церковь и государство

Слайд 69

В 1547 году Макарий стал одним из сторонником и организаторов венчания Ивана 4 на

царство. Он же и возложил на Ивана шапку Мономаха.
Был ярым сторонником сильной воинствующей церкви, на Стоглавом соборе 1551 года он выступил против попыток правительства ограничить права церкви. По его инициативе с целью ликвидации местных культов церковные соборы 1547 и 1549 годов канонизировали около 50 новых «святых». При участии Макария составлены «Степенная книга», «Минеи Четьи», Лицевой летописный свод. В них Макарий идеологически обосновывает необходимость укрепления самодержавия, а также усиления роли церкви в государстве. Макарий содействовал открытию первой русской типографии в Москве.

Митрополит Макарий

Слайд 70

Митрополит Филипп

На смену Макарию митрополитом стал Филипп, который уже также знаком нам. Он был

противником опричнины, за что с него был низложен сан, после отправили монастырь, где он был задушен Малютой Скуратовым в 1569 году.
Следующие митрополиты уже были покорны светской власти и благословляли действия царя.

Слайд 71

Митрополит Дионисий

Со смертью Ивана Грозного испытания для церкви не закончились. С периодом правления

Годунова сана лишили митрополита Дионисия. Новой главой церкви стал монах Иов, который являлся сподвижником Бориса. 
Вспомните роль Иова в становлении Бориса Годунова на власть.

Слайд 72

Патриарх Иов

В 1575 году святитель Иов был назначен настоятелем Ново-Спасского монастыря и в

течение шести лет возглавлял древнюю московскую обитель.
В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году — митрополитом Московским.
23 января 1589 года при участии Патриарха Константинопольского Иеремии II состоялось наречение, а 26 января — торжественное поставление митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси

Слайд 73

Оформление идеологии самодержавия

Теория «Москва – третий Рим»
в истории христианства существовало три великих центра:
Рим
Константинополь
Москва

– третий Рим

Слайд 74

Митрополит Зосима
Монах Филофей

Оформление идеологии самодержавия

Слайд 75

Оформление идеологии самодержавия

Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой представлений о роли

и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров.

Шапка Мономаха

Слайд 76

Первый Рим –
«ветхий»

Второй Рим –
Константинополь

Заключил унию с
католической
церковью. Пал от
мусульман.

Третий Рим –
Москва

Остался верен
православию

Обязан сохранить
чистоту

веры и
защитить православ-
ные народы.

Четвертому Риму
не бывать

Пал под ударами
язычников-
варваров

Слайд 77

- Верность православию
- Центр христианства
- Моральная ответственность

- Защита православных народов

Оформление идеологии самодержавия

Слайд 78

Почему для светской власти была важна поддержка церкви?
Для светской власти была важна поддержка

церкви потому, что светская власть не имела надежного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви.

Задание

Слайд 79

Проблемный вопрос ! (стр. 95)
Какую роль играла церковь в Российском государстве в XVI

в? Как складывались ее отношения с властью?

Слайд 80

Выберите правильный ответ, используя текст учебника.

Задание 1 - раб. тетрадь, стр.45

Слайд 81

Какую роль играла церковь в Российском государстве в XVI в.? Как складывались ее

отношения с властью?
Церковь в Российском государстве в XVI в. играла большую роль. В XVI в. Россия стала единственной православной державойЕвропы. Интересы государства и церкви не всегда совпадали. Во внутренней и внешней политике правительство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения. Русская православная церковь сохранила свои земельные владения и обрела статус патриаршества.

Задание

Имя файла: Русская-православная-церковь-и-государство-в-XVI-веке.pptx
Количество просмотров: 27
Количество скачиваний: 0