Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол презентация

Содержание

Слайд 2

Актуализация знаний

Какое масштабное явление происходило в России в начале XVII века?
Вспомните, кто стал

патриархом России после окончания Смутного времени?

Актуализация знаний Какое масштабное явление происходило в России в начале XVII века? Вспомните,

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ XVII ВЕКА

Разрушение системы государственного управления в результате династического кризиса => СМУТА

Церковный

раскол. Реформа Никона 1653
Старообрядчество

Зарождение капиталистических отношений: мануфактуры, рост торгового капитала, формирование Всероссийского рынка
Окончательное закрепощение крестьян
обострение социальных противоречий => «бунташный век»

П

Д

Э

С

Актуализация знаний

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ XVII ВЕКА Разрушение системы государственного управления в результате династического кризиса =>

Слайд 4

Тема урока:
«Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол»

История России

, 7 класс

Тема урока: «Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол»

Слайд 5

Домашнее задание:

Параграф 24
читать, пересказ

Домашнее задание: Параграф 24 читать, пересказ

Слайд 6

План:
1.Церковь после Смуты.
2.Реформа патриарха Никона.
3.Усиление разногласий между церковной и светской властью.
4.Церковный собор

1666-1667 гг.
5.Протопоп Аввакум.
6. Протесты старообрядцев.

План: 1.Церковь после Смуты. 2.Реформа патриарха Никона. 3.Усиление разногласий между церковной и светской

Слайд 7

Проблемный вопрос ! (стр. 75)
Каковы были причины и последствия церковного раскола?
Почему церковный раскол

является национальной трагедией России?

Проблемный вопрос ! (стр. 75) Каковы были причины и последствия церковного раскола? Почему

Слайд 8

1. Церковь после Смуты.

1. Церковь после Смуты.

Слайд 9

Каково было положение церкви Русской православной церкви после Смуты? Почему позиции церкви усиливались?
Русская

православная церковь оказалась вовлечена в политическую борьбу времен Смуты. После нее положение церкви в государстве укрепилось, значительный вклад в церковные и государственные дела внес патриарх Филарет. Позиции церкви усиливались потому, что патриарх Филарет был фактическим правителем России.

Задание

Каково было положение церкви Русской православной церкви после Смуты? Почему позиции церкви усиливались?

Слайд 10

Власть
царь
Церковь
Патриарх

Михаил Романов
1613 -1645

Филарет Романов
1619 - 1633

Церковь после Смуты

Власть царь Церковь Патриарх Михаил Романов 1613 -1645 Филарет Романов 1619 - 1633 Церковь после Смуты

Слайд 11

Смута привела к противоречиям среди священнослужителей-патриарх Игнатий поддержал Лжедмитрия I, Гермоген-В.Шуйского,Филарет-Лжедмитрия II.
В 1619

г.Филарет возвратился в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патриархом всея Руси.
Филарет стал фактически вторым царем и смог укрепить государственную власть, но вопросы, касавшиеся церкви, решить не смог.

Н.Тютрюмов. Портрет
патриарха Филарета.

Церковь после Смуты

Смута привела к противоречиям среди священнослужителей-патриарх Игнатий поддержал Лжедмитрия I, Гермоген-В.Шуйского,Филарет-Лжедмитрия II. В

Слайд 12

Вопрос: чья власть выше — Патриарха или царя? — шел из глубины

веков. По образцу Византийской империи митрополиты, а потом Патриархи подчинялись светской власти. Высших иерархов Церкви ставили на свои посты великие князья, а позднее цари. Но со временем Церковь в России получила огромную силу.
Церковь после Смуты

Вопрос: чья власть выше — Патриарха или царя? — шел из глубины веков.

Слайд 13

Государство нуждалось в ней во время борьбы с иноземными захватчиками и в период

централизации государства. Но чем сильнее, крепче становилась в России самодержавная власть монарха, тем меньше отводилось места Церкви в этой системе. Царская власть не желала мириться с существованием этого государства в государстве.
Церковь после Смуты

Государство нуждалось в ней во время борьбы с иноземными захватчиками и в период

Слайд 14

Дворянское сословие с вожделением поглядывало на безбрежные церковные, монастырские и патриаршие земли.

К середине XVII в. Церковь лишилась многих своих преимуществ: специально созданный Монастырский приказ ведал всеми населенными церковными землями, кроме патриарших; судебные и налоговые льготы так­же остались лишь за патриаршими владениями.
Церковь после Смуты

Дворянское сословие с вожделением поглядывало на безбрежные церковные, монастырские и патриаршие земли. К

Слайд 15

В условиях упорядочения жизни государства необходимо было также привести в соответствие с требованиями

времени церковные обряды и книги. За долгие столетия в церковном богослужении накопилось немало ошибок. Тексты в церковных книгах были искажены малограмотными переписчиками.
Церковь после Смуты

В условиях упорядочения жизни государства необходимо было также привести в соответствие с требованиями

Слайд 16

В сер.17 в.в русских книгах и обрядах накопилось много ошибок. Патриарх Иосиф хотел

провести реформы по древнерусским книгам, а Алексей Михайлович – по византийским.
В 1652 г. новым патриархом стал Никон, и он провел реформу: крещение не двумя,а тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, книги и обряды исправлены по византийским образцам.

А.Иванов.
Во времена раскола.

Церковь после Смуты

В сер.17 в.в русских книгах и обрядах накопилось много ошибок. Патриарх Иосиф хотел

Слайд 17

Русские иконописцы порой отходили от канонических правил изображения святых ликов и религиозных

сюжетов. Даже крестное знамение на Руси претерпело изменение — вместо трех перстов, что символизировало Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, на Руси стали креститься двумя. Широко праздновались святки, исполнялись некоторые языческие обряды, подрывавшие церковные догматы.

Церковь после Смуты

Русские иконописцы порой отходили от канонических правил изображения святых ликов и религиозных сюжетов.

Слайд 18

В руководящих кругах Церкви и государства при активном участии царя Алексея Михайловича

началась подготовка к очищению церковной службы от искажений. Проводником этих новшеств стал Патриарх Никон (1605—1681), возведенный в сан в 1652 г. Мордвин Никита рано осиротел, с детства пристрастился к чтению духовных книг, был послушником в знаменитом Макарьевском монастыре.

Церковь после Смуты

Стал священником. Его семейная жизнь оказалась трагической. Одного за другим они с женой потеряли трех малолетних детей. После этого он ушел в скит на Белом море, постригся в монахи под именем Никона, стал игуменом. Слух о его подвижнической жизни пошел по Руси. Никон был представлен царю, произвел на него большое впечатление и был оставлен в Москве.

В руководящих кругах Церкви и государства при активном участии царя Алексея Михайловича началась

Слайд 19

Патриарх Никон (22 июля 1652 год)

Патриарх Никон (22 июля 1652 год)

Слайд 20

Около царя сформировался кружок ревнителей истинного благочестия. К ним принадлежали духовник царя

Стефан Вонифатьев, выходец из священников протопоп Аввакум, окольничий Федор Ртищев. В этом кружке появились идеи упорядочения церковной службы по греческим образцам, приведения церковных книг в соответствие с оригиналами, введения проповедей в церковную службу.

Церковь после Смуты

Около царя сформировался кружок ревнителей истинного благочестия. К ним принадлежали духовник царя Стефан

Слайд 21

Слайд 22

В чем заключались причины церковной реформы? Как вы думаете, почему ее проведение пришлось

именно на середину XVII в.?
Причина церковной реформы: необходимость наведения порядка в церковных обрядах. Проведение церковной реформы пришлось именно на середину XVII в. потому, что к этому времени позиции церкви были сильны. К тому же формировалась и самодержавная форма власти царя.

Задание

В чем заключались причины церковной реформы? Как вы думаете, почему ее проведение пришлось

Слайд 23

Церковная реформа

1653 - 1655

Крещение тремя перстами
Поясные поклоны
Иконы и церковные книги исправлены по греческим

образцам

Реформа патриарха Никона

Церковная реформа 1653 - 1655 Крещение тремя перстами Поясные поклоны Иконы и церковные

Слайд 24

Кроме уже предпринятых нововведений, при Никоне стали внедряться поясные поклоны в церквах

(а не до полу), трехперстное крещение. Началось повсеместное исправление книг, с которых теперь делали печатные оттиски в соответствии с нормами современного языка. Написанные не по древним канонам иконы убирали из храмов. По сути, все эти нововведения были чисто обрядовыми.

Реформа патриарха Никона

Кроме уже предпринятых нововведений, при Никоне стали внедряться поясные поклоны в церквах (а

Слайд 25

Никон развернул кампанию за усиление нравственности церковнослужителей, боролся против пьянства в церковной

и монастырской среде, требовал истового исполнения служб и обрядов. Большинство церковников не приняло этих нововведений. Малограмотные, погрязшие в мирских делах священники и монахи враждебно отнеслись к дисциплинарным мерам Никона, им было привычно произносить давно заученные священные тексты.

Реформа патриарха Никона

Никон развернул кампанию за усиление нравственности церковнослужителей, боролся против пьянства в церковной и

Слайд 26

Земский собор 1654

Одобрил церковную реформу
Предложил привести обряды в соответствии не только греческой,

но и русской традицией

Реформа патриарха Никона

Земский собор 1654 Одобрил церковную реформу Предложил привести обряды в соответствии не только

Слайд 27

Церковный Собор 1654 года(Патриарх Никон представляет новые богослужебные книги

Реформа патриарха Никона

Церковный Собор 1654 года(Патриарх Никон представляет новые богослужебные книги Реформа патриарха Никона

Слайд 28

Реформа патриарха Никона

Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы

XVII в.

Реформа патриарха Никона Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы XVII в.

Слайд 29

Как повлияла реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни?
Реформа патриарха Никона на развитие

церковной жизни повлияла негативно, привела к расколу церкви. Вместе с тем, в стране начали служить по единым церковным обрядам.

Задание

Как повлияла реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни? Реформа патриарха Никона на

Слайд 30

3.Усиление разногласий между церковной и светской властью.

3.Усиление разногласий между церковной и светской властью.

Слайд 31

Усиление разногласий между светской властью и церковью

Алексей Михайлович

Патриарх Никон

Усиление разногласий между церковной

и светской властью

Усиление разногласий между светской властью и церковью Алексей Михайлович Патриарх Никон Усиление разногласий

Слайд 32

Никон выступил с идеей первенства церковной власти и предложил поделить ее по примеру

Михаила Федоровича и Филарета.
Царь перестал посещать
патриарший Успенский Собор
Обиженный патриарх отказал царю в благословении и, заявив о сложении патриарших полномочий, удалился в Новоиерусалимский монастырь.

Патриарх Никон.

Усиление разногласий между церковной и светской властью

Никон выступил с идеей первенства церковной власти и предложил поделить ее по примеру

Слайд 33

Царь поначалу занимал нейтральную позицию. Но, пользуясь расположением к нему царя, Никон

сосредоточил в своих руках огромную власть. Никон вмешивался в дела управления страной, обличал действия властей. В своих проповедях в Успенском соборе Московского Кремля он не раз публично рассуждал о преимуществе духовной власти над светской, священства над царством.

Усиление разногласий между церковной и светской властью

Царь поначалу занимал нейтральную позицию. Но, пользуясь расположением к нему царя, Никон сосредоточил

Слайд 34

В 1658 г. произошел разрыв между царем и Никоном. Никон оставил патриаршество

и уехал в Воскресенский (Новоиерусалимский) монастырь. В 1666 г. на общем Соборе вселенских патриархов, съехавшихся в Москву, он был лишен патриаршего сана. Никону определили жить простым монахом в дальнем Ферапонтовой монастыре, затем сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и умер.

Усиление разногласий между церковной и светской властью

В 1658 г. произошел разрыв между царем и Никоном. Никон оставил патриаршество и

Слайд 35

4.Церковный собор 1666-1667 гг.

4.Церковный собор 1666-1667 гг.

Слайд 36

В 1666 г. царь пригласил в Москву 4-х восточных патриархов и устроил суд

над Никоном.
Он был осужден, лишен сана и отправлен в заточение в монастырь.
Собор осудил противников реформы и передал их лидеров в руки светских властей.

Лишение Никона
на Соборе
Патриаршего сана.
Неизвестный художник.
(19 век).

Церковный собор 1666-1667 гг.

В 1666 г. царь пригласил в Москву 4-х восточных патриархов и устроил суд

Слайд 37

Церковный собор 1666 -1667

Поддержал церковную реформу

Проклял ее противников (старообрядцев)

Обычай креститься двумя пальцами Никон

заменил троеперстием, имя «Иисус» велел писать через две буквы «и» и т. д. Все эти новшества были поддержаны светской властью и утверждены церковным собором 1656 г.

Жестокие преследования старообрядчества не прекращались. Тысячи противников реформ вынуждены были бежать на окраины страны. Крайней формой протеста были самосожжения – «гари».

Раскол

Церковный собор 1666-1667 гг.

Церковный собор 1666 -1667 Поддержал церковную реформу Проклял ее противников (старообрядцев) Обычай креститься

Слайд 38

Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола?
Сущность церковного раскола: борьба старого и

нового в жизни государства и общества
Значение церковного раскола: показал силу царской власти, неотвратимость перемен.

Задание

Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола? Сущность церковного раскола: борьба старого

Слайд 39

Раскол

Отделение от Русской Православной церкви части верующих, не принявших церковной реформы патриарха

Никона 1653 – 1655 гг
Противники официальной церкви получили название раскольников, или старообрядцев

Раскол Отделение от Русской Православной церкви части верующих, не принявших церковной реформы патриарха

Слайд 40

Раскол

Церковный собор 1666-1667 гг.

Раскол Церковный собор 1666-1667 гг.

Слайд 41

Против таких методов реформирования Церкви выступили и сами ревнители истинного благочестия, в

том числе неистовый протопоп Аввакум .В своих страстных проповедях он стал обличать Никона в богоотступничестве, насилии над людьми. В ответ Никон отправил его и других ревнителей в ссылку. В глазах староверов они обрели ореол мучеников.
Церковь и государство.
Раскол – отделение (1654 г.) от Русской Православной церкви части верующих (старообрядцев) не признавших церковных реформ (1653-1656 гг.) патриарха Никона.

Против таких методов реформирования Церкви выступили и сами ревнители истинного благочестия, в том

Слайд 42

В.О. Ключевский

«Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от

господствующей православной церкви»

В.О. Ключевский «Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви»

Слайд 43

Последствия раскола

Он – проявление самых различных черт национального русского характера.
Он – реакция общества

на перемены в духовной и политической жизни России.
Он поколебал авторитет церкви.
Он способствовал процессу секуляризации.
Он лишил духовенства политической власти в пользу светского направления развития России.

Последствия раскола Он – проявление самых различных черт национального русского характера. Он –

Слайд 44

5. Протопоп Аввакум.

5. Протопоп Аввакум.

Слайд 45

Лидером раскола оказался протопоп Аввакум, который теперь обличал не только никониан, но

и царя. За свои антиправительственные проповеди он был сожжен.
Со временем старообрядцы стали своеобразной частью русского православного населения со своими обрядами и традициями, старой церковной утварью и древними книгами.

Протопоп Аввакум

Лидером раскола оказался протопоп Аввакум, который теперь обличал не только никониан, но и

Слайд 46

Выскажите свое мнение о протопопе Аввакуме.

Задание

Выскажите свое мнение о протопопе Аввакуме. Задание

Слайд 47

Вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов
Он встретил реформы отрицательно,считая первоосновой веры русские

источники.
Аввакум был сослан в 1653 г. в Сибирь,в 1663 г. после кратковременного возвращение в Москву он был отправлен в Пустозерск, где провел 15 лет в земляной тюрьме.
В 1682 г.он был сожжен вместе со своими соратниками по царскому приказу.

Протопоп Аввакум

Вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов Он встретил реформы отрицательно,считая первоосновой веры

Слайд 48

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Слайд 49

Сожжение протопопа Аввакума. 14 апреля 1682. (Пустозерск)

Сожжение протопопа Аввакума. 14 апреля 1682. (Пустозерск)

Слайд 50

Исторические оценки протопопа Аввакума
Д.С. Лихачев – пророк, борец, мученик и страдалец.
В литературе

– «неистовый», т.е. необычайно сильный, буйный, безудержный.

Исторические оценки протопопа Аввакума Д.С. Лихачев – пророк, борец, мученик и страдалец. В

Слайд 51

6. Протесты старообрядцев

6. Протесты старообрядцев

Слайд 52

Церковные реформаторы столкнулись и с сопротивлением прихожан. Намоленные книги и иконы были

частью их веры. И вдруг оказалось, что все это у них отнимают, к тому же заставляют креститься тремя перстами.
Несогласные объявили себя приверженцами старой веры — староверами. Так начался раскол в Русской Православной Церкви и обществе.
Церковь и государство.
Старообрядцы (раскольники)- последователи протопопа Аввакума, отказавшиеся принять церковную реформу (1653-1656 гг.) патриарха Никона.

Церковные реформаторы столкнулись и с сопротивлением прихожан. Намоленные книги и иконы были частью

Слайд 53

Старообрядцы (раскольники)- последователи протопопа Аввакума, отказавшиеся принять церковную реформу .

почему так непримирима была

власть по отношению к староверам на протяжении нескольких столетий ?

Старообрядцы (раскольники)- последователи протопопа Аввакума, отказавшиеся принять церковную реформу . почему так непримирима

Слайд 54

В Москве был выбран новый Патриарх. Правительство продолжало дело очищения Церкви. А

это означало, что креп и ширился раскол в русском обществе. В лесной глухомани возникали старообрядческие скиты. При подходе войск староверы сжигали себя. Такие самосожжения назывались гари.

Протесты старообрядцев

В Москве был выбран новый Патриарх. Правительство продолжало дело очищения Церкви. А это

Слайд 55

Среди староверов оказались люди из разных социальных слоев: знаменитая боярыня Морозова, купцы,

крестьяне, посадские люди. Людей потрясали жестокие методы борьбы со свергнутыми святынями: иконы бросали в костер, книги уничтожали. Запрещалось проведение языческих праздников и обрядов. За пьянство и нерадивое отношение к церков­ным службам били батогами, сажали на цепь, ссылали.

Протесты старообрядцев

Среди староверов оказались люди из разных социальных слоев: знаменитая боярыня Морозова, купцы, крестьяне,

Слайд 56

Противники Никона были уже рассеяны по просторам России. Аввакум сидел на цепи

в холодной яме. Отказался принять реформу Никона Соловецкий монастырь, монахи заперлись в осаде.

Протесты старообрядцев

Противники Никона были уже рассеяны по просторам России. Аввакум сидел на цепи в

Слайд 57

Почему раскол стал трагическим явлением русской истории?

Почему раскол стал трагическим явлением русской истории?

Слайд 58

Как повлияла реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни?
Реформа патриарха Никона на развитие

церковной жизни повлияла негативно, привела к расколу церкви. Вместе с тем, в стране начали служить по единым церковным обрядам.

Задание

Как повлияла реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни? Реформа патриарха Никона на

Слайд 59


Официальная
Православная
церковь

Старо-
обрядчество

Итоги церковной реформы Никона

Официальная Православная церковь Старо- обрядчество Итоги церковной реформы Никона

Имя файла: Русская-православная-церковь-в-XVII-веке.-Реформа-патриарха-Никона-и-раскол.pptx
Количество просмотров: 26
Количество скачиваний: 0