Слайд 2
![Собор Святой Софии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/418212/slide-1.jpg)
Слайд 3
![Интерьер Софийского Собора. 260 кв. метров – мозаики, 3000 кв. метров - фрески](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/418212/slide-2.jpg)
Интерьер Софийского Собора.
260 кв. метров – мозаики, 3000 кв. метров
- фрески
Слайд 4
![Валерий Кикта «Фрески Софии Киевской»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/418212/slide-3.jpg)
Валерий Кикта
«Фрески Софии Киевской»
Слайд 5
![Валерий Григорьевич Кикта Современный композитор, родился в Украине в 1941](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/418212/slide-4.jpg)
Валерий Григорьевич Кикта
Современный композитор, родился в Украине в 1941 г, а
музыкальное образование получил в Москве. В своих крупных сочинениях композитор обращается к интонациям и образам
христианской славянской
культуры. Он, словно летописец, бережно
сохраняет для потомков
события древности, насыщая
их собственной интонацией.
Слайд 6
![Концертная симфония для арфы с оркестром "Фрески Софии Киевской" В.Кикты](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/418212/slide-5.jpg)
Концертная симфония для арфы
с оркестром "Фрески Софии Киевской" В.Кикты
Появление этого
произведения вызвано неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве.
"Фрески" - взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи.
Слайд 7
![Собор Святой Софии заложен в 1037 году великим русским князем](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/418212/slide-6.jpg)
Собор Святой Софии
заложен в 1037 году великим русским князем Ярославом
Мудрым, в честь 50-летия принятия христианства на Руси, сохранил до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века. В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи — мозаики и фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера — центральный купол и алтарь. Все остальное пятинефное пространство, вторые этажи, обе лестничные клетки и открытые галереи были украшены фресками. До наших дней сохранилось 260 квадратных метров мозаик и около трех тысяч квадратных метров фресковой росписи.
Слайд 8
!["Фрески" -произведение с чертами смешанной жанровости. В подзаголовке - "концертная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/418212/slide-7.jpg)
"Фрески" -произведение с чертами смешанной жанровости. В подзаголовке - "концертная симфония
для арфы с оркестром" фиксируется концертность и симфоничность замысла. Тип композиции напоминает сюиту (девятичастное произведение):
1 Орнамент 1
2 Зверь нападает на всадника
3 Орнамент 2
4 Групповой портрет дочерей Ярослава
Мудрого 5 Михайловский придел
6 Борьба ряженых
7 Музыкант
8 Скоморохи
9 Орнамент 3
Слайд 9
![№1,№3,№9 «Орнамент» Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/418212/slide-8.jpg)
№1,№3,№9 «Орнамент»
Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство
небесного и земного, скрепляет музыкальная тема «Орнамент». Она звучит во «Фресках» несколько раз. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси. «Орнамент» – это и красота, и неповторимость, и изменяемость….
Слайд 10
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/418212/slide-9.jpg)
Слайд 11
![№4 «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого» В этом фрагменте два](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/418212/slide-10.jpg)
№4 «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»
В этом фрагменте два пласта звучания.
Первый – нисходящие мелодические попевки скрипок, тремоло которых создает трепетное, зыбкое, изящное звучание. Второй – повторяющиеся пятизвучные нисходящие интонации арфы, которые звучат неопределенно, неясно, словно мерцающие свечи. Так композитор рисует образы загадочных и утонченных девушек – дочерей князя, изображенных неизвестными мастерами-живописцами на фресках собора, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии.
Слайд 12
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/418212/slide-11.jpg)
Слайд 13
![№6 «Борьба ряженых» В «Борьбе ряженых» жесткие короткие ритмы ксилофона](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/418212/slide-12.jpg)
№6 «Борьба ряженых»
В «Борьбе ряженых» жесткие короткие ритмы ксилофона в разных
регистрах перемежаются с напряженным журчанием арфы. Быстрый темп музыки, ее безостановочное движение усиливает яркий, радостно-тревожный характер части.
Слайд 14
![№7 «Музыкант» Одна из самых драматических частей симфонии. Музыка рисует](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/418212/slide-13.jpg)
№7 «Музыкант»
Одна из самых драматических частей симфонии. Музыка рисует образ одинокого
музыканта-скрипача. Композитор использует тембр солирующего альта, который подражает звучанию древнего струнного инструмента – гудка, предка современной скрипки. Фон для главной темы этой части составляют монотонный долгий звук и отзвуки арфы.
Слайд 15
![№8 «Скоморохи» В «Скоморохах» композитор рисует «беспечное племя веселых бродяг».](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/418212/slide-14.jpg)
№8 «Скоморохи»
В «Скоморохах» композитор рисует «беспечное племя веселых бродяг». Эта часть
построена на коротких плясовых повторяющихся интонациях с шутовством, насмешкой, безостановочным движением, бряцанием струнных инструментов, перезвоном бубенцов, подражанием балалаечным и свирельным наигрышам.
Слайд 16
![По словам композитора "Фрески" выражают всю гамму чувств, которые вызывает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/418212/slide-15.jpg)
По словам композитора "Фрески" выражают всю гамму чувств, которые вызывает образ
родного Киева с его уникальным художественным наследием. Это произведение глубоко личное. Оно было создано с желанием запечатлеть мгновение, когда под куполом храма для композитора ожили и зазвучали фрески. Тем интереснее тот факт, что "Фрески Софии Киевской" стали необыкновенно популярны и постоянно звучат в концертном исполнении, на телевидении и радио.
Слайд 17
![Росписи, сюжеты, размещение изображений подчинены четкому идейному замыслу, вытекавшему из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/418212/slide-16.jpg)
Росписи, сюжеты, размещение изображений подчинены четкому идейному замыслу, вытекавшему из назначения
собора София Киевская как главного храма Древнерусского феодального государства. Посвященный Софии как символу мудрости, Киевский Собор Святой Софии, его архитектура и живопись должны были утверждать и укреплять христианское вероучение, а вместе с ним и феодальную власть.
Слайд 18
![Большинство фресок Софии Киевской, среди которых преобладают единоличные изображения святых,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/418212/slide-17.jpg)
Большинство фресок Софии Киевской, среди которых преобладают единоличные изображения святых,
исполнены в смелой и энергичнной манере. В лицах художники всячески подчеркивают пристально устремленные на зрителя большие глаза. Поскольку в Софии Киевской греческие мастера работали бок о бок с русскими, нетрудно объяснить наличие русских черт в ряде изображений.