Советское искусство ХХ века презентация

Содержание

Слайд 2

Периодизация советского искусства

1917-1933 годы - начальный период, переосмысление старых находок в области искусства,

обилие творческих направлений (импрессионизм, экспрессионизм, авангардизм и др.)
1934-1940 – становление социалистического реализма
1941-1945 – годы Великой отечественной войны
1946-1953 – становление сталинского ампира
1954-1964 – «хрущёвская оттепель»
1965-1982 – брежневский период, «период застоя», формирование андеграундных, неофициальных направлений в искусстве
1983-1991 – период горбачёвской перестройки, выход андеграундных форм искусства из «подполья», плюрализм направлений.

Периодизация советского искусства 1917-1933 годы - начальный период, переосмысление старых находок в области

Слайд 3

Новые виды искусства в советский период

Художественное оформление празднеств в городах.(Монументальные панно, декор зданий,

улиц, природных объектов).Художники: Петров-Водкин, Кустодиев, Е. Лансере, С. В. Герасимов.
Агитационный плакат. Художники: Д. Моор (Дм. Стахиевич Орлов)

Новые виды искусства в советский период Художественное оформление празднеств в городах.(Монументальные панно, декор

Слайд 4

Дм. Моор (Дм. Стахиевич Орлов) 1883-1946

Дм. Моор (Дм. Стахиевич Орлов) 1883-1946

Слайд 5

Биография и творчество

Родился в Новочеркасске 22 октября (3 ноября) 1883 в семье горного

инженера. В 1898 переехал с родителями в Москву. Систематического художественного образования не получил; в 1910 посещал школу-студию П. И. Келина. Первоначально работал в Мамонтовской типографии. С 1907 публиковал в печати свои карикатуры.

Биография и творчество Родился в Новочеркасске 22 октября (3 ноября) 1883 в семье

Слайд 6

В период работы в московском журнале «Будильник» (1907) молодой художник Дмитрий Орлов принял

псевдоним Моор, так как характер главного героя шиллеровских «Разбойников» Карла Моора соответствовал творческому темпераменту мастера, страстного и последовательного в своем «романтически неистовом» стремлении к искусству, политически злободневному, активно воздействующему на зрителя.

В период работы в московском журнале «Будильник» (1907) молодой художник Дмитрий Орлов принял

Слайд 7

После Октябрьской революции, в годы гражданской войны создавал агитационные плакаты («Ты записался добровольцем?»,

«Врангель ещё жив, добей его без пощады!», «Помоги!» и многие другие). Сатира Моора направлялась на религию, Белое движение, Антанту и буржуазный строй. Издевательские плакаты Моора расклеивались на входах в храмы.

После Октябрьской революции, в годы гражданской войны создавал агитационные плакаты («Ты записался добровольцем?»,

Слайд 8

высмеивали Бога, священников и православных, призывали к конфискации церковных ценностей в пользу государства

и голодающих. Работал в РОСТА.
Антирелигиозные рисунки Орлова публиковались в журнале «Безбожник у станка» и пользовались большой известностью за границей. Иллюстрировал «Библию для верующих и неверующих»

высмеивали Бога, священников и православных, призывали к конфискации церковных ценностей в пользу государства

Слайд 9

Дм. Моор. «Ты записался добровольцем?» (1920)

Плакат Гражданской войны.

Дм. Моор. «Ты записался добровольцем?» (1920) Плакат Гражданской войны.

Слайд 10

Новая трактовка существовавших видов искусства

Монументальная скульптура (Ленинский план монументальной пропаганды в первые годы

после революции)
Агитационный фарфор (художник С. В. Чехонин)

Новая трактовка существовавших видов искусства Монументальная скульптура (Ленинский план монументальной пропаганды в первые

Слайд 11

Агитационный фарфор

Первый советский фарфор был создан в течение 1918—1923 годов на Государственном фарфоровом

заводе им. Ломоносова большой группой художников под руководством С. В. Чехонина.
В просписях фарфора создалась и получила развитие новая советская эмблематика. По старому нерасписанному фарфору, оставшемуся в кладовых императорского завода, художники писали новые революционные лозунги, заменяли старую царскую маркировку серпом и молотом

Агитационный фарфор Первый советский фарфор был создан в течение 1918—1923 годов на Государственном

Слайд 12

Агитационный фарфор. Тарелка «С вершин науки можно раньше зреть зарю нового дня, чем внизу

среди обыденности жизни».

Агитационный фарфор. Тарелка «С вершин науки можно раньше зреть зарю нового дня, чем

Слайд 13

Блюдо и тарелка «РСФСР»

Блюдо и тарелка «РСФСР»

Слайд 14

В фарфор, камерный вид искусства, пришло искусство улицы, плаката, оформления революционных праздников, пришло

искусство монументальной пропаганды, ставшее более долговечной, чем временное праздничное убранство улиц. С фарфора звучат лозунги: «Земля трудящимся!», «Кто не работает, тот не ест!», «Пропади буржуазия, сгинь капитал!», «Пусть, что добыто силою рук трудовых, не проглотит ленивое брюхо!». Тарелка уподобляется плакату и листовке, на ней изображается даже трудовая карточка.

В фарфор, камерный вид искусства, пришло искусство улицы, плаката, оформления революционных праздников, пришло

Слайд 15

Фарфоровая тарелка с изображением трудовой карточки В.И.Ленина.

Надпись: «Кто не работает- тот не

ест»

Фарфоровая тарелка с изображением трудовой карточки В.И.Ленина. Надпись: «Кто не работает- тот не ест»

Слайд 16

Живопись 1920-х годов

Главные группировки: АХРР (Ассоциация художников революционной России), ОСТ (Общество станковистов),

а также «4 искусства» (наследники группы «Мир искусства»).

Живопись 1920-х годов Главные группировки: АХРР (Ассоциация художников революционной России), ОСТ (Общество станковистов),

Слайд 17

К.Ф.Юон. 1875—1958. Новая планета. (1921)


К.Ф.Юон. 1875—1958. Новая планета. (1921)

Слайд 18

Одно из первых произведений, воплотивших образ Октябрьской революции. Картина родилась из эскиза к

театральному занавесу. Художник пытается осознать революцию как событие вселенского масштаба: в результате космического катаклизма рождается новая планета, озаряющая мир тревожными всполохами света.

Одно из первых произведений, воплотивших образ Октябрьской революции. Картина родилась из эскиза к

Слайд 19

Люди в смятении и радости наблюдают крушение старого мира. «Живая мысль и живое

воображение не могут пройти мимо грандиозности событий, не углубившись в их важный мировой смысл, – писал Юон в 1925 году. – Мои личные пути направлены сейчас на то, чтобы… найти язык и знаки способные дать непосредственное выражение своих идей».

Люди в смятении и радости наблюдают крушение старого мира. «Живая мысль и живое

Слайд 20

Константин Фёдорович Юон

Родился 24 октября 1875 года в Москве, в германошвейцарской семье.

Отец — работник страховой компании, позже — её директор; мать — музыкант-любитель. С 1892 по 1898 год Константин Юон учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были такие мастера, как К. А. Савицкий, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин.

Константин Фёдорович Юон Родился 24 октября 1875 года в Москве, в германошвейцарской семье.

Слайд 21

В 1903 году Юон стал одним из организаторов Союза русских художников. Он также входил

в число участников объединения «Мир искусства».
С 1907 года работал в области театральной декорации, в частности, занимался оформлением постановки оперы «Борис Годунов» в Париже, в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
До революции основной темой творчества Юона были выполненные в особой манере, пронизанные светом пейзажи русских городов (Москвы, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода и других), с широкой перспективой, изображением церквей, женщин в народных костюмах, примет традиционного русского быта.

В 1903 году Юон стал одним из организаторов Союза русских художников. Он также

Слайд 22

После революции Константин Юон остался в России.
В «космической» картине «Люди» (1923) речь

идет о созидании нового мира.
В 1925 году Юон стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1923 году выполнил картину «Парад Красной армии» (1923).
В 1948 по 1950 годы художник работал директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР. Помимо работы в живописном жанре, он продолжал заниматься оформлением театральных постановок, а также графикой.

После революции Константин Юон остался в России. В «космической» картине «Люди» (1923) речь

Слайд 23

Важнейшие художники 20-х годов

Исаак Бродский (много изображений Ленина, революционные сюжеты).
Ленин в Смольном.


Важнейшие художники 20-х годов Исаак Бродский (много изображений Ленина, революционные сюжеты). Ленин в Смольном.

Слайд 24

Исаак Израилевич Бродский (1883-1939)

Советский и российский живописец и график, педагог и организатор художественного

образования, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), один из главных представителей реалистического направления в советской живописи 1930-х годов, автор обширной изобразительной ленинианы.

Исаак Израилевич Бродский (1883-1939) Советский и российский живописец и график, педагог и организатор

Слайд 25

М.Греков. Тачанка

М.Греков. Тачанка

Слайд 26

Греков Митрофан Борисович (1882 - 1934)

Все творчество М.Б.Грекова - свидетельство поразительной целеустремленности и

цельности. У него нет иных тем и сюжетов, кроме эпизодов героической летописи подвигов Красной Армии в гражданскую войну. Многие советские художники обращались впоследствии к тем же событиям, но отличительной чертой композиций Грекова является то, что создавал он их не по историческим источникам, не по архивным материалам и не по литературным описаниям, а на основе личных впечатлений и переживаний.

Греков Митрофан Борисович (1882 - 1934) Все творчество М.Б.Грекова - свидетельство поразительной целеустремленности

Слайд 27

К.С. Петров-Водкин. Петроградская мадонна.

К.С. Петров-Водкин. Петроградская мадонна.

Слайд 28

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939)

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске

Саратовской губернии, в семье сапожника. испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна». Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи в этот период. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям. Петров-Водкин испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, что оказало влияние на разработку им сферической перспективы. Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878

Слайд 29

Утренний натюрморт 1918 г

Утренний натюрморт 1918 г

Слайд 30

А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1928.

А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1928.

Слайд 31

Скульптура 1920-х

И.Дм.Шадр (Иванов)
(1887-1941)

Скульптура 1920-х И.Дм.Шадр (Иванов) (1887-1941)

Слайд 32

И.Шадр. Булыжник – орудие пролетариата

И.Шадр. Булыжник – орудие пролетариата

Слайд 33

Социалистический реализм

В 1934 году на I Всесоюзном съезде советских писателей Максим Горький

сформулировал основные принципы соцреализма как метода советской литературы и искусства.
Основные принципы:
Народность. Чаще всего героями соцреалистических произведений становились труженики города и деревни, рабочие и крестьяне, представители технической интеллигенции и военнослужащие, большевики и беспартийные.
Идейность. Показ мирного быта народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всей людей.
Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который должен соответствовать материалистическому пониманию истории.

Социалистический реализм В 1934 году на I Всесоюзном съезде советских писателей Максим Горький

Слайд 34

Живопись 1930-х годов

Художники: Борис Иогансон, Сергей Герасимов, Аркадий Пластов, Юрий Пименов.

Живопись 1930-х годов Художники: Борис Иогансон, Сергей Герасимов, Аркадий Пластов, Юрий Пименов.

Слайд 35

Б.Иогансон. Допрос коммунистов.

Б.Иогансон. Допрос коммунистов.

Слайд 36

Ю.Пименов. Новая Москва.

Ю.Пименов. Новая Москва.

Слайд 37

А.Дейнека. Эстафета на улицах Москвы

А.Дейнека. Эстафета на улицах Москвы

Слайд 38

А.Дейнека.Мозаики на станции метро «Маяковская»

А.Дейнека.Мозаики на станции метро «Маяковская»

Слайд 39

Скульптура в 30-е годы

Вера Ивановна Мухина (1889-1953)

Скульптура в 30-е годы Вера Ивановна Мухина (1889-1953)

Слайд 40

Монумент Рабочий и колхозница. Павильон СССР. Париж. 1936

Монумент Рабочий и колхозница. Павильон СССР. Париж. 1936

Слайд 41

И.Шадр.

Проект памятника советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1936 г.

И.Шадр. Проект памятника советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1936 г.

Слайд 42

Н.Томский. Памятник С.М.Кирову

Н.Томский. Памятник С.М.Кирову

Слайд 43

Строительство метрополитена, художественное оформление станций

Маяковс-кая

Строительство метрополитена, художественное оформление станций Маяковс-кая

Слайд 44

Арбатская 1935 г.

Арбатская 1935 г.

Слайд 45

Искусство в годы Великой Отечественной войны

Важнейшие виды искусства – плакат, графика, политическая карикатура.
Станковая

живопись.

Искусство в годы Великой Отечественной войны Важнейшие виды искусства – плакат, графика, политическая карикатура. Станковая живопись.

Слайд 46

Ираклий Моисеевич Тоидзе. «Родина-мать зовёт!»

Литография,1941

Ираклий Моисеевич Тоидзе. «Родина-мать зовёт!» Литография,1941

Слайд 47

КуКрыНикС

КуКрыНикС

Слайд 48

Кукрыниксы

Молниеносная война –затяжная война…

Кукрыниксы Молниеносная война –затяжная война…

Слайд 49

А.Дейнека. Окраина Москвы (1941).

А.Дейнека. Окраина Москвы (1941).

Слайд 50

А.Пластов. Фашист пролетел (1942).

А.Пластов. Фашист пролетел (1942).

Слайд 51

А.Дейнека. Оборона Севастополя (1942)

А.Дейнека. Оборона Севастополя (1942)

Слайд 52

Скульптура. Евгений Вучетич (1908-1974).

Памятник советскому воину-освободителю. Берлин.Трептов парк. 1945

Скульптура. Евгений Вучетич (1908-1974). Памятник советскому воину-освободителю. Берлин.Трептов парк. 1945

Слайд 53

Е.Вучетич. Перекуём мечи на орала (1957).

установлена у здания ООН в Нью-Йорке (США)

Е.Вучетич. Перекуём мечи на орала (1957). установлена у здания ООН в Нью-Йорке (США)

Слайд 54

Живопись 50-60-х годов

В живописи этих лет широкое распространение получил исторический, «историко-революционный» жанр.
Художники: Владимир

Серов, Юрий Непринцев, Александр Лактионов.

Живопись 50-60-х годов В живописи этих лет широкое распространение получил исторический, «историко-революционный» жанр.

Слайд 55

Вл.Серов. Ходоки у Ленина.

Реалистичное, фотографичное, бытовое изображение.

Вл.Серов. Ходоки у Ленина. Реалистичное, фотографичное, бытовое изображение.

Слайд 56

Ю.Непринцев. Отдых после боя (Василий Тёркин)

Ю.Непринцев. Отдых после боя (Василий Тёркин)

Слайд 57

А.Лактионов. Письмо с фронта

популярность картины говорила о жажде конкретного, трогательно-духовного, которую испытывали люди,

только что пережившие войну

А.Лактионов. Письмо с фронта популярность картины говорила о жажде конкретного, трогательно-духовного, которую испытывали

Слайд 58

А.Пластов.Весна. 1954

А.Пластов.Весна. 1954

Слайд 59

Георгий Нисский. Подмосковье. 1957

Георгий Нисский. Подмосковье. 1957

Слайд 60

«Суровый реализм»

Братья Смолины А.и.П.
«Зверобои»

«Суровый реализм» Братья Смолины А.и.П. «Зверобои»

Слайд 61

Павел Никонов. Наши будни

Павел Никонов. Наши будни

Слайд 62

Дм.Жилинский. Семья.У моря (1964)

Возвращение к принципам живописи Ренессанса, русской классике.

Дм.Жилинский. Семья.У моря (1964) Возвращение к принципам живописи Ренессанса, русской классике.

Слайд 63

Дм.Жилинский.(р.в 1927 году). Времена года

Дмитрий Дмитриевич Жилинский не политический художник. Он, может быть,

самый последовательный в советском искусстве певец человека творческого труда. Пианисты, дирижеры, скрипачи, художники, скульпторы, писатели — не портретная галерея, а какой-то гимн советской интеллигенции

Дм.Жилинский.(р.в 1927 году). Времена года Дмитрий Дмитриевич Жилинский не политический художник. Он, может

Слайд 64

Станция Новослободская (1952)

Станция Новослободская (1952)

Слайд 65

Скульптура 50-60-х годов

Мемориальные комплексы: Трептов парк, Мамаев курган, скульпторы Евгений Вучетич и Яков

Белопольский; памятник генералу Карбышеву в Маунтхаузене — скульптор Владимир Цигаль).

Скульптура 50-60-х годов Мемориальные комплексы: Трептов парк, Мамаев курган, скульпторы Евгений Вучетич и

Слайд 66

Мамаев курган. Скульптура Родины-матери и бойца.

Мамаев курган. Скульптура Родины-матери и бойца.

Слайд 67

Графика в 60-е годы.Эстамп.

Гурий Захаров.
Ферапонтово. Илларион Голицын.

Графика в 60-е годы.Эстамп. Гурий Захаров. Ферапонтово. Илларион Голицын.

Слайд 68

И.Глазунов. Царевич Дмитрий.

И.Глазунов. Царевич Дмитрий.

Слайд 69

Искусство 70-80-х годов

Александр Шилов.Автопортрет.
Стиль -Неоакадемизм.

Искусство 70-80-х годов Александр Шилов.Автопортрет. Стиль -Неоакадемизм.

Слайд 70

Портрет дочери. (посмертный)

Портрет дочери. (посмертный)

Слайд 71

М.Шемякин. Памятник Петру I

М.Шемякин. Памятник Петру I

Слайд 72

Эрнст Неизвестный

Эрнст Неизвестный

Имя файла: Советское-искусство-ХХ-века.pptx
Количество просмотров: 114
Количество скачиваний: 0