Статус и функции философии в средневековой европейской культуре презентация

Содержание

Слайд 2

ТЕМА: Основные этапы развития философской мысли

Особенности античной философии и ее влияние на последующее развитие

философской мысли.
Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.
Особенности философии эпохи Возрождения.

Слайд 3

1. Особенности античной философии и ее влияние на последующее развитие философской мысли

В переводе

с латинского «античный» = «древний» (от лат. «древний»).
Когда говорят об античной философии, то обычно имеют в виду не древнюю философию вообще (китайскую, индийскую и т.д.), а только философию Древней Греции и Древнего Рима.
Античная философия зародилась в конце VI — начале V в. до н. э. в Древней Греции и просуществовала до V в. н. э.

Слайд 4

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Античная философия - особый исторический тип классической философии, порожденный специфическими условиями

жизни европейского рабовладельческого общества.
возникла в период разложения родового строя и утверждения рабовладельческого общества.
Натурфилософия – философия природы, общее название ряда философских школ.
Космоцентризм – свойство философии Античности, которое выражается в стремлении познать мир как целое, его происхождение и сущность.

Слайд 5

Место родовой общины в Древней Греции заняла гражданская община – полис, город-государство, –

уникальная форма организации социальной и политической жизни.
В Древней Греции впервые возникает и достигает высокоразвитых форм демократия (в ее рабовладельческой форме).
Религия не играет в жизни древнегреческого общества определяющей роли, как это наблюдается на Востоке (Индия, Китай и т.д.)

Слайд 6

Духовная жизнь древних греков питалась представлениями богатой мифологии.
Единство греческого мира обеспечивалось общей культурой,

ядро которой составляла политеистическая (политеизм – это многобожие) религия, основанная на мифологических представлениях.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», наиболее полно выразившие официальную греческую религиозность, воспринимались как творения человеческого ума, пусть и посвященные прославлению богов и героев.

Слайд 7

Первые философские школы Древней Греции возникли в Ионии, в греческих колониях – полисах

на средиземноморском побережье Малой Азии (современная Турция).
Мифология Древней Греции важна тем, что она подтолкнула человечество к умственному развитию, к появлению множеств наук (математики, логики, риторики и мн. др.).

Слайд 8

В истории античной философии обычно выделяется три основных этапа:

I - период натурфилософии (или

период досократиков) – VII – V вв. до н.э.
Учение Пифагора,
милетская школа (Фалес, Анаксимандр и др.),
творчество Гераклита Эфесского,
элейская школа,
учения атомистов (Левкиппа и Демокрита) и др.;

Слайд 9

I. - период натурфилософии

в центре внимания первых философских школ – проблема «физиса» (природы).


Идея всеобщей естественной основы мира была выдвинута первыми греческими философами, представителями милетской школы: Фалесом (конец VII — пер. пол. VI вв. до н. э.), Анаксименом (VI в. до н. э.), Анаксимандром (VI в. до н. э.).
Особенность милетской школы: впервые аргументировался ответ на вопрос о первооснове («АРХЭ») всего сущего.

Слайд 10

ФАЛЕС Милетский (конец VII — первая половина VI века до н. э.)

1. основоположник греческой

философии (и науки), открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности
2. «начало всего есть вода» («все есть вода»);
3. «все полно богов», все имеет душу.

Слайд 11

Анаксимандр (VI в. до н. э.)

1. составил первую карту Земли;
2. впервые в Греции

установил гномон — простейшие солнечные часы;
3. источник происхождения всего сущего некое бесконечное, «нестареющее» начало – апейрон, - которому присуще непрерывное движение.

Слайд 12

Анаксимен (VI в. до н. э.)

последний представитель милетской школы;
провозглашает воздух началом сущего, ибо

«из него все возникает и к нему все возвращается…»;
Земля - плоский диск, поддерживаемый воздухом;
боги также происходят из воздуха;
душа воздушна, жизнь есть дыхание.

Слайд 13

АТОМИЗМ

Атомисты (Демокрит, Левкипп) обосновали тезис, что физис - это бесконечное множество атомов (греч.

атом - «неделимый»), вечных, неизменных, неделимых, постигаемых лишь разумом первоэлементов, из сочетания которых и образуются все тела.
Согласно учению Демокрита, бытие состоит из атомов, а небытие из пустоты.

Слайд 14

Демокрит - один из основателей атомистики

Жизнь и смерть живых организмов зависит от

соединения и разъединения атомов.
Душа смертная: когда тело умирает, атомы души покидают его и рассеиваются в пространстве.
Учение Демокрита о душе противостояло господствовавшим религиозным представлениям о ее бессмертии.

Слайд 15

«…ничто не возникает из ничего»

Слайд 16

II период – классический, или период сократиков

Период: вторая половина V в.- конец

IV в. до н.э.
Философию этого периода представляют:
Софисты
Сократ,
Платон
Аристотель.

Слайд 17

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Слайд 18

Образ жизни античной Греции с ее развитыми публичными формами государственного управления (народные собрания),

активной судебной и политической практикой порождал объективную потребность в искусстве слова.
Так появляются учителя этого искусства – софисты.
Слово «софист» в буквальном переводе означает «мудрец, искусник, мастер, изобретатель».
Софисты не представляли единую философскую школу.
Их объединяло «профессиональное» занятие (платные «учителя мудрости»).

Слайд 19

Сократ (470 – 399 гг. до н.э.)

Знание самого себя всегда важнее познания природы.


Философия способствует рождению истины.
Диалектика – искусство ведения диалога.
Человек – это прежде всего его бессмертная душа, о которой и нужно каждому заботиться в первую очередь.
Философия = повивальное искусство.

Слайд 21

Платон (427 – 347 гг. до н.э.)

ученик Сократа, основатель Академии в Афинах, основоположник

традиции идеализма в философии.
учение о мире идей («эйдосы») – мире вечных, абсолютных, неизменных сущностей, составляющих подлинную реальность.
Разработал модель идеального государства (общество 3х социальных сословий).

Слайд 22

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)

Ученый-энциклопедист, систематизатор знания античной эпохи,
основатель авторитетной

в Афинах школы – «Ликея» (прообраза современных лицеев).
Ученик Платона.
Главная цель политики – достижение общего блага.

Слайд 23

III период – эллинистически-римский

Период: IV век до н.э. – V век н.э.


В этот период наблюдаются закат, а затем и упадок античной философии.
Философские школы:
стоицизм,
кинизм,
эпикуреизм,
скептицизм.

Слайд 24

СТОИЦИЗМ («расписной портик»)

Основатель: Зенон из Кития на Кипре (Зенон Китийский).
Представители: Клеанф, Хризипп. Сенека,

Эпиктет, Марк Аврелий и др.
Делится на три периода: Древняя, Средняя, Новая Стоя.
Стоицизм оказал влияние на становление моральных норм христианства.

Слайд 25

Зенон (Китийский)

Цель человека - жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения

гармонии.
«Кто согласен, того судьба ведет, кто не согласен, того судьба тащит».
4 вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение, страх, которые нужно избегать.

Слайд 26

Эпикуреизм

Философское учение, основанное на идеях Эпикура и его последователей.
«Гость, тебе здесь будет

хорошо; здесь удовольствие - высшее благо».
Для счастливой жизни человеку необходимо:
отсутствие телесного страдания;
невозмутимость души (атараксия);
дружба.

Слайд 27

Эпикур

Основатель эпикуреизма в Афинах).
Философские труды сохранились фрагментарно.
Отрицал провиденциализм.
Утверждал, что боги бессмертны и

существуют в междумириях («интермундиях»).
Душа человека умирает вместе с телом.

Слайд 28

Скептицизм

позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины.
Основатель: Пиррон из Элиды.
Основные

представители: Пиррон, Тимон, Клитомах и т.д.
философское отношение к вещам состоит в воздержании от любых суждений.

Слайд 29

Основные положения скептицизма

Отсутствие чего-либо безусловного и достоверного.
Нельзя достичь общезначимой истины.
По своей природе любая

вещь неустойчива и преходяща.
Необходимо воздерживаться от каких-либо окончательных суждений.
философ - человек, стремящийся к счастью, которое заключается в невозмутимом спокойствии (атараксия).

Слайд 30

Кинизм: основные положения

Родоначальник: Антисфен (ученик Сократа).
Яркий представитель: Диоген Синопский.
Главные принцип: аскетизм (этическое учение,

о самоотречении и подавлении чувственных влечений).
Предельное ограничение потребностей.
Образ жизни киников явно оказал влияние на формирование образа жизни христианских аскетов.  

Слайд 32

ВОПРОСЫ ?

Имя файла: Статус-и-функции-философии-в-средневековой-европейской-культуре.pptx
Количество просмотров: 93
Количество скачиваний: 0