Теория этноса. История и современное состояние. Предпосылки возникновения теории этноса в Европе и в России презентация
- Главная
- История
- Теория этноса. История и современное состояние. Предпосылки возникновения теории этноса в Европе и в России
Содержание
- 2. В российской этнографии на рубеже XIX-XX вв. появилась категория «этнос». Этноc – εθνος/ ethnos – из
- 3. К началу ХХ в. в российской науке сложились предпосылки для теоретического обобщения и типологизации культурного и
- 4. Теория этноса в России формировалась параллельно с теорией нации Нация – от лат. natio – племя,
- 5. Нация – основная категория политического дискурса и политических практик в России начала ХХ в. Теоретические концепты
- 6. Николай Михайлович Могилянский (1871, Чернигов —1933, Прага) 1916 г. в журнале «Живая старина» опубликовал статью «Предмет
- 7. Октябрьская революция 1917 г. в России выдвинула национальную проблематику в число приоритетных проблем формирующегося советского государства
- 8. Возникновение теории этноса Сергей Михайлович Широкогоров (1887, Суздаль —1939, Пекин) Учился на филологическом факультете Сорбонны (Париж),
- 9. С. М. Широкогоров «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений» Шанхай, 1923.: Характерным признаком
- 10. В 1918 г. в Петрограде создан Географический институт, где открывают этнографическое отделение. В 1919 г. в
- 11. В 1933 г. в Ленинграде был создан Институт антропологии и этнографии; с 1937 г. – Институт
- 12. Советская теория этноса Юлиан Владимирович Бромлей (1921—1990) советский/российский историк и этнограф. Член КПСС с 1944. Прошел
- 13. Расцвет советской теории этноса пришелся на 1970-е гг., когда была декларирована новая историческая общность - советский
- 14. Проблема типологизации этнических общностей возникла в 1988-1989 г. накануне распада СССР на страницах журнала «Расы и
- 15. Ревизия теории этноса Советская теория этноса представляла собой эволюционно-историческое направление теории примордиализма (объективизма). Категория этничность в
- 16. Сб. «Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология. 1960-1990-е годы.» М. 2003: Этничностью можно манипулировать, но нельзя
- 18. Скачать презентацию
Слайд 2В российской этнографии на рубеже XIX-XX вв. появилась категория «этнос».
Этноc – εθνος/ ethnos
В российской этнографии на рубеже XIX-XX вв. появилась категория «этнос».
Этноc – εθνος/ ethnos
В эпоху классической античности - ethnos - негреческое население – не эллины.
В эпоху средневековья ethnos - обозначение иноверцев, не христиан
С конца XIV в. В Европе – ethnic, ethnical – обозначение культур неевропейского круга.
Слова этнография, этнографический вошли в употребление в Европе с нового времени.
В 1607 г. в Магдебурге (Германия) издавалась серия «этнография мира» - “Ethnografia Mundi”
Термин «этнология» был предложен французским ученым Жан-Жаком Ампером в 1830 г.
Слайд 3К началу ХХ в. в российской науке сложились предпосылки для теоретического обобщения и
К началу ХХ в. в российской науке сложились предпосылки для теоретического обобщения и
- 1819 г. - П.А. Вяземский – использовал понятие «народность» как аналог французского «nationalite»;
- 1833 г.,- министр просвещения, граф С.С. Уваров предложил концепт официальной народности;
- 1845 г. в ИРГО в России возникло отделение этнографии
- 1850-е гг. - дискуссия о народности в спорах между западниками и славянофилами;
- 1861 г. - понятие «национальная идея» («русская идея») ввел в оборот Ф.М. Достоевский
- 1860—1910-е гг. в России распространилась идеология народничества, ориентированная на сближение интеллигенции с народом в поисках своих корней.
В 1869 г. Н.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому» предложил концепцию культурно-исторического типа (на основе выделения признаков: религия, культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад).
Выделил 10 типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, и германо-романский, или европейский.
Россия вместе со славянскими народами были объединены в особый культурно-исторический тип; его отличительные особенности: православие, община и т. п.
Российская наука развивалась синхронно с мировой этнологией, социальной и культурной антропологией:
- немецкий социолог М. Вебер (1864 - 1920), использовал термин «этническая группа», которым обозначил такое объединение людей, члены которого разделяют веру в общее происхождение на основе общего физического типа, обычаев или воспоминаний о прошлом;
- американский этнолог Д. Бринтон (1837-1899 гг.) в работе «The basis of social relation. A study in Ethnic Psychology» («Основы социальных отношений. Исследования в этнической психологии») 1902 г. предложил использовать термин «этническая группа» как обозначение сообщества, которое возникает благодаря представлениям и жизненным целям ее членов;
- французский этнограф Ж. Деникер (1852-1918 гг.) указал, что существуют «этнические группы» под которыми следует понимать «народы», «нации» и «племена» с различиями в языке, образе жизни и поведении.
Слайд 4Теория этноса в России формировалась параллельно с теорией нации
Нация – от лат. natio
Теория этноса в России формировалась параллельно с теорией нации
Нация – от лат. natio
Концепции нации и национализма возникли в эпоху революций в ходе крушения абсолютизма и создания независимых государств в Европе и Америке.
В «Декларации прав человека и гражданина» Французской республики 1789 г. впервые в истории было провозглашено, что источником власти в государстве является нация.
Термин «национализм» впервые ввел в употребление в XIX в. немецкий философ Иоганн Г. Гердер:
- нация выражает «народный дух», опирается на культуру и общее происхождение.
Теория нации была системно изложена французским историком и литератором Ж. Э. Ренаном (1823-1892) в 1877 г. в университете Сорбонна в лекции «Что такое нация» (русский перевод - СПб., 1886)
Франция - политический (государственный) национализм - нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства, при этом не имеют значения интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической принадлежностью, поскольку это нарушает единство нации.
Германия - культурно-языковой (этнический) национализм - нация – это кровнородственное сообщество; она является фазой развития народа и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму; представителей нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле,.
Теоретические концепты нациестроительства австро-германских социал-демократов к. XIX – н. XX вв.:
Отто Бауэр (1888-1938) - один из лидеров австрийской социал-демократии и II Интернационала, идеолог австромарксизма.
1907 г. - «Национальный вопрос и австрийская социал-демократия» (рус. пер. 1909).
- Карл Каутский (1854 – 1938) — немецкий экономист, историк и публицист. Теоретик классического марксизма, редактор четвёртого тома «Капитала» К. Маркса.
«Национальность нашего времени» (русск. пер. СПб., 1905)
«Наш взгляд на патриотизм и войну» (русск.пер. СПб., 1905)
К. Каутский считал, что отличительными чертами нации являются общность языка и общность территории, сложившиеся в условиях капиталистического процесса консолидации экономики.
Слайд 5Нация – основная категория политического дискурса и политических практик в России начала ХХ
Нация – основная категория политического дискурса и политических практик в России начала ХХ
Теоретические концепты российской социал-демократии рубежа XIX –XX вв. опирались на положения австро-германских социал-демократов:
В.И. Ленин: «Критические заметки по национальному вопросу» 1913 г.; «О праве наций на самоопределение» 1914 г.; «О национальной гордости великороссов» 1914 г.
И.В. Сталин «Марксизм и национальный вопрос» 1913 г. - выделены следующие признаки нации:
общностью психического склада, общность языка, общность территории и общность экономической жизни.
В определении И.В. Сталина: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности
культуры»
Большевизм дополнил этническую теорию нации классовым, формационным подходом.
Теоретические концепты российской этнополитологии рубежа XIX –XX вв.:
А.Д. Градовский (1841-1889) — российский правовед, профессор СПБ-университета, публицист
«Начала русского государственного права» (1875 г.); «Национальный вопрос в истории и литературе» (1873):
«Каждая нация, т.е. совокупность лиц, связанных единством происхождения, языка, цивилизации и исторического прошлого, имеет право образовывать особую политическую единицу, т.е. государство».
Слайд 6Николай Михайлович Могилянский (1871, Чернигов —1933, Прага)
1916 г. в журнале «Живая старина»
Николай Михайлович Могилянский (1871, Чернигов —1933, Прага)
1916 г. в журнале «Живая старина»
обозначил этнос как объект этнографии: «εθνος – сложное понятие: это – собрание индивидуумов, объединенных в одно целое как общими чертами физических (антропологических) признаков, так и общностью исторических судеб, наконец, общностью языка, этой основы, из которой, в свою очередь, вырастает общность всего мировоззрения, народной психологии, – словом, всей духовной культуры».
Могилянский Н.М. в статье «Этнография и ее задачи» 1909 г. впервые предложил перейти к исследованию этноса как целого:
- задачи этнографии - установление «этнических групп, рас, народов как этнических индивидуумов»;
предмет этнографии - изучение развития «интеллектуальных и духовных способностей
человеческого рода, под влиянием географической среды и исторических условий своеобразно протекавшее в различных группах, представляющих расы и народы земного шара, и нашедшее свое выражение в особенностях материального и духовного уклада их жизни».
Возникновение теории этноса
Фёдор Кондратьевич Волков (Вовк) (1847–1918) – российский антрополог, этнолог, доктор университета Сорбонна, проф. Санкт-Петербургского университета, активный участник украинского националистического движения.
В докладе 1897 г. в Антропологическом обществе в Париже он говорил об украинцах как о «нации, этнический характер которой можно достаточно хорошо определить анатомическими, этнографическими и лингвистическими особенностями».
Свои взгляды на соотношение национального и этнического изложил в коллективной монографии «Украинский народ в его прошлом и настоящем» (1914—1916).
Слайд 7Октябрьская революция 1917 г. в России выдвинула национальную проблематику в число приоритетных проблем
Октябрьская революция 1917 г. в России выдвинула национальную проблематику в число приоритетных проблем
Первым документом советской власти стала «Декларация прав народов России»; она предшествовала « Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В дополнении к декларации было принято обращение « Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока»
1917 г. «Декларация прав народов России»:
- равенство и суверенность народов России,
- право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства,
- отмена всех национальных и религиозных привилегий и ограничений,
свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп России.
30.12.1922 г. - I Всесоюзный съезд советов провозгласил образование СССР
Титульные народы союзных республик были провозглашены нациями.
Советский энциклопедический словарь:
Нация – это историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, лит. языка, некоторых особенностей культуры и характера.
Возникает на основе формирования кап. эконом связей и рынка; в условиях капитализма состоит из классов с противоположными интересами. При социализме с ликвидацией социальных антагонизмов нация становится единой в социально-политическом, экономическом и идеологическом аспектах.
Слайд 8Возникновение теории этноса
Сергей Михайлович Широкогоров (1887, Суздаль —1939, Пекин)
Учился на филологическом факультете
Возникновение теории этноса
Сергей Михайлович Широкогоров (1887, Суздаль —1939, Пекин)
Учился на филологическом факультете
Учился на отделении физико-математического факультета
СПБ-университета и в Археологическом институте.
С 1910 г. участвовал в экспедициях по Сибири и на Дальнему Востоку.
В 1915-1917 гг. участвовал в Манчжурской экспедиции Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии
В 1918-1922 гг. преподавал в Дальневосточном государственном университете (Владивосток)
В 1922-1926 гг. работал в Шанхае, в Сямэне (Амое) (1926-1928), в Гуанчжоу (Кантоне) (1928-1930)
С 1930 г. - профессор антропологии и социологии Университета Цинхуа (Пекин)
В Китае был известен под фамилией Ши Луго; был одним из тех, кто закладывал основы национальной этнографии
С. М. Широкогоров «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений» Шанхай, 1923.
Ethnical Unit and Milieu. A Summary of Ethnos.( Shanghai, 1924)
Ethnos. An Outline of Theory. (Peiping, 1932)
Слайд 9С. М. Широкогоров «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений» Шанхай,
С. М. Широкогоров «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений» Шанхай,
Характерным признаком этноса является эндогамия.
Как живой организм, этнос проходит периоды роста, расцвета и упадка.
Этнос – существует в динамическом процессе, в котором действуют силы центробежные и центростремительные, находящиеся под влиянием среды обитания, культуры и окружения.
Этнос - это одновременно биологическая и социокультурная единица.
Индекс «этнического равновесия» w = q)/(TS) определяется соотношением численности этноса, занимаемой им территорией и степенью адаптации к среде (физической и культурной).
Этнос как единица может существовать только в условиях сохранения равновесия
Разделяя понятия «этнос» и «нация», С.М. Широкогоров вводит понятие - «лидирующий этнос»
В 1922 г. В Дальневосточном университете С.М. Широкогоров прочитал курс лекций по теории этноса.
В 1923 г. уже в эмиграции в Шанхае он издал книгу «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений»
В определении С.М. Широкогорова: этнос – группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единоe происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых от других.
Слайд 10В 1918 г. в Петрограде создан Географический институт, где открывают этнографическое отделение.
В
В 1918 г. в Петрограде создан Географический институт, где открывают этнографическое отделение.
В
В 1919 г. в Петрограде создана Российская академия истории материальной культуры с отделением этнологии.
В 1926 г. появился журнал «Этнография»; с 1930 г. - «Советская этнография»
Петр Федорович Преображенский (1894-1941 гг.)
российский и советский историк и этнограф. Профессор МГУ с 1921 г.
Автор трудов по истории Древней Греции и Древнего Рима,
этнологии и истории международных отношений
В 1929 г. разработал первый в СССР учебный курс по этнологии для МГУ.
Курс этнологии : учебное пособие для вузов. - Москва: Гос. изд-во;
Ленинград : Гос. изд-во, 1929. – 211с.
В 1929 г. состоялось совещание этнографов Ленинграда и Москвы, где понятие этнос объявили категорией буржуазной науки, а предметом этнографии стали социально-экономические формации. Марксизм был назван «единственно верным» научным методом и противопоставлен концептуальным построениям «буржуазной» этнологии.
В 1930 г. был создан Институт по изучению народов СССР.
Всероссийское археолого-этнографическое совещание 1932 г.
В решениях совещания утверждалось, что «построение этнографии как самостоятельной науки, с особым предметом и методом изучения, противостоящей или равноправной истории» признавалось противоречащим методологии марксизма; этнография сохраняла значение вспомогательной дисциплины, «находящейся на службе исторического исследования и имеющей своей задачей полевое собирание и первичную обработку непосредственных наблюдений над жизнью и бытом ныне живущих народов».
Слайд 11В 1933 г. в Ленинграде был создан Институт антропологии и этнографии; с 1937
В 1933 г. в Ленинграде был создан Институт антропологии и этнографии; с 1937
В 1932 г. Археолого-этнографическое совещание определило процесс этногенеза одним из исследовательских приоритетов советской гуманитарной науки.
В 1938 г. была учреждена комиссия по проблемам этногенеза. В 1940 г. состоялось созванное Комиссией совещание по этногенезу народов Севера с участием сотрудников ведущих научных центров.
Сергей Павлович Толстов (1907—1976) — советский историк, этнограф, археолог, исследователь истории народов Средней Азии;
Директор Института этнографии, декан исторического факультета МГУ (1943—1945). Член-корреспондент АН СССР (1953.
В 1946 г. директор Института этнографии С.П. Толстов, провозгласив сложившейся советскую школу в этнографии. Главной ее отличительной чертой назвал историзм, требующий исследования культуры каждого народа; на уровень академических приоритетов вывел проблемы этногеографии и этногенеза.
В 1948 г. вышел в свет труд одного из ведущих этнографов Ленинграда Л.П. Потапова «Очерки по истории алтайцев», удостоенный Сталинской премии.
В 1949 г. была опубликована статья известного археолога М.И. Артамонова «К вопросу об этногенезе в советской археологии», обозначившая методологические основы в изучении прошлого.
В 1949 г. в монографии «Якутия до присоединения к Русскому государству» А.П. Окладников системно изложил версию этногенеза якутов - он подчеркнул что якутский народ образовался в результате длительного и сложного развития.
В №4 «Советская этнография» 1951 г. была опубликована статья С.А. Токарева и Н.Н. Чебоксарова «Методология этногенетических исследований на материале этнографии в свете работ И.В. Сталина по вопросам языкознания».
В конце 1960-х гг. на страницах журнала «Вопросы истории» прошла дискуссия, посвященная сталинскому определению нации. В ходе нее были высказаны предложения обратить особое внимание на национальное самосознание и рассматривать нации как социально-этнические образования.
Слайд 12Советская теория этноса
Юлиан Владимирович Бромлей (1921—1990) советский/российский историк и этнограф.
Член КПСС с 1944.
Советская теория этноса
Юлиан Владимирович Бромлей (1921—1990) советский/российский историк и этнограф.
Член КПСС с 1944.
С 1966 г. директор Института этнографии АН СССР, академик АН СССР (1976). Лауреат Государственной премии СССР (1981, 1987).
Основные труды по теоретическим проблемам этнографии:
Этнос и этнография. М., 1973
Очерки теории этноса. М., 1983
Современные проблемы этнографии: Очерки теории и истории. М., 1981.
Этносоциальные процессы: теория, история и современность. М.: Наука, 1987
В 1964 г. - на Международном конгрессе антропологических и этнографических наук в Москве Ю.В. Бромлей объявил концепцию этноса теоретической основой советской этнографии.
Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры, включая язык и психику, также осознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированном в самоназвании (этнониме).
Слайд 13Расцвет советской теории этноса пришелся на 1970-е гг., когда была декларирована новая историческая
Расцвет советской теории этноса пришелся на 1970-е гг., когда была декларирована новая историческая
Разработка теории этноса в советской науке связана с именами советских этнографов С.Токарева, Н. Чебоксарова, В. Козлова, Ю. Бромлея, С. Арутюнова, Г. Маркова, Р. Итса, В. Пименова и др.
Учебники:
1965 г. — «История перво-бытного общества и основы этнографии» Ю.В. Кнышенко
1968 г. — «Основы этнографии» под редакцией С.А. Токарева,
1982 г. — «Этнография» под редакцией Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова.
1994 г. «Этнология» под редакцией Г.Е. Маркова и В.В. Пименова.
1997 «Этнология. Народы России: История и современное положение» Т.М. Мастюгиной и Л.С. Перепелкина,
1999 «Этнопсихология» Т.Г. Стефаненко,
2000 «Этнология» А.П. Садохина
Социобиологическая трактовка этноса (в рамках примордиализма/объективизма) была представлена
творчеством Л. Гумилева.
Информационная трактовка этноса создана С.А. Арутюновым и Н.Н. Чебоксаровым: главными в ней были понятия информационных связей и традиции - негенетической информации, передаваемой межпоколенным путем.
Компонентная трактовка этноса В.В. Пименова: этнос есть относительно автономная, сложная, исторически возникшая, динамическая, самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся социальная система, компоненты которой—
демографическая, пространственно-географическая, экономическая, социальная, языковая, культурная, бытовая и психологическая субструктуры — связаны отношениями числа, порядка, направления, силы, координации и субординации; это система, функционирование и развитие которой в конечном счете экономически детерминировано.
Слайд 14Проблема типологизации этнических общностей возникла в 1988-1989 г. накануне распада СССР на страницах
Проблема типологизации этнических общностей возникла в 1988-1989 г. накануне распада СССР на страницах
1. методологической основой теории этноса является марксистское учение о социально-экономических формациях, критерием выделения которых служат производственные отношения;
2. формациям соответствуют определенные формы социальных сообществ, среди которых выделяются этносы – универсальные формы социальной жизни людей;
3. стадиально-историческими разновидностями этносов являются племя, народность, нация, которые соответствуют общественно-историческим формациям;
4. этносы представляют собой исторически сложившиеся общности людей, часто на базе популяции с едиными антропологическими признаками; условиями их возникновения (этногенеза) являются общность территории и языка; признаками этноса являются: культурная общность и общность самосознания, которое подтверждает самоназвание (этноним);
5. этнос существует как социальный организм, который воспроизводится путем однородных браков (эндогамия) и передачи самосознания и культурного опыта в форме традиции;
6. этносы имеют тенденцию к созданию территориально-политических автономий; формой политического институирования этносов являются этносоциальные организмы, которые следует отличать от этникосов – этносов в узком смысле, обладающих языковой и культурой общностью, но не имеющих территориальной, экономической и политической общности;
7. в ходе исторического развития признаки этноса (территория, язык, культура) могут меняться, но при сохранении этнического самосознания этносы сохраняют тождественность;
8. не один из признаков этноса не является универсальным и этнодифференцирующим, лишь их совокупность (изменяемая при изменении социально-исторического контекста) позволяет определить этнос.
Советская теория этноса представляла собой эволюционно-историческое направление теории примордиализма (объективизма).
Слайд 15Ревизия теории этноса
Советская теория этноса представляла собой эволюционно-историческое направление теории примордиализма (объективизма).
Категория этничность
Ревизия теории этноса
Советская теория этноса представляла собой эволюционно-историческое направление теории примордиализма (объективизма).
Категория этничность
Валерий Александрович Тишков (1941 г. рожд.) — советский и российский историк, этнолог, социальный антрополог. Директор Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (1989—2015) и Центра социальной антропологии РГГУ (с 2000), министр по делам национальностей Российской Федерации (1992). Вице-президент Международного союза антропологических и этнологических наук. Академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН (с 2013)
Россия как многонациональная общность и перспектива межэтнического согласия. 1994
Очерки теории и политики этничности в России. 1997.
Общество в вооружённом конфликте: этнография чеченской войны. 2001.
Этнология и политика: научная публицистика. 2001.
Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. 2003.
Российский народ: книга для учителя. 2010.
Этнополитология: политические функции этничности. 2011.
Российский народ. История и смысл национального самосознания. 2013
В.А.Тишков «Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии» (2003):
- этнос – «интеллектуальный конструкт»
- этничность – форма социальной организации культурных различий;
- этнические общности – это социальные конструкции, создаваемые и поддерживаемые целенаправленными усилиями людей;
- проявления этнической идентичности зависят от конкретного времени и места;
единство этнической группы определяется ее способностью противостоять другим подобным образованиям.
Конструктивисткий подход к определению этничности - В.А. Тишков, А.А. Никишенков, С.Н. Абашин, С.В.Чешко и др.
В.А. Тишков призывал исключить понятие «этнос» из публичного и академического дискурсов. В 2010-е гг. он констатировал, что советская этнография преобразовалась в социокультурную антропологию и освободилась от теории этноса, однако эта теория продолжает находить сторонников среди историков, философов, психологов, генетиков, представителей других дисциплин и публицистов
Слайд 16Сб. «Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология. 1960-1990-е годы.» М. 2003:
Этничностью можно манипулировать,
Сб. «Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология. 1960-1990-е годы.» М. 2003:
Этничностью можно манипулировать,
Этничность, будучи свойством динамичного этноса, имеет процессуальный характер.
Признаки этноса – факторы актуализации этничности:
территория; культура; язык; национальный характер/ психология этноса; самосознание, выраженное в самоназвании.
Этничность/этническая идентичность – самоопределение, которое формируется субъектом (группой) в результате самоидентификации с этническим сообществом
Сб. «Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология. 1960-1990-е годы.» М. 2003:
Чешко С.В.:
- этничность формируется как коллективное ощущение, которое передается из поколения в поколение, служит важным идеологическим средством социализации индивида в рамках группы его происхождения. Будучи коллективным представлением, этничность вырабатывается не индивидуальным, а групповым опытом предыдущих поколений, при этом для последующих поколений она теряет свой конкретный смысл, превращаясь в религиозноподобную идею. В результате воздействия этничности человек становится ее носителем этнофором, отождествляя себя с группой людей от которых он произошел.
Сикевич З. В.:
- под этничностью мы понимаем особое константное, хотя и различное по интенсивности переживание групповой идентичности и солидарности, формирующееся первоначально на основе биогенетического и биосоциального единства и проявляющаяся в форме сравнения нас не с нами в ходе группового взаимодействия в этносоциальном пространстве.
Полипарадигмальный подход современной российской этнологии позволяет рассматривать этнос как динамичное явление.
.