Церковь и государство в конце XV - начале XVI веков презентация

Содержание

Слайд 2

Антонина Сергеевна Матвиенко

Церковь Петра и
Павла в Кожевниках.

Слайд 3

уния — документ об объединении восточной и западной христианских церквей.

Слайд 4

Теория «Москва –Третий Рим»

Митрополит Зосима
Монах Филофей

Слайд 5

Собор русского православного духовенства избрал митрополитом рязанского епископа Иону.
выборы митрополита становятся внутренним делом

церкви.
Церковь становится независимой, возглавляют подданные русского государя

Изменения в положении Русской православной церкви

1448 год

1453 год

Слайд 6

«Иосифляне»

Иосиф Волоцкий
защищали монастырское землевладение за материальные блага церкви первенство царской власти, в

том числе в решении некоторых церковных вопросов

Слайд 7

До 1448 Русская церковь находилась в юрисдикции Вселенского (Константинопольского) патриархата, составляя отдельную Русскую

митрополию и пользуясь большой автономией, хотя её митрополиты и ставились Константинополем.
Из-за разорения татаро-монголами Киева митрополичья кафедра в 1299 (по другим данным — в 1309) была перенесена во Владимир, а в 1325 при митрополите Петре кафедру переместили в Москву.

В 1448 Архиерейский собор Русской церкви самостоятельно, без согласия Вселенского патриархата, избрал митрополитом епископа Рязанского Иону, который получил титул митрополита Московского и всея Руси.

Слайд 8

Стригольники

Дьякон Карп – новгородский цирюльник
выступали против взяточничества
отвергали церковные обряды
выступали против монашества


возрождали языческие ритуалы

Слайд 9

Монастыри

Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и

Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году. Основатели — Герман и Савватий.

Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Се́ргиева Ла́вра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским

Слайд 10

Ереси

Ереси (от греческого слова «ересис», что означает «особое вероучение») — это отступление от

официального церковного учения, от церковных догм и от поклонения церковным святыням — иконам, мощам святых и т. п.
.

Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала государство, обосновывала божественное происхождение верховной власти, власти великих московских князей, то борьба против церковных устоев означала и подрыв государственных интересов.

На Русь волна еретичества докатилась во второй половине XIV — начале XV в., и не случайно первые ее ростки проявились в Новгороде и Пскове — крупных торговых городах, тесно связанных с западными странами. Еретики (их называли стригольниками из-за того, что в их числе были расстриженные духовные лица, т. е. лишенные духовного сана) обличали церковников, в том числе монастырскую братию, за жадность, мздоимство, погоню за «имением» и говорили, что такие люди не могут учить людей верить.

Еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым.

Слайд 11

Ересь «жидовствующих»

Люди из свиты литовского князя – Великий Новгород Христос только пророк, а

не сын Божий Отрицали Святую Троицу выступали против икон и икон, крестов, храмов против монашества выступали за западноевропейские порядки

Слайд 12

Иосифо-Волоцкий монастырь

Слайд 13

Флорентийская уния

В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок

на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью

Слайд 14

Нестяжатели и иосифляне

Слайд 15

«Нестяжатели»

Нил Сорский
выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества за аскетизм

церковь должна быть независима от государства за сильную княжескую власть

Слайд 16

Флорентийская уния

Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми
христианскими церквями,

но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам.

Слайд 17

деятельность иосифлян.
деятельность нестяжателей
отношение великокняжеской власти

Иосифляне и нестяжатели

1 группа -

2 группа

-

3 группа -

Слайд 18

Поместный Собор 1448 г.

Флорентийская уния была отвергнута.
Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию

ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен

Слайд 19

Разногласия духовенства относительно церковных богатств

Нестяжатели

Иосифляне

Во главе – Нил Сорский.
Считали, что монах должен вести аскетический

образ жизни, питаться своими плодами труда.
Церковь должна быть независима от гражданских властей.
Против монастырского землевладения.
За сильную великокняжескую власть

Во главе Иосиф Волоцкий.
Защищали монастырские владения.
Считали, что церковь должна иметь большие средства, чтобы распространять свои идеи, заниматься просвещением и благотворительностью.
Власть царя – отражение власти патриарха.

Слайд 20

Поместный Собор 1448 г.

В 1448 г. Собор русских епископов впервые без участия Константинополя

избрал митрополитом русского человека — Иону. Русская Православная церковь стала независимой.

Слайд 21

Ереси в конце XV – нач. XVI в.

Ересь (греч. «выбор, направление, мнение») — сознательное

отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины.

Слайд 22

«Москва – Третий Рим»

Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений

о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров.

Шапка Мономаха

Имя файла: Церковь-и-государство-в-конце-XV---начале-XVI-веков.pptx
Количество просмотров: 145
Количество скачиваний: 0