Содержание
- 2. План лекции: Чингиз хан и образование Монгольской империи. Подчинение Чингисханом Восточного Туркестана и Семиречья. Завоевание территории
- 3. Источники: Рашид-ад-Дин Плано Карпини Ибн-Васыль Арабский историк Ибн аль-Асир Арабский историк Ибн аль-Асир Электронный ресурс: https://e-history.kz/
- 4. Чингиз хан и образование Монгольской империи. Подчинение Чингисханом Восточного Туркестана и Семиречья. Завоевание территории Средней Азии
- 5. В начале XIII века в глубинных районах Азии образовалось Монгольское государство, основатель которого Темучин (1155-1227) объединил
- 6. Весна 1206 г у истоков реки Онон монгольская знать собралась на курултай и торжественно провозгласила Темучина
- 7. волхв Кэкчу-Теб-Тенгри сказал: «Всевышний Бог дарует тебе царство лица земного. Теперь, когда побеждены твоей десницей государи
- 8. 1206- был обнародован Великий Джасак (ясак, ясы) Чингисхана - это кодифицированное монгольское обычное право первая часть
- 9. * Строгое соблюдение законов * Терпимость в вопросах к религии *Почтение к храмам,к духовным лицам, старшим
- 10. Военный принцип организации государства Вся территория и население делились на центр, правое и левое крыло; в
- 12. Была тяжелая (мечники) и легкая конница (лучники). Монголы применяли разнообразные приемы боя - притворное бегство, заманивание
- 13. Уже в первом десятилетии XII века монголы подчинили себе народы Южной Сибири и затем вторглись в
- 14. Поводом для вооруженного вторжения монголов в Казахстан послужила так называемая «Отрарская катастрофа».
- 15. Сыгнак Бухара Самарканд 1219-1224 гг Казахстан и Средняя Азия вошли в состав Монгольской империи.
- 16. . Чингисхан умер в возрасте 72 лет в год «гаха», год кабана, и похоронен у истоков
- 18. Последствия: *разрушения и опустошения, неисчислимые бедствия. (Об этом свидетельствовал Плано Карпини, посол Папы Римского при дворе
- 19. Жители Казахстана не прекращали освободительной борьбы против завоевателей. По данным арабского писателя Ибн-Васыля, в 1229-1230 годах
- 20. По сведениям мусульманского автора Ибн аль-Асира, в 1220-1221 годах 30 тыс. тюрков из государства Хорезмшахов, преследуемых
- 21. Египет тоже испытал пришествие к власти выходцев из Казахстана, что было вызвано монгольскими завоеваниями XIII века.
- 22. улусы Улус Джучи (Бату) От Иртыша, северное Семиречье, Восточный Дешт-и-Кыпчак до нижнего поволжья Ставка в долине
- 24. . Образование Золотой Орды как евразийской империи: территория, этнические процессы, культурный симбиоз.
- 25. .
- 26. Преемник Джучи Бату предпринял завоевательные походы в Западный Дешт-и Кыпчак, в земли волжских булгар и на
- 28. Наибольшего могущества Золотая Орда достигла в первой половине XIV века, особенно при Узбек-хане (1312-1342), в 1312
- 33. На месте улуса Чагатая во время правления Хайду (1269-1301) - внука Угэдэя - в 1269 году
- 34. В «Зафар-наме» - Книге побед Амира Тимура Шараф Аддина Али Йазди в главе «Речь о походе
- 35. К концу жизни эмира его держава включала в себя Мавераннахр, Туркестан, Хорезм, Иран, Ирак, Афганистан, Закавказье,
- 36. Таким образом, монголы оставили после себя на территории Казахстана правящую верхушку - «ак суйек» («белую кость»).
- 37. Социальная структура населения Казахстана в XIV-XV веках была сословно-классовая. Господствующую верхушку составляли прежде всего представители династии
- 38. Государства на территории Казахстана в XIV-XV веках представляли собой устойчивые политические структуры, обеспечивающие самостоятельное социально-экономическое развитие
- 39. В XIV-XV веках развивается фольклор, представленный разнообразными мифами. Популярностью пользовались волшебно-героические сказки, например «Ер-Тестік», «Аязби». В
- 41. Скачать презентацию
План лекции:
Чингиз хан и образование Монгольской империи. Подчинение Чингисханом Восточного Туркестана и Семиречья.
План лекции:
Чингиз хан и образование Монгольской империи. Подчинение Чингисханом Восточного Туркестана и Семиречья.
Образование Золотой Орды как евразийской империи: территория, этнические процессы, культурный симбиоз.
Средневековые государства в XIV-XV вв.
Источники:
Рашид-ад-Дин
Плано Карпини
Ибн-Васыль
Арабский историк Ибн аль-Асир
Арабский историк Ибн аль-Асир
Электронный ресурс:
https://e-history.kz/
https://www.youtube.com/watch?v=YxXwj43dmjk
https://elbasylibrary.gov.kz/
https://www.kazportal.kz/zolotaya-orda/
Источники:
Рашид-ад-Дин
Плано Карпини
Ибн-Васыль
Арабский историк Ибн аль-Асир
Арабский историк Ибн аль-Асир
Электронный ресурс:
https://e-history.kz/
https://www.youtube.com/watch?v=YxXwj43dmjk
https://elbasylibrary.gov.kz/
https://www.kazportal.kz/zolotaya-orda/
Чингиз хан и образование Монгольской империи. Подчинение Чингисханом Восточного Туркестана и Семиречья. Завоевание
Чингиз хан и образование Монгольской империи. Подчинение Чингисханом Восточного Туркестана и Семиречья. Завоевание
В начале XIII века в глубинных районах Азии образовалось Монгольское государство, основатель которого
Весна 1206 г
у истоков реки Онон монгольская знать собралась на курултай и
Весна 1206 г
у истоков реки Онон монгольская знать собралась на курултай и
волхв Кэкчу-Теб-Тенгри сказал:
«Всевышний Бог дарует тебе царство лица земного. Теперь, когда побеждены твоей
волхв Кэкчу-Теб-Тенгри сказал:
«Всевышний Бог дарует тебе царство лица земного. Теперь, когда побеждены твоей
1206-
был обнародован Великий Джасак (ясак, ясы) Чингисхана - это кодифицированное монгольское обычное
был обнародован Великий Джасак (ясак, ясы) Чингисхана - это кодифицированное монгольское обычное
первая часть «Билик» - сборник «Изречений Чингисхана», она содержит мысли, наставления и законодательные решения как общего, теоретического характера, так и высказанные по поводу различных конкретных случаев.
Вторая часть - собственно Джасак - это свод положительных законов, военных и гражданских, с установлением соответствующего наказания за их неисполнение.
* Строгое соблюдение законов
* Терпимость в вопросах к религии
*Почтение к храмам,к духовным лицам,
* Строгое соблюдение законов
* Терпимость в вопросах к религии
*Почтение к храмам,к духовным лицам,
*Милосердие к нищим
*Строгий контроль над семейно жизнью
Успешное развитие государства
Превращение в могучую империю
Военный принцип организации государства
Вся территория и население делились на
центр, правое и левое
Военный принцип организации государства
Вся территория и население делились на
центр, правое и левое
в основе лежала десятичная система, были установлены строжайшая дисциплина и четкая организация.
У Чингисхана гвардия состояла из воинов аристократического происхождения.
Высшей воинской единицей был тумен - 10 тыс. воинов, но был еще и туг - 100 тыс. воинов.
Была тяжелая (мечники) и легкая конница (лучники).
Монголы применяли разнообразные приемы боя -
Была тяжелая (мечники) и легкая конница (лучники).
Монголы применяли разнообразные приемы боя -
В атаку монголы шли с диким криком, но воевали и молча - «внемую», т. е. обмениваясь знаками - флагами, а ночью - фонарями.
Каждый монгольский воин имел с собой пилу, шило, иголки, нитки, глиняный сосуд для варки пищи, фляжку около 2 литров, неприкосновенный запас, состоящий из сухого молока, сушеного мяса и сменного белья. Когда продуктов не хватало, воин рассекал вену своей лошади и пил до полулитра крови, потом перевязывал рану.
Каждый воин имел от одного до четырех заводных коней. Кони монголов были «выдрессированы как собаки», благодаря чему они то стремительно размыкались, то собирались в кучки, и монголы грозили атакой то в одном, то в другом месте, сами не принимая сомкнутой атаки противника.
Такими действиями они изматывали врага физически и морально настолько, что он иногда сдавался еще до вступления в дело тяжелой кавалерии.
Уже в первом десятилетии XII века монголы подчинили себе народы Южной Сибири и
Уже в первом десятилетии XII века монголы подчинили себе народы Южной Сибири и
Поводом для вооруженного вторжения монголов в Казахстан послужила так называемая
«Отрарская катастрофа».
Поводом для вооруженного вторжения монголов в Казахстан послужила так называемая
«Отрарская катастрофа».
Сыгнак
Бухара
Самарканд
1219-1224 гг Казахстан и Средняя Азия вошли в состав Монгольской империи.
Сыгнак
Бухара
Самарканд
1219-1224 гг Казахстан и Средняя Азия вошли в состав Монгольской империи.
.
Чингисхан умер в возрасте 72 лет в год «гаха», год кабана, и похоронен
.
Чингисхан умер в возрасте 72 лет в год «гаха», год кабана, и похоронен
Последствия:
*разрушения и опустошения, неисчислимые бедствия.
(Об этом свидетельствовал Плано Карпини, посол Папы Римского
Последствия:
*разрушения и опустошения, неисчислимые бедствия.
(Об этом свидетельствовал Плано Карпини, посол Папы Римского
*Монгольское завоевание сопровождалось истреблением людей, обращением их в рабство, разрушением оазисов, производительных сил, уничтожением материальных и культурных ценностей. Арабский историк Ибн аль-Асир писал об этом: «Если бы кто сказал, что с тех пор, как Аллах Всемогущий и Всевышний создал человека, по настоящее время мир не испытывал ничего подобного, то он был бы прав... Может быть, род людской и не увидит ничего подобного этому событию до представления света и исчезновения мира» .
Немало представителей племен, населявших Казахстан, оказалось из-за монгольского завоевания в Венгрии, на Балканах, Индии, Египте, Китае.
Жители Казахстана не прекращали освободительной борьбы против завоевателей. По данным арабского писателя Ибн-Васыля,
Жители Казахстана не прекращали освободительной борьбы против завоевателей. По данным арабского писателя Ибн-Васыля,
Оказавшиеся за пределами своей Родины эмигранты, а также гулямы и мамлюки из Казахстана сыграли значительную роль в развитии соседних государств и целых регионов. Примером могут служить Делийский и Египетский султанаты.
По сведениям мусульманского автора Ибн аль-Асира, в 1220-1221 годах 30 тыс. тюрков из
По сведениям мусульманского автора Ибн аль-Асира, в 1220-1221 годах 30 тыс. тюрков из
Египет тоже испытал пришествие к власти выходцев из Казахстана, что было вызвано монгольскими
Египет тоже испытал пришествие к власти выходцев из Казахстана, что было вызвано монгольскими
улусы
Улус Джучи (Бату)
От Иртыша, северное Семиречье, Восточный Дешт-и-Кыпчак до нижнего поволжья
Ставка в
улусы
Улус Джучи (Бату)
От Иртыша, северное Семиречье, Восточный Дешт-и-Кыпчак до нижнего поволжья
Ставка в
Улус Чагатая включал в себя Южный и Юго-Восточный Казахстан, Восточный Туркестан и Мавераннахр. Ставка располагалась в долине реки Или.
улус Угэдэя вошли северо-восточная часть Семиречья, Западная Монголия, район Верхнего Иртыша и Тарбагатая. Ставка находилась в районе Чугу-чака.
.
Образование
Золотой Орды как евразийской империи: территория, этнические процессы, культурный симбиоз.
Образование
Золотой Орды как евразийской империи: территория, этнические процессы, культурный симбиоз.
.
Преемник Джучи Бату предпринял завоевательные походы в Западный Дешт-и Кыпчак, в земли волжских
Преемник Джучи Бату предпринял завоевательные походы в Западный Дешт-и Кыпчак, в земли волжских
Наибольшего могущества Золотая Орда достигла в первой половине XIV века, особенно при Узбек-хане
Наибольшего могущества Золотая Орда достигла в первой половине XIV века, особенно при Узбек-хане
На месте улуса Чагатая во время правления Хайду (1269-1301) - внука Угэдэя -
На месте улуса Чагатая во время правления Хайду (1269-1301) - внука Угэдэя -
В «Зафар-наме» - Книге побед Амира Тимура Шараф Аддина Али Йазди в главе
В «Зафар-наме» - Книге побед Амира Тимура Шараф Аддина Али Йазди в главе
В 1935 году его обнаружил К. И. Сатпаев, а в 1936 году он был вывезен в Эрмитаж в Санкт-Петербурге, где и поныне хранится. На камне можно различить 11 строк, 3 из них на арабском языке - текст из Корана. Остальные - тюркская надпись о том, что в 1391 году султан Турана Амир Тимур с 200-тысячной армией здесь проходил на войну против Тохтамыша. Дата выполнения надписи 28 апреля 1391 года .
К концу жизни эмира его держава включала в себя Мавераннахр, Туркестан, Хорезм, Иран,
К концу жизни эмира его держава включала в себя Мавераннахр, Туркестан, Хорезм, Иран,
Таким образом, монголы оставили после себя на территории Казахстана правящую верхушку - «ак
Таким образом, монголы оставили после себя на территории Казахстана правящую верхушку - «ак
В XIV-XV веках на территории Казахстана возрождались разрушенные монголами города, земледельческие оазисы, развивалось кочевое и полукочевое скотоводство, что привело к росту производительных сил, торговых отношений, культурных и хозяйственных взаимосвязей с соседними регионами. В области социально-экономических отношений получил развитие процесс феодализации. В силу специфики кочевого общества он имел на территории Казахстана свои особенности, но все же ряд признаков феодальных отношений присутствовал. Отличительной чертой явилось то, что они проявлялись не столько в социально-экономической сфере, сколько в социально-политической организации общества. В частности, существовала система феодов как наследственных владений аристократии - вассалов правителя государства, а также уделов, полученных ее представителями за выполнение государственной службы. С вассальноленной системой связаны иерархия, вассалитет, раздробленность государства на уделы, существование междоусобиц - все это институты феодальных отношений.
Социальная структура населения Казахстана в XIV-XV веках была сословно-классовая. Господствующую верхушку составляли прежде
Социальная структура населения Казахстана в XIV-XV веках была сословно-классовая. Господствующую верхушку составляли прежде
В XIV-XV веках государства Ак Орда, Моголистан, ханство Абулхайра, Но¬гайская Орда по традиции назывались улусами - это были удельные владения членов правящей династии Чингизидов в рамках империи, но по мере роста их самостоя¬тельности понятие «улус» приобрело значение «государство». Главой государства был хан, власть которого переходила по наследству по прямой линии, по принципу старшинства. Хан избирался родоплеменной знатью, при этом соблюдался традиционный обряд провозглашения ханом. Реальная власть хана зависела от чингизидов и родоплеменной верхушки. Хан советовался и совещался со знатью, ханский совет назывался по-разному - мажилис, диван.
Правители улусов находились в вассальном подчинении хану, они управляли от имени хана, в случае войны выставляли ополчение, отдавали хану часть взимаемых с подвластного населения налогов. Хан имел личную дружину, но главную военную силу составляло ополчение.
Государства на территории Казахстана в XIV-XV веках представляли собой устойчивые политические структуры, обеспечивающие
Государства на территории Казахстана в XIV-XV веках представляли собой устойчивые политические структуры, обеспечивающие
В начале XIV века образование государств в Казахстане в послемонгольское время на местной этнической основе привело к тому, что эти государства стремились возродить экономические связи кочевников и оседлого населения. Это способствовало восстановлению и подъему городской культуры и особенно таких городов, как Сыгнак, Сауран, Отрар, Сарайчик и др. Город Сарайчик (Сарайшик, Сарайджук) становится важным центром в XIII - XVI вв. Его развалины находятся на правом берегу Урала в 50 км к северу от г. Аты-рау . В городах развивалось ремесло - гончарное, кирпичеобжигательное, медницкое, бронзолитейное, ювелирное, стеклоделие, костерезное, камнерезное, ткачество и ковроделие. Восстанавливалась торговля, к середине XV века наблюдалось развитие товарно-денежных отношений в Средней Азии, о чем свидетельствуют многочисленные находки монет в Отраре, Туркестане и других городах юга Казахстана.
Памятниками архитектуры того времени являются Мавзолей Джучи-хана (XIV в.) в Централь¬ном Казахстане, Мавзолей Дауд-бека (XIV в.) в Таразе, Мавзолей Алаша-хана (XIV-XV вв.) в Цен¬тральном Казахстане (ил. 130, 131), Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (XIV-XV вв.) в Туркестане, Мавзолей Кок-Кесене в Сыгнаке, соборная мечеть и баня городища Отрар (XIV-XV вв.).
В XIV-XV веках развивается фольклор, представленный разнообразными мифами. Популярностью пользовались волшебно-героические сказки, например
В XIV-XV веках развивается фольклор, представленный разнообразными мифами. Популярностью пользовались волшебно-героические сказки, например
К XV веку мусульманское вероучение становится господствующим в среде постмонгольской кочевой элиты. Это связано с именем Берке-хана, который всячески способствовал распространению ислама в Золотой Орде, а также благодаря Узбек-хану. Вот как об этом писал Шакарим в «Шежи-ре» («Родословной...»): «Хан Озбек - потомок Джучи - принял ислам, все, кто был в улусе его и предки наши стали называться озбеками. Хан Озбек был мусульманином и весь свой народ обратил в мусульманскую веру. С той поры народ наш веры своей не менял и поныне является мусульманским. Отсюда выражение в народе «Вера нам от Озбека осталась». По имени этого хана и весь улус Джучи стал называться озбеками (узбекским)». Однако в XIV-XV веках наряду с исламом в среде населения Казахстана важную роль играли доисламские верования и культы.