Введение в историю китайской философии презентация

Содержание

Слайд 2

План 1) Периодизация истории китайской философии 2) «Чжоугунова» культурная парадигма

План

1) Периодизация истории китайской философии
2) «Чжоугунова» культурная парадигма
3) Конфуций и возникновение

китайской философии
4) Классический период (VII-III вв. до н.э.)
5) Очерк развития китайской философии после III в. до н.э.
Слайд 3

1) Периодизация истории китайской философии

1) Периодизация истории китайской философии

Слайд 4

Периодизация истории китайской философии

Периодизация истории китайской философии

Слайд 5

2) «Чжоугунова» культурная парадигма

2) «Чжоугунова» культурная парадигма

Слайд 6

Периодизация истории династии Чжоу I.Западное Чжоу (西周,1027-771 гг. до н.э.)

Периодизация истории династии Чжоу

I.Западное Чжоу (西周,1027-771 гг. до н.э.)
2.Восточное Чжоу (东周,770-221

гг. до н.э.):
а) Чуньцю ( 春秋 «Вёсны и осени» ,770-481 гг. до н.э.)
б) Чжаньго (战国«Воюющие царства», 481-221 гг. до н.э.)
Именно на эпоху Чжаньго приходится классический период развития китайской философии.
Слайд 7

Чжоу-гун и Гуань Чжун Чжоу-гун (周公,XI в. до н.э.) 禮

Чжоу-гун и Гуань Чжун

Чжоу-гун
(周公,XI в. до н.э.)

Гуань Чжун
(管仲,725-645

гг. до н.э.)

Слайд 8

Концепция «Небесного Мандата» тянь мин 天命 «Краеугольный камень идеологии китайского

Концепция «Небесного Мандата» тянь мин 天命

«Краеугольный камень идеологии китайского

государства – концепция Небесного Мандата, т.е. представление о том, что правитель Китая пользуется доверием высшего божества, которое только и позволяет ему царствовать, но исключительно до тех пор, пока он действует во благо людей. Если же правитель не оправдывает доверия Неба, оно повелевает другому человеку восстать и уничтожить власть тирана… Мысль о том, что "Мандат Неба не вечен", вбивалась в головы наследников китайского престола и их наставниками-конфуцианцами, и министрами. Правителей побуждали являть собой образец для всей империи, и не только во имя абстрактных принципов, но и ради того, чтобы удержаться на троне и продолжить династическую линию» (Х.Г. Крил).
Слайд 9

Чжоуский ритуал чжоу ли 周禮 «Чжоусцы усвоили религиозный опыт Инь,

Чжоуский ритуал чжоу ли 周禮

«Чжоусцы усвоили религиозный опыт Инь,

по вместе с тем полностью его переосмыслили. Избыточность и чрезмерность архаического культа были переведены на уровень культурного самосознания - стали объектом духовной интериоризации. Так возник типичный для западночжоуских инскрипций императив "неустанной почтительности по отношению к духам", достигаемой через "денные и нощные" усилия над самим собой - императив, в котором "эксцесс" ритуального действия проецировался не вовне, а вовнутрь субъекта ритуала, не столько растрачивался, сколько "сублимировался" в его духовном усилии» (В.М. Крюков).
Слайд 10

Стяжание благодати дэ 德 посредством ритуала ли 禮 Небо 天 Ван 王 Подданные 臣

Стяжание благодати дэ 德 посредством ритуала ли 禮

Небо

Ван 王

Подданные 臣

Слайд 11

3) Конфуций и возникновение китайской философии

3) Конфуций и возникновение китайской философии

Слайд 12

Китай в эпоху Чуньцю (границы на VI в. до н.э.)

Китай в эпоху Чуньцю (границы на VI в. до н.э.)

Слайд 13

Чжоу-гун и Гуань Чжун Чжоу-гун (周公,XI в. до н.э.) 禮

Чжоу-гун и Гуань Чжун

Чжоу-гун
(周公,XI в. до н.э.)

Гуань Чжун
(管仲,725-645

гг. до н.э.)

Слайд 14

論語 «Лунь юй» («Избранные речи») Содержит 20 глав (篇 пянь),

論語 «Лунь юй» («Избранные речи»)

Содержит 20 глав (篇 пянь), всего 512

стихов (章 чжан)

Конфуций
(孔子, 孔夫子
孔丘, 孔仲尼)
(551-479 гг. до н.э.)

Слайд 15

4) Классический период (VII-III вв. до н.э.)

4) Классический период (VII-III вв. до н.э.)

Слайд 16

Философские школы эпохи Чжаньго (по «Хань шу»; указаны семь основных школ из одиннадцати)

Философские школы эпохи Чжаньго (по «Хань шу»; указаны семь основных школ из

одиннадцати)
Слайд 17

Текст: «墨子» («Мо-цзы») 53 главы, 10 из них – учение

Текст: «墨子» («Мо-цзы»)

53 главы, 10 из них – учение самого Мо

Ди

Мо Ди (Мо-цзы)
墨翟 (墨子)
(468-376 гг. до н.э.)

Слайд 18

Ян Чжу 楊朱 (кон. V. – нач. IV вв. до

Ян Чжу
楊朱
(кон. V. – нач. IV вв. до н.э.)

Текст: 7 глава

«Ле-цзы» «Ян Чжу» (《列子•楊朱篇》)
Слайд 19

Чжуан Чжоу (Чжуан-цзы) 莊周 (莊子) (ок.369-ок.286 гг. до н.э.) Текст:

Чжуан Чжоу (Чжуан-цзы)
莊周 (莊子)
(ок.369-ок.286 гг. до н.э.)

Текст: «Чжуан-цзы» («莊子»), 3 раздела:
Внутренние

главы (內篇, 7 глав),
Внешние главы (外篇, 15 глав),
Смешанные главы (雜篇, 11 глав)
Слайд 20

Шан Ян (Гунсунь Ян) 商鞅 (公孫鞅) (390-338 гг. до н.э.)

Шан Ян
(Гунсунь Ян)
商鞅
(公孫鞅)
(390-338 гг. до н.э.)

Текст: Ряд глав из «Шан цзюнь

шу» («商君書»)
Слайд 21

Мэн-цзы (Мэн Кэ) 孟子 (孟軻) (ок. 372-289 гг. до н.э.) «Мэн-цзы» (孟子), 14 глав

Мэн-цзы
(Мэн Кэ)
孟子
(孟軻)
(ок. 372-289 гг. до н.э.)

«Мэн-цзы» (孟子), 14 глав

Слайд 22

Первая формулировка комплекса конфуцианских добродетелей 仁 жэнь человечность 義 и

Первая формулировка комплекса конфуцианских добродетелей

仁 жэнь человечность
義 и чувство долга
禮 ли

ритуал
智 чжи интеллект
? …
Слайд 23

Некоторые фразы из «Мэн-цзы» 人性之善也 «Человеческая природа есть добро» 仁者無敵

Некоторые фразы из «Мэн-цзы»

人性之善也
«Человеческая природа есть добро»
仁者無敵
«У человечного нет

врагов»
出乎爾者,反乎爾者也
«То, что вы сделали, к вам и вернётся»
守孰為大?守身為大
«Соблюдение чего является важнейшим? Соблюдение себя»
Слайд 24

Сюнь-цзы (Сюнь Куан, министр Сюнь) 荀子 (荀况, 荀卿) (ок. 313-

Сюнь-цзы
(Сюнь Куан, министр Сюнь)
荀子
(荀况, 荀卿)
(ок. 313- после 238 гг. до н.э.)

«Сюнь-цзы»

(荀子), 32 главы
Слайд 25

Базовые тезисы Мэн-цзы и Сюнь-цзы 人性之善也 «Человеческая природа добра» («Мэн-цзы»

Базовые тезисы Мэн-цзы и Сюнь-цзы

人性之善也
«Человеческая природа добра» («Мэн-цзы» 11.2)
人之性惡,其善者偽也
«Человеческая природа зла,

утверждение о её доброте ложно» («Сюнь-цзы» 23.1)
Слайд 26

5) Очерк развития китайской философии после III в. до н.э.

5) Очерк развития китайской философии после III в. до н.э.

Слайд 27

Дун Чжуншу (Дун-цзы) 董仲舒 (董子) (190 или 179 – 120

Дун Чжуншу (Дун-цзы)
董仲舒 (董子)
(190 или 179 – 120 или 104 гг.

до н.э.)

Текст: «Чуньцю фаньлу» («春秋繁露»), 82 главы

Слайд 28

Лоян, Монастырь Белой Лошади (白馬寺)

Лоян, Монастырь Белой Лошади (白馬寺)

Слайд 29

Чжу Си 朱熹 (1130-1200) Текст: 四書集註 «Сводный комментарий к Четверокнижию»

Чжу Си
朱熹
(1130-1200)

Текст: 四書集註 «Сводный комментарий к Четверокнижию»

Имя файла: Введение-в-историю-китайской-философии.pptx
Количество просмотров: 92
Количество скачиваний: 0