Содержание
- 2. История создания янтарного кабинета На сегодняшний день существует немало предположений о происхождении и судьбе янтарной комнаты.
- 3. Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского
- 4. Начало строительства Для работы с янтарем был приглашён из Копенгагена Г. Вольфрама, придворный мастер датского короля
- 5. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург и Ораниенбург —
- 6. В 1709 году, уже после смерти Софии-Шарлотты, Фридрих I остановил работы. Король поручил Эозандеру расширение дворца
- 7. Елизавета Петровна Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели, и велел ли
- 8. Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего
- 9. За сохранностью Янтарной комнаты тщательно следили, для чего в 1758 году учредили специальную должность «надзирателя за
- 10. Исчезновение Янтарной комнаты На лето 1941 года была намечена масштабная реставрация Янтарной комнаты, но начавшаяся война
- 11. Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где
- 13. Скачать презентацию
История создания янтарного кабинета
На сегодняшний день существует немало предположений
История создания янтарного кабинета
На сегодняшний день существует немало предположений
Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с
Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с
Курфюрст Фридрих III, в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI-XVII столетий.
Начало строительства
Для работы с янтарем был приглашён из Копенгагена Г.
Начало строительства
Для работы с янтарем был приглашён из Копенгагена Г.
Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты,
Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты,
Супруга Фридриха I, королева София-Шарлотта, хотела превратить летний дворец Литценбург (с 1709 года — Шарлоттенбург) в изысканное здание под стать Версалю. Поэтому первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы.
Однако между Вольфрамом и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Эрнст Шахт и Готфрид Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году.
Неизвестный скульптор. Германия. Начало XVIII века. Летний сад.
В 1709 году, уже после смерти Софии-Шарлотты, Фридрих I остановил работы.
В 1709 году, уже после смерти Софии-Шарлотты, Фридрих I остановил работы.
Во время одного из визитов в Берлин российский император Петр I увидел шедевр из янтаря и выразил свое восхищение и желание иметь подобное творение у себя на родине.
При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией новый прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет.
Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.
Елизавета Петровна
Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел
Елизавета Петровна
Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел
Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов,
Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов,
В июне 1755 года императрица приказала Растрелли создать Янтарную комнату в Царском Селе. Панели в Зимнем дворце были бережно разобраны и уложены в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию.
Отведенный для нее дворцовый зал площадью 96 квадратных метров превышал прежние размеры, поэтому архитектор разместил панели в среднем ярусе трех стен. Там, где янтаря не хватало, стены были затянуты холстом и расписаны «под янтарь». Усилив интерьер позолоченной резьбой, великолепными бронзовыми светильниками, зеркалами, живописным плафоном и паркетом из драгоценных пород дерева, Растрелли блестяще справляется с поставленной задачей.
За сохранностью Янтарной комнаты тщательно следили, для чего в 1758
За сохранностью Янтарной комнаты тщательно следили, для чего в 1758
Хрупкий декор не мог долго оставаться без постоянного присмотра и реставраций. Это обстоятельство побудило пригласить из Пруссии янтарных дел мастера Фридриха Роггенбука. В 1761 году на помощь к нему приехали еще несколько прусских резчиков по янтарю, среди них сын Роггенбука — Иоганн.
В 1763 году Екатерина II издала указ о замене всех расписанных «под янтарь» холстов на настоящую янтарную мозаику.
Под руководством Роггенбука были введены дополнения в янтарную отделку интерьера: базы под пилястры, восемь гладких узких щитов для заполнения промежутков между пилястрами, угловой столик, десюдепорт восточной стены, гирлянды на аттике. Кроме того, Роггенбук ввел много дополнительных деталей в первоначальный декор настенных панно. Среди них — рокайли, цветы, картуши, вензеля Екатерины и двуглавого российского орла в оформлении рамы, подаренной Фридрихом II.
Работы в интерьере Янтарной комнаты были завершены лишь в 1770 году.
Исчезновение Янтарной комнаты
На лето 1941 года была намечена масштабная реставрация
Исчезновение Янтарной комнаты
На лето 1941 года была намечена масштабная реставрация
Вместе с немецкими частями, вошедшими в Пушкин, прибыли специалисты из команды «Кунсткомиссион», занимавшейся вывозом художественных ценностей. Оккупанты демонтировали и отправили панно в Кенигсберг (ныне — Калининград).
В Кенигсберге они и находилась до весны 1945 года.
Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном
Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном
Версии о местонахождении янтарной комнаты:
Комната спрятана в тайнике на территории нынешней Калининградской области.
Янтарную комнату следует искать на территории восточноевропейских государств.
Существует также версия, согласно которой перед войной по приказанию Сталина была изготовлена копия Янтарной комнаты, а подлинник вывезли в Москву вместе со всеми эвакуированными экспонатами Царского Села, где он скрывается до сих пор.