Содержание
- 2. План: Познакомиться с шедеврами древнерусской живописи и зодчества Узнать о жанрах искусства Узнать имена знаменитых древнерусских
- 3. Искусство Византии, аскетическое и суровое, торжественное и изысканное, зачастую не достигает той духовной высоты и чистоты,
- 4. Византия (хотя ею были восприняты и достижения римской культуры) - главным образом, плод античной культуры, богатое
- 5. Акцент здесь ставится не на тяжесть подвига, а на радость его плода, на благость и легкость
- 6. Поэтому иконопись в Руси достигла совершенно исключительной высоты и чистоты образа, которыми русская иконопись выделяется из
- 9. Мозаика Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды, смальты (стекла). Мозаичными панно украшались Византийские
- 10. Фрески Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 Роспись фресок выполнялась растительными красками
- 11. Иконы Станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не была так популярна, как на
- 12. Иконостас – иконы, собранные в ряды – чины, которые закрывают алтарь. Чины иконостаса.
- 13. Богоматерь Оранта (Знамение) Особенно на Руси любили изображать Богоматерь. Существовали различные виды изображений: Оранта, Умиление, Одигитрия,
- 14. Богоматерь Знамение Царскосельская Знамение, или Оранта, изображалась по пояс, с руками, разведёнными в стороны. В центре
- 15. Одигитрия Синайская Одигитрия также изображалась по пояс. На руках она держит младенца и указывает рукой на
- 16. Богоматерь Корсунская и Донская. Лик умиление
- 17. Богоматерь Троеручица
- 18. Великая Панагия Шире Небес и Ярославская
- 19. Спас Нерукотворный Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на
- 20. Добрый пастырь Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись, - Добрый пастырь. В Евангелие
- 21. Христос-Эммануил Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил («С еами Бог») – Христос
- 22. Христос - Пантократор Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьёзный, суровый
- 23. Спас на Престоле Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима. Христос в царских
- 24. +Последовательность выполнения иконы 1. Доска, в доске ковчег (углубление), 2. Проклейка, 3. Паволока, 4. Левкас (грунт),
- 26. +Художники иконописцы Алипий (Алимпий) Феофан Грек Андрей Рублев Даниил Черный Дионисий
- 27. Первые живописцы Вместе с христианством Россия получила от Византии в конце Х века уже установившийся церковный
- 28. К XI веку относится и деятельность учеников греков, первых известных русских святых иконописцев, монахов Киево-Печерского монастыря,
- 29. Св. Алипий считается родоначальником русской иконописи. С детства начинавший заниматься иконописью с приезжими греческими мастерами, затем
- 30. Постепенно с XIII в. колорит меняется с характерными русскими цветистыми и яркими красками. Появляется внутренняя и
- 31. Иконам домонгольского периода присуща исключительная монументальность, свойственная стенной живописи, под воздействием которой русская иконопись находится вплоть
- 32. Спас Ярое око - икона середины 14 в. В русской иконописи периода Золотой Орды был весьма
- 33. Иконопись XIV, XV и первой половины XVI в.
- 34. XIV, XV и первая половина XVI в. представляют собой расцвет русской иконописи, совпадающий с расцветом святости,
- 35. Грань XIV и XV вв. связана с именем величайшего иконописца, преподобного Андрея (Рублева), работавшего со своим
- 36. ┼В русской иконописи XIV–XV веков были, только три крупные школы - новгородская, псковская и московская.
- 37. Новгородская школа Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен, четок. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и
- 38. +В XIV в. сложилась новгородская школа иконописи. Характерные особенности: узкие вытянутые фигуры, обилие изящных миниатюрных деталей,
- 39. Новгородская икона «Петр». 14 в.
- 41. + В новгородском письме горки писались крупными объемами с ярко выраженными площадками, которые принято называть «лещадками».
- 43. Новгородская школа. 14 в.
- 45. Вода в новгородской иконописи раскрывалась синим цветом, по которому шла роспись светлыми волнообразными линиями. Особо следует
- 46. Псковская школа Псковская иконопись имеет свое ярко выраженное лицо. +Композиции псковских икон чаще всего асимметричны и
- 48. Художественный язык псковской иконы предельно экспрессивен. Этим он в корне отличен от гармоничного, уравновешенного языка московской
- 51. Московская школа Московская школа иконописи сложилась позднее новгородской, и начало ее расцвета почти совпадает с расцветом
- 52. Московская школа сложилась и развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Живопись московской школы в 14 в.
- 56. +ФЕОФАН ГРЕК (ок. 1340 – ок. 1410) Русский художник; наиболее прославленный среди работавших на Руси греческих
- 57. +Феофан Грек - крупнейший художник конца XIV – нач. XV в. Живопись Феофана отличается свободой композиции,
- 58. Единственная дошедшая до нас его работа, имеющая точное документальное подтверждение, росписи церкви Спаса Преображения на Ильине-улице
- 59. Церковь Спаса на Ильине.1374 г.
- 60. +Феофан Грек. Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. 1378 г.
- 61. +Феофан Грек. Христос Вседержитель Феофан Грек стремится передать святого в момент религиозного подвига или экстаза. Его
- 62. Ф. Грек. Авель. Фреска из храма Преображения в Новгороде
- 63. Фрески Феофана Грека Фрески Феофана Грека легко узнать по пастельным тонам и белым бликам, которые используются
- 64. Троица. 1378. Спаса-на-Ильине. фрагмент
- 65. В Московском Кремле Феофан украсил фресками церковь Рождества Богородицы с приделом Святого Лазаря (вместе с Семеном
- 66. Икона «Преображение». 1408. Переяславль-Залесский. Чудесное проявление божественной природы Христа, ошеломляющее апостолов и низвергающее их наземь, воплощено
- 67. Донская икона Пресвятой Богородицы. 1380
- 68. Успение. 1390.
- 69. Лист из Евангелия Федора Кошки.
- 70. Благовещенский собор Кремля. 1484-1489. Псковские мастера.
- 71. Благовещенский собор.1484-1489. Фигуры написаны мягко, пластично, выражают спокойную сосредоточенность.
- 72. Иоанн Предтеча – икона Благовещенского собора в Москве. Три мастера – Феофан Грек, Андрей Рублёв и
- 73. Феофан Грек. Богородица из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 1405 г.
- 74. Богоматерь. Деталь иконы Деисусного ряда Благовещенского собора. 1405 г.
- 75. Феофан Грек. Иоанн Предтеча. Деталь иконы Деисусного ряда Благовещенского собора. 1405 г.
- 76. Феофан Грек. Архангел Гавриил. Деталь иконы из иконостаса Благовещенского собора. 1405 г.
- 77. Святые Борис и Глеб. Феофан Грек. Житийная икона из Коломны. Особую популярность получают иконы с изображением
- 78. +Стиль Ф. Грека Беспокоен и суров: он как бы показывает не идеальные цели, а сам процесс
- 79. +АНДРЕЙ РУБЛЕВ(ок. 1360-70- 29.01.1430) Русский живописец, крупнейший мастер московской школы живописи, создатель фресок, икон, миниатюр; преподобный
- 80. О гибели его икон заносилось в летописи как о событиях, имеющих большую важность и общественное значение.
- 81. +Характеристика живописи А. Рублева Его живопись отличается юношеской свежестью, чувством меры, максимальной цветовой согласованностью, чарующим ритмом
- 82. Основные этапы жизни: Конец 1390-х годов - миниатюры для книги «Евангелие Хитрово». До 1405 - принял
- 83. 1408-1422 - поясной Звенигородский чин. «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Ок.1411 или 1427 - Икона «Троица».
- 84. Иконы и фрески Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идеи согласия и гармонии, совершенство
- 85. Евангелие Хитрово, 1390-е. Апостол Павел с учеником
- 86. Инициалы Евангелие. Пергамент.
- 87. Рублев. Евангелист Лука.
- 88. Рублев Евангелист Марк
- 89. Рублев. Евангелист Матфей
- 90. В 1405 г. Рублёв участвовал в росписи Благовещенского собора Он также написал для этого собора несколько
- 91. Преображение Господне. 1405. Благовещенский собор Московского Кр.
- 92. Рождество Христово. Благовещенский собор Московского Кремля
- 93. Благовещение, 1408 Успенский иконостас во Владимире
- 94. Спас в Силах. Андрей Рублёв. 1410
- 95. Архангел Михаил из деисусного чина, 1414
- 96. Апостол Павел 1410-1420. Звенигородский чин.
- 97. Архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире.
- 98. Андрей Первозванный, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире.
- 99. Сошествие во ад, 1408-1410.
- 100. Деисусные иконы Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, написанные Рублевым, отличает мягкая манера, чуждая византийской суровости Феофана Грека.
- 101. Спас Вседержитель. Центральная икона Деисусного чина. Рождественский собор Саввино-Сторожевского м-ря. Андрей Рублёв, 1410–1420-е гг.
- 102. В к. XIV - н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону «Троица». Икона была
- 103. +Троица Ветхозаветная. Храмовая икона иконостаса Троице-Сергиева монастыря. Андрей Рублев. 1422-1427 гг.
- 104. В христианской традиции ангелы считаются воплощением Троицы. Вопреки прежней традиции, Рублёв исключил из иконы Авраама, Сарру,
- 105. Рублёв «Троица»
- 106. «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную
- 107. +Даниил Черный ок.1350-1428 Иконописец, монах, современник и сотрудник А. Рублёва. Прозвище «Чёрный» известно по тексту «Сказания
- 108. Предположительно Даниила учитель Рублёва. Погребён Даниил в Спасо-Андрониковом монастыре. Соратник и соавтор Андрея Рублева в работе
- 109. Обладал большим живописным мастерством и даром психологической характеристики; его произведения отличаются цельностью и гармоничностью композиции, совершенством
- 110. Вторая половина XV и начало XVI века связаны с другим гениальным мастером, имя которого ставилось рядом
- 111. +Диони́сий (ок. 1440-1502) Ведущий московский иконописец (изограф) конца XV - начала XVI веков. Считается продолжателем традиций
- 112. Этот период знаменует собой большое совершенство техники, изощренность линий, изысканность форм и красок. Для самого Дионисия,
- 113. Композиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и
- 114. Самая ранняя из известных работ - росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467-1477).
- 115. +Свято-Пафнутиев Боровский монастырь. 1467-1476
- 116. Голова неизвестного святого. Дионисий
- 117. До наших дней сохранилась часть фресок Дионисия в Успенском соборе Московского Кремля, но полнее всего творчество
- 118. Успенский собор Моск. Кр.
- 119. Прохор с Городца «Распятие». Конец XIV в. Благовещенского собора Моск. Кр.
- 120. +Ферапонтов монастырь
- 121. Росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря кон. XV – нач. XVI в
- 122. Евангельские сцены. 1495-1496. Роспись на сев. своде Рожд. Богородицы Ферапон. мон.
- 123. Надвратный триколор.
- 124. Ферапонтов мон. Фреска иконописца Дионисия
- 125. Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы монастырь.
- 126. Христос Вседержитель. Роспись подкупольного пространства собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Дионисий.
- 127. Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря сохранились почти полностью и никогда не записывались. +Фигуры
- 128. Дионисий Архангел. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 16 век Черты, присущие творчеству Дионисия в Ферапонтовом
- 129. Московский иконописец Дионисий со своими сыновьями. Ферапонтов монастырь
- 130. Кисти Дионисия принадлежали также житийные иконы святых Кирилла Белозерского, Димитрия Прилуцкого и др. Тип житийных икон,
- 131. Преподобный Дмитрий Прилуцкий с житием. Дионисий и мастерская.
- 132. XVI век сохраняет духовную насыщенность образа; остается на прежней высоте и красочность иконы и даже становится
- 133. Появляется стремление к сложности, виртуозности и перегруженности деталями. Тона темнеют, тускнеют, и вместо прежних легких и
- 134. Источники иллюстраций http://world.clow.ru/text/1800.htm http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13035&pg=6 http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1333455 http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-4041.htm http://www.museum.ru/mscreg/r1_publ.htm http://fotki.yandex.ru/users/tapirr/view/12240/?page=20 http://www.xlegio.ru/armies/khrapachevsky/batu_raid.htm http://www.pravenc.ru/text/178205.html http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=21714 http://www.admcity.smolensk.ru/people/turism/turism_pravosl.html http://mapcy.narod.ru/novgorod_ru/Nikola_na_Lipne.htm http://fotki.yandex.ru/users/sapozhnik-1/view/37490?page=0 http://sobory.ru/photo/index.html?photo=1560 http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/114195/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/114195/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4;
- 136. Скачать презентацию