Слайд 2
![Истоки новгородской живописи восходят к XI веку. Есть основания думать,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-1.jpg)
Истоки новгородской живописи восходят к XI веку. Есть основания думать, что
в области живописи Новгород был в это время так же тесно связан с Киевом, как и в области архитектуры. Вероятно, в нем работали киевские и греческие мастера, бывшие первыми учителями местных художников.
Слайд 3
![Софийский собор Заложенный в 1045 году Софийский собор в Новгороде](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-2.jpg)
Софийский собор
Заложенный в 1045 году Софийский собор в Новгороде строился, по
свидетельству III Новгородской летописи, в течение семи лет и был расписан художниками, призванными из Царьграда.
Слайд 4
![От росписи начала XII века дошли только пять фигур пророков](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-3.jpg)
От росписи начала XII века дошли только пять фигур пророков в
простенках окон барабана - Соломона, Исайи, Иеремии, Иеремии и Аввакума и фигуры Анатолия, Поликарпа Смирнского, Карпа
Слайд 5
![То, что к началу XII века в новгородской живописи господствовали](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-4.jpg)
То, что к началу XII века в новгородской живописи господствовали архаические
традиции, доказывают также миниатюры «Мстиславова Евангелия».
Слайд 6
![Два других памятника новгородской живописи раннего XII в. - росписи Николо-Дворищенского собора и собора Антониева монастыря](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-5.jpg)
Два других памятника новгородской живописи раннего XII в. - росписи Николо-Дворищенского
собора и собора Антониева монастыря
Слайд 7
![Фрагменты монументальной композиции «Страшного суда» и редко встречающейся сцены - «Иов на гноище»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-6.jpg)
Фрагменты монументальной композиции «Страшного суда» и редко встречающейся сцены - «Иов
на гноище»
Слайд 8
![Собор Рождества Богородицы в Антониевом Иное художественное направление представляют собой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-7.jpg)
Собор Рождества Богородицы в Антониевом
Иное художественное направление представляют собой росписи
собора Рождества Богородицы в Антониевом монастыре, исполненные, по летописному свидетельству, в 1125 г. Основатель монастыря - преподобный Антоний Римлянин
Слайд 9
![К росписям первой половины XII века примыкают фрески башни Георгиевского собора Юрьева монастыря.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-8.jpg)
К росписям первой половины XII века примыкают фрески башни Георгиевского собора
Юрьева монастыря.
Слайд 10
![Церковь Георгия в Старой Ладоге Росписи церкви Георгия в Старой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-9.jpg)
Церковь Георгия в Старой Ладоге
Росписи церкви Георгия в Старой Ладоге
выполнены около 1167 г., после гибели значительной части росписей церкви Спаса на Нередице они являются крупнейшим памятником русской монументальной живописи домонгольской эпохи.
Слайд 11
![К концу XII в. относится изображение поясного «Деисуса» на северной стене Мартириевской паперти Софийского собора.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-10.jpg)
К концу XII в. относится изображение поясного «Деисуса» на северной стене
Мартириевской паперти Софийского собора.
Слайд 12
![Церковь Спаса на Нередице Росписи церкви Спаса на Нередице 1199](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-11.jpg)
Церковь Спаса на Нередице
Росписи церкви Спаса на Нередице 1199 г.,
являвшиеся крупнейшим средневековым живописным ансамблем не только в России, но и во всей Европе, были почти полностью уничтожены во время второй мировой войны.
Слайд 13
![Храм Николы на Липне Фрески храма Николы на Липне хотя](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-12.jpg)
Храм Николы на Липне
Фрески храма Николы на Липне хотя и
были исполнены около 1292-1294 годов, тем не менее, еще тяготеют к памятникам домонгольской живописи.
Слайд 14
![Церковь Николы на Липне сильно повреждена во время Великой Отечественной войны](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-13.jpg)
Церковь Николы на Липне сильно повреждена во время Великой Отечественной войны
Слайд 15
![Но при этом уцелел ряд древних изображений, находившихся за новым](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-14.jpg)
Но при этом уцелел ряд древних изображений, находившихся за новым иконостасом
- фигуры воинов и святителей, «Три отрока в пещи огненной» и «Благовещение».
Слайд 16
![Иконописание Одновременно с блестящей монументальной живописью в Новгороде процветало не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-15.jpg)
Иконописание
Одновременно с блестящей монументальной живописью в Новгороде процветало не менее блестящее
иконописание. Новгородские иконы XII-XIII веков занимают выдающееся место в истории не только древнерусской, но и всей средневековой живописи. Икона «Апостолы Петр и Павел»
Слайд 17
![Иконописание К первой половине XII в. относится изображение св. Георгия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-16.jpg)
Иконописание
К первой половине XII в. относится изображение св. Георгия на двусторонней
иконе из Успенского собора Московского кремля
Слайд 18
![Иконописание В 1930-1940-е годы XII в. написаны две иконы из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-17.jpg)
Иконописание
В 1930-1940-е годы XII в. написаны две иконы из Юрьева монастыря:
храмовый
ростовой образ св. Георгия
Слайд 19
![Иконописание «Устюжское Благовещение».](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-18.jpg)
Иконописание
«Устюжское Благовещение».
Слайд 20
![Иконописание Икона «Спас Нерукотворный»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-19.jpg)
Иконописание
Икона «Спас Нерукотворный»
Слайд 21
![Иконописание К рубежу XII-XIII вв. относится большая икона Николая Чудотворца](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-20.jpg)
Иконописание
К рубежу XII-XIII вв. относится большая икона Николая Чудотворца
Слайд 22
![Иконописание Ранним XIII в. датируется икона «Успение Богоматери» из новгородского Десятинного монастыря](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-21.jpg)
Иконописание
Ранним XIII в. датируется икона «Успение Богоматери» из новгородского Десятинного монастыря
Слайд 23
![Иконописание Икона «Богоматерь Знамение», написанная до 1169 г.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-22.jpg)
Иконописание
Икона «Богоматерь Знамение», написанная до 1169 г.
Слайд 24
![Иконописание От начала XIII в. сохранился древнейший список с чудотворного «Знамения»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-23.jpg)
Иконописание
От начала XIII в. сохранился древнейший список с чудотворного «Знамения»
Слайд 25
![Живопись второй половины XIII в. Краснофонные иконы - «Иоанн Лествичников с Георгием и Власием»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-24.jpg)
Живопись второй половины XIII в.
Краснофонные иконы - «Иоанн Лествичников с Георгием
и Власием»
Слайд 26
![«Спас на престоле с избранными святыми на полях»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/323473/slide-25.jpg)
«Спас на престоле с избранными святыми на полях»